Целью исследования является совершенствование технологий мониторинга письменно-речевых умений у студентов нефилологических направлений. В статье делается акцент на современные методы улучшения профессионально направленных письменно-речевых умений на английском языке. Представлен опыт контроля знаний при формировании письменно-речевых умений. Научная новизна исследования состоит в выявлении и обобщении психологических и педагогических факторов, влияющих на совершенствование профессионально направленных письменно-речевых умений. Особое внимания уделяется контролирующий и обучающей функции мониторинга в совершенствовании профессионально направленных письменно-речевых умений у студентов нефилологического профиля. В заключении статьи описывается модель использования технологий контроля профессионально направленных письменно-речевых умений в процессе повышения профессионально-коммуникативной компетенции студентов нефилологических факультетов.
методика, письменных навыков, оценка знаний, умения, мониторинг, контроль
Актуальность. Во многих высших учебных заведениях мира проводятся научные исследования с целью контроля знаний студентов и повышения качества образования. В результате этих исследований разрабатываются новые подходы и современные технологии для оценки речевых навыков (чтения, письма, аудирования и говорения) у студентов, особенно на нефилологических направлениях. Применение современных методов в улучшении знаний студентов позволяет качественно улучшать работу преподавателей, что позволяет быстро выявлять недостатки в образовательном процессе и расширяет возможности для развития знаний и речевых навыков студентов. Из этого возникает необходимость разработки современных методов совершенствования письменно-речевых навыков [1,2]. Следовательно, необходимость исследования в этой области диктуется актуальностью письменно-речевых корреспонденций в обмене информацией в международных отношениях.
Улучшение системы образования в Узбекистане и совершенствование процесса изучения иностранных языков, безусловно, являются важными задачами, соответствующими требованиям сегодняшнего дня. Постоянное повышение квалификации учителей, внедрение новых обучающих технологий и применение инновационных подходов в учебном процессе способствуют развитию письменно-речевых навыков и умений. В обучении иностранным языкам вопросы развития профессионально направленных письменно-речевых умений приобретают особо важное значение в связи с расширяющимися международными экономическими и культурными отношениями между различными странами мира.
Применение современных технологий значительно упрощает процесс совершенствования письменно-речевых навыков. Например, с помощью интерактивных уроков и цифровых ресурсов студенты получают возможность оценивать свои знания и сформированность у них речевых навыков и умений. Это играет важную роль в повышении качества образования. Для повышения интереса обучаемых следует создать профессионально направленные речевые ситуации [3,4,5]. В целом реформирование образовательной системы и совершенствование процесса изучения иностранных языков с учетом профессиональной направленности в Узбекистане способствует подготовку конкурентоспособных кадров.
Методы. В исследовании были использованы теоретические (сравнительные, аналитические), диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование), педагогический опыт-эксперимент, математико-статистический анализ и методы обобщения. Предмет исследования составляют содержание, формы, методы и средства совершенствования профессионально направленных письменно-речевых умений (ПНПРУ) студентов нефилологических направлений высших учебных заведений.
Задачи исследования: - изучить педагогические, психологические и методические основы улучшения письма и ПНПРУ у студентов-узбеков нефилологических факультетов;
- уточнить виды контроля знаний студентов при развитии их ПНПРУ;
- разработать модель использования методов улучшения ПНПРУ у студентов нефилологических факультетов и усовершенствовать её организационно-контекстуальные компоненты;
- улучшить контроль ПНПРУ у студентов нефилологических направлений на основе ситуационных заданий, технологии S.T.A.R и других интерактивных тест-квестов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
В исследовании изучены педагогические, психологические и методические основы мониторинга ПНПРУ у студентов нефилологических факультетов, включая такие аспекты, как мотивация, самооценка, независимость, уверенность в себе, стимулирование, системное планирование, индивидуализация и активизация речевого мышления. Развитие ПНПРУ у студентов было уточнено на основе мониторинга, осуществляемого преподавателем в отношении деятельности студента, взаимного мониторинга и самоконтроля.
