РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФАЙЛИНГА В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
в данной статье авторами проводится исторический анализ развития профайлинга, актуализируются вопросы накопления знаний в данной области, а также представлен современный взгляд на определение сущности и содержания профайлинга. Предмет исследования: принципы, содержание, дидактические средства развития у будущих полицейских готовности к применению технологий профайлинга. Цель исследования проектирование структурно-функциональной модели развития навыков профайлинга у обучающихся образовательных организаций МВД России. Методология. Методологической основой исследования выступили системный, компетентносный и контекстный подходы. Методы исследования: анализ методологических, психолого-педагогических источников, научных периодических изданий по теме исследования; изучение нормативной документации; педагогическое моделирование. Результаты работы. Практической значимостью научного исследования выступает представленная модель подготовки будущих сотрудников полиции к применению профайлинга для решения служебных задач. Представленная модель состоит из пяти взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блоков. Целевой блок определяет ключевую цель, которая заключается в развитии у обучающихся образовательных организаций МВД России готовности к применению технологий профайлинга. Информационного блока, в котором обозначена совокупность знаний необходимых для применения технологий профайлинга. Психофизиологического блока, в котором обозначены психические процессы, которые важно развивать у обучающихся для успешного применения технологий профайлинга на практике. Содержательно-деятельностного блока, где определены педагогические условия необходимые для развития готовности к применению технологий профайлинга, а также формы, методы, приемы и средства развития этой готовности. Оценочно-диагностический блок позволяющий оценить уровень развития знаний и умений применять технологии профайлинга на пороговом, базовом и продвинутом уровнях. Область применения результатов: Практическая значимость разработанной модели заключается в формировании комптенеции ПК-15 у обучающихся по специальности 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка в рамках изучения дисциплины «Основы профайлинга» в образовательных организациях МВД России. Новизна исследования заключается в авторской разработке структурно-функциональной модели, направленной на развитие готовности будущих полицейских к применению технологий профайлинга на практике. Выводы. Представленные результаты исследования позволят улучшить эффективность качества подготовки сотрудников полиции к выполнению служебных задач в повседневных и особых условиях.

Ключевые слова:
профайлинг, физиогномика, подготовка, полиция, криминалистический профиль
Текст

Введение.Место России в современной геополитической обстановкесложно переоценить, так как она играет ключевую роль в отстаивании традиционных российских культурно-нравственных ценностей и православной религиозной идеологии в противовеспопытке внедрить в российское общество культурных предпочтений западной цивилизации. Кроме того, противостояние обусловлено и тем, что страны Запада обладают высоким промышленным  потенциалом, однако основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены именно в России.

Все эти процессы оказывают непосредственное влияние на российское общество. Ежегодно увеличивается количество совершаемых тяжких и особо тяжких преступлений. Согласно статистическим данным Росстат в период с 2020 по 2023 год наблюдался  прирост рецидивных преступлений, так в 2023 году всего по России было совершено на 8500 больше преступлений, чем в 2020, из них преступлений особой тяжести больше на 4 тысячи, а средней тяжести больше на 5 тысяч [13]. Анализируя преступность несовершеннолетних, отметим, что согласно статистическим данным Росстата, также отмечается динамика роста особо тяжких преступлений, совершенных подростками, так, с 2 тысяч преступлений, совершенных в 2020 году количественный показатель увеличился до 2256 в 2023 году. По отдельным видам преступлений видится и динамика снижения количественных показателей, однако, преступления подростками совершаются систематически. Всего за 2023 год несовершеннолетними по России было совершено более 27 тысяч преступлений [13].

Указанные статистические данные позволили сформулировать проблему исследования, обусловленную актуальными запросами общества и государства на высококвалифицированных сотрудников полиции, способных обеспечить порядок внутри страны, безопасность общества и государства. Следовательно, сотрудники полиции должны уметь проводить качественную профилактику криминализации общества и своевременно пресекать готовящиеся правонарушения и преступления. Обеспечению этих задач будет способствовать использование в деятельности сотрудников полиции технологий профайлинга, которая позволяет с применением психологических методов и приемов оценить характер человека и спрогнозировать его поведение на основании внешних данных, а также вербальных и невербальных сигналов.

