ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются рассмотренные в монографии авторов А.А. Харина, А.В. Рождественского, И.Л. Коленского, А.А. Харина (мл.) «Управление развитием инновационной деятельности в регионах России» практические аспекты развития инновационной деятельности в субъектах федерации, основанные на изучении опыта функционирования корпоративной инновационной системы высшей школы.

Ключевые слова:
высшая школа, региональное развитие, инновационная политика.
Текст

Проблемы инновационного развития экономики России вряд ли могут быть решены без аргументированных практикой исследований и опыта работы по инновационным проектам и программам, реализованным в нашей стране. В связи с этим представляет интерес монография А.А. Харина, А.В. Рождественского, И.Л. Коленского, А.А. Харина (мл.) «Управление развитием инновационной деятельности в регионах России» [12].

Объективный анализ монографии может оказаться полезным для читателей, профессионально интересующихся проблемами инновационного развития экономики страны.

Рассматриваемая книга состоит из введения, шести глав, приложений и заключения.

Из Введения убедительно следует, что единственным путем преодоления остаточных кризисных явлений и последующего развития России является формирование экономики, основанной на знаниях, т.е. экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет окончательно вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции, а это не только не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения, но и создаст угрозу безопасности государства в целом. Вместе с тем инновационная деятельность России пока еще не входит в число основных факторов ее экономического роста. 

Очевидно, что сейчас назрела необходимость в пересмотре существующих методологических подходов к развитию инновационной деятельности в России, адаптации известных, а при необходимости и разработке новых принципов и механизмов инновационного развития экономики исходя из существующих условий. 

Не секрет, что залогом успеха инновационной деятельности является наличие в стране эффективной, развитой национальной инновационной системы, и Россия к настоящему времени только приблизилась к стартовым условиям ее создания – да, можно говорить, что у нас в стране существуют и инновационно ориентированные предприятия, и разнообразные элементы инновационной инфраструктуры, тем не менее это лишь отдельные «островки», практически не соединенные друг с другом мостами и туннелями, информационными каналами и т.п., позволяющими объединять общие усилия, координировать друг с другом свою работу, взаимообогащаться знаниями и накопленным опытом.

Авторам представляется, что, начиная строительство национальной инновационной системы России «снизу», было бы целесообразно в качестве фундамента использовать отчасти уже созданные региональные инновационные системы (еще очень далекие от совершенства), а также практически отсутствующие корпоративные инновационные системы, одно из важнейших мест среди которых по праву должна занять корпоративная инновационная система высшей школы.

Роль инноваций как фактора именно регионального развития определяется их способностью преодолеть ограниченность природных, географических, демографических ресурсов, найти свою нишу каждому из хозяйствующих субъектов. Кроме того, ставка на использование инновационного потенциала переносит центр тяжести усилий государства с прямой поддержки на оказание помощи в мобилизации внутренних резервов. Тем самым достигаются как экономические, так и политические цели – снижение нагрузки на федеральный бюджет, усиление экономической самостоятельности регионов, децентрализация управления.

Первая глава представляет авторскую концепцию формирования университетских центров содействия развитию научно-технического предпринимательства в субъектах федерации с учетом особого места инновационной системы высшей школы в составе формирующейся национальной инновационной системы. Авторы убедительно показывают, что инновационная система высшей школы располагает всем необходимым для того, чтобы достойно представлять высокий интеллектуальный потенциал и возможности системы образования в составе национальной инновационной системы страны. Ее главные ориентиры – кооперация и сотрудничество с промышленными предприятиями, бизнес-структурами, фондами, отраслевыми и академическими научно-исследовательскими институтами и практическая реализация всех основных этапов разработки, создания новшеств и их представление на отечественном и зарубежном рынках.

Что касается регионального уровня, то отмечается, что в значительной части случаев на территории, где расположены вузы, только они могут служить базой для представления инновационных ресурсов и формирования инновационного потенциала региона [12, с. 7] .

Вторая глава посвящена обобщению основных результатов инновационной деятельности вузов России, содержит конкретные примеры этих результатов, реализованных в десяти регионах Российской Федерации. Отмечено также большое значение межвузовских инновационных научно-технических программ, которые явились положительным фактором в стабилизации и развитии наукоемкого бизнеса в регионах: благодаря созданной и постоянно наращиваемой инфраструктуре инновационной деятельности сформировались относительно благоприятные условия для работы малых научно-производственных предприятий вузов; за счет финансирования инновационных проектов были созданы новые рабочие места, удалось сохранить активно действующие научные коллективы; за время реализации программ выросло число научно-производственных предприятий, формировалась инфраструктура наукоемкого бизнеса, выполнен ряд пилотных проектов по созданию и развитию новых экономических структур высшей школы России.

