Moskva, Moscow, Russian Federation
Issues of academic competitions’ preparation and carrying are of great scientific and practical interest. A large number of papers devoted to academic competitions have been published in recent years. Developments devoted to academic competitions’ functions are of interest. Subject academic competitions’ 22 functions grouped into six main ones (humanistic, creative, motivation of educational activity, organizational, controlling, representative) are considered in the present paper.
student academic competition, school academic competition, subject academic competition, academic competitions’ functions, descriptive geometry, engineering graphics, computer graphics, graphic disciplines.
Вопросы подготовки и проведения предметных олимпиад вызывают большой научный интерес и освещены во многих работах, в частности, в статьях [1-10].
Выделим шесть основных функций олимпиад (рис. 1):
- гуманистические;
- творческие;
- мотивация учебной деятельности;
- организационные;
- контролирующая;
- представительская.
1. Гуманистические функции олимпиад
1.1. Раскрытие способностей
Среди гуманистических функций научных олимпиад, прежде всего, укажем на раскрытие способностей участников (рис. 1). Некоторые участники олимпийского движения считали выявление способных студентов, которые смогут продолжать наше дело (проф. А.В. Пеклич, например), единственной и главной функцией олимпиад. Позволив себе не согласиться с ними полностью, ведь шесть основных функций олимпиад подразделяются еще на 22 функции, все же поставим выявление способных студентов на почетное первое место среди функций олимпиад.
Нам кажется, что олимпиады имеют главенствующее и даже решающее значение в раскрытии истинных интеллектуальных способностей их участников по сравнению с другими интеллектуальноизмеряющими инструментами: школьными и вузовскими оценками, количеством публикаций, тестами, участием в конкурсах по специальности и другими, которые указывают не столько на интеллектуальные возможности человека, сколько на другие его качества, особенности окружающей научной (или школьной) среды и степень везения.
1.2. Самоутверждение
На олимпиадах совсем не обязательно побеждают отличники, особенно школьные, ведь школьные оценки часто, мягко говоря, субъективны. По нашему опыту, процент отличников среди 10 победителей двух туров олимпиад МИТХТ - около 50. Среди второй половины победителей попадаются студенты, которые совсем плохо учатся. Для этих людей, да и для всех победителей, сознание того, что они обладают огромным интеллектуальным потенциалом, много значит как в собственных глазах, так и во мнении сокурсников.
1.3. Чувство собственного достоинства
Эта функция олимпиад очень тесно связана с предыдущей. От самоутверждения до понимания своих возможностей - один шаг.
Чувство собственного достоинства - не гордыня, а понимание своих возможностей.
1.4. Стремление к достижению высоких результатов
Олимпиада - это соревнование, а всем или очень многим участникам соревнований свойственно желание победить. Чтобы победить, нужно глубже знать предмет. В процессе подготовки к региональному туру желание победить у студентов крепнет, становится доминирующим - именно поэтому на олимпиадах большее значение имеет процедура апелляции. После регионального этапа многие продолжают готовиться к Всероссийскому, и в этом их добровольном выборе большое значение имеет желание побеждать.
1. Asekritova S.V. Problemy podgotovki i provedeniya distantsionnykh olimpiad po distsiplinam graficheskogo tsikla. Sb. trudov 2-y Vseros. nauch.-metod. konf. po inzhenernoy geometrii i komp´yuternoy grafike. M.: MITKhT, 2009. S. 94-99.
2. Asekritova S.V., Konstantinov A.V. Osobennosti provedeniya predmetnykh olimpiad po distsiplinam graficheskogo tsikla. Sb. trudov 2-y Vseros. nauch.-metod. konf. po inzhenernoy geometrii i komp´yuternoy grafike. M.: MITKhT, 2009. S. 87-93.
3. Vyshnepol´skiy V.I. Moskovskie gorodskie olimpiady po inzhenernoy grafike. Geometriya i grafika. 2013. № 1. S. 83-85.
4. Vyshnepol´skiy V.I., Solovov R.D. Otkrytaya Vserossiyskaya studencheskaya olimpiada po nachertatel´noy geometrii, inzhenernoy i komp´yuternoy grafike 2007 goda. Sb. trudov 2-y Vseros. nauch.-metod. konf. po inzhenernoy geometrii i komp´yuternoy grafike. M.: MITKhT, 2009. S. 76-86.
5. Gerasimov V.A., Shcheglova A.V. Vserossiyskie olimpiady po nachertatel´noy geometrii, inzhenernoy i komp´yuternoy grafike v Bryanskom gosudarstvennom tekhnicheskom universitete. Sb. trudov 2-y Vseros. nauch.-metod. konferentsii po inzhenernoy geometrii i komp´yuternoy grafike. M.: MITKhT, 2009. S. 100-102.
6. Mel´nichenko N.P. Olimpiada kak sposob aktivizatsii uchebnogo protsessa. Sb. trudov Mezhdunar. nauch.-metod. konf. po inzhenernoy geometrii i komp´yuternoy grafike. M.: MITKhT, 2010. S. 144-147.
7. Sal´kov N.A., Kadykova N.S. Organizatsiya studencheskikh predmetnykh olimpiad vysshego urovnya. Geometriya i grafika. 2013. № 1. S. 80-82.
8. Svirin V.V., Karfidov A.O., Vasil´ev V.M. Opyt uchastiya v olimpiade po inzhenernoy i komp´yuternoy grafike. Sb. trudov Mezhdunar. nauch.-metod. konf. po inzhenernoy geometrii i komp´yuternoy grafike. M.: MITKhT, 2010. S. 148-151.
9. Stepura E.A., Zontov R.A. Provedenie pryamoy cherez nedostupnuyu tochku. Sb. trudov 2-y Vseros. nauch.-metod. konf. po inzhenernoy geometrii i komp´yuternoy grafike. M.: MITKhT, 2009. S. 103-110.
10. Emanov S.L. Trebovaniya i protsess sozdaniya olimpiadnykh zadach po nachertatel´noy geometrii. Sb. trudov Mezhdunar. nauch.-metod. konferentsii po inzhenernoy geometrii i komp´yuternoy grafike. M.: MITKhT, 2010. S. 152-156.