Цель исследования: разработка структурно-функциональной моделиразвития у обучающихся образовательных организаций МВД России готовности к применению технологии профайлинга.

Задачи: 1. Осуществить ретроспективный анализ научной литературы по вопросам становления профайлинга как технологии выявления потенциально-опасной личности. 2. Конкретизировать методологическую основу развития у обучающихся образовательных организаций МВД России готовности к применению технологии профайлинга. 3. Спроектировать структурно-функциональную модель развития у обучающихся образовательных организаций МВД России готовности к применению технологии профайлинга. 4. Обосновать содержание структурно-функциональной модели, сделать обобщающие выводы.

Методология и методы: методологической основой исследования являются системный, компетентностный и контекстный подходы. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: анализ нормативно-правовых актов, психолого-педагогической, философской и исторической литературы, а также научных периодических изданий по проблеме исследования, ретроспективный метод, педагогическое моделирование, обобщение полученных результатов.

Обсуждение результатов.

Сегодня термин «профайлинг» имеет множество трактовок, рассмотрим некоторые из них. О.А. Карпиенко определяет профайлинг как сложенную систему определения вероятности причастности подозреваемого субъекта к планированию совершения противоправного деяния[7, С. 176-183].
М.Р. Арпентьева под профайлингом понимает совокупность социально-психологических методик, направленных на диагностику индивидуально-психологических особенностей человека, определения его латентных мотивов и оценке сообщаемой информации, основанных на визуальной психодиагностике невербального, вербального и субвербального поведения объекта, по прогнозированию сценариев развития ситуаций и отношений, поступков, моделей поведения и общения человека [1]. А. Е. Канузель и Е. Е. Степанова в широком смысле определяют профайлинг, как технологиюобеспечения общественной безопасности посредством своевременного предупреждения совершения правонарушений. В узком смысле, авторы понимают под профайлингом совокупность психологических методов оценки, прогнозирования поведения человека на основе анализа его информативных признаков, характеристик внешности, вербального и невербального поведения [8,  С. 29-32].

Однако, отметим, что профайлинг как самостоятельная область знаний возник в середине XX века, однако изучение особенностей поведения человека развивались еще 400 лет до н.э. Именно благодаря накопленному опыту наблюдений за человеком сегодня профайлинг активно используется в обеспечении безопасности общества и государства. Развитие и становление профайлинга можно разделить на несколько этапов, демонстрирующих последовательность накопления знаний о человеке, его характере, природе его поведения, а также способах прогнозирование криминального поведения.

Интерес к изучению вопросов прогнозирования поведения человека стал развиваться в обществе 400 лет до н.э. и нашел свое отражение в трудах Гиппократа и Аристотеля, которые описывали особенности распознавания душевных свойств по чертам лица, по движению рук и по другим телодвижениям. Данное направление получило название «физиогномика», но вошло в основу развития современного профайлинга.

Ибн Синав период Средневековья описывал в своих трудахсопоставительный анализлюдей с их заболеваниями, что позволилоделать прогноз склонности человека к определенному заболеванию по внешним признакам. На основании наблюдений он также разработал учение о темпераментах, согласно которому натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая, что в современной психологии соответствует четырём темпераментам: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический типы.

В XVI в. Т. Хилл, опираясь на труды Леонардо да Винчи, в которых был проведен научный анализ закономерностей строения лица, разработал авторское видение, посвященное 4 типам лица, которые ассоциировались с основными видами характера и темперамента.

Ч.Ломброзов период нового времени, разработал теорию изучения характера человека,в рамках которой описал взаимосвязь таких элементов как: различные факторы преступлений, включающие физические, биопсихологические и социальные, опираясь на научный подход к физиогномике. Ч. Ломброзо считал, что преступники имеют врожденные физические и психические дефекты – аномалии внутреннего и внешнего анатомического строения, поэтому преступниками не становятся, а рождаются. Например, ученый определил совокупность физических признаков – стигматов, которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. К таким стигмам Ч. Ломброзо относил:

- неправильную форму черепа,

- узкий и скошенный лоб (или раздвоенная лобная кость),

- асимметрию лица и глазных впадин,

- чрезмерно развитые челюсти.

