The work substantiates theoretical concept which considers the e-Government as an organizational form of realization of the society’s managerial intellectual capital at macro level, gives characterization to e-Government and defines its place, role and functions in the information economy. Conditions for formation of the e-Government, its functioning principles and development factors are also covered. Narrow and general definitions of the e-Government are given. The work also describes directions and forms of internal and external interactions of the e-Government, forms and procedure for provision of state electronic services to citizens, companies and social institutions. National and foreign experience in implementation of the e-Government’s programmes at the federal and regional levels is also presented.
electronic government, intellectual capital, information economy, globalization, innovations, e-services, government service network.
Статья подготовлена при грантовой поддержке РГНФ, проект № 16-02-00531а.
В информационном обществе параллельно с формированием различных составляющих сетевой информационной экономики идет создание различных сетевых институциональных управленческих структур, включая институты государственной власти на глобальном, федеральном, региональном и местном уровнях, а также различные самоорганизующиеся сетевые сообщества населения. Интернет-технологии не только быстро внедряются в политику, бизнес, государственное управление, но и трансформируют характер межличностных отношений в обществе (формируются виртуально-сетевые онлайновые сообщества, устанавливаются отношения информационного партнерства, осуществляется группировка пользователей по определенным информационным интересам), в электронных сетях трансформируются правила «игры», меняются принципы ведения бизнеса, отношений между основными субъектами правоотношений, координации деятельности субъектов хозяйствования, управления компаниями и государственного управления.
Ведущее место в структуре институтов управления и регулирования глобализирующейся информационно-инновационной экономики занимают электронно-сетевые институты управления, регулирования и контроля, важнейшим из которых является электронное государство (э-правительство). Формирование глобальной информационно-сетевой распределенной системы электронного правительства является сегодня одной из приоритетных задач как в России, так и во всех странах мира. В настоящее время проблема развития электронного правительства и электронных государственных услуг в России трактуется на высшем государственном уровне как одна из наиболее приоритетных. Данная тематика принимает все более актуальный характер, в результате чего стремительно растет количество проводимых в данной области экономических исследований.
В рамках развиваемой нами концепции формой реализации творческих сил человека в современных условиях является интеллектуально-информационный капитал общества, в структуре которого можно выделить следующие составляющие: ресурсно-инвестиционный, функционально-производственный, маркетинго-рыночный и организационно-управленческий компоненты [2].
Стремительное развитие и глобальное распространение информационных электронно-сетевых технологий и средств коммуникации является основной тенденцией в условиях перехода к инновационной системе хозяйствования. Грамотное и эффективное применение современных технологий сбора, обработки, группировки и распределения информации становится одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности как отдельных предприятий и организаций, так и экономики в целом, а также повышения эффективности государственного регулирования.
В условиях развертывания инновационного процесса организационно-функциональной формой реализации интеллектуально-информационного капитала на макроуровне выступает электронное государство, которое представляет собой электронно-сетевой институт взаимодействия правительства с гражданами, бизнесом и обществом, имеющий сложную структурно-функциональную организацию, а также способ государственного управления, регулирования и контроля в информационно-инновационной экономике.
В современной литературе имеется ряд трактовок термина «электронное государство (правительство)». В сущности, все подходы к раскрытию термина можно подразделить на две группы: понимание электронного правительства в узком и в широком смысле. Термин «электронное правительство» общепризнан и широко используется в международных отношениях и национальными правительствами. В 1997 г. в США Национальным научным фондом было введено в оборот понятие «цифровое правительство» (Digital Government). В дальнейшем в широкий научный оборот вошло понятие «электронное правительство» (Electronic Government).
Электронное правительство представляет собой использование информации и ИКТ на различных уровнях государственной власти, а также в бизнесе и общественной жизни с целью совершенствования и повышения эффективности управления. Как отмечают Р.О. Кохэн и Д.С. Нае, электронное правительство объединяет различных субъектов хозяйственной деятельности не только в государственном, но и в частном секторе. Частные фирмы, их объединения, неправительственные организации и их ассоциации взаимодействуют с правительством, создавая единую систему [15].
