UDC 33
This article identifies standard-setting factors and assesses their impact on investment costs for forest climate restoration projects in clear-cut areas in the Voronezh Region. The relevance of forest climate restoration projects is substantiated, and the role of labor standards and norms in determining investment costs for project activities in forests is demonstrated. The influence of standard-setting factors on labor costs and standards is determined. Both the cost-based and standard-based approaches were used to determine investment costs for forest climate restoration projects. The study identified standard-setting factors for the baseline and project-based reforestation options in clear-cut areas, identifying their key differences: work execution technologies, mixing schemes, forest planting material cultivation technologies, and the system of machines and mechanisms. It was determined that, given the differences in the standard-setting factors between the baseline and project options, additional costs for reforestation activities in clear-cut areas will amount to 28,400 rubles per hectare. Overall, the investor's costs for implementing a forest climate project for reforestation in clear-cut areas in the Voronezh Region will amount to 203,920 rubles per hectare, qualifying such investment projects as high-cost natural and climate solutions. Therefore, it is necessary to define and improve forest climate project development technologies, taking into account the impact of the main standard-setting factors, and to determine costs in order to subsequently evaluate their effectiveness.
forest climate projects, forest lands, regulatory factors, investment costs, labor standards
Введение
Принятие Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов [3] и Климатической доктрины Российской Федерации [2] определили востребованность природных климатических проектов в деятельности российских организаций, став не только средством компенсации за загрязнение атмосферы, но и перспективным источником дохода.
В настоящее время все более актуальной становится реализация лесоклиматических проектов, которые, обеспечивая высокий уровень поглощения парниковых газов, способствуют сохранению окружающей среды и препятствуют изменению климата. На сегодняшний момент времени в Российской Федерации выпущены карты регионов России с экономической оценкой потенциала для реализации лесоклиматических проектов [9]; разрабатываются методики реализации климатических проектов [5, 18], имеются методологии их оценки [12, 17].
В тоже время отдельные аспекты теории и практики по оценке лесной проектной деятельности остаются не до конца проработанными ввиду необходимости учета самых разнообразных факторов, влияющих как на затраты, связанные с организацией лесоклиматических проектов, так на эколого-экономические эффекты таких проектных решений.
В соответствии со ст.66.2 Лесного кодекса РФ, при реализации лесоклиматических проектов предусматривается осуществление на добровольных началах мероприятий по сохранению лесов, направленных на сокращение (предотвращение) выбросов и увеличение поглощения парниковых газов, дополнительно к мероприятиям по сохранению лесов, осуществляемым лицами, которые используют леса или на которых в соответствии с Лесным Кодексом РФ возложена обязанность по осуществлению этих мероприятий [1].
На участках лесного фонда, переданных в аренду, хозяйственные функции (работы по восстановлению, уходу, охране и защите леса) осуществляют предпринимательские структуры в объемах и в сроки, указанные в проекте освоения лесов и договоре аренды. Источниками финансирования этих работ являются средства арендаторов лесных участков. Для выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на участках, не переданных в аренду, в созданной структуре управления лесами созданы и действуют государственные организации различных организационно-правовых форм. Финансирование лесохозяйственных работ на землях лесного фонда, не переданных в аренду, осуществляется из государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ [13].
В основе выделения субвенций на лесоуправление и ведение лесного хозяйства лежат действующие в лесном хозяйстве нормативы и методики определения норм.
Средством планирования и организации как лесохозяйственного производства, так и лесоклиматических проектов, использования трудовых и материальных ресурсов, повышения качества выращиваемых культур служат нормативы затрат труда, машинного времени, основных материалов и денежных средств на выполнение единицы работ.
На величину затрат труда и норм труда объективно влияют многие факторы, называемые нормообразующими факторами. Влияние таких факторов на процессы и работы, проводимые в лесном хозяйстве, изучаются на протяжении длительного периода времени [8, 10, 14, 15]. Исследователи данной проблематики отмечают, что при разработке норм выработки учитываются основные и существенно влияющие на них нормообразующие факторы, и для определения количественного влияния учитываемых факторов рекомендуют использовать их группировку, чтобы суммарное их влияние поддавалось экспериментальному или аналитическому определению. Важным элементом выступает состав работ, условия производства, нормы выработки, тарифные разряды работ и тарифные ставки, потребность в оборудовании, затраты труда рабочих в человеко-днях, потребность в материалах. При установлении норм затрат используются и другие элементы нормативной базы: единичные расценки на производство работ, нормативы страховых взносов, нормативы естественного и объективно обусловленного отпада культурных растений по возрастным этапам выращивания культур и другие тарифы и платежи.
Таким образом, нормообразующие факторы выявлены и изучены для лесохозяйственных мероприятий и практик, детальных исследований по влиянию нормообразующих факторов на затраты при создании лесоклиматических проектов не проводилось. Более того, для ряда работ по выращиванию посадочного материала с использованием новых технологий для целей увеличения поглотительной способности лесных растений, в настоящее время отсутствуют нормы выработки, инструкции, типовые технологические карты и другие нормативные документы.
В соответствии с этим, целью настоящего исследования является определение нормообразующих факторов и их влияния на формирование инвестиционных затрат при реализации лесных климатических проектов.