Теоретические обобщения Ч. Ламброзо в большей степени являются предпосылками к становлению профайлинга, так как благодаря им была предпринята попытка прогнозирования преступного поведения личности.

Необходимо отметить, что сегодня также существуют биологические и социальные теории формирования преступной личности, однако социальные выходят на первый план, так как в большей степени находят свое научно-практическое обоснование прогнозирование преступности.

Г. Гросс вXIX веке занимался составление психологического портрета преступника различными способами, в том числе по следам на месте преступления. Благодаря его наработкам сегодня развито такое направление как оперативный профайлинг, позволяющий составлять психолого-криминалистический портрет личности преступника на основании места преступления, опросов потерпевших, характера совершения преступления, что позволяет уточнять круг подозреваемых лиц.

Д. Дуглас вXX веке возглавил направление исследований в области личностно-преступного профилирования исоздал кафедру, разрабатывающую вопросы профайлинга,что способствовало внедрению профайлинга в правоохранительную практику и появлению термина «профайлер». Вместе с тем отдельный вклад в развитие профайлинга внесли Э. Ваффен, описавший профили женщин-убийц и П. Экман, разработавшийсобственную методику определения психологического состояния лжеца по невербальным признакам.

Упоминания о профайлинге в России отметим, что научные труды в данной области стали появляться во второй половине XX века в учебной литературе по юриспруденции и правоохранительной деятельности. Так, Ю.М. Волынский отмечает, что для предотвращения противоправных действий необходимо учитывать все значимые факторы.

Профайлинг развивается и сегодня, факторы, влияющие на поведение лжеца, представлены в работах Ю.В. Служаевой, О.В. Барсуковой, Е.А. Душиной, О.В. Барсуковой, И.А. Горячковой, Т.Б. Щегловой и др.; теоретические и методические основы профайлинга рассматриваются в работах О.А. Карпиенко, М.Р. Арпентьевой, А. Е. Канузель, Е. Е. Степановой, О.М. Пономаревой, А.А. Перков, В.Р.Мальцева и др.Области практического применения изложены в трудах О.В. Разореновой, А.В. Кононовой,  В.В. Зудаевой, Ю.Д.Силиной и др.

В работах В.Ю. Служаевой определены особенности лжи, к которым склонны лица в возрасте 25-30 лет. К таким особенностям автор относит: ложь во спасение, распускание социальных сплетен и слухов, ложь как форма проявления этикета, лесть, приукрашивание себя и преувеличение своих возможностей для достижения личных целей, манипулятивная ложь.[12, C. 162-165].

Рассматривая гендерные особенности лжи следует отметить, что женщинам во время лжи свойственно искажать свои чувства и мысли относительно предмета лжи. это обусловлено тем, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. В свою очередь мужская ложь характеризуется стремлением искажать конкретные факты[2].

О.В. Барсукова, рассматривая в своих работах особенности проявления лжи в детском возрасте, отмечает, что в рамках проведенного ей эксперимента удалось установить, что детям свойственно лгать, при этом девочкам проще демонстрировать неискренние чувства и эмоции, нежели мальчикам [3].

В исследованиях Е.А. Душиной обозначено еще одно интересное различие в отношении ко лжи у мужчин и женщин, а именно мужчины чаще используют ложь для приспособления к ситуации, а женщины используют альтруистическую ложь – ложь, направленную на защиту чувств окружающих [5].О.В. Барсукова отмечает, что юноши, в отличие от девушек склонны отвечать на ложь физической агрессией, а девушки, напротив, более склонны избирать словесные меры наказания [3]. В работах И.А. Горчаковой рассматриваются причины, побуждающие ко лжи. Так, основной причиной лжи у юношей является стереотипное реагирование на какую-либо ситуацию, а у девушек чаще всего ложь проявляется вситуациях, угрожающих их личности [4].