В материалах Мирового Банка электронное правительство трактуется как процесс использования государственными органами информационных технологий (таких, как сети, в том числе и глобальной, мобильных коммуникационных устройств и компьютеров и т.п.), которые обладают способностью трансформировать отношения с гражданами, предприятиями и другими ветвями власти. Эти технологии могут служить различным целям: повышению качества предоставляемых государственных услуг гражданам; улучшению взаимодействия с бизнесом, промышленностью и гражданами за счет новых возможностей доступа к информации; более эффективному государственному управлению в целом, в результате могут быть получены следующие общехозяйственные выгоды: снижение коррупции, повышение прозрачности государственного регулирования, сокращение информационных барьеров между частным и государственным секторами, рост доходов и (или) сокращения расходов [1].
Международная организация ЮНЕСКО использует понятие «электронная власть (руководство)». Согласно методологии ЮНЕСКО, электронная власть представляет собой процесс использования государственным сектором ИКТ с целью улучшения процесса информационного обмена в обществе и повышения качества, предоставляемых услуг, стимулирования участия граждан в процессе принятия решений, обеспечения подотчетности и открытости деятельности органов государственной власти. Электронная власть представляет новый стиль лидерства, новые подходы к обсуждению вопросов и принятию политических и инвестиционных решений, новые пути доступа к образованию, новые способы изучения мнения граждан, а также новую технологию организации и предоставления государственных услуг [9].
Особо следует выделить определение Европейской комиссии (как пример западной трактовки) и определение из Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (как юридически закрепленная в Российской Федерации трактовка).
Европейская комиссия в своем документе «E-governance, a definition that covers every aspect of government» определяет «электронное правительство» как применение информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками с целью повышения качества государственных услуг и демократических процессов, укрепления поддержки политики государства.
В рамках Концепции формирования в России электронного правительства до 2010 г. под «электронным правительством» понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов [6].
Электронное правительство в современном информационном обществе выполняет важные функции по регулированию отношений между основными субъектами и институциональными структурами. Среди ряда важнейших задач, выполняемых электронным правительством в условиях глобального информационного общества, следует выделить такие его составляющие, как: обеспечение равных прав и доступа к официальным информационным ресурсам; предоставление необходимой информации и электронных услуг гражданам; формирование необходимых условий и процедур электронной демократии; осуществление электронных государственных закупок; содействие развитию и регулирование электронной коммерции; регулирование отношений в Интернете; осуществление электронных фискальных функций и налогового контроля; оказание дистанционных консультаций по трудоустройству работников, электронный контроль над финансовыми операциями и др.
В рамках развиваемой нами расширенной концепции электронное правительство представляет собой организационно-функциональную форму реализации управленческого интеллектуального капитала общества (государства) на макроуровне. Электронное правительство в широком смысле представляет собой сложную систему административно-рыночно-сетевых отношений граждан, бизнеса, социальных групп и государства по поводу регулирования и управления социально-экономическими процессами в информационном обществе, осуществляющихся на основе использования глобальных сетей, информационных и телекоммуникационных технологий, сочетающих административные, рыночные и сетевые механизмы, методы и способы взаимодействия, регулирования, управления и контроля, а также способствующих повышению степени демократизации общества, открытости и эффективности деятельности правительства, улучшения качества предоставляемых государственных услуг.
Главной задачей при внедрении технологий электронного правительства является смещение приоритетов в деятельности органов власти от ведомственных интересов к удовлетворению потребностей общества. Сегодня информационные технологии, создающие ценности нового электронного века и функционирующие по принципу «быстрее, лучше, дешевле, доступнее», должны работать на интересы всех граждан в форме предоставления качественных государственных и общественных услуг.
Известный исследователь и разработчик концепции «электронного правительства» Ж. Фанг в своей статье «E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development» выделил восемь направлений внутренних и внешних взаимодействий в электронном правительстве, каждое из которых обеспечивает возможности трансформации существующих способов предоставления услуг органами государственной власти:
- Government-to-Citizen (G2C): предоставление государством в режиме онлайн информации и общественных услуг для граждан посредством электронных каналов;
- Citizen-to-Government (C2G): стимулирование государством предоставления онлайн гражданами различной информации посредством электронных каналов;
- Government-to-Business (G2B): предоставление государством в режиме онлайн необходимой информации и услуг для бизнеса посредством электронных каналов;
- Business-to-Government (B2G): проведение бизнес-структурами электронных транзакций с правительством, таких как закупки через электронные каналы (e-procurement);
- Government-to-Employee (G2E): обеспечение внутренней эффективности и производительности государственных структур за счет применения лучшей практики и опыта деятельности коммерческих организаций в таких областях, как логистика, управление финансами, управление знаниями;
- Government-to-Government (G2G): обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия для реализации государственных функций;
- Government-to-Nonprofit (G2N): установление информационных и партнерских взаимодействий между властными структурами и некоммерческими организациями в целях развития информационного общества;
- Nonprofit-to-Government (N2G): взаимообмен информацией между государством и некоммерческими, общественным организациями, политическими партиями [12].
