ОЦЕНКА ДОПУСТИМОСТИ ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС С ПОНИЖЕННЫМ ДИАМЕТРОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной работе рассмотрены вопросы эксплуатации цельнокатаных железнодорожных колес электровозов БКГ с пониженным диаметром обода. Железнодорожные колеса играют ключевую роль в обеспечении надежности и безопасности движения поездов, что обуславливает необходимость их оценки на статическую и усталостную прочность. Разработана процедура анализа возможности эксплуатации колес с уменьшенным диаметром. Методика включает изучение технической документации, анализ нагрузок, моделирование условий эксплуатации, оценку статической прочности и сопротивления усталости, а также проведение стендовых и полигонных испытаний. Проведен анализ нагруженности колеса в эксплуатации, установлены предельные нагрузки, возникающие в зоне контакта с рельсом. Для исследования напряженно-деформированного состояния применялось конечно-элементное моделирование в среде SolidWorks. Результаты расчетов показали, что минимальный коэффициент запаса статической прочности для колеса диаметром 1135 мм составляет 1,56, а минимальный коэффициент запаса усталостной прочности – 1,302. На основании исследований сделан вывод о безопасной эксплуатации колес до диаметра 1142 мм. Дополнительные испытания могут позволить снизить предельный диаметр до 1135 мм при соблюдении условий надежности.

Ключевые слова:
колесо, моделирование, прочность, усталостная прочность
Список литературы

1. Кононов Д.П. Повышение надежности цельнокатаных колес: монография / Д. П. Кононов М. : БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. 250 с.

2. Malavasi G. Contact Forces and Running Stability of Railway Vehicles / G. Malavasi // The International Journal of Railway Technology. Kipper. 2014. №3. issue 1. P. 121-132.

3. Alessandria M. Long-term contact force measurements with the CML method / M. Alessandria, B. Dotta, R. Licciardello // Ingegneria Ferroviaria. 2011. P. 929-948.

4. Трушин С. И. Метод конечных элементов. Теория и задачи : учеб. пособие / С И. Трушин. М. : AGB. 2008. 256 с.

5. ГОСТ 10791-2011 Колеса цельнокатаные. Технические условия. Минск : Госстандарт. 2012. 28 с.

6. ГОСТ 33783-2016 Колесные пары железнодорожного подвижного состава. Методы определения показателей прочности. Минск : Госстандарт. 2017. 63 с.

7. ГОСТ 31373-2008 Колёсные пары локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Расчёты и испытания на прочность. Минск : Госстандарт. 2010. 16 с.

8. Воробьев А.А. Прогнозирование ресурса и совершенствование технологии ремонта колес железнодорожного подвижного состава : дис. д-ра техн. наук, специальность : 05.22.07 / А.А., Воробьев. СПб. : ПГУПС. 2018. 289 с.

9. ГОСТ 4835-2013 Колесные пары железнодорожных вагонов. Технические условия (с Поправкой). – Минск : Госстандарт. 2022. 70 с.

10. Воробьев А.А. Расчет назначенного срока службы цельнокатаных колес железнодорожного подвижного состава по критерию надежности / А.А. Воробьев [и др.] // Известия Петербургского университета путей сообщения. СПб.: ПГУПС. 2021. Т. 18. Вып. 1. С. 121–131.

Войти или Создать
* Забыли пароль?