FEATURES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUNG EMPLOYEES OF CORRECTIONAL SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article examines the process of adaptation of future specialists penal system, as well as features of social and psychological adaptation of existing employees to serve in the prison system. Attention is paid to the fact that in the process of psychological support must be focused to form professional and personal image of the employee of the penitentiary system by means of specially organized psychological conditions, as well as to create conditions for improving the success of adaptation and professional and personal development, seeking psychological help.

Keywords:
ocial and psychological adaptation, psychological support young employees.
Text

В условиях реформирования УИС до 2020 года наиболее актуальными являются вопросы, направленные на «обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника уголовно-исполнительной системы», «повышение качества службы и условий труда», «совершенствование специальной и психофизической подготовки»[6]. Эти приоритеты напрямую связаны с необходимостью высокого уровня профессионализма сотрудника УИС, который во многом определяется успешностью его профессионального становления и эффективностью адаптации к условиям труда.

Период адаптации молодого сотрудника – это период приобщения и привыкания к определенной деятельности и к среде, в которой она протекает. Процесс адаптации в становлении будущих специалистов имеет особое значение, так как, во-первых, в ходе адаптации важно извне правильно ориентировать молодого сотрудника в избранной им сфере деятельности и, во-вторых, этот период осложняется внутренним напряжением, связанным с процессом привыкания. Из этого следует, что адаптация – это не только социальная, но и педагогическая проблема.

В зарубежной психологии идеи адаптации и психологического обеспечения процесса профессионального становления активно стали разрабатываться, начиная с 50-х годов XX в., прежде всего в трудах Д. Сьюпера, X. Хартманна, Дж. Холланда. 

В отечественной психологической науке исследования в области адаптации специалистов проводятся с 70-х годов XX в., в том числе в области общей и социальной психологии (О.И.Зотова, И.К. Кряжева, П.С. Кузнецов, В.Д. Шадриков, В.И. Дружинин и др.); педагогической психологии и психологии труда (В.А. Бодров, K.M. Гуревич, А.Н. Жмыриков, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.Н. Никифоров, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Е.С. Романова и др.); психологии управления и акмеологии (A.A. Деркач, B.Г. Зазыкин, А.К.Маркова, A.A. Реан и др.).

Психологическая адаптация – это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций[3, с.28].

Юридическими психологами проблематика адаптации специалистов к службе в правоохранительных органах разрабатывалась в контексте обоснования подходов к изучению и повышению психологической подготовленности и готовности к службе, а также внедрения моделей отбора и тренинга профессионально-личностного развития молодых специалистов (Т.Ю. Базаров, Н.Р. Битянова, М.Г. Дебольский, C.А. Ларионова, А.И. Папкин, В.М. Поздняков, А.И. Ушатиков и др.). 

Определенное внимание в исследованиях уделено изучению детерминант, способствующих или затрудняющих процесс адаптации молодых специалистов к службе в УИС, что нашло отражение в публикациях В.Н. Казанцева, H.A. Тюгаевой, Т.Ю.Базарова, A.B. Пищелко, М.И. Кузнецова , С.А. Лузгина, A.B. Кокурина, A.B. Чечковой, E.Е.Гавриной, Г.В. Протасовой, Ю.Н. Кравцовой, Р.Н. Киселевой, Н.Г. Соболева и др.

Исследователями подчёркивается, что для улучшения адаптации необходимы изучение и реализация следующих направлений деятельности: формирование профессиональных целей и мотивов, стимулирование саморазвития и самопознания, разработка индивидуальных программ социально-психологической адаптации, проведение психокоррекционных мероприятий.

В.Ф. Пирожков, характеризуя ведущую роль коллектива в процессе профессиональной адаптации, отмечает, что её успех зависит от положения сотрудника в коллективе, прочности позиций, степени его эмоционального благополучия[11, с.54].

В исследовании В.М. Позднякова утверждается, что успех профессиональной адаптации зависит от степени психологической готовности сотрудника к службе в УИС. В структуре целостной системы готовности автор выделяет две функционально взаимосвязанные подсистемы: 1) долговременная готовность (устойчивый комплекс профессионально важных качеств и свойств) и 2) ситуативная готовность (психическое состояние)[4].

А.В. Чечкова указывает, что преобладание наказания и угроз в качестве основных средств мотивации подчинённых, а также отсутствие мотивирующей роли принятия решения являются главными факторами затруднений адаптации сотрудников к организационной структуре исправительных учреждений[12].

Е.Е. Гаврина доказывает, что профессиональная адаптация сотрудников УИС представляет собой сложный личностно многоплановый процесс, детерминированный следующими основными факторами: профессиональными качествами, должностной позицией, выбором индивидуального или коллективного способа решения поставленных профессиональных задач, адаптационно-коммуникативными качествами личности[1].