При этом авторами не только обоснованно показано, что накопленный вузами опыт является не только объективной предпосылкой к построению общей модели университетских центров содействия развитию научно-технического предпринимательства в субъектах федерации, но также представлен вполне исчерпывающий региональный фрагмент модели научно-инновационной инфраструктуры [12, с. 14].

В третьей главе подробно рассмотрена миссия университетских центров содействия развитию научно-технического предпринимательства в субъектах федерации как основы развития существующей стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах, обеспечивающих, с одной стороны, развитие инновационной деятельности вузов региона, направленной на решение приоритетных задач высшей школы, а с другой – поддержку реализации социально-экономической политики регионов, при этом и то и другое являются одними из важнейших элементов государственной инновационной политики.

Рассмотрены такие основные направления высшей школы на инновационное развитие регионов, как подготовка квалифицированных кадров, выполнение НИОКР для промышленности, серийное производство инновационной продукции, экспертиза и сертификация продукции, разработка и экспертиза планов, программ, нормативных документов, участие в их реализации, создание инновационных производственных предприятий, формирование региональной инновационной инфраструктуры на базе существующих инфраструктурных подразделений вузов [12, с. 25].

Предложены конкретные вузы регионов, имеющие хорошо отлаженные связи с региональными органами власти, местными предприятиями, организациями и учреждениями, которые могли бы быть базовыми для создания центров [12, с. 26, 27].

Четвертая глава касается одной из важнейших задач – информационного обеспечения инновационной деятельности в целом и университетских центров содействия развитию научно-технического предпринимательства в частности. 

В качестве основы информационного обеспечения университетских центров содействия развитию научно-технического предпринимательства предлагается использовать созданную в рамках выполнения межвузовской инновационной научно-технической программы «Малое предпринимательство в науке и научном обслуживании высшей школы» корпоративную сеть региональных информационно-аналитических центров, функционирующих в качестве базовых опорных узлов в рамках концепции «островной» информатизации для внедрения информационных технологий не только в сеть центров, но и для развития процессов информатизации каждого региона. Корпоративная информационная сеть относится к классу больших информационных систем и включает полносвязную организационную структуру информационно-аналитических центров, коммуникационную инфраструктуру сбора и распределения информации в регионах [1, с. 30].

Несмотря на то что ряд приведенных конкретных параметров элементов этой сети явно устарел, важно другое – сеть создана, ее элементы функционируют, несомненно, развиваются в соответствии с требованиями времени, и эта сеть в любой момент может быть успешно «расконсервирована», доработана и эффективно использована.

Пятая глава посвящена рассмотрению нормативно-правовых и экономических основ создания и функционирования региональных информационно-выставочных центров при университетских центрах содействия развитию научно-технического предпринимательства как элементов инновационной деятельности, необходимых для привлечения инвестиций и эффективного распространения инноваций.

Предложены методические рекомендации по созданию и развитию информационно-выставочных центров с учетом региональных особенностей, а также по технологии работы таких центров, обеспечивающей рентабельность их функционирования.

В шестой главе подробно рассмотрена технология работы университетского центра содействия развитию научно-технического предпринимательства при выполнении центром функций координатора работ по научно-техническим программам. Приведены, в частности, методические рекомендации по подготовке договоров с организациями-исполнителями и контролю над использованием инвестиций, рекомендации специалистам центра по работе с бизнес-планами инновационных проектов и проведению экспертизы, рекомендации эксперту по финансово-экономической экспертизе инновационных проектов, «оцифрованные» рекомендации по рейтинговой оценке инновационных проектов, анализу рисков проекта, приведены макет бизнес-плана инновационного проекта и методические рекомендации по его разработке и т.п.

Приложения представляют собой, по сути, шаблоны форм документов, необходимых для контроля выполнения договоров, и соответствующие аналитические формы.

Заключение – краткое обобщение изложенного.

Рецензируемая монография относится к числу тех работ, когда представленная авторами картина не только многосторонняя, но и целостная. Безусловно, положительной оценки заслуживает такая важная для нас, читателей, особенность монографии, как наличие обширного и очень интересного фактического материала, значительного числа фактических данных. 

Основное ее достоинство – пионерская, по сути, идея создания и развития региональных инновационных систем на базе ведущих вузов регионов, имеющих значительный опыт инновационной деятельности, элементы инновационной инфраструктуры, включая элементы полновесной информационной сети, к которой могут быть подключены все участники инновационной деятельности в регионе. 

Эти вузы и должны стать «центрами кристаллизации» регионального инновационного партнерства. Заметим, что существенным преимуществом университетов, ведущих подготовку специалистов и осуществляющих научные разработки, перед другими субъектами инновационной деятельности (отраслевые НИИ, академические научные организации, предприятия и т.п.) является также и то, что деятельность вузов, в большинстве своем, находится в широком спектре разнообразных направлений науки и техники, в то время как деятельность остальных субъектов одновекторна.

Книга имеет как практическую, так и теоретическую значимость и будет интересна не только научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам вузов, но и полезна федеральным и местным органам власти своими рекомендациями по развитию инновационной деятельности в регионах.

Хотелось бы также отметить, что приведенный в конце монографии библиографический список из 37 использованных источников содержит 30 ссылок на публикации авторов по рассматриваемой тематике (на наш взгляд, наиболее значимые из них – [1–11], что наглядно свидетельствует о глубокой погруженности авторов книги в предмет исследования.

Список литературы

1. Горюнов В.А., Гринев Е.М., Кургузова Н.Б., Харин А.А. Модель экономического развития на базе инновационных центров и корпораций субъектов Российской Федерации [Текст] / Сб. статей IV Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие». Ч. I. Пенза, 2006. Изд-во МНИЦ ПГСХА.

2. Зарайская Е.С., Майборода В.П., Харин А.А. О роли высшей школы в создании инновационной среды [Текст] / Сб. научных трудов VII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права». Экономика. Ч. I. М.: МГАПИ, 2004.

3. Коленский И.Л., Зарайская Е.С. Состояние проблемы и пути развития инновационной деятельности в области науки и образования в высшей школе России / Сб. материалов VI Международной научно-методической конференции «Университетское образование» (МКУО - 2002), г. Пенза, 10-11 апреля 2002 [Текст]. Пенза: ПГУ, 2002 г. С. 435-438.

4. Коленский И.Л., Харин А.А. Учебно-научно-инновационные комплексы и инновационное развитие регионов [Текст] / Сб. статей IV Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие». Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2006.

5. Майборода В.П., Харин А.А. Экономический анализ роли высшей школы в создании инновационной среды [Текст] / Сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития» (г. Пенза, ноябрь 2004 г.) [Текст]. Пенза: ПГСХА, 2004.

6. Харин А.А., Коленский И.Л. О развитии работ по научно-технической программе «Инновации высшей школы и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот» [Текст]. СПб. // Инновации. 2000. № 1-2 (28-29).

7. Харин А.А., Пущенко Н.Н. Инновационная деятельность как важнейшая составляющая региональной научно-технической политики высшей школы [Текст] / Сб. трудов Международного симпозиума «Новые технологии в образовании» (Кипр, ноябрь, 2001). М.: Информационно-издательский центр Всемирного технологического университета, 2001.

8. Харин А.А., Коленский И.Л., Митрофанов С.А., Суворинов А.В. Инновационная деятельность в высшей школе России [Текст] // Качество. Инновации. Образование. 2002. № 1.

9. Харин А.А., Коленский И.Л. Основные направления инновационной деятельности высшей школы России [Текст] / Сб. статей «Социально-экономическое развитие России в XXI веке»: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Пенза, июль 2002 г. Пенза: изд-во Приволжского Дома знаний, 2002.

10. Харин А.А. Вузы и инновации [Текст] / Материалы совещания научно-педагогической общественности системы образования России. Специальный выпуск. 20-21 марта 2003 г. Санкт-Петербург. Тверь: Тверской Инноцентр, 2003.

11. Харин А.А., Рождественский А.В., Коленский И.Л., Харин А.А. (мл.). Высшая школа России и национальная инновационная система (монография). М.: РГУИТП, 2008.

12. Харин А.А., Рождественский А.В., Коленский И.Л., Харин А.А. (мл.). Управление развитием инновационной деятельности в регионах России. М.: ИНФРА-М, 2015, 213 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?