Накопленные знания о возрастных и гендерных особенностях лжи вносят значительный вклад в деятельность сотрудников полиции, так как позволяют в процессе общения с различными категориями граждан еще на первом этапе сбора информации уличить граждан в обмане, скорректировать ведение беседы. Это существенно сокращает время работы с гражданами и повышает достоверность и полноту собранной информации.  Кроме того, сегодня профайлинг представляет собой технологию по предотвращению преступлений, включающую в себя выявление потенциально опасных лиц на основе оценки их внешности, реакций вегетативной нервной системы, вербальных сообщений и невербальных признаков – эмблем, а также общих особенностей внешнего вида[10, С. 119-122].

Рассматривая области применения профайлинага, отметим, что еще в начале XX века они сводились к осуществлению профилирования потенциально-опасных личностей на транспорте, а сегодня технологиипрофайлинга, широко применяются вслужебнойдеятельности сотрудников органов внутренних дел. Например, О.В. Разоренова, А.В. Кононова отмечают, что технологии профайлинга могут широко применяться в индивидуальной профилактике преступлений во время охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий [11, С. 154-156]. В.В. Зудаева, Ю.Д. Силина раскрывают требования к проведению профайлинговой беседы. По мнению авторов в первую очередь следует обращать на конгруэнтность, а такжеанализу подлежит: речь (словарный запас, громкость, стиль, логика построения фраз и предложений); внешность (рост, одежда, цвет волос, стрижка, наличие татуировок); мимика (движение рук, глазных яблок, лица); вещи, принадлежащие человеку; пантомимика (как человек сидит, его походка, привычки в движении) [6, С. 382-385].

Таким образом, структуру профайлингасоставляют: наблюдение, визуальная экспересс-психодиагностика,опрос, фиксация отклонений в поведении человека, контроль документов и изучение письменных показаний. Следовательно, технологии профайлинга позволяют сотрудникам правоохранительных органов провести комплексный анализ внешности и поведения человека.

Для эффективного применения профайлинга в служебной деятельности сотруднику полиции необходимовладеть психологическими приемами ведения доверительной беседы, методами визуальной психодиагностики, диагностической экспресс-беседы, знаниями акцентуаций характера, методами почерковедения, знать психологию человека и основы применения метода избирательного наблюдения за собеседником, иметь развитую способность к критическому восприятию. Кроме того, необходимы и специальные профессиональные качества, к которым относятся: наблюдательность, проницательность, коммуникабельность, умение замечать детали и мелочи, быстро анализировать мимику человека и его «язык тела», распознавать так называемые «маркеры лжи». Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, кинестетической), качества мышления (широту, глубину, самостоятельность, критичность). Необходимые навыки важно отрабатывать в процессе обучения через познание теоретических аспектов и практическое применение.

Федеральные государственные образовательные стандарты, по направлению подготовки 40.03.02. «Обеспечение законности и правопорядка», содержат в себе профессиональную компетенцию (ПК-15), которая отвечает за развитие способности знать и применять на практике приемы диагностики личности по внешним признакам, характерологическим и поведенческим особенностям, а также прогнозировать поведение людей на основе наблюдаемых реакций[11].

Полученные результаты.

Для формирования данной компетенции в Уральском юридическом институте МВД России в учебные планы направления подготовки 40.03.02. «Обеспечение законности и правопорядка» была включена дисциплина «Основы профайлинга».  Изучение данной дисциплины включает в себя 4 темы, последовательно раскрывающие сущность и содержание технологии профайлинга, а также возможности практического использования полученных знаний на практике. К таким темам относятся:

  1. «Профайлинг как метод выявления лиц, вынашивающих противоправные замыслы». В рамках данной темы обучающиеся изучают генезис профайлинга, а также изучают вопрос о сущности лжи и особенностях ее проявления в зависимости от пола, возраста, социального статуса и иных социально-демографических признаков человека.
  2. Тема «Визуальная психодиагностика» содержит описание внешних  признаков потенциально-опасных лиц, а также вербальные и невербальные признаки лжи отдельных категорий потенциально опасных граждан, например «психологический профиль террориста».
  3. В рамках темы «Оперативная психодиагностика» обучающиеся получают знания об особенностях составления психолого-криминалистического портрета личности, а также вопросов для проведения профайлинговой беседы.
  4. «Психолингвистика – определение лжи» раскрывает вопросы вербальных признаков лжи, а также графологические особенности почерка, позволяющие определить характер и склонности человека на основании анализа его почерка.

