FEATURES AND CAPABILITIES OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRE-SCHOOL AGE CHILDREN IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to psychological and pedagogical support of the educational process in the children´s educational institution, based on the formation of professional skills of teachers, psychological culture of their parents, in turn, versatile, fully develop the child forms in his capacity to a level corresponding to the age peculiarities and requirements of the modern world. The main result of the activities of the psycho-pedagogical support preschool, which is consistent with both the social needs of the population and the requirements of the federal state educational standards, is an adaptation of children at all levels of training to the rapidly changing life of society, to ensure the organization of educational process aimed at constructive formation of the child´s personality.

Keywords:
Children´s educational institution, psychological and educational support, pre-schooler.
Text

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Как известно из возрастной психологии [1] дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Однако, несмотря на актуальность данного вопроса, его важность и значимость, а также теоретическую проработку, реализация системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников упирается в слабую практическую разработанность.

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности ДОУ становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса [5]. Забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого ДОУ.

Федеральные государственные образовательные стандарты - это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования - наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Сегодня в науке и практике считается, что создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых. Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве - это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого ДОУ.

Рассмотрение особенностей и возможностей психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста начнем с одной из важнейших проблем возникающей при поступлении ребенка в детский сад - проблемы адаптации. Поступление в детский сад - сложный этап в жизни любого малыша, который является ответственным моментом для ребенка и вызывает тревогу у родителей. Как известно, изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье. Особенно уязвим ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, слаб и раним. В этом возрасте привыкание к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Для родителей решение отдать ребенка в детский сад, в «чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство. Дети раннего возраста не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление не характерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах, напряженный голос - масса мелочей, которые родители не осознают, но которое моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду [1, с.7]. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу. Негативный опыт адаптации к дошкольному образовательному учреждению может отразиться на адаптации к школе, а возможно скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка и его семьи. Анализ соответствующей учебно-методической литературы показал, что исследуемая проблема хотя и сформулирована, но еще далека от решения: имеется ряд вопросов, нуждающихся в дополнительных психологических и методических исследованиях и в соответствующем теоретическом и практическом обосновании. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду [3, с.1064-1066]. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Необходимо сформировать у ребенка чувство уверенности в окружающем, положительную установку, желание идти в детский сад. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам. Организация успешной адаптации ребенка к детскому саду - это кропотливая, объемная работа, которая дает хороший результат лишь при совместной деятельности педагога-психолога, воспитателей и родителей. Оптимальное течение адаптационного периода обеспечивается при условии плавного перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками [2, с. 59-62].

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения, а также оно опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность.

Современные особенности и возможности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста достаточно велики, так как представляет собой не просто сумму разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Так в ходе психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ могут решатся следующие задачи:

  • удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
  • обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;
  • удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
  • превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;
  • формирование готовности быть субъектом собственной деятельности;
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников.

В психолого-педагогическом сопровождении дошкольников можно выделить следующие направления [4]:

  • обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
  • развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
  • коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
  • обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
  • оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.
  • предупреждение (профилактика) возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителей, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
  • диагностика и выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам;
  • формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ представляет следующую деятельность:

  • организация работы по выявлению психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия;
  • систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
  • осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка дошкольного возраста имеет следующий алгоритм:

  • постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования);
  • анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений);
  • разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов);
  • реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения);
  • осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть, во-первых, формирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата; во-вторых, разработка карт индивидуального развития дошкольников; в-третьих, разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения; в-четвертых, разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей [4].

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
  • увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
  • сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
  • постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
  • оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т.к. в настоящее время внедрение инноваций - обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;
  • снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;
  • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
  • сохранение высокого уровня работы ДОУ, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях [4].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Делая вывод, следует сказать, что главным результатом деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения дошкольника, которая согласуется как с социальными запросами населения, так и требованиями федерального государственного образовательного стандарта, является адаптация детей всех ступеней обучения к быстроменяющейся жизни социума, обеспечение организации образовательного процесса, направленного на конструктивное становление личности ребенка.

Обозначенный результат может быть достигнут через создание условий для формирования таких личностных качеств, как активность, коммуникабельность, ответственность, социально-психологическая умелость, а также адекватных требований общества и потребностей каждого конкретного человека личностных установок, способных обеспечить качество жизни.

Таким образом, эффективное психолого-педагогическое сопровождение в современных социокультурных условиях является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

References

1. Kulagina I.Y. Vozrastnajа psihologijа: razvitie rebenka ot rozhdenijа do 17 let [Psychology: the development of the child from birth to 17 years]. - M., 1998.

2. Mongush O.O. Psycho-pedagogical support of children of preschool age // Pedagogicheskoemasterstvo: materialy VI mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, iyun´ 2015 g.)[Pedagogical skills: the VI Intern. scientific. Conf. (Moscow, June 2015)]. - M.: Buki -Vedi, 2015. - pp. 59-62. (inRussian).

3. Pistun Y. Grigoryan K.I., Kovacheva G.P. Psycho-pedagogical support of adaptation of the child and his family to the conditions of preschool educational institution // Molodoyuchenyy [Young scientist]. - 2014. - №4.- pp. 1064-1066.(inRussian).

4. Safonova O.A. Upravlenie kachestvom obrazovanijа v doshkol´nom obrazovatel´nom uchrezhdenii [Education Quality Management in preschool educational institution]. - M., 2011.

5. Sepiashvili E.N. Forsyth´s career in teaching students - the future bachelors of pedagogy// Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. - 2014. № 3,. pp. 122-124. (inRussian).


Login or Create
* Forgot password?