По мнению Н.Г. Соболева, адаптация сотрудников к службе в уголовно-исполнительной системе – сложный психологический феномен, который проявляется в динамическом взаимодействии объекта (содержание и условия профессиональной деятельности) и субъекта (индивидуально-психологические особенности специалиста) адаптации[8 с.19].

Много внимания исследователями уделяется факторам, оказывающим влияние на процесс профессиональной адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы:

Одним из таких факторов является среда, в которой осуществляется деятельность сотрудников УИС. В.Л. Романов обращает внимание на то, что «ежедневный в течение многих лет непрерывный контакт с осуждёнными, фактически жизнь в сгустке криминогенной субкультуры снижают духовно-нравственный уровень не только тех, кто исходно имел его невысоким, но и сильных личностей»[5 с.63].

По мнению А.А. Ушакова, на адаптацию кадров к условиям службы в уголовно-исполнительной системе влияют следующие факторы: 1) личность адаптанта (сотрудника) – её направленность, мотивация, компетентность, характер и т.д.; 2) взаимоотношения с коллективом, наставником, родственниками, семьёй, а также с осуждёнными; 3) взаимоотношения с руководителем, который является организатором процесса адаптации[10 с. 91-98].

Как считает И.А. Латкова, одним из факторов, определяющих успешность адаптации, выступает состояние удовлетворённости содержанием и организацией труда, отношениями в коллективе, перспективностью службы, её значимостью в глазах референтной группы[2 с. 39-46].

Согласно исследованиям И.Н. Сафроновой, к факторам риска, затрудняющим адаптацию личности в экстремальных условиях деятельности, относятся повышенная раздражительность, впечатлительность, лёгкость развития аффектов, застенчивость, робость, легкомысленность суждений, выраженное чувство собственной неполноценности, преувеличение недостатков, принижение успехов и достоинств, неспособность защитить себя, повышенная конфликтность, социальная ведомость[7].

Итак, в профессиональной адаптации сотрудников УИС можно выделить  три группы факторов, которые могут выступать в качестве причин, отрицательно влияющих на адаптацию:

1)факторы субъектного характера, отражающие психологические особенности самих специалистов (недостаточный уровень профессиональной направленности, организаторских, педагогических и коммуникативных способностей, эмпатии, толерантности, психологической устойчивости и т.д.);

2)факторы объектного характера, отражающие специфические особенности содержания профессиональной деятельности (усложнённые социально-правовые и личностные характеристики контингента осуждённых, сложность и многоплановость решаемых задач, коренное изменение социально-политической системы государства и т.д.);

3)факторы обстановочного характера, отражающие условия, в которых протекает как служба, так и жизнедеятельность специалистов и членов семей (недостаточный уровень организации труда и текущего управления; конфликтный характер отношений сотрудников друг с другом и с руководством; неразвитость социальной инфраструктуры в месте нахождения учреждения; слабая организация наставничества; существующая в учреждении текучесть кадров; сложные географические и социально-демографические характеристики регионов; напряжённый характер взаимоотношений в семье из-за прохождения службы супругом в ИУ и т.д.)[9].

А.М. Столяренко указывает на наличие нескольких психологических разновидностей процесса адаптации: организационную, профессионально-деятельностную, социально-психологическую и бытовую адаптацию[9].

А.В. Чечкова установила, что следует различать четыре типа адаптации сотрудника к условиям исправительного учреждения: отрицание, конформизм, мимикрию и адаптивный индивидуализм[12].

При подготовке молодых сотрудников к профессиональной деятельности в первую очередь необходимо обращать внимание на дефицитарные компоненты.

После разделения на условные группы осуществлять в процессе служебной деятельности дифференцированное психологическое сопровождение. При составлении психокоррекционных программ, ориентированных на позитивные внутриличностные изменения в процессе адаптации сотрудников к условиям служебной деятельности, необходимо учитывать естественный процесс личностного и профессионального развития сотрудника.

Анализируя процесс личностно-профессионального роста и развития, психолог учреждения получает представление о содержании процесса, формах и динамике соотношения личностных и профессиональных качеств в процессе профессиональной адаптации, возможной дезадаптивной роли в развитии специалиста – профессионала получаемых знаний и сформировавшихся умений и навыков.

Выявленные с помощью психодиагностических методов, проблемных аспекты социально-психологической адаптации молодых сотрудников с учетом уровне профессиональной мотивации дают возможность психологу учреждения разработать адресный план вхождения в должность и рекомендации наставнику, позволяя смягчить процесс адаптации молодого сотрудника к условиям исправительного учреждения, а также решить задачу психологического сопровождения «групп риска», «групп повышенного внимания» специалистом - психологом.