С целью формирования знаний и умений применять технологии профайлинга для решения повседневных и профессиональных задач, стоящих перед полицией, а также повышения качества преподавания дисциплины «Основы профайлинга» была разработана «Структурно-функциональная модель развития у обучающихся образовательных организаций МВД  Россииготовности к применению технологиипрофайлинга», представленная на рисунке 1. Данная модель состоит из пяти взаимосвязанных блоков, основанных на системном, контекстном и компетентностном подходах.

Системный подход выражается в рассмотрении всех элементов разработанной модели в виде взаимосвязанных блоков, каждый из которых  выполняет  свою конкретную функцию для достижения цели, представленной в целевом блоке.Компетентностный подходпредполагает не овладение обучающимися отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе для решения конкретной задачи: обеспечение общественного порядка посредством применения технологий профайлинга. Контекстный подход обеспечивает наполнение содержания дисциплины средствами, приемами и методами обучения, обеспечивающими формирование необходимых компетенций.

В целевом блоке представлена основная цель, которая заключается в развитии у обучающихся образовательных организаций МВД России готовностик применению технологии профайлинга.

Информационный блок включает в себя направления по развитию конкретных теоретических знаний, на основе которых осуществляется профилирование личности. Данные направления представлены последовательно, в соответствии с тем, как осуществляется процесс

«Структурно-функциональная модель развития навыков профайлинга у обучающихся образовательных организаций МВД  России»

Рисунок 1

Целевой блок

Цель: развитьу обучающихся образовательных организаций МВД России готовность к применению технологий профайлинга

Информационный блок

Знания о внешних признаках подозрительных лиц:

особенности одежды, прически, изображений на нашивках, украшений, татуировок и пр.

Знания о невербальных сообщениях и эмблемах:

мимика, жесты, жесты – эмблемы, позы, походка, особенности голоса и реакции вегетативной нервной системы

Знания о вербальных маркерах обмана:

речевые ошибки, оговорки, паузы и заминки в речи, вербальные признаки обмана

Психофизиологический блок

Восприятие

Внимание

Память

Речь,внешний вид

Объем, устойчивость, распределение, концентрация

Объем, точность, длительность

Содержательно-деятельностный блок

Отработка навыков визуальной психодиагностики

Отработка навыков ведения профайлинговой беседы

Педагогические условия

Разработка дидактических средств для развития навыков профайлинга,

учебное пособие «Основы профайлинга»

Организация образовательного процесса на учебных полигонах

Взаимодействие с практическими сотрудниками территориальных органов МВД России и психологами

Использование проблемных методов обучения с целью активизации познавательной и научно-исследовательской деятельности

Формы, методы и приемы обучения

Ситуационные задачи и упражнения, анализ проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, профайлинговая беседа, наблюдение и визуальная психодиагностика

Средства обучения

Учебно-методический комплекс по дисциплинам «Основы профайлинга» и «Юридическая психология», учебные пособия «Основы профайлинга», «Юридическая психология»и «Психология общения», сюжетно-ролевые ситуации, задачи и упражнения, методические рекомендации проведения профайлинговой беседы, комплекс оценочных средств: кейс-задачи.

Оценочно-диагностический блок

Сформированность компетенции (ПК-15 направление подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка)

пороговый

базовый

продвинутый

               

профайлинга, а именно: визуальная психодиагностика внешних признаков потенциально-опасных личностей и обнаружение подозрительных черт (выявление асимметрии в одежде, скованная походка, беспокойное выражение лица, наличие символов и эмблем в одежде и т.д.), в том числе определение характерологических черт личности в соответствии с их акцентуированностью по конкретному типу [9]; установление с подозрительным гражданином психологического контакта, оценка невербальных маркеров лжи; начало коммуникации и применение навыков ведения профайлинговой беседы (составление  нейтральных, проверочных, контрольных и проективных вопросов), фиксация вербальных и невербальных признаков лжи, нарушение конгруэнтности [14].