Методика улучшения ПНПРУ у студентов нефилологических факультетов была усовершенствована через такие факторы, как размышление, коммуникация, самостоятельность в принятии решений с учетом лингводидактических, социолингвистических и прагматических психологических особенностей письменно-речевых умений. В развитии профессионально направленных письменно-речевых умений у студентов нефилологических факультетов формы мониторинга были улучшены на основе ситуационных заданий, технологии S.T.A.R и интерактивных тест-квестов.
Результаты исследования способствуют созданию теоретической основы для внедрения современных методов улучшения ПНПРУ у студентов узбеков. Они также могут быть использованы для проведения научных исследований в Ферганском государственном университете, Андижанском государственном университете и Андижанском государственном педагогическом институте. Исследование также открывает возможности для организации специальных курсов и семинаров в региональных центрах повышения квалификации, что будет способствовать повышению квалификации преподавателей и улучшению образовательного процесса.
Результаты исследования и их обсуждение. Концептуальные основы методики улучшения ПНПРУ у студентов в образовательном процессе.
Улучшение качества учебного процесса - ключевая задача высших образовательных учреждений на современном этапе развития общества. Мониторинг знаний, обучаемых играет важную роль в достижении образовательной цели. Преподаватель должен контролировать студентов с целью находить баланс между контролем знаний и письменно-речевыми умениями. Мониторинг при подготовке письменных задач помогает поддерживать дисциплину и порядок, однако следует учесть, что строгий контроль может снизить мотивацию студентов. Студентам нужно давать возможность принимать решения и проявлять самостоятельность. Преподавателю следует стимулировать письменные навыки самоконтроля и ответственность у студентов. Контроль в аудитории необходим для обеспечения продуктивной деятельности студентов, но должен осуществляться с уважением к ним и их индивидуальным характерам. Мониторинг качеств ПНПРУ в высшем образовании важен для обратной связи студентов по учебному процессу и определения их достижений. Он помогает студентам осмыслить свои сильные и слабые стороны, улучшить программы обучения и служит мотивацией для оценки прогресса.
Психолого-педагогические основы организации мониторинга основываются на психологических и педагогических факторах в образовательном процессе [6,7]. В обучении иностранным языкам мониторинг играет ключевую роль, поскольку он способствует оценке уровня знаний и это вовлечёт студентов к активной творческой деятельность.
В педагогическом и психологическом контексте контроля выделяются важные факторы, которые связаны с задачами образовательного процесса. К таким факторам относится адаптация учебного материала к индивидуальным потребностям студентов. Мониторинг улучшения ПНПРУ помогает преподавателям оценить эффективность усвоения знаний и скорректировать методы обучения. Психологические факторы, относящиеся к когнитивному и эмоциональному развитию, способствуют самооценке и само регуляции студентов. Однако следует проводить мониторинг корректно, чтобы избежать тревоги и стресса, создавая позитивную атмосферу для уверенности и мотивации. Следовательно, мониторинг служит для адаптации к учебному процессу и развитию знаний студентов. Однако реализация мониторинга должна быть осторожной, чтобы не вызывать негативные эмоции.
Важными психологическими факторами в методике улучшения ПНПРУ в преподавании иностранного языка являются:
1. Мотивационный фактор: Необходимо создать благоприятную атмосферу для студентов, чтобы поддерживать их мотивацию к достижению позитивных результатов, чтобы студенты чувствовали себя комфортно и свободно в письменной форме высказывали свои мысли и осознавали свои ошибки.
2. Фактор самооценки: методика улучшения ПНПРУ должна помочь студентам не только оценивать свои знания, а также находить свои слабые места, нуждающиеся в дополнительной поддержке и улучшении. Контроль также помогает преподавателям оценить эффективность своей работы и прогресс студентов.
3. Фактор самостоятельности: Контроль студентов должен прежде всего стимулировать их самостоятельность в процессе изучения языка. Для этого необходимо организовать учебный процессе и учебные задачи таким образом, чтобы студенты имели возможность анализировать собственные ошибки и находить способы их исправления. Студентам необходимо знать, как самостоятельно, в письменном виде излагать информацию и использовать ее для своего обучения. С помощью мониторинга они должны осознать, что правильное использование письменно-речевых актов требует постоянного совершенствования.