Концепция «электронного правительства» тесно связана с концепцией «эффективного государства» и «электронной демократии» (E-democracy). Государство, оптимизируя свою деятельность, функции и более эффективно используя государственную собственность, стремится оптимизировать свои бюджетные расходы, что позволяет активизировать политическую деятельность институтов гражданского общества, уменьшить уровень налогообложения и повысить инвестиционную активность экономических агентов.
Важным признаком эффективного электронного правительства является то, что граждане получали более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций как для себя, так и для своих партнеров, сделать взаимодействие с госорганами более простым, быстрым и комфортным. Особое место занимает проблема сотрудничества правительства с гражданами, поскольку быстрое снижение стоимости коммуникаций создает предпосылки для трансформирования условий жизни большинства населения.
Возможность использования информационных сетей и систем создает для всех граждан принципиальную возможность непосредственного участия в политическом волеизъявлении и обеспечении прав и свобод. Это большое преимущество информационного века. Вовлечение институтов гражданского общества, отдельных людей, населения, профессиональных групп и самоорганизующихся сетевых сообществ, реализующих свои функции благодаря развитию интерактивного взаимодействия через социальные, правительственные и бизнес-сети в процессе принятия важнейших политических и социально-экономических решений, управление общественно-политическими процессами влечет существенные изменения в демократическом процессе, который из традиционного трансформируется в электронную демократию или информационно-сетевую демократию, выходящую за национальные рамки отдельных государств.
В процессе осуществления информационно-сетевой демократии возникает проблема регулирования информационных правоотношений, согласования противоречивых интересов законодательных, правительственных, судебных органов власти и различных институтов гражданского общества, представляющих интересы населения. Концепция электронного правового государства предполагает выполнение основополагающих принципов и функционирование демократических институтов, а также расширение возможностей эффективного информационного взаимодействия основных государственных, частных и гражданско-общественных институтов, обеспечивает согласование противоречивых интересов, наличие организованной социально-правовой связи между личностью, различными субъектами общества и государством как выразителем их идей.
Субъектом, оптимально согласующим все эти противоречивые интересы в рамках единого гражданского общества, является не только государство или правительство, но и частные институты, сетевые сообщества граждан и отдельные граждане, имеющие свободный доступ в Интернет. Следовательно, оптимально согласующим эти противоречивые интересы в рамках единого гражданского общества служит агрегированный субъект информационного права или система (совокупность) взаимодействующих институтов электронного гражданского общества. Важнейшей задачей последних является создание действенных полифункциональных интерактивных организационно-правовых механизмов и процедур согласования государственных, общественных, групповых и личных интересов, реализация законных прав и интересов людей различных стран.
Национальные правительства в условиях глобальной экономики начинают пересматривать традиционные концепции и модели взаимодействия государственных, частных институтов и населения. В условиях глобального информационного общества возникает необходимость более тесной координации усилий различных стран в области гармонизации национального и международного законодательств в различных сферах деятельности и жизни общества.
Следовательно, на наш взгляд, электронное государство правомерно рассматривать как новую универсальную организационно-функциональную форму взаимодействия, согласования интересов и координации деятельности различных правительств, бизнеса, общественных институтов и граждан, способствующих их интеграции в новую универсальную систему глобального информационного общества с развитой распределенной информационной системой государственного управления и предоставления электронных государственных услуг [3].
Ричард Хикс выделяет три основных направления развития электронного правительства:
- электронное администрирование (e-аdministration);
- электронное взаимодействие с гражданами, предоставление им электронных государственных услуг (e-citizens, e-services);
- развитие информационного общества (e-society) [13].