Психофизиологический блок включает в себя необходимость развития у обучающихся таких психических процессов как восприятие, внимание и память. Для реализации данного блока в практические занятия с обучающимися необходимо включать упражнения на развитие восприятия, памяти и внимания.

Деятельностный блок включает в себясовокупность педагогических условий, форм, методов, приемов и средств развития навыков профайлинга у обучающихся образовательных организаций МВД России. Данный блок является связующим звеном между целью и результатом структурно-функциональной модели и отражает содержание развития навыков профайлинга у обучающихся.

Развитие таких навыков осуществляется в рамках изучения дисциплин «Основы профайлинга»в образовательных организациях МВД России, где образовательный процесс представлен четко выстроенной и последовательной структурой усвоения знаний от более общих и простых к более сложным и системным. Такое развитие навыковпрофайлинговой деятельности возможно в рамках указанных подходов.

Педагогическими условиями развития навыков профайлинга у обучающихся образовательных организаций МВД России будут выступать:

  1. Разработка дидактических средств для развития навыков профайлинга. С целью реализации данного педагогического условия было подготовлено учебное пособие «Основы профайлинга», а также разработан электронный курс дисциплины «Основы профайлинга». Электронный курс включает в себя презентации с лекционным материалом, а также презентации для занятий семинарского и практического типа, которые обучающиеся могут осваивать самостоятельно.Среди элементов курса также есть вкладки с видео лекциями, учебными пособиями по темам учебной дисциплины, а также обзором современных научных статей по вопросам профайлинга. Размещен данный электронный курс на платформе электронно-информационной образовательной среды вуза, что позволяет обучающимся в удобное для них время изучать все элементы курса. С целью реализации возможности самопроверки в данный курс были включены оценочные средства в виде практических текстовых и видео-заданий, разработанныедля каждой темы. Это позволяет обучающимся самостоятельнооценить уровень усвоения материала на текущем этапе усвоения дисциплины.
  2. Организация образовательного процесса на учебных полигонах. Практические занятия дисциплины «Основы профайлинга проводятся на объектах «Межвидового учебно-ситуационного центра», к таким объектам относятся «Магазин», «Квартира», «Офис», а также уличная площадка, имитирующая городскую площадь. Такая организация позволяет проводить наблюдение в условиях максимально приближенным к работе полиции.
  3. Взаимодействие с практическими сотрудниками территориальных органов МВД России и психологами. На лекционные, семинарские и практические занятия дисциплины «Основы профайлинга» приглашаются действующие психологи, имеющие квалификацию профайлера. Это позволяет использовать метод экспертных оценок в оценивании качества выполнения обучающимися практических заданий по визуальной диагностике, ведению профайлинговой беседы, а также построению криминального профиля личности. Кроме того, предъявляются квалификационные требования и к самому преподавателю.
  4. Для реализации отработки практических навыков профайлинга, разрабатываются кейс-задачи,содержащие в себе описания ситуаций, предполагающие динамику развития событий, а значит непредсказуемость поведения участников и многовариативность решения кейса. Обучающиеся могут работать с кейсами в индивидуальной и групповой формах. Индивидуальная форма предполагает описание обучающимся всех возможных вариантов решения кейс-задачи, а также теоретическое обоснование наиболее эффективного варианта. Групповая работа с кейсами происходит с применением методов сюжетно-ролевой игры и моделирования ситуации на полигонах, имитирующих городские локации, в рамках спроектированной структурно-функциональной модели практические занятия проводились на полигонах, имитирующих магазин, офис, квартиру и городскую площадь.

Оценочно-диагностический блок включает в себя компетенцию, направленную на развитие способностей к построению потенциально-опасного профиля личности (ПК-15), а также уровневые характеристики ее сформирвоанности: пороговый, базовый и продвинутый.