4. Фактор уверенности: письменный мониторинг в учебном процессе играет важную роль в укреплении знаний и умений, а также уверенности студентов в своих способностях.
5. Фактор стрессоустойчивости: для достижения хороших результатов в письменно-речевых актах необходимо, чтобы студенты позитивно относились к заданиям.
6. Ориентационный фактор на успех: методика улучшения ПНПРУ должна быть ориентирована на успех студентов, а не на критику их ошибок.
Некоторые педагогические факторы, влияющие на организацию методики улучшения ПНПРУ в образовательном процессе, включают:
- Индивидуализацию. Такой подход к организации мониторинга позволяет преподавателю адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям обучаемых.
- Целеориентированность: Следует иметь четкие цели относительно проверки, что обеспечивает студентам ясность в понимании заданий в образовательном процессе.
- Планирование и структурирование: Планирование и структурирование играют важную роль в образовательном процессе, а также в формировании письменно-речевых умений. Правильная организация контроля позволяет студентам чётко осознать цели и задачи письменно-речевых актов.
- Определение критериев оценки. Обоснованные критерии оценки способствуют справедливости и объективности оценки, поскольку каждый студент будет оцениваться на основе одних и тех же параметров. Определение четких критериев оценки способствует созданию прозрачной системы оценивания. Это позволяет студентам осознать, какие умения и знания необходимы для получения высокой оценки.
- Формирование мотивации: Одним из важных факторов эффективности образовательного процесса является формирование интереса для поддержки мотивации у студентов. Преподавателю следует предпринять все возможные усилия для того, чтобы вдохновить студентов на стремление к прогрессу в образовательном процессе. Эти факторы способствуют созданию эффективных условий для мониторинга в образовательном процессе.
В проверке результатов письменно-речевой деятельности студентов необходимы следующие три вида контроля: внешний, взаимный и самопроверка:
- внешняя проверка осуществляется преподавателем;
- взаимная проверка осуществляется студентами, они проверяют работу друг друга;
- самопроверка осуществляется самим студентом. Это поможет ему определить успехи и недостатки в работе.
В методической литературе выделяются пять ключевых форм контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная и самоконтроль. По мнению большинства ученых методистов, по способу взаимодействия, исходя из критериев выполнения задания, также выделяются устные и письменные формы контроля [8,9].
Развитие профессионально направленных письменно-речевых умений посредством современных технологий контроля
Формирование ПНПРУ в преподавании и изучении английского языка, а также при подготовке современных специалистов является весьма важным в их будущей профессиональной деятельности, так как современным специалистам необходимо получать информацию из иностранных источников, а также обмениваться ею со своими зарубежными коллегами. В этом плане изучение английского языка предоставляет им большие возможности, так как на современном этапе развития общества английский язык стал языком международного общения.
Владение ПНПРУ обеспечивает студентам уверенность в общении на иностранном языке в сфере своих профессий. Благодаря этим навыкам они могут свободно излагать мысли на иностранном языке в письменной форме. В целом ПНПРУ являются неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Они позволяют им свободно и уверенно общаться на иностранном языке в письменной форме, успешно взаимодействовать с носителями этого языка и лучше понимать их культуру. Следует отметить, что чтение и письмо тесно связано. С помощью чтения студенты изучают новые слова, выражения и грамматические конструкции, которые они могут использовать при подготовке информации в письменной форме. Развитие ПНПРУ также требует от студентов анализа прочитанных текстов. В подготовке информации в письменной форме студенты должны знать основные правила грамматики, профессиональной лексики, а также уметь использовать разнообразные фразы, выражения и грамматические конструкции. Таким образом, развитие ПНПРУ в изучении английского языка тесно взаимосвязано и другими видами речевой деятельности. Например, письменная речь помогает закрепить грамматические и лексические навыки, развить коммуникативные и аналитические способности, а также стать более самостоятельными и организованными в использовании английского языка.
Как было отмечено выше, контроль играет важную роль не только в развитии ПНПРУ в преподавании английского языка, а также в подготовке профессионалов.
Во-первых, контроль помогает преподавателю определить начальный уровень студента и его потенциал для развития.
