Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Россия
Актуальность настоящей статьи обусловлена двумя факторами: выделением медиалингвистики в самостоятельную область научного знания и усиливающимся исследовательским интересом к способам экспликации женской субъектности, формирующейся на пересечении различных типов/видов дискурса (от фамилистического до различных бизнес-практик, где мелиоративная характеризация образа женщины становится доминирующей). В этой связи в качестве материала исследования выбран контент онлайн-журнала Forbes Woman (русскоязычная версия) / Forbes Womеn (англоязычная версия) — одного из лидеров современной медиасферы, идеологическим ядром которого является тезис ‘женщины о женщинах и для женщин’. Особо значимо, что содержательно публикации русскоязычного и англоязычного вариантов не совпадают, и структурные компоненты медиаобраза фиксируют его этнокультурную обусловленность. Анализ медиатекстов, репрезентирующих образ успешной деловой женщины, убеждает в изменении/расширении/переструктурировании его семасиологического наполнения в последние годы, в результате чего кластер русских и английских лексических единиц, атрибутирующих данный медиаконцепт, пополняется новыми составляющими, что в свою очередь определяет новую «оптику» восприятия стереотипной гендерной оппозиции. Определенное перераспределение тематических доминант, эксплицирующих категориальные признаки женской идентичности, демонстрирует как позицию СМИ, так и специфику рефлексии аудиторией статуса ‘успешная деловая женщина’ в конкретном лингвокультурном сообществе. Одновременно наличие ряда универсальных вербальных знаков, отражающих общие для русско- и англоязычного социума ценности, свидетельствует о появлении нового смыслообразующего компонента языковой картины мира.
медиаобраз, успешная деловая женщина, женский журнал, биодемографические характеристики, тематические доминанты, русскоязычные и англоязычные медиатексты
1. Абриталина А.С. Женское предпринимательство: социально-экономические мотивации и факторы [Текст]: дис. канд. филос. наук / А.С. Абриталина. — Саратов, 2006. — 153 с. EDN: https://elibrary.ru/NOATHV
2. Адонина Л.В. Концепт «женщина» в русском языковом и когнитивном сознании [Текст]: дис. ... канд. филол. наук:10.02.01 / Л.В. Адонина. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. — 246 с. EDN: https://elibrary.ru/NOTSFZ
3. Баданян И.Ф. Когнитивные стереотипы, формирующие концепт «деловая женщина» в наивной картине мира (на материале русского и немецкого языков) коммуникации [Текст] / И.Ф. Баданян // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. — 2016. — № 2. С. 204–213. DOI: https://doi.org/10.18522/1995-0640-2016-2-204-213; EDN: https://elibrary.ru/WBKNET
4. Белоусова Ю.В. Медийный образ как средство коммуникации [Текст] / Ю.В. Белоусова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. — № 12-1. — C. 17–28. EDN: https://elibrary.ru/PHEGJN
5. Бешукова Ф.Б. Языковая репрезентация гендерного стереотипа мужественности в дискурсе СМИ (на материале российских журнальных текстов) [Текст] / Ф.Б. Бешукова, З.Р. Хачмафова // Вестник АГУ. — 2017. — Вып. 4. С. 63–67.