При реализации концепции электронного правительства по перечисленным выше направлениям каждая заинтересованная сторона получает ряд выгод. Например, для граждан такими выгодами являются улучшение доступа к государственным органам управления, доступность государственных услуг в режиме 24/7/365, повышение качества государственных услуг, экономия времени на получение государственных услуг, снижение финансовых затрат на взаимодействие с органами государственного управления, вовлечение граждан в процессы управления и др.
Важным признаком эффективного электронного правительства является то, что граждане получали более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций как для себя, так и для своих партнеров, сделать взаимодействие с госорганами более простым, быстрым и комфортным. Особое место занимает проблема сотрудничества правительства с гражданами, поскольку быстрое снижение стоимости коммуникаций создает предпосылки для трансформирования условий жизни большинства населения.
В настоящее время выделяют следующие пять основных стадий развития е-правительств:
- Становление - официальное присутствие органов государственного управления в Интернете;
- Расширенное присутствие - увеличение числа «госсайтов», имеющих более совершенные функции и предлагающих динамически обновляемую информацию;
- Интерактивное взаимодействие - для пользователей обеспечиваются интерактивные услуги в Интернете; они имеют доступ к регулярно обновляемому информационному наполнению сайтов и наряду с прочим могут загружать с них типовые формы различных официальных документов, а также направлять официальным лицам сообщения по электронной почте и взаимодействовать с последними через Интернет;
- Осуществление сделок - пользователи могут оплачивать услуги и совершать сделки через Интернет;
- Эффективная интеграция - полная интеграция электронных услуг, не сдерживаемая административными границами.
Трансформация традиционных форм взаимодействия правительства и граждан в информационно-сетевую форму не должна стать причиной социального неравенства. Правительство принимает на себя обязательство по уменьшению «цифрового расслоения» общества. Для этого оно проводит целенаправленную политику в области повышения компьютерной грамотности, создания центров обучения и улучшения условий для роста квалификации персонала в области ИТ.
В рамках концепции электронного правительства государственные услуги, предоставляемые посредством новых электронных каналов, носят название электронных государственных услуг (e-service). Под электронной государственной услугой понимают один из видов регламентов осуществления функций государственного управления, реализуемый посредством телекоммуникационных технологий в глобальной сети «Интернет».
Внедрение технологий электронного правительства обусловлено рядом важных особенностей и позволяет:
- предоставлять услуги для населения в интегрированном виде по сети «Интернет»;
- преодолеть информационное неравенство;
- дать людям возможность обучаться на протяжении всей жизни;
- перестроить взаимоотношения с населением;
- способствовать развитию экономики;
- выработать разумные законы и разумную политику;
- создать формы правления с бóльшим участием граждан, что должно способствовать возникновению «электронной демократии».
В целом, результатами создания электронного правительства должны стать: улучшение качества предоставляемых государственными органами услуг; уменьшение количества времени, затрачиваемого заявителями на получение государственных услуг; снижение административных барьеров; расширение набора государственных услуг; повышение эффективности деятельности государственных органов; улучшение показателя удовлетворенности потребителей государственных услуг.
Реализация концепции электронного правительства подразумевает переход на качественно новый уровень взаимодействия между государством и потребителями государственных услуг; в первую очередь это означает смену традиционных каналов предоставления этих услуг на новые электронные каналы. При этом услуги, предоставляемые государством посредством технологий электронного правительства, должны будут дополнять систему предоставления государственных услуг традиционным способом.
В различных странах имеется большой положительный опыт разработки и реализации программ развития электронного правительства. Например, в США и 28 других странах с помощью портала MSN (www.msn.com) корпорация Microsoft поддерживает связь граждан с государством, позволяя им зарегистрироваться для голосования, когда они меняют место жительства. На портале bCentral (www.bcentral.com) корпорация предлагает один из самых удачных Интернет-форумов для частных фирм. Там же существуют возможности связать bCentral и порталы государственных служб, чтобы обеспечить соблюдение законодательных норм и предложить выполнение услуг частным компаниям.