Во-вторых, контроль способствует выявлению трудностей в формировании ПНПРУ.
В-третьих, преимущество контроля в развитии ПНПРУ позволяет студентам осознавать свои успехи и недостатки. В целом, роль контроля в развитии ПНПРУ в преподавании английского языка следует учитывать в подготовке квалифицированных специалистов, так как она способствует определению начального уровня и потенциала студентов, выявлению их слабых мест и типичных ошибок, а также мотивации студентов в изучении профессиональных текстов и созданию систематического подхода к повышению профессиональной компетенции студентов.
В результате анализа образовательного процесса в подготовке кадров установлено, что в высших учебных заведениях Узбекистана для проверки и контроля уровня знаний на уроках иностранного языка используются три вида контроля, такие как текущий, промежуточный и итоговый. Также проводится индивидуальная самостоятельная работа. Проведенный опрос учителей нефилологических факультетов показывает, что для текущего контроля используются такие формы, как письменная работа и устный опрос, в то время как для промежуточного и итогового контроля используются тесты и письменной опрос. Учитывая недостатки используемых технологий контроля знаний студентов, нами предложено использовать ситуационно-основанные письменные задания в качестве технологии контроля ПНПРУ у студентов. Специфика ситуационных заданий носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, а для их решения требуется ранее сформированные письменно-речевые навыки и умения.
Модель использования технологий контроля ПНПРУ у студентов нефилологических факультетов
Цель преподавания английского языка на нефилологических направлениях заключается в формировании необходимых знаний и умений для успешного общения на международном уровне и повышения конкурентоспособности в профессиональной сфере. Для достижения поставленной цели преподавания английского языка на нефилологических направлениях необходимо иметь систему контроля знаний, которая тесно связана с учебным процессом и целями обучения. Существует тесная взаимосвязь между развитием компетенций и совершенствованием ПНПРУ. Проверка улучшения письменно-речевых навыков способствует формированию компетенций [10,11,12], определению слабых и сильных сторон обучаемых. Правильный контроль стимулирует студентов к изучению английского языка и повышению своих профессиональной уровни.
В процессе исследования обнаружено, что, согласно государственному стандарту, на уроках английского языка на нефилологических факультетах занятия организованы в соответствии с целью формирования знаний, навыков и умений. И формы контроля направлены к этой цели. Однако обнаружено несоответствие целей и технологий контроля. На уроках развиваются навыки чтения, аудирования, письма и говорения, а на развитие профессионального словарного запаса студентов, а также современных технологий, контроля уделяется недостаточно внимания.
В ходе исследований нами разработана следующая модель контроля формируемых ПНПРУ:
- Уровень сформированности лингвистической компетенции. Он включает в себя формирование орфографических, фонетических, лексических и грамматических навыков и умений.
- Уровень сформированности умений выражать в письменной форме содержание прочитанного текста.
- Уровень сформированности умений выражать в письменной форме содержание услышанного аудио текста.
- Уровень сформированности профессионально-лексического словарного запаса.
- Уровень сформированности информации по заданной теме из иностранных источников.
- Подготовка текста доклада, относящегося к будущей специальности студентов неязыкового профиля.
Сформированная модель контроля ПНПРУ не только включает проверку знаний и умений, а также способствует развитию профессиональной лексики.
Выводы. На основе изучения вопроса повышения профессионально-коммуникативной компетенции студентов нефилологических факультетов относительно формирования ПНПРУ в обучении английскому языку были сделаны следующие научно-практические выводы.
- В настоящее время существует потребность в специалистах, знающих иностранные языки, особенно английский язык, поскольку он в последнее время стал языком международного общения. В этом плане вопрос улучшения профессионально-коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов приобретает особо важное значение, так как от современного специалиста требуются знание и навыки коммуникативного общения со своими зарубежными коллегами и участия с докладами на различных международных научно-практических конференциях.
- В этом плане формирование ПНПРУ у студентов неязыковых вузов является весьма важным вопросам, требующим позитивного решения.
