ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА КОННОТАТИВНОГО АСПЕКТА ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется взаимосвязь понятия коннотации, которым оперируют в традиционной лингвистике, а также личностного смысла - термина из понятийного аппарата психолингвистики, но в то же время делается акцент на том, что при сравнении двух понятий находится много точек соприкосновения в их трактовке и понимании. Коннотация понимается как субъективно-оценочная часть значения. Эмоциональное впечатление от слова порождает своеобразное восприятие его индивидом. Эмоционально-экспрессивный эффект от восприятия объекта воплощается в значении в виде субъективно-модального отношения к нему. Личностный смысл представляет собой собственное отношение субъекта к предмету действительности, и это собственное, эмоционально окрашенное отношение сообщает предмету смысл. Любое общесоциальное значение, присвоенное субъектом, проходя через его индивидуальную систему ценностей, установок и интересов, приобретает личностный смысл, определяющий отношение индивида к реальности. Раскрывается суть психологической теории значения А.Н. Леонтьева, который понимал человеческое сознание как некую систему, а образующими данной системы он называл значения, личностный смысл и чувственную ткань. Значение при этом представляется обобщенным отражением действительности, а личностный смысл раскрывает отношение индивида к миру. Личностный смысл проявляется через эмоциональную окраску и оценку того или иного объекта. Предпринимается попытка доказать, что коннотация и личностный смысл есть разные именования одного и того же явления, известного как эмоционально-экспрессивная оценка субъектом предмета реальной действительности, вносящая дополнительный оттенок в его значение. Описывается одна из основных методик психолингвистики – методика семантического дифференциала, которая позволяет измерять коннотативный аспект значения.

Ключевые слова:
коммуникация, значение слова, коннотация, личностный смысл, семантический дифференциал.
Текст

Современные ученые-лингвисты выделяют, наряду с основным понятийным (денотативным) компонентом значения, еще и так называемые коннотативные (дополнительные) признаки, которые выражают эмоциональное, экспрессивное отношение говорящего к обозначаемому объекту. Не случайно еще Т. Гоббс в свое время писал «об именах таких вещей, которые вызывают в нас известные эмоции, которые нам доставляют удовольствие или возбуждают наше неудовольствие, имеют в обиходной речи непостоянный смысл, так как одна и та же вещь не у всех людей вызывает одинаковые эмоции, а у одного и того же человека — одинаковые эмоции не во всякое время» [9, c. 58]. В данном случае можно считать, что уже Т. Гоббс впервые сформулировал тезис о наличии особого смысла, присущего именам предметов и отличающегося определенными эмоционально-окрашенными признаками.

Список литературы

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка [Текст] / Ю.Д. Апресян. - М.: Наука, 1974. - 350 с.

2. Апресян Ю.Д. Избранные труды [Текст] / Ю.Д. Апресян. - М.: Языки русской культуры, 2002. - Т. 1. - 472 с.

3. Апресян Ю.Д. Избранные труды [Текст] / Ю.Д. Апресян. - М.: Языки русской культуры, 2002. - Т. 2. - 470 с.

4. Блумфилд Л. Язык [Текст] / Л. Блумфилд. - М.: Прогресс, 1968. - 552 с.

5. Быкова О.И. Этноконнотация как вид культурной коннотации [Текст] / О.И. Быкова. - Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2005. - 277 с.

6. Вандриес Ж. Язык [Текст] / Ж. Вандриес. - М.: УРСС, 2004. - 407 с.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций (из неопубликованного) [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. - 500 с.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М: Лабиринт, 2012. - 350 с.

9. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Текст] / Т. Гоббс. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. - 503 с.

10. Залевская А.А. Значение слова и возможности его описания [Текст] / А.А. Залевская / Языковое сознание: формирование и функционирование. - М., 1998. - 256 с.

11. Ивин А.А. Основание логики оценок [Текст] / А.А. Ивин. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. - 229 с.

12. Крысин Л.П. Лингвистический аспект изучения этностереотипов [Текст] / Л.П. Крысин / Встречи этнических культур в зеркале языка. - М.: Наука, 2002. - 470 с.

13. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения [Текст] / А.А. Леонтьев / Семантическая структура слова. - М.: Наука, 1971. - 215 с.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2004. - 352 с.

15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Academia, 2010. - 509 с.

16. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. - 253 с.

17. Маслова В.А. Лингвокультурология [Текст] / В.А. Маслова. - М.: Академия, 2010. - 202 с.

18. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц [Текст] / В.Н. Телия. - М.: Наука, 1986. - 141 с.

19. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты [Текст] / В.Н. Телия. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 286 с.

20. Телия В.Н. Фразеология в контексте культуры [Текст] / В.Н. Телия. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 333 с.

21. Шаховский В.И. К типологии коннотации. Аспекты лексического значения [Текст] / В.И. Шаховский. - Воронеж, 1982. - 250 с.

22. Языковое сознание и образ мира: Сб. научных трудов / Отв. ред. Н.В. Уфимцева) [Текст]. - М.: Инт-т языкознания, 2000. - 318 с.

23. Osgood Ch., Suci G.J., Nannenbautn P.H. The measurement of meaning. Urbana, 1957. - 342 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?