ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена опытно-экспериментальной проверке педагогической модели формирования качеств вторичной языковой личности будущего экономиста-профессионала. Исследование актуально в контексте современных требований к экономистам: владение иностранным языком и ключевыми профессиональными компетенциями, которые способствуют успешному карьерному росту и расширению спектра возможностей в профессиональной деятельности. Целью исследования является тестирование педагогической модели формирования качеств вторичной языковой личности, состоящей из концептуального, содержательного, процессуального и результативного блоков. Эксперимент проводился на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта с 2020 по 2025 г., охватив 50 студентов экспериментальной и контрольной групп 1–2 курсов экономических направлений. Использовались методы анализа нормативной и научной литературы, опрос, тестирование, статистическая обработка данных. Оценка сформированности качеств вторичной языковой личности осуществлялась с помощью следующих методик: опросник коммуникативных и организаторских склонностей В.Н. Куницына, опросник «Рациональный – Опытный» C. Эпстайна, бланковый тест «Инициативность» А.И. Крупнова, Мельбурнский опросник принятия решений, «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, тест антиципационной состоятельности В.Д. Менделевича. Статистический анализ выявил значимые различия между экспериментальной и контрольной группами в течение двух лет. Методическое измерение показало, что применение психолингвистического подхода, релевантных профессиональной деятельности экономиста методов при иноязычной подготовке в рамках педагогической модели, имеет положительное влияние на уровень сформированности качеств вторичной языковой личности специалиста. Данные исследования могут быть полезны при разработке образовательных программ, методических материалов, направленных на развитие качеств вторичной языковой личности экономиста-профессионала.

Ключевые слова:
педагогическая модель, психолингвистический подход, профессиональная компетентность, профессиональное образование, экономическая деятельность, иноязычная подготовка, экономист, вторичная языковая личность, качества вторичной языковой личности, высшая школа, студенты экономических направлений
Список литературы

1. Боярко С.А. Психолингвистический подход к формированию качеств вторичной языковой личности будущих экономистов [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2024. Т. 12. – № 5 // https://mir-nauki.com/ PDF/70PDMN524.pdf. EDN: https://elibrary.ru/ERTRWB

2. Бударина А.О. Компетенция vs. Личностный потенциал: альтернатива или синергия? / А.О. Бударина, И.Д. Рудинский, М.В. Храмова // Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформации. Ресурсы : Сборник материалов педагогического конгресса, Калининград, 18–22 апреля 2023 года. – Калининград: Издательство «Перо», 2023. – С. 33–37. – EDN KDXYET.

3. Киселев А.М. Об особенностях эксперимента в педагогическом исследовании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. – № 7. – С. 45–47. DOI: https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-7-45-47; EDN: https://elibrary.ru/RXEGBQ

4. Корнилова Т.В. Мельбурнский опросник принятия решений // Психологические исследования, 2013. – № 31. [Электронный ресурс] // URL: https:// psystudy.ru/index.php/num/article/view/671 EDN: https://elibrary.ru/SFJMLT

5. Корнилова Т.В., Разваляева А.Ю. Апробация русскоязычного варианта полного опросника С. Эпстайна «Рациональный – Опытный» (RationalExperiential Inventory) // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, № 3. – С. 92–107. – DOIhttps://doi.org/10.7868/S0205959217030084. – EDN YTAKVF.

6. Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Комплексные исследования свойств личности: теория и практика. – М.: РУДН, 2017. – 220 c. EDN: https://elibrary.ru/YQDQZF

7. Крупченко А.К., Головина И.В., Халадов Х.-А.С. Аксиологические ориентиры реформирования системы высшего образования: вызовы настоящего и возможности будущего // Педагогическое образование в России. – 2023. – № 4. – С. 12-19. – EDN NEXJFG.

8. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. – М.: Городец, 2018. – 448 с. EDN: https://elibrary.ru/YVSDUT

9. Наиболее престижные и доходные профессии: мониторинг от 12.09.2024 [Электронный ресурс] // ВЦИОМ новости https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/naibolee-prestizhnye-idokhodnye-professii-monitoring

10. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования: указ президента РФ от 12.05.2023 №343 [Электронный ресурс] // Гарант.ру https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1623647/

11. О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ президента РФ от 28.02.2024 № 145 [Электронный ресурс] // Гарант. ру. https://base.garant.ru/408618353.

12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74547939

13. Попова В.Б. Выбор статистических критериев при анализе данных // Проблемы национальной экономики в цифрах статистики : Материалы IХ международной научно-практической конференции, Тамбов, 13 декабря 2022 г. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2023. – С. 439–446. – EDN JDVDRY.

14. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. / Л. И. Вассерман [и др.]. – СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 1999. – 54 с.

15. Райгородский Д.Я. Психодиагностика персонала. Самара: Бахрах-М, 2007. – 664 с.

16. Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. EDN: https://elibrary.ru/QXRVZR

17. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2006. – 170 с.

18. Beibei S. Psychological Impact of Languages on the Human Mind: Research on the Contribution of Psycholinguistics Approach to Teaching and Learning English //Journal of Psycholinguistic Research. 2023. Т. 52. №. 6. С. 2027–2045. DOI: https://doi.org/10.1007/s10936-023-09977-w; EDN: https://elibrary.ru/CEQJPT

19. Hovhannisyan G.R. Psycholinguistic Competencies and Interculturality in ELT. In: Al-Mahrooqi R., Denman C.J. (eds) Individual and Contextual Factors in the English Language Classroom. English Language Education, vol 24. Springer, Cham. https://doi. org/10.1007/978-3-030-91881-1_2. 2022.

20. Menn L., Dronkers N.F. Psycholinguistics: Introduction and applications. – Plural publishing. 2016.

21. Traxler M.J. Introduction to psycholinguistics: Understanding language science. 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?