Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted the analysis of possibilities of the specific subculture of a teenager in police activity. The identified psychological characteristics of puberty, defined the characteristics of the adolescent subculture, graffiti is considered as an element of the subculture of the teen, identified the need to study adolescent subculture, including graffiti by police officers working directly with minors. During the questionnaire survey identified areas that need more focus for training: 1)about the peculiarities of the psychology of teenagers and the impact of crises on his behavior; 2) about modern teenage subculture, including criminal, sources of its formation and measures; 3) the mechanisms of formation of deviant behavior in adolescents;4) the interaction with public and state organizations (Ministry of education, Ministry of Health and so on). The analysis allows us to understand the role of knowledge about the subculture of teenage for police officers working directly with minors. This knowledge can tell him how to behave, what methods to use when communicating with the child.

Keywords:
teenager, teenager subculture, the psychology of a teenager, the police officer, deviant behavior, graffiti.
Text

В последние годы отмечается стабильный рост числа детей-преступников: если в 2011 году их было 19,6% от общего числа несовершеннолетних, совершивших противоправные поступки, то в 2012 году - доля детей, младше 14 лет составила уже 21,8%. Всего же в 2012 году при участии 59,4 тысяч несовершеннолетних совершено более 64 тысяч преступлений, причем, 13 тысяч подростков совершили преступления повторно [7].

Так же, «на протяжении последних пяти лет уголовная статистика свидетельствует о росте на 2% ежегодно рецидивной преступности несовершеннолетних. В 2014 году число несовершеннолетних рецидивистов превысило 14 тысяч человек. Значительная часть детей, уже находившихся под следствием, продолжает совершать новые преступления, втягивают своих сверстников», - подчеркнул заместитель главы МВД РФ Игорь Зубовна заседании Государственной Думы [6].

Данные факты говорят о том, что сотрудники правоохранительных органов работают не только со взрослыми, но и с подростками, что достаточно усложняет достижение поставленных перед ними целей - это и профилактика и предупреждение совершения преступлений несовершеннолетних, расследование уголовных дел, в том числе производство следственных действий с участием подростков и многое другое. В таких ситуациях необходимо применять определенные подходы, тактику, определенные методы, которые помогут найти «общий язык» с подростком, расположить его к себе, разговорить, при этом не нарушить его эмоциональное состояние. Данный аспект является важным в деятельности полиции.

Основным звеном правоохранительных органов, работающих непосредственно с подростками, характеризующимися как с положительной так и с отрицательной стороны, являются подразделения по делам несовершеннолетних, основной целью которых является профилактическая работа. Это прежде всего выездные занятия в школы, детские дома и другие учебные заведения, а так же проведение индивидуальных мероприятий с трудными подростками, ведущими ассоциальный образ жизни либо из неблагополучных семей.

В настоящее время большинство подростков являются членами субкультур, которые, как говорилось выше, имеют свой сленг, свои стереотипы и принципы поведения. То есть помимо того, что пубертатный период является наиболее кризисным в жизни человека, к нему еще добавляется ассоциальный образ жизни, конфликты в семье, школе и другие факты [3, 4]. По этому сотрудники подразделений полиции, работающие с несовершеннолетними должны быть достаточно подготовлены для работы с ними.

В рамках исследовательской работы было проведено анкетирование, в котором участвовали 19 сотрудников полиции: пять участковых уполномоченных, пять сотрудников ДПС, следователь, три дознавателя, сотрудник ППС и четыре представителя уголовного розыска. Им было предложено ответить на пять вопросов. Первый вопрос: особенности подросткового периода. Ответили 79% респондентов, при этом ответы били разнообразные: половое созревание, формирование личности, вспыльчивость, конфликтность, максимализм, хулиганство, любопытство. 21% респондентов не дали ответ, указав о том, что не знают. Второй вопрос: методы, используемые при работе с несовершеннолетними. Ответили так же 79%, в своей деятельности сотрудники применяют такие методы: расставляют авторитеты, объясняют, предупреждают, убеждают, в некоторых ситуациях используют давление, при этом 5% респондентов говорят о необходимости индивидуального подхода. 21% указали, что не работают с несовершеннолетними. Третий вопрос: перечислить подростковые субкультуры, в том числе криминальные. 42% респондентов не ответили на вопрос. 31% назвали эмо, 26% назвали готов, 15% назвали футбольных фанатов (болельщиков). В качестве криминальных были названы скинхеды - 10%, националисты -5% и сектанты - 5%. Четвертый вопрос: осуществляется ли совместная работа с образовательными учреждениями и родителями. 52% ведут совместную работу в школах, проводят лекции. 48% респондентов не проводят совместной работы с образовательными организациями, никто из респондентов не работает с родителями несовершеннолетних. Пятый вопрос: виды граффити. На данный вопрос сотрудники правоохранительных органов ответили так - рисунки и надписи на стенах (42%), при этом некоторые дали обыденную классификацию:«цветы и подписи»,«цензурные и нецензурные», не ответили на вопрос 58%.