В процессе психологического сопровождения необходимо целенаправленно формировать профессионально-личностный образ сотрудника пенитенциарной системы при помощи специально организованных психологических условий. Создавать условия для повышения успешности адаптации, профессионального и личностного развития, обращения за психологической помощью.

References

1. Gavrina E.S. Psikhologicheskie osobennosti organizatsionnogo povedeniya sotrudnikov ispravitel´nykh uchrezhdeniy v protsesse vkhozhdeniya v dolzhnost´: avtoreferat dissertatsii…kandidata psikhologicheskikh nauk [Psychological features of organizational behavior correctional officers in the process of entering the office: the dissertation thesis ... The candidate of psychological sciences]. - Ryazan, 2004. - 21 p.

2. Latkova I.A. Pedagogical issues of successful adaptation of young employees and the creation of conditions for their consolidation in groups of internal affairs // Aktual´nye problemy moral´no-psikhologicheskoy podgotovki lichnogo sostava organov vnutrennikh del (po materialam nauchno-prakticheskoy konferentsii) [Actual problems of moral and psychological training of personnel of law enforcement agencies (based on scientific and practical conference)]. - M., 1992. - pp. 39-46. (in Russian).

3. Nalchajyan A.A. Psikhologicheskaya adaptatsiya: mekhanizmy i strategii [Psychological adaptation: mechanisms and strategies]. - M.: Eksmo Publ., 2010. - p.28.

4. Pozdnyakov V.M. Problemy v professional´nom lichnostnom roste rukovoditeley OVD i psikhologicheskaya pomoshch´ pri ikh razreshenii: nauchno-prakticheskoe posobie [Problems in professional personal growth MIA managers and psychological assistance in their resolution: the scientific and practical guide] [text]. / V.M. Pozdnyakov, I.E. Reutskaya. - M .: Institute of the Russian Interior Ministry, 2005. - 160 p.

5. Romanov V.L. Improve the moral and psychological training of the NLI // Aktual´nye problemy moral´no-psikhologicheskoy podgotovki lichnogo sostava organov vnutrennikh del (po materialam nauchno-prakticheskoy konferentsii) [Actual problems of moral and psychological training of personnel of law enforcement agencies (based on scientific and practical conference)]. - M., 1992. - p. 63. (in Russian).

6. The Russian Federation. Russian Federation Government. "On approval of the Concept of development of the Russian penal system until 2020" dated 14.10.2010 number 1772-p.

7. Safronova I.N. Pokazateli adaptatsii sotrudnikov k professional´noy deyatel´nosti v ekstremal´nykh usloviyakh penitentsiarnykh uchrezhdeniy: avtoreferat dissertatsii…kandidata psikhologicheskikh nauk [Employees adaptation indicators for professional work in extreme conditions of penal institutions: the author´s abstract of the dissertation ... The candidate of psychological sciences]. - Tomsk, 2002. - 22 p.

8. Sobolev N.G. Adaptatsiya vypusknikov vysshikh obrazovatel´nykh uchrezhdeniy FSIN Rossii k sluzhbe v ugolovno-ispolnitel´noy sisteme: monografiya [Adaptation of graduates of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia to the service in the penal system: monograph]. - Vologda: VIPE FSIN of Russia, 2010. - p.19.

9. Stolyarenko A.M. Obshchaya i professional´naya psikhologiya: Uchebnoe posobie [General and Professional Psychology: Textbook]. - M.: Prospect Publ., 2003. - 320 p.

10. Ushakov A.A. Socio-psychological aspects of adaptation to the conditions of service of employees in the system of forest IUT // Aktual´nye problemy moral´no-psikhologicheskoy podgotovki lichnogo sostava organov vnutrennikh del (po materialam nauchno-prakticheskoy konferentsii) [Actual problems of moral and psychological training of personnel of law enforcement agencies (based on scientific and practical conference)]. - M., 1992. - pp. 91-98. (in Russian).

11. Ushatikov A.I., Kovalev O.G., Semenov V.A. Psikhologicheskaya podgotovka sotrudnikov penitentsiarnykh uchrezhdeniy k deystviyam v ekstremal´nykh usloviyakh [Psychological training of prison officers to act in extreme conditions]. - Ryazan, 1997. - p. 54.

12. Chechkova A.B. Sotsial´no-psikhologicheskaya adaptatsiya sotrudnikov k organizatsionnoy kul´ture ispravitel´nykh uchrezhdeniy: avtoreferat dissertatsii...kandidata psikhologicheskikh nauk: 19.00.06. [Socio-psychological adaptation of employees to organizational culture correctional facilities: the author´s abstract of the dissertation ... The candidate of psychological sciences: 19.00.06]. - Ryazan, 2001. - 24 p.


Login or Create
* Forgot password?