«Портал государственных служб» (Government Portal) подразумевает создание компонента архитектуры «электронного правительства», который выйдет далеко за пределы простого информационного веб-сайта и будет заключать в себе Сеть электронных государственных служб (Government Service Network). В рамках такого портала государственные организации выглядят как интегрированное единое целое, а не как набор контор и ведомств. В едином месте граждане получают доступ к простым в использовании и персонализированным услугам, операциям, информации, опросам общественного мнения и даже к системам электронного голосования. Портал предоставляет новые возможности для обучения по Интернету на протяжении всей жизни и порождает новые возможности для местного бизнеса. Портал позволяет гражданам взаимодействовать с государственными службами 24 часа в сутки 7 дней в неделю, а также дает им возможность влиять на политические обсуждения и процессы в своем городе, регионе и стране.
В докладе Организации экономического сотрудничества и развития «E-Government for Better Government» описывается пять ключевых факторов успеха проектов электронного правительства:
- ориентация на потребителя услуг (user-focused e-government), которая подразумевает, что электронные государственные услуги должны соответствовать потребностям граждан, максимально удовлетворять их;
- многоканальная доставка услуг (multi-channel service delivery), важность нахождения определенного баланса между традиционными способами предоставления государственных услуг и новыми каналами, ставшими доступными благодаря развитию ИКТ. При этом государство должно руководствоваться идеей максимального упрощения взаимодействия государства и граждан, расширения круга потребителей электронных государственных услуг;
- управление бизнес-процессами, которое заключается в поиске и идентификации наиболее простых и наименее затратных процедур организации документооборота посредством ИКТ для достижения экономии от масштаба, избежания дублирования государственных функций различных ведомств, а также предоставления однородных, общедоступных государственных услуг;
- подход к реализации проектов электронного правительства с точки зрения частного бизнеса, подразумевающий измерение затрат и выгод от инвестиций, вложенных в развитие каждого отдельного проекта, нацеленный на выбор наиболее выгодных и приоритетных среди них;
- координация отдельных проектов электронного правительства с целью создания единой системы взаимодействия государства, граждан и бизнеса [11].
Важно отметить, что выводы, сделанные авторами упомянутого доклада, явились результатом анализа достаточно богатого опыта развитых в области реализации проектов электронного правительства стран, при этом необходимо признать, что успех конкретного проекта может зависеть от большего количества различных факторов. Насколько будет успешен тот или иной проект в области разработки и внедрения электронных государственных услуг для граждан можно предположить, лишь проводя мониторинг его реализации на каждом этапе и регулярно отслеживая уровень удовлетворенности потребителей электронных государственных услуг.
Согласно данным исследования «E-Government Survey 2012: E-Government for the People», проведенного специалистами ООН и оценивающего готовность и возможности госорганов в 193 странах к использованию ИКТ в предоставлении госуслуг, Россия занимает в рейтинге 27 место со значением общего индекса уровня развития электронного правительства (EGRI) 0.7345. Лидером рейтинга является Южная Корея (индекс - 0.9283). За ней следуют Нидерланды (0.9125), Великобритания (0.8960), Дания (0.8889), США (0.8687).
Россия в рейтинге поднялась до 27 места, улучшив свои позиции на 32 пункта. В предыдущем рейтинге Россия находилась на 59 месте. Россия добилась значительного роста, но еще отстает от максимального значения этого индекса, равного единице. Отставание России объясняется низкими рейтингами по субиндексам «Степень охвата и качество интернет услуг» (0,6601/50) и «Уровень развития ИКТ - инфраструктуры» (0,6583/59), которые характеризуют состояние инфраструктуры развития страны. По субиндексу «Человеческий капитал» (0.8850/17) следует отметить, что нынешнее положение в рейтинге стало лучшим результатом России за все время существования рейтинга с 2003 г. По оценкам исследователей ООН, построение инфраструктуры электронного правительства в России происходит лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше [8].
В России необходимость активного продвижения принципов информатизации и перехода на электронное взаимодействие с гражданами и бизнесом посредством предоставления электронных государственных услуг была признана относительно недавно. Важным шагом в этом направлении было подписание Президентом РФ в 2000 г. международного нормативного акта «Окинавская хартия». Для государства как организационно-правового института основное значение имеет нормативное закрепление использования ИКТ в работе органов государственной власти. Такое закрепление стратегия построения электронного правительства в России получила с принятием в 2002 г. Федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 гг.
В дальнейшем в России был разработан и принят ряд нормативных актов, регламентирующих основы формирования информационного общества и электронного государства. Согласно утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, к 2015 г. Россия должна занять место не ниже двадцатого в рейтингах развития информационного общества, а в классификациях по уровню доступности национальной ИКТ-инфраструктуры - попасть в первую десятку.