- Решение данного вопроса требует совершенно нового подхода, основанного на использовании современных технологий обучения, новых, более эффективных методов и средств обучения, а также контроля усвоенных знаний и сформированных речевых навыков и умений. Выделяются две функции контроля: контролирующая и обучающая. В образовательном процессе внимание обычно уделяется контролирующим функциям, однако обучающая функция контроля также имеет весьма важное значение, так как она способствует формированию у студентов мотивации к профессиональной деятельности и активизирует их как во время занятий, так и во внеаудиторное время.
- Контроль способствует поддержке дисциплины во время занятий, однако слишком строгий контроль снижает мотивированность студентов, поэтому целесообразно давать студентам возможность самостоятельно выражать свои мысли и определять свои недостатки. Самооценка является очень важным психологическим фактором. Если студенты сами осознают свои успехи и недостатки, у них появляется уверенность в своих силах и знаниях. При мониторинге преподавателям следует обратить внимание на такие психологические факторы, как мотивация, самостоятельность, самооценка, уверенность, стрессоустойчивость и ориентация на успех.
- Мониторинг знаний и сформированных речевых умений полезен и для преподавателей, и для студентов. С помощью мониторинга преподаватель определяет уровень знаний, умений и навыков у студентов, выявляет трудности, возникающие в процессе обучения, степень полезности используемых методов, форм и средств обучения с целью разработать более эффективные методы и формы обучения в будущем. Мониторинг полезен студентам для определения уровня своих знаний, своих возможностей и ошибок.
- Целесообразно применить комбинированные формы, методы и технологии контроля для эффективности развития ПНПРУ, способствующего формированию письменно-речевых компетенций у студентов узбеков.
Рекомендуется использование таких форм контроля и оценки, как интеграционные тесты, ситуационные задания, широко используемая за рубежном S.T.A.R. технология, а также цифровые технологии.
1. Апушкина Л.Д., Жуковская Т.Д. Пути обучения студентов академическому письму: правила формулирования тезиса // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1 (11). С. 177 – 180 DOI: https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-1-11-13; EDN: https://elibrary.ru/HDSDDO
2. Бахриева Ш.Д. Методы мотивации студентов в изучении русского языка как иностранному // Казанская наука №12, 2023. С. 26 – 28 EDN: https://elibrary.ru/UDHLHJ
3. Копытко В.Н. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64. С. 170 – 172 EDN: https://elibrary.ru/QUJAOO
4. Маркарян К.А. Формирование профессионально-речевой компетенции студентов при обучении русскому языку в техническом вузе: автореферат. Ереван 2023. 22 с.
5. Образцов П.И., Виленский М.Я., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 144 с.
6. Люфт А.В. Особенности использования педагогических технологий в системе высшего образования в условиях дистанционного обучения// Мир университетской науки: Культура, Образование 2022. № 1. С. 56 – 61. https://doihttps://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-1-56-61 EDN: https://elibrary.ru/XGTOOV
7. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. М.: Изд. Юрайт, 2024. URL: https://urait.ru/bcode/538013
8. Фролова Г.М., Кузнецова Г.А., Куркина А.Ю. Основы методики преподавания иностранного языка. Учебное пособие. М.: Проспект. 2020. 80 с.
9. Данилина Ю.Н. Проблемы и перспективы развития инновационных образовательных процессов // Вестник педагогических наук. 2024. № 3. С. 112–116 https://doihttps://doi.org/10.62257/2687-1661-2024-3-112-116 EDN: https://elibrary.ru/JPFGER
10. Петров П.К, Сабитова Н.Г. Модель формирования информационно-коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17281 EDN: https://elibrary.ru/UHXDJH
11. Храмцова Н. Г., Майборода Т. Ю. Подходы к развитию цифровых компетенций студентов юридических вузов // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 80–93. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.1.6; EDN: https://elibrary.ru/YXRKEP
12. Арзуманова Р.А., Гостева Ю.Н., Бокижанова Г.К. Формирование академической грамотности у иностранных студентов-билингвов в цифровую эпоху// Modern Humanities Success. 2024. №3. С. 60 – 64. DOI: https://doi.org/10.58224/2618-7175-2024-3-60-64; EDN: https://elibrary.ru/FFATRA



