MODERN PROBLEMS AND TENDENCIES OF IMPROVING THE ORGANIZATION OF STUDENTS´ INDEPENDENT WORK IN HIGH SCHOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The approaches to the organization of students´ independent work in the space of meaning and human environment of high school, the creation of which the student himself is directly involved in the process of self-development of the new.

Keywords:
еxtra curricular independent work, self-education, teaching as self-employment, the idea of lifelong learning, the educational system of the university, individualization, tutor support.
Text

В высшей школе учебный процесс все более приобретает характер самостоятельного труда студентов, призванного обеспечить высокий уровень их саморазвития, самообразования. Существенное сокращение объема обязательной аудиторной нагрузки студентов с целью освобождения времени для самостоятельной учебной работы, активное и всестороннее использование в сфере образования современных информационных технологий предполагает замещение информирующей и организационной функций преподавателя на функции консультирования, сопровождения, психолого-педагогической поддержки обучающихся [4].

Для реализации модели «мыслящего индивида» в третьем тысячелетии должны разрабатываться новые системы индивидуально-личностной подготовки и образования, формирующие человека, способного мыслить и действовать в новых, непрерывно меняющихся ситуациях [9]. Задачей профессиональных образовательных учреждений является не только подготовка выпускников к решению сложных производственно-технологических задач, но и обучение их самостоятельному поиску оптимальных решений в сложных ситуациях, в опоре на свои внутренние ресурсы, собственные возможности человека, свой опыт [6]. 

Содержание и формы учебной работы в современной высшей школе изменяются так, чтобы в них предусматривалась работа с проявлением и развитием личного интереса каждого, что находит отражение в индивидуальной образовательной программе (ИОП) обучающегося. Вместе с тем чем выше уровень активности студента в процессе самообразования, тем более студент нуждается в квалифицированной поддержке преподавателя: при выборе предмета изучения, времени освоения нового знания, выполнении творческого, исследовательского проекта. Таким образом, актуализируются проблемы управления самостоятельной работой студентов преподавателем, т.е. умение оптимизировать процесс сочетания двух частей самостоятельной работы, организуемой преподавателем и студентом, по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя.

Процесс самостоятельного освоения студентом нового требует сопровождения: не передачи готового культурного содержания новому поколению, а лишь сообщения того движения, продолжая которое оно могло бы выработать, по мнению С.И. Гессена, свое собственное новое содержание культуры. Он утверждал, что «…именно индивидуализация, одинаково не совпадающая ни со специализацией, ни с энциклопедичностью, и отличает университет от специальной школы» [2]. Поэтому так необходима разработка педагогических основ введения тьюторского сопровождения. 

На практике современная система образования вуза определяется в большей степени предметной деятельностью, тогда как социальный контекст этой деятельности, система личных отношений студентов оказывается вне поля зрения научного анализа, да и вне поля деятельности части преподавателей, которые призваны ориентироваться на развитие личности, ее творческих сил и самовыражение в деятельности.

Безусловно, важно осознание самими студентами своей самостоятельности и своего права на выбор, как универсального и необходимого при самоопределении. Сделать учебный процесс по-настоящему образовательным, удовлетворяющим, прежде всего, таким универсальным человеческим потребностям, по Э. Фромму, как потребность в общении, в связи с другими, в творчестве, преодолении, идентичности, в познании можно, исходя из того, что образовать (в отличие от обучить и воспитать) человек может себя только сам. Если образование человека в этом смысле не осуществляется, то наступает, по выражению М.К. Мамардашвили, «антропологическая катастрофа» [5], влекущая и все остальные кризисы – экологический, демографический, экономический и прочие. Сущность образования предстает как пространство смыслообразования и гуманитарная среда, в проектировании и создании которой сам человек принимает непосредственное участие. Образование становится проектным действием человека, направленным на преобразование себя, движением к образу самого себя в создаваемом им самим пространстве, и оно принципиально не может быть осуществлено в заданных извне рамках нормативно определенного образовательного канала [8]. Такое пространство можно представить как «сетевой образовательный коммунитас» (по С.А. Смирнову), «…в котором конкретный человек, становящийся субъектом, собирающий сугубо свой вариант образования (начиная от освоения глубоко продвинутых культурных практик и кончая простыми формами адаптации и социализации), является сам предпринимателем своего образования, меняя свою профессиональную и культурную идентичность» [7]. Поэтому сегодня проблему инициативности, ответственности, субъектности личности студента определяют как одну из актуальных проблем высшего педагогического образования.

Учение как построение самим обучающимся личностно значимых индивидуальных моделей познания, как индивидуализированный процесс усвоения знаний на основе субъектного опыта и определенной организации интеллектуальной сферы студента невозможно без внеаудиторной самостоятельной работы студента, понимаемой как вид самообразовательной деятельности, активно развивающей его мышление, как процесс самосовершенствования и самопознания студента, в котором «…формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя» [3] на основе «…выработанной им самим программы усвоения какого-либо материала» [Там же]. 

