In this article the author considers graffiti as upcoming tools of political agitation and advocacy. The author analyzes the origins and development stages of the graffiti subculture. The article considers contradictions in the system of relations between society and subculture of graffiti: on the one hand, the phenomenon is perceived as the result of cultural crisis, and on the other — as part of the mass of street culture. Graffiti’s assessment duality, recognition of graffiti as art and at the same time, as vandalism lie in its origin and gradual complication.
graffiti, subculture, advocacy, genesis, development stages, directions.
Эпоха технологического прогресса предложила молодежи большое количество средств и способов самовыражения, однако нанесение на стены надписей и изображений до сих пор осталось популярным. Граффити стало привычным для глаз жителей явлением не только мегаполисов, но и небольших населенных пунктов. Рост популярности данного жанра подтверждается не только увеличением количества несанкционированных надписей на стенах городов по всему миру, но и ростом внимания исследователей, рассматривающих феномен с различных точек зрения. Все чаще западные исследователи рассматривают граффити как вид уличного искусства, исследуя творчество уличных художников, в котором есть художественная ценность. Неслучайно одним из самых популярных художников современности является представитель именно этого вида искусства — английский художник, работающий под псевдонимом Бэнкси (Banksy). Сегодня граффити существует практически повсеместно: для молодежи граффити является не только способом самовыражения, но и эстетической формой протеста против официальной культуры.
1. Baibakova O. Vandalizmi graffi ti kakodnaiz form proyavleniya deviatsii sredi molodezhi [Vandalism and graffi ti as a form of manifestation of deviation among youth]. Available at: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10268.php
2. Kolosov A.S. Istoriya graffi ti dvizheniyai ego sovremennye rossiiskie osobennosti [The history of graffi ti movement and its modern Russian features]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-graffi ti-dvizheniya-i-ego-sovremennye-rossiyskie-osobennosti-1
3. Koch W.A. Simple Forms: An Encyclopaedia of Simple Text-Types in Lore and Literature. Bochum, 1994. 425 p.
4. Barsamov S.A. Subkul’tura graffi ti: sotsial’naya organizatsiya I perspektivy integratsii [Graffi ti Subculture: social organization and prospects of integration]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/subkultura-graffi ti-sotsialnaya-organizatsiya-i-perspektivy-integratsii
5. Chistyakova M.G. Strit-art v kontekstevyzovovsovremennosti [Street art in the context of modern challenges]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/strit-art-v-kontekste-vyzovov-sovremennosti
6. Evdokimova E.A. Fenomen graffi ti: genezis, perspektivy, vliyanie na sovremennoe iskusstvo I arkhitekturu [The phenomenon of graffi ti: Genesis, prospects, impact on contemporary art and architecture]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-graffi ti-genezis-perspektivy-vliyanie-na-sovremennoe-iskusstvo-i-arhitekturu
7. Wheeler V. Let’s Play Tag. The Sun, 19 Feb, 2009 Available at: http://www.thesun.co.uk/sol/homepage/features/article2251742.ece