Для оценки уровня сформированности навыков профайлинга у обучающихся образовательных организаций МВД России на основании представленной компетенции, утвержденной  Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 27 июля 2021 г. № 677 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат, по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка», разработаны тестовые задания, призванные оценить теоретический уровень знаний обучающихся в исследуемой области. Также разработаны практические кейс-задачи, направленные на оценку сформированности у обучающихся практических навыков, и комплекс оценочных средств для итоговой аттестации по освоению дисциплины «Основы профайлинга». 

Таким образом, на основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Интерес к изучению характерологических особенностей личности, прогнозированию ее поведения, определению достоверности сообщаемой информации и выявлению склонности совершать противоправные деяния возник еще 400 лет до н.э., и осуществлялась в рамках науки физиогномики, о чем свидетельствуют работы древнегреческих философов о темпераменте и характере. Однако более подробная разработка теоретической базы профайлинга началась только в  XXвеке.
  2. В современной науке профайлинг является технологией прогнозированияповедения личности для предупреждения совершения противоправного замысла. В таком контексте профайлинг выступает необходимым инструментом в повседневной профессиональной деятельности полиции, одной из основных задач которой является предупреждение и профилактика правонарушений.
  3. Обучение будущих полицейских технологии профайлингаосуществляется в рамках дисциплины «Основы профайлинга», котораябыла включена в учебные планы направления подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» образовательных организаций МВД России.
  4. Для развития навыков профайлинга у обучающихся образовательных организаций МВД России и оценки результатов сформированности уровня развития этих навыков была разработана «Структурно-функциональная модель развития навыков профайлинга у обучающихся образовательных организаций МВД  России».
Список литературы

1. Арпентьева М.Р. Профайлинг как экспертная технология / М.Р. Арпентьева// Комплексная психолого-психофизиологическая судебная экспертиза: современное состояние и перспективы развития: сб. материалов международная научно-практическая конференция. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. 270 с.

2. Барсукова О.В. Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи / О. В. Барсукова // Молодой ученый. 2012. № 4 (39). С. 348-351.

3. Барсукова, О. В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи / О. В. Барсукова. // Молодой ученый. 2012. № 2 (37). С. 216-219. URL: https://moluch.ru/archive/37/4283/(дата обращения 10.01.2025).

4. Горчакова И.А. Особенности, причины и проявления склонности ко лжи у разных категорий учащихся средней школы дисс. канд психол. н. Московский психолого-социальный институт. 20 декабря 2010 года.Москва.

5. Душина Е.А. Особенности отношения ко лжи современных школьников дисс. канд. психол. наук. Институт молодежи. 19 июня 2000.Москва.

6. Зудаева В.В. Метод профайлинга в деятельности органов внутренних дел / В.В. Зудаева, Ю.Д. Силина //Наукосфера. 2022. № 10-2. С. 382-385.

7. Карпенко О.А. Криминалистический профайлинг: проблемы применения и пути решения /О.А. Карпенко// Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 4 (91). С. 176-183

8. Канузель А.Е. Профайлинг как средство раскрытия и расследования преступлений /А.Е. Канузель, Е.Е. Степанова// Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 4 (12). С. 29-32.

9. Личко Е.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Питер, 2024. 304 с.

10. Перков А.А. Формирование профессиональной наблюдательности сотрудников госавтоинспекции посредством обучения профайлингу /А.А. Перков, В.Р. Мальцева// Заметки ученого. 2020. № 2. С. 119-122.

11. Разоренова О.В. Профайлинг как средство индивидуальной профилактики преступлений / О.В. Разоренова, А.В. Кононова // в сборнике: Актуальные проблемы российского права и законодательства. Сборник материалов ХIII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 154-156.

12. Служаева В.Ю. Гендерный анализ психологических особенностей проявления различных видов и мотивов лжи у студентов оренбургского государственного университета. /В.Ю. Служаева// Вестник магистратура. 2014 № 11 C. 162-165.

13. Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 23.01.2025).

14. Хилюк С.О.Этикет в общении сотрудников органов внутренних дел: проблемы и перспективы решения/С.О. Хилюк, Д.Ф.Исмагилова// В сборнике: Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2023. С. 33-35.

Рецензии
1. Развитие готовности будущих полицейских к применению технологий профайлинга в служебной деятельности Авторы: Петров Владислав Евгеньевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?