16 августа 2007 г. Правительством РФ была одобрена Концепция формирования электронного правительства в России. Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа: 2008 г. - разработка и утверждение необходимых документов; 2009-2010 гг. - практическое внедрение. 17 октября 2009 г. Распоряжением Правительства РФ № 1555-р был утвержден План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде. Согласно этому плану до 2015 г. в электронный формат необходимо перевести 74 услуги, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти.
В июле 2010 г. Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления утвердила Системный проект формирования электронного правительства. Документ предназначен для разработки на его основе долгосрочной целевой программы по созданию электронного правительства на 2011-2015 гг.
В структуре электронного правительства в России можно выделить две основные подсистемы: систему межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). МЭДО представляет собой федеральную информационную систему для автоматизированного обмена электронными документами в защищенном режиме между администрацией Президента РФ, аппаратом Правительства РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также информирования высших органов государственной власти о ходе исполнения поручений. Основная цель проекта МЭДО - повышение эффективности деятельности органов государственной власти.
Главное предназначение СМЭВ - обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. СМЭВ должна передавать запросы граждан в подключенные к ней ведомственные информационные системы госорганов, отвечающих за предоставление этих услуг, а в обратную сторону - передавать на единый портал данные после их обработки в ведомственных ИС и информацию о ходе выполнения запросов.
Каналами предоставления услуг для населения в Интернете могут быть государственные порталы и веб-сайты, социальные сети или общественные порталы, такие как Yahoo, MSN корпорации Microsoft, портал «Одноклассники». В России главным порталом электронных госуслуг, предоставляемых органами законодательной и исполнительной власти, является портал www.government.ru. 15 декабря 2009 г. был открыт Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), где представлены сведения о федеральных и региональных государственных услугах.
Работа портала электронных госуслуг регламентируется следующими нормативными актами:
- Федеральные законы: № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Постановления Правительства РФ: № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде»; № 977 «О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"»; № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»; № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»; № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»;
- Распоряжения Правительства РФ: № 2161-р «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"»; № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах»; № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"»; № 1993-р «Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг»; № 1555-р «Об утверждении Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти»; Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации;
- Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"»; Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"»; приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2013 г. № 114 «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе "Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг"» [4-6].
Правительство РФ в октябре 2013 г. утвердило план реализации госпрограммы «Информационное общество» в 2013-2015 гг. План включает пять подпрограмм. Первая «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» должна быть реализована до конца 2020 г. На ее выполнение в 2013-2015 гг. выделен почти 51 млрд руб. из федерального бюджета. Ответственным исполнителем является Федеральное агентство связи [7].
16 октября 2013 г. Минкомсвязи России и Минэкономразвития России обнародовали список приоритетных государственных и муниципальных услуг, которые должны быть максимально оптимизированы и автоматизированы. Всего таких услуг 34, в том числе 14 федеральных и 20 региональных. Определен набор сервисов, подлежащих первоочередной оптимизации и переводу в полностью электронный вид. По итогам оптимизации должны вноситься изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления услуги и приниматься организационно-технические меры по обеспечению реализации изменений порядка предоставления услуги, включая разработку (доработку) ведомственных информационных систем [10].
В России в последнее время для реализации программ электронного государства создаются электронные информационно-аналитические ресурсы. В 2013 г. создан специальный портал «АДМРЕФОРМА.РФ» (http://admreforma.ru), который предназначен для общения должностных лиц органов государственного управления и местного самоуправления, специалистов IT-компаний, а также экспертов в различных сферах российского общества, способствующего выработке максимально эффективных решений в области реализации государственных инициатив. Cоздан также портал «Экспертный центр электронного государства». Сайт ориентирован на задачи экспертного содействия региональной и муниципальной информатизации и внедрения эффективных методов электронного управления (http://d-russia.ru/).
В Европейском Союзе 30 ноября 2011 г. была утверждена разработанная Европейской комиссией по исследованиям, инновациям и науке общеевропейская программа «Horizon 2020 - The Framework Programme for Research and Innovation». Программа «Горизонт 2020», которая начала реализовываться с 1 января 2014 г., объединила рамочные программы ЕС по научным исследованиям и разработкам, конкурентоспособности и инновациям, а также программы, реализуемые Европейским институтом инноваций и технологий. Главными задачами реализации данной программы являются: генерирование передовых знаний для укрепления позиций Евросоюза среди ведущих научных стран мира; достижение индустриально-инновационного лидерства и поддержка бизнеса, включая малые и средние фирмы; решение социальных проблем в ответ на вызовы современности с помощью социальных инноваций [14].