Технологический аспект обретения опыта учения заключается в повышении многообразия видов и форм организации самостоятельной деятельности студентов. Отсюда основными требованиями к вузовскому образованию могут быть: увеличение удельного веса проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности студентов; использование разных форм модульного или концентрированного обучения; дифференциация учебной и образовательной сред (мастерская, лаборатория, библиотека, лекционный зал и т.п.); переход на накопительную систему оценивания и самооценивания и др.

При изучении национальных и мировых направлений развития университетского образования выявлены следующие тенденции, связанные с актуальностью самостоятельной работы студентов:

  • современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, «Liveandlearn», когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных знаний;
  • в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса  сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов;
  • центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Наращивание потенциала человека в условиях, когда индивидуализация как стратегия становится ценностью и целью в обществе, возможно только в открытом образовательном пространстве, когда многообразие становится его неотъемлемым атрибутом, а основополагающим принципом деятельности является приоритет свободного развития индивидуальности через обретение смыслов, самовыражение, социальное творчество [1].

Важно не просто повышение уровня самостоятельности, а формирование у обучающихся рефлексивных способностей, что требует создания особой образовательной, рефлексивной среды. Среда воздействует на развитие индивида через деятельность. М. Полани отмечает, что не все то, что окружает… является действительно средой развития. На этот процесс влияют только те условия, с которыми личность вступает в ту или иную действительную связь. В этом случае каждый творит собственное образовательное пространство как пространство вхождения в культуру сообразно своим индивидуальным особенностям. 

Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента, позволяющих обучающемуся овладевать различными стратегиями самообразования, конструировать личностное знание, образовательный опыт одновременно для включения в научные и культурно-исторические процессы как активной, самостоятельной, творческой личности (В.С. Леднев, Ю.С. Дик и др.).

Среди проблем, требующих своего разрешения, в исследовании М.В. Кочеткова указывается отсутствие гибких планов и программ, обеспечивающих реальную возможность выбора дисциплин и форм контроля в соответствии с индивидуальным развитием; доминирующая позиция педагога в процессе обучения, тормозящая раскрытие потенциальных возможностей студентов; стандартизация педагогического процесса как следствие «воспроизводства» усредненных качеств, характеризующих личность [4]. 

Образование – открытая саморазвивающаяся система, поэтому она чутко улавливает прогрессивные тенденции в развитии мирового сообщества. Открытая система должна быть нацелена на разворачивание знания в форме деятельности. Сферу образования в открытом обществе можно рассматривать не только как сферу передачи опыта и подготовки индивида, но и как испытательный полигон  антроподром (термин П.Г. Щедровицкого). В этом случае образование выступает как место возможного риска, место проб и ошибок, испытания собственных возможностей и вариантов самоопределения. Тьюторские технологии образования более сложные, чем традиционные – они мыследеятельностные. Вместо навязывания человеку заранее определенных образовательных путей для выбора, тьюторство предлагает множество образовательных услуг, модулей, блоков модулей и т.д., вход в систему своего образования всегда открыт. 

Таким образом, проведенный нами анализ тенденций и проблем в развитии практик, способствующих становлению самостоятельности, инициативности, мобильности студентов, предполагает усиленное внимание к построению научно-обоснованной системы тьюторского сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

References

1. Burlakova T.V. Individualizatsiya professional´noy podgotovki studentov v pedagogicheskom vuze [Tekst]: avtoref. dis. …d-ra ped. nauk / T.V. Burlakova.  M., 2009.  39 s.

2. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Tekst] / S.I. Gessen.  M.: Shkola-Press, 1995. - S. 85.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Tekst]: uchebnik dlya vuzov / I.A. Zimnyaya. - M.: Logos, 1999. - 384 s.

4. Kochetkov M.V. Professional´noe razvitie prepodavatelya v sotvorchestve so studentami v vuze [Tekst]: avtoref. dis. …d-ra ped. nauk / M.V. Kochetkov. - M.: Akad. upr. MVD RF, 2007. - 52 s.

5. Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu [Tekst] / M.K. Mamardashvili.  M., 1990.  S. 189.

6. Mitina L.M. Uchitel´ kak lichnost´ i professional [Tekst] / L.M. Mitina. - M.: Delo, 1994.  216 s.

7. Smirnov S.A. Praktikuemye modeli sotsial´no-gumanitarnogo obrazovaniya. [Tekst] / S.A. Smirnov. Prepodavanie sotsial´no-gumanitarnykh distsiplin v vuzakh Rossii.  M., 2003.  S. 149.

8. Shendrik I.G. Obrazovatel´noe prostranstvo sub´´ekta uchebno-professional´noy deyatel´nosti: metodologiya, teoriya, praktika proektirovaniya [Tekst]: avtoref. dis. …d-ra ped. nauk / I.G. Shendrik.  Ekaterinburg, 2011. - 51 s.

9. Shchedrovitskiy G.P. Budushchee est´ rabota myshleniya i deystviya [Tekst] / G.P. Shchedrovitskiy. Voprosy metodologii. - 1994. - № 1.

Login or Create
* Forgot password?