В связи с этим при подготовке кадров необходимо уделять больше внимание на формирование у сотрудников представлений по следующим направлениям:

  1. Об особенностях психологии подростка и влиянии возрастных кризисов на его поведение.
  2. О современной подростковой субкультуре, в том числе криминальной, источниках ее формирования и мерах воздействия.
  3. О механизмах формирования отклоняющегося поведения у подростков.
  4. О взаимодействии с общественными и государственными организациями (Министерство образования, Министерство Здравоохранения и так далее) и т. д [2, с. 25].

При работе с подростками невозможно использовать те же методы, приемы и средства, применяемые ко взрослым людям, так как они имеют свой характер, разные интересы, свою манеру общения [1].

Именно по этому особое значение для сотрудников имеет знание субкультуры подростков, в том числе субкультуры граффити. Они должны иметь общее представление о субкультурах, их особенностях, отличительных чертах, а так же о системе взаимоотношений, складывающихся в субкультурных сообществах. Субкультуры могут служить индикатором каких-то особых форм социальной уязвимости подростка, они делают видимыми некоторые трудности или болезненные явления, с которыми сталкивается молодой человек. Кроме того, специалист должен знать какую тактику и технику выбрать для общения с представителями той или иной субкультуры. Необходимость знания о субкультурах можно рассмотреть на примере представителей эмо. Для ее последователей важен не только внешний стиль, проявляющийся в черно-розовой одежде и яркой прическе, но, в первую очередь, повышенная эмоциональность, проявляющаяся в общении. Им приписывается склонность к суициду, депрессивность и ее искусственная стимуляция. По этому, специалисты, работающие с подростками эмо, должны выбирать определенную тактику и технику работы и общения с ними, учитывая, что эмо-стиль позволяет молодым людям открыто проявлять свои эмоции, а не скрывать их, коллективно обсуждать эмоциональную жизнь. Это позволяет помочь подросткам с нахлынувшими на них, порой неожиданными, иногда тягостными эмоциями, чувствами, с которыми им было бы трудно справиться в одиночестве.

Граффити - это прежде всего закодированный текст, символика которого отражает определенные события культурной, политической или общественной жизни социума.

На основе имеющегося граффити можно составить психологический портрет ее автора, по ним можно определить интересы подростка, вкусы, возможно эмоциональное состояние (цветовая гамма), принадлежность его определенной субкультуре, определить убеждения автора. Так, на улицах, в подъездах и заброшенных зданиях можно встретить граффити на которых изображена свастика. Как известно, она является одним из самых древних графических символов. В 20 веке свастика получила известность как символ нацизма. Следовательно, автором таких граффити был подросток с нацискими убеждениями. Но стоит отметить, что не всегда подростки рисуют граффити с целью выражения своих взглядов. Бывает так, что он рисует ради того, что бы нарисовать, при этом совершенно не имеет значения полученное изображение.

Таким образом, участковый уполномоченный, зная людей, проживающих на обслуживаемом участке, может определить автора (ов) граффити. Кроме того, проанализировав, появившиеся изображения, определись состоянии подростковой группы. Граффити выполненное в стиле Street-Art не должно вызывать опасений, если же это надписи криминального, преступного характера, символы свастики, стоит присмотреться к подросткам на данном участке и проводить с ними профилактическую работу.

References

1. Maltseva T.V., M.V. Kytepova Рroblema di coping-comportamentodellamodernagiovani. Italian Science Review. 2014; 8(17). PP. 27-30. Available at URL: http://www.ias-journal.org/archive/2014/august/ Maltseva.pdf

2. Badikov V.V. Psikhologicheskaya podgotovka sotrudnikov podrazdeleniy po delam nesovershennoletnikh [Psychological training of employees of divisions on Affairs of minors.] Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-podgotovka-sotrudnikov-podrazdeleniy-po-delam-nesovershennoletnih.

3. Maltseva T.V. Vnutrilichnostnye konflikty i puti ikh preodoleniya: Uchebnoe posobie [Intrapersonal conflicts and ways to overcome them. Training manual]. Ruza: OIF Mohs the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, 2012.

4. Maltseva T.V. Osobennosti koping-strategiy sovremennoy molodezhi [The peculiarities of coping strategies of today´s youth]. Aktual´nye problemy prepodavaniya psikhologo-pedagogicheskikh distsiplin v sovremennykh usloviyakh: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 24 aprelya 2013 goda [Actual problems of teaching psychological and pedagogical disciplines in modern conditions: materials of all-Russian scientific-practical conference on 24 April 2013]. - Ruza: Moscow regional branch of the MOCA the Ministry of internal Affairs of Russia, 2013. pp.. 66-69. (in Russian).

5. Maltseva T.V., Kutepov M.V. Lichnost´ prestupnika: psikhologicheskiy aspekt: uchebnoe posobie [Criminal personality: the psychological aspect: textbook]. Ruza: OIF Mohs the Ministry of internal Affairs of Russia, 2014.

6. MVD Rossii predlozhilo mery po bor´be s detskoy prestupnost´yu [The Ministry of internal Affairs of Russia has proposed measures to combat child crime. Available at: http://www.rg.ru/2014/01/04/prest-site-anons.html.

7. MVD: Chislo prestupleniy detey-retsidivistov rastet poslednie pyat´ let [MIA: The number of crimes of child offenders is growing the last five years]. Available at: http://www.rg.ru/2015/03/27/podrostki-anons.html


Login or Create
* Forgot password?