МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТРАНСРЕГИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дана рецензия на монографию Ю.Н. Ивановой «Методология стратегического планирования трансрегиональных корпораций», проанализирована и обоснована оригинальная методика построения стратегии корпорации по трем стадиям, основанная на поэтапном анализе внешней среды во взаимодействии со всеми элементами корпоративной системы, построении целевой функции и декомпозиции ее на стратегические задачи и проекты с последующей детализацией для всех функциональных единиц.

Ключевые слова:
стратегическое планирование, стратегическое управление, трансрегиональная корпорация, факторы построения региональной стратегии, процессное управление, проектное управление, функциональное управление.
Текст

Устойчивый рост крупных корпоративных структур, ориентированный на формирование стратегических преимуществ с привлечением долгосрочных инвестиций, в противовес извлечению кратковременной прибыли, является основой перехода российской экономики от рентоориентированной модели хозяйствования к росту, основанному на инновациях и технологиях.

Вопросы долгосрочного развития экономических систем особенно актуальны в свете обсуждения законопроекта «О государственном стратегическом планировании», направленного на решение таких проблем, как размытость приоритетов, отсутствие механизма концентрации ресурсов на решение среднесрочных и долгосрочных задач, обособленность субъектов экономики при достижении своих целей и др. В связи с этим исследования, посвященные модернизации методологии стратегического планирования с учетом российского опыта, могут быть использованы для подготовки рекомендаций к данному законопроекту.

Монография Ю.Н. Ивановой содержит теоретико-методологические положения стратегического планирования крупных, территориально распределенных корпоративных систем, определяемых автором как трансрегиональные корпорации (ТРК), с учетом российской специфики. Свои выводы автор основывает на эмпирическом подходе и изучении практики функционирования в динамике ряда российских предприятий сферы услуг с частной и частно-государственной формой собственности [1].

Представленное издание, ставшее логическим продолжением всей предыдущей работы автора по данной проблеме [2–15], характеризуется четкой, логически выверенной структурой и выводами, отражающими авторское видение изучаемой проблемы. Благоприятное впечатление оставляют содержащиеся в работе рисунки и таблицы, которые достаточно наглядны и оформлены с учетом их восприятия не только узкими специалистами высшей школы, но и практиками, занимающимися стратегическим планированием.

К числу несомненных достоинств данной работы можно отнести тщательный и весьма впечатляющий по размаху анализ эволюции трансрегиональных корпораций в мировой экономике и в дореволюционном, советском и современном периоде развития российской экономики. Весьма оригинальна и любопытна авторская гипотеза о существовании института трансрегиональных корпораций в СССР как «…системы автономных региональных подразделений, подчинявшихся единому центру (государству в лице главков и министерств), осуществлявшему стратегическое управление, и имевших, при отсутствии внешней конкуренции, конкуренцию внутреннюю за выполнение плана и повышение производительности с соответствующей системой вознаграждения» [1].

Наибольший интерес для практики стратегического планирования представляет авторская методика построения стратегии корпорации по трем стадиям, основанная на поэтапном анализе внешней среды во взаимодействии со всеми элементами корпоративной системы, построении целевой функции и декомпозиции ее на стратегические задачи и проекты с последующей детализацией для всех функциональных единиц, а также авторские подходы к мониторингу и оценке выполнения стратегии при помощи определения вех и промежуточных этапов с присвоением им измеряемых показателей мониторинга с количественными и качественными оценками. Автор отмечает, что «…для крупных ТРК число таких показателей может достигать нескольких десятков» [1].

Следует отметить высокий потенциал работы для российских и зарубежных компаний, планирующих экспансию в российские регионы. Автор определяет основные организационно-географические характеристики деятельности ТРК, уточняет факторы, влияющие на построение региональной стратегии, а также выявляет методологические особенности и технологии планирования роста в регионы с учетом специфики и различных экономических и социокультурных профилей российских регионов.

Монография будет интересна ученым-экономистам, практикам, занимающимся вопросами формирования и реализации стратегии. Материалы монографии могут быть использованы при преподавании таких дисциплин, как «Стратегическое планирование», «Менеджмент», «Маркетинг» и т.д. студентам экономических специальностей.

Список литературы

1. Иванова Ю.Н. Методология стратегического планирования российских трансрегиональных корпораций [Текст] / Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2015.

2. Иванова Ю.Н. Особенности формирования российских трансрегиональных корпораций: ретроспективный анализ [Электронный ресурс] / Ю.Н. Иванова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 10 (58). - С. 99.

3. Иванова Ю.Н. Стратегия управления продуктами [Текст] / Ю.Н. Иванова // Экономические науки. - 2012. - № 87. - С. 240-243.

4. Иванова Ю.Н. Принципы составления стратегии [Текст] / Ю.Н. Иванова // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 3 (26). - С. 290-292.

5. Иванова Ю.Н. Тиражирование технологий в корпорациях [Текст] // Экономические стратегии. - 2012. - Т. 14. - № 2 (100). - С. 100-101.

6. Иванова Ю.Н. Стандартизация и диверсификация деятельности региональных филиалов [Текст] / Ю.Н. Иванова // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 2. - С. 269-271.

7. Иванова Ю.Н. Трансрегиональные корпорации: планирование и управление в условиях модернизации российской экономики [Текст] / Ю.Н. Иванова. - М.: МАКС Пресс, 2011.

8. Иванова Ю.Н. Действия и основные ошибки российских компаний при разработке стратегии выхода на региональные рынки [Текст] / Ю.Н. Иванова, В.В. Иванов // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4. - С. 108-117.

9. Иванова Ю.Н. Проблемы региональной экспансии российских компаний [Текст] / Ю.Н. Иванова, В.В. Иванов // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1. - С. 50.

10. Иванова Ю.Н. Методы конкурентной борьбы российских предприятий [Текст] / Ю.Н. Иванова, И.В. Перегудов // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1. - С. 136-139.

11. Иванова Ю.Н., Иванов В.В. Действия и основные ошибки компаний при разработке стратегии выхода на региональные рынки [Текст] / Ю.Н. Иванова, В.В. Иванов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2009. - Т. 7. - № 4.

12. Иванова Ю.Н. Государственное регулирование товарных рынков с применением современных технологий [Текст]: автореф. …дис. канд. экон. наук / Ю.Н. Иванова. - М., 2005.

13. Иванова Ю.Н. Государственное регулирование товарных рынков с применением современных технологий [Текст]: дис. …канд. экон. наук / Ю.Н. Иванова. - М., 2005.

14. Розанова Т.П. Построение системы управления проектами в корпорациях [Текст] / Т.П. Розанова, Ю.Н. Иванова // Академическая наука - проблемы и достижения / Материалы IV Международной научно-практической конференции. НИЦ. «Академический», 2014. - С. 220.

15. Розанова Т.П. Выбор способа проведения операций в интегрированных структурах: интернализация аутсорсинга [Текст] / Т.П. Розанова, Ю.Н. Иванова // Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социохозяйственного развития / Международная научно-практическая конференция; под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой, 2014. - С. 257-266.

Войти или Создать
* Забыли пароль?