6. Винник Н.В. Женское движение и Рунет: найти друг друга / Н.В. Винник // Женское движение в России: вчера, сегодня, завтра: [Мат-лы конференции. Москва, 26 февраля 2010 г.] / отв. ред. Г.М. Михалева. — М.: ЯБЛОКО; КМК, 2010. — С. 94–95. EDN: https://elibrary.ru/YEFCDH
7. Витлицкая Е.В. Лингвистическая репрезентация гендерных стереотипов в рекламе (на материале англоязычных и русскоязычных текстов) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Витлицкая. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005. — 23 с. EDN: https://elibrary.ru/ZMYFBH
8. Володина О.В. Женская языковая личность в медиадискурсе: когнитивно-дискурсивный подход на материале [Текст]: дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / О.В. Володина. — Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 2020. — 203 c. EDN: https://elibrary.ru/XHXMSZ
9. Гриценко Е.С. Язык как средство конструирования гендера [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук / Е.С Гриценко. Н. Новгород, 2005. — 405 с. EDN: https://elibrary.ru/NNVSJZ
10. Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания [Текст] / Т.Г. Добросклонская // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. — 2014. — № 13 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massmediynyy-diskurskak-obekt-nauchnogo-opisaniya (дата обращения: 08.12.2024). EDN: https://elibrary.ru/TFXGWT
11. Дубровская Т.В. Жанр онлайн-петиции в контексте феминистского дискурса [Текст] / Т.В. Дубровская // Жанры речи. — 2017. — № 1. — С. 111–117. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2017-1-15-111-117; EDN: https://elibrary.ru/ZMJTWH
12. Зубанова С.Г. Благотворительность и социальное служение женщин в дореволюционной России [Текст] / С.Г. Зубанова // Теория и практика общественного развития. 2015. — № 17. — С. 128–134. EDN: https://elibrary.ru/UIXBAR
13. Исаченко О.К. Деловая женщина России как социокультурное явление: дисс. … канд социологических наук [Текст] / О.К. Исаченко. — Ставрополь, 2005. — 175 с. EDN: https://elibrary.ru/NNPIKF
14. Искендеров М.Г. Влияние современных англоязычных экранных СМИ на формирование гендерных ролевых стереотипов [Текст] / М.Г. Искендеров, М.Е. Куприянова // МНКО. — 2022. — № 4. — С. 1–3. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-495-248-250; EDN: https://elibrary.ru/JMWFBL
15. Каверина Е.А. Развитие феминистского дискурса в цифровых медиа (опыт России и США) [Текст] / Е.А. Каверина, Э. Декич // Медиаальманах. — 2020. — № 4. — С. 26–36. DOI: https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.4.2020.2636; EDN: https://elibrary.ru/VMYQFI
16. Карасик В.И. Языковые ключи [Текст]: монография / В.И.Карасик. — Волгоград: Парадигма, 2007. — 520 с. EDN: https://elibrary.ru/UGQADJ
17. Кибрик А.А. О правомерности понятия «медийный дискурс» [Текст] / А.А. Кибрик // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. — М.: Академический проект, 2011. — 374 с.
18. Кирилина А.В. Мужественность и женственность как культурные концепты [Текст] / А.В. Кирилина // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж, 2001. — 141–149 с.
19. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты [Текст] / А.В. Кирилина. — М., 1999. — С. 28–34.
20. Кисель И.Ф. Метафорическое моделирование концепта ДЕЛОВАЯ ЖЕНЩИНА в дискурсе СМИ [Текст] / И.Ф. Кисель // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2020. № 2. — С. 42–46. EDN: https://elibrary.ru/BLHQBU
21. Клецина А.С. Гендерная социализация [Текст] / А.С. Клецина. — СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. — 92 с.
22. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования [Текст] / Е.А. Кожемякин // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. — 2010. № 12. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovayakommunikatsiya-i-mediadiskursk-metodologii-issledovaniya EDN: https://elibrary.ru/MTXURN
23. Коновалова М.В. Медиадискурс и подходы к его изучению [Текст] / М.В. Коновалова // Вестник ЧелГУ. — 2015. № 27. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediadiskursi-podhody-k-ego-izucheniyu
24. Корнилова Т.В. Компоненты лингводидактической системы обучения иностранных филологов национально-окрашенной лексике с использованием аудиовидеосредств [Текст] / Т.В. Корнилова, В.Э. Матвеенко, О.С. Фисенко, Н.В. Чернова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: «Педагогика». — 2015. — № 3. С. 73–79. DOI: https://doi.org/10.18384/2310-7219-2015-3-73-79; EDN: https://elibrary.ru/UOGVRV
25. Матунова Г.А. Развитие средств языковой репрезентации концепта «женщина» в британской прессе XX–XXI вв. (На материале газет The Guardian и The Times) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Г.А. Матунова. — М.: Изд-во Моск. гор. пед. ун-та, 2019. — 170 с. EDN: https://elibrary.ru/AQDSPI
26. Пронина Е.С. Языковые средства формирования образа женщины-политика в англоязычной прессе [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Е.С. Пронина. — М.: Изд-во Моск. гос. ин-та международных отношений (университета), 2014. 203 с.
27. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев [Текст] / Ю.Е. Прохоров. — М., 1997. 101 с. EDN: https://elibrary.ru/RFAHTD
28. Прохорова Н.В. Феномен спецпроектов в современном российском медиапространстве [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-spetsproektovv-sovremennom-rossiyskom-mediaprostranstve/viewer (дата обращения: 25.04.2024).
29. Троицкая О.Г. Гендерные особенности коммуникации [Текст] / О.Г. Троицкая // Проблемы межкультурной коммуникации. — Иваново: ИГХТУ, 2000. — С. 374–380.
30. Фисенко О.С. Институциональные ценности «брак» и «семья» в сознании русского общества конца ХIХ–ХХ вв. [Текст] / О.С. Фисенко // Традиции и инновации в изучении и преподавании филологических дисциплин в вузе и школе. Коллективная монография. — М.: Перо, 2016. — С. 425–452 EDN: https://elibrary.ru/XFWZHH
31. Челак Е.А. Феминитивы в дискурсе интернет-коммуникации [Текст] / Е.А. Челак // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 12. — Ч. 2. — С. 197–200. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.78.12.079; EDN: https://elibrary.ru/YSUKSL
32. Чукуров А.Ю. Гендерная идентичность в контексте феминистской критики и квир-теории [Текст] / А.Ю. Чукуров // Вестник психофизиологии. — 2016. — № 3. — С. 23–29. EDN: https://elibrary.ru/WXBYSV
33. Шурухова З.С. Языковая специфика Интернет-коммуникации [Текст] / З.С. Шурухова // Сборник статей: Инновационные процессы в научной среде. — 2016. — С. 228–231.
34. Эпштейн М.Н. Феминитивы — или слова общего рода? Нужны ли языку слова «авторка» и «философиня»? [Электронный ресурс]. — URL: https://snob.ru/profile/27356/blog/133860 (дата обращения: 22.08.2021).
35. Drueke R., Zobl, E. Online feminist protest against sexism: the German-language hashtag #aufschrei // Feminist Media Studies. 2016, 16(1), pp. 35–54.
36. Geisler C. The Voices of #MeToo: from grassroots activism to a viral roar // International Communication Association. Prague, 2018. DOI: https://doi.org/10.5771/9781538128022
37. Hartmann H. Die Unternehmerin: Selbstverständnis und soziale Rolle. Köln und Opladen. 1968. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-663-02255-8
38. Kargina N.V., Fisenko О.S. // The Use of the Literary Text in Teaching of the Russian Language (in Terms of the Example of the "Assigned Reading" Technique) // International Journal of Humanities and Cultural Studies. 2016, pp. 1157–1164.
39. Lakoff R.T. Language and woman's place. New York etc.:Harper & Row, 1975, 83 p.
40. Mendes K., Ringrose J., and Keller J. Digital feminist activism:girls and women fight back sgainst rape culture // Oxford: Oxford University Press. 2019. DOI: https://doi.org/10.1093/oso/9780190697846.001.0001
41. Reisigl M., Wodak R. Discourse and Discrimination. London:Routledge. 2001.
42. Wodak R. Gender and Discourse. L.: Sage Publications. 1997.294 p. DOI: https://doi.org/10.4135/9781446250204