В КНР с середины 90-х гг. ХХ в. реализуется стратегия «К инновационной экономике через рынок интеллектуальной собственности». Реализация этой стратегии привела к формированию единой централизованной информационной системы государственного управления, включающей иерархически взаимосвязанную систему от госкомитета до комитетов интеллектуальной собственности отдельных регионов и муниципалитетов.
В рамках СНГ действует Межгосударственный совет по вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности. 19 ноября 2010 г. на заседании Совета глав правительств СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, а также создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) реализуются значимые международные инновационно-коммуникационные пилотные проекты «Высокоскоростная информационная магистраль ШОС», «Организация электронного трансграничного взаимодействия с использованием электронной подписи» и пр.
В России сегодня для полноценного функционирования электронного правительства и предоставления электронных государственных услуг населению и бизнесу создается разветвленная многоуровневая информационно-коммуникационная и инфраструктурно-сервисная система. Таким образом, электронное правительство можно рассматривать как важнейший элемент интеллектуально-информационного управленческого капитала общества (государства, региональных органов управления, местных органов власти), имеющего на различных уровнях экономики различные организационно-функциональные формы проявления.
1. Vsemirnyy bank [Elektronnyy resurs]. URL: www.worldbank.org
2. Dyatlov S.A. Innovatsionnaya giperkonkurentsiya kak faktor razvitiya ekonomicheskoy sistemy [Tekst] / S.A. Dyatlov. Ekonomist. - 2012. - № 5. - S. 69-76.
3. Dyatlov S.A. Elektronnoe pravitel´stvo kak organizatsionnaya forma realizatsii intellektual´no-informatsionnogo kapitala na makrourovne [Tekst] / S.A. Dyatlov. Ekonomika obrazovaniya. - 2013. - № 3. - S. 56-63.
4. Pravitel´stvo Rossii [Elektronnyy resurs]. URL: http://government.ru/docs/3242
5. Prezident Rossii. URL: http://kremlin.ru/acts/18302
6. Rasporyazhenie Pravitel´stvo RF ot 6 maya 2008 g. № 632-r «O kontseptsii formirovaniya v Rossiyskoy Federatsii elektronnogo pravitel´stva do 2010 goda». Rossiyskaya gazeta [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.rg.ru/2013/04/03/inf-dok.html
7. Sankt-Peterburgskiy natsional´nyy issledovatel´skiy universitet informatsionnykh tekhnologiy, mekhaniki i optiki. Tsentr tekhnologiy elektronnogo pravitel´stva [Elektronnyy resurs]. URL: http://egov.ifmo.ru/news_egov/news_13_10_18
8. Struktura indeksa gotovnosti k elektronnomu pravitel´stvu [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.unpan.org/e-government
9. Yunesko [Elektronnyy resurs]// URL: www.unesco.org
10. Conews: izdanie o vysokikh tekhnologiyakh [Elektronnyy resurs]. URL: http://gov.cnews.ru/news/top/index.shtml?2013/10/16/546353
11. E-Government for Better Government: OECD E-government studies [Text]. - France: OECD PUBLICATIONS, 2005
12. Fang, Z. E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development [Text] / Z. Fang. International Journal of the Computer, the Internet and Management. - 2002. - Vol. 1. - № 1. - Pr. 3-20.
13. Heeks, R. Understanding e-Governance for Development [Text] / R Heeks - I-Government paper no.11, IDPM-2001.
14. Horizon 2020 - The Framework Programme for Research and Innovation/ European Commission (Ramochnaya programma Evropeyskogo soyuza po issledovaniyam i innovatsiyam «Gorizont 2020») [Electronic resource]. URL: http://ec.europa.eu/research/csfri/index_en.cfm
15. Keohane, R.O. Governance in a Globalization World [Text] / R.O. Keohane [et al.]. - Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2000.
16. New name for the future EU funding programme for research and innovation [Text]. - MEMO/11/435/ Brussels, 19 july 2011.