1. "Lesnoy kodeks Rossiyskoy Federacii" ot 04.12.2006 N 200-FZ (red. ot 26.12.2024). – Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/b1c60f55f2c738c9238bf26c56352739bd41326a/
2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 26 oktyabrya 2023 g. № 812 «Ob utverzhdenii Klimaticheskoy doktriny Rossiyskoy Federacii». – Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49910
3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 oktyabrya 2021 g. № 3052-r «Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF s nizkim urovnem vybrosov parnikovyh gazov do 2050 g.» – Rezhim dostupa:: https://docs.cntd.ru/document/726639341
4. Prikaz Ministerstva prirodnyh resursov i ekologii Rossiyskoy Federacii ot 29 dekabrya 2021 goda N 1024 «Ob utverzhdenii Pravil lesovosstanovleniya, formy, sostava, poryadka soglasovaniya proekta lesovosstanovleniya, osnovaniy dlya otkaza v ego soglasovanii, a takzhe trebovaniy k formatu v elektronnoy forme proekta lesovosstanovleniya». – Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/728111110
5. GOST R ISO 14080-2021. Nacional'nyy standart Rossiyskoy Federacii «Upravlenie parnikovymi gazami i svyazannye vidy deyatel'nosti. Sistema podhodov i metodicheskoe obespechenie realizacii klimaticheskih proektov» – Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/1200181057.
6. Metodicheskie ukazaniya po primeneniyu normativnogo metoda ucheta zatrat na proizvodstvo i kal'kulirovanie normativnoy (planovoy) i fakticheskoy sebestoimosti produkcii (rabot) v predpriyatiyah (ob'edineniyah) lesnogo hozyaystva. - M., 1986.
7. Dzhikovich V.L. Cenoobrazovanie v lesnom hozyaystve. - M: Lesnaya promyshlennost', 1974. - 168 s.
8. Zarubina, L. V. Ekonomika i organizaciya v lesnom komplekse : praktikum po napravleniyu podgotovki 250100 «Lesnoe delo» / Zarubina L. V. Vologda : VGMHA im. N.V. Vereschagina, 2014 - 75 s.
9. Interaktivnaya karta klimaticheskih proektov v Rossii // ESG Al'yans. – Rezhim dostupa: https://maps.esg-a.ru/climate-projects-map
10. Kolesnichenko E. A., Torzhkov I. O., Radyukova Ya. Yu. Variativnost' plantacionnogo lesorazvedeniya na osnove ocenki ego pribyl'nosti // Izvestiya KGTU. 2017. №45. S. 257 – 266
11. Kuznecov D. K. Metodicheskiy podhod k ocenke zatrat pri realizacii klimaticheskih proektov po lesovosstanovleniyu // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. – 2023. – T. 11. - № 3(62). – S. 122-138.
12. Metodologiya realizacii klimaticheskogo proekta № 0010 «Lesovosstanovlenie» / razrabotchik: In-t global. klimata i ekologii im. akad. Yu. A. Izraelya. – Versiya 2.0. – . – Rezhim dostupa: https://carbonreg.ru/pdf/methodology/accepted/CPM%20%E2%84%960010_rus.pdf
13. Morkovina, S. S. Issledovanie sistemy normirovaniya v lesnom hozyaystve Rossii / S. S. Morkovina, E. A. Panyavina, I. A. Avdeeva // Lesotehnicheskiy zhurnal. – 2019. – T. 9, № 1(33). – S. 176-187. – DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5c9201723dbb21.63764253.
14. Ovchinnikova O. F. Normirovanie truda na mehanizirovannyh rabotah v rastenievodstve // Dal'nevostochnyy agrarnyy vestnik. 2018. №2 (46). S. 184-192
15. Ovchinnikova N. I., Kovalivnich V. D. Processnyy podhod k normirovaniyu mehanizirovannyh polevyh rabot // Vestnik KrasGAU. 2007. №4. S. 133-135
16. Panyavina, E. A. Sozdanie lesnyh uglerodnyh (karbonovyh) poligonov: ekonomicheskaya sostavlyayuschaya / E. A. Panyavina // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. – 2021. – T. 9, № 1(52). – S. 26-34. – DOIhttps://doi.org/10.34220/2308-8877-2021-9-1-26-34.
17. Reestr uglerodnyh edinic Rossiyskoy Federacii. Metodologii klimaticheskih proektov. – Rezhim dostupa: https://carbonreg.ru/ru/methodology/accepted_methodologies/
18. Sorokina D. D., Ptichnikov A. V., Romanovskaya A. A. Sravnitel'nyy analiz i ocenka metodik rascheta pogloscheniya parnikovyh gazov lesnymi ekosistemami, primenyaemyh v Rossiyskoy Federacii // Izvestiya Rossiyskoy akademii nauk. Seriya geograficheskaya. – 2023. – T. 87. - № 4. – S. 497–511.
19. Sychev M.F., Selimenkov R.Yu., Mironova Z.S., Tukmacheva A.I. Ekonomika vosproizvodstva lesov, Vologda, RAN, 2011. - 104 s.
20. Ekonomicheskie aspekty organizacii karbonovyh ferm na lesnyh zemlyah / S. S. Morkovina, E. A. Panyavina, I. I. Shanin, I. A. Avdeeva // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. – 2021. – T. 9, № 1(52). – S. 17-25. – DOIhttps://doi.org/10.34220/2308-8877-2021-9-1-17-25.



