ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТА УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется феномен психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы как детерминанта успешности служебной деятельности. Психологическая устойчивость личности является междисциплинарной категорией и традиционно относится к основным, априорным профессионально-личностным характеристикам. Подчеркивается, что в настоящее время исследования психологической устойчивости анализируются в контексте профессионального здоровья, психологической безопасности, социально-психологической адаптации, защитных механизмов личности, копинг-поведения (совладающего со стрессом поведения), эмоциональной стабильности, жизнестойкости и жизнеспособности личности, психологического благополучия и качества жизни и др. Психологическая устойчивость определяется как базовое личностное свойство, благодаря которому обеспечивается защищенность, сохранность и целостность психической деятельности и социализация личности в различных видах деятельности (игровой, учебной, профессиональной) в рамках взаимодействия с внешней средой. Рассмотрены исследования психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы в разрезе стрессоустойчивости, психологической безопасности, профессионального выгорания, жизнестойкости, профессионально-личностной идентичности, с позиций выявления психологических предикторов, использования техник психокоррекционной работы и проведения коррекционно-развивающих мероприятий, что отражает актуальность и значимость анализа данного профессионального важного качества. Высокая степень психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы, в условиях служебной деятельности, будет являться залогом успешности и надежности выполнения служебных задач как повседневного, так и нестандартного, экстремального характера. Можно полагать, что психологическая устойчивость как профессионально важное качество будет прописана в профессиональных стандартах сотрудников уголовно-исполнительной системы, учитываться при разработке профессиограмм и описании признаков профессий.

Ключевые слова:
психологическая устойчивость, профессионально важное качество, стрессоустойчивость, психологