сотрудник
Гомель, Беларусь
сотрудник
Гомель, Беларусь
сотрудник
Гомель, Беларусь
сотрудник
Гомель, Беларусь
сотрудник
Гомель, Беларусь
УДК 629.4.027.4 Колеса
ББК 392 Железнодорожный транспорт
В данной работе рассмотрены вопросы эксплуатации цельнокатаных железнодорожных колес электровозов БКГ с пониженным диаметром обода. Железнодорожные колеса играют ключевую роль в обеспечении надежности и безопасности движения поездов, что обуславливает необходимость их оценки на статическую и усталостную прочность. Разработана процедура анализа возможности эксплуатации колес с уменьшенным диаметром. Методика включает изучение технической документации, анализ нагрузок, моделирование условий эксплуатации, оценку статической прочности и сопротивления усталости, а также проведение стендовых и полигонных испытаний. Проведен анализ нагруженности колеса в эксплуатации, установлены предельные нагрузки, возникающие в зоне контакта с рельсом. Для исследования напряженно-деформированного состояния применялось конечно-элементное моделирование в среде SolidWorks. Результаты расчетов показали, что минимальный коэффициент запаса статической прочности для колеса диаметром 1135 мм составляет 1,56, а минимальный коэффициент запаса усталостной прочности – 1,302. На основании исследований сделан вывод о безопасной эксплуатации колес до диаметра 1142 мм. Дополнительные испытания могут позволить снизить предельный диаметр до 1135 мм при соблюдении условий надежности.
колесо, моделирование, прочность, усталостная прочность
1. Кононов Д.П. Повышение надежности цельнокатаных колес: монография / Д. П. Кононов М. : БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. 250 с.
2. Malavasi G. Contact Forces and Running Stability of Railway Vehicles / G. Malavasi // The International Journal of Railway Technology. Kipper. 2014. №3. issue 1. P. 121-132.
3. Alessandria M. Long-term contact force measurements with the CML method / M. Alessandria, B. Dotta, R. Licciardello // Ingegneria Ferroviaria. 2011. P. 929-948.
4. Трушин С. И. Метод конечных элементов. Теория и задачи : учеб. пособие / С И. Трушин. М. : AGB. 2008. 256 с.
5. ГОСТ 10791-2011 Колеса цельнокатаные. Технические условия. Минск : Госстандарт. 2012. 28 с.
6. ГОСТ 33783-2016 Колесные пары железнодорожного подвижного состава. Методы определения показателей прочности. Минск : Госстандарт. 2017. 63 с.
7. ГОСТ 31373-2008 Колёсные пары локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Расчёты и испытания на прочность. Минск : Госстандарт. 2010. 16 с.
8. Воробьев А.А. Прогнозирование ресурса и совершенствование технологии ремонта колес железнодорожного подвижного состава : дис. д-ра техн. наук, специальность : 05.22.07 / А.А., Воробьев. СПб. : ПГУПС. 2018. 289 с.
9. ГОСТ 4835-2013 Колесные пары железнодорожных вагонов. Технические условия (с Поправкой). – Минск : Госстандарт. 2022. 70 с.
10. Воробьев А.А. Расчет назначенного срока службы цельнокатаных колес железнодорожного подвижного состава по критерию надежности / А.А. Воробьев [и др.] // Известия Петербургского университета путей сообщения. СПб.: ПГУПС. 2021. Т. 18. Вып. 1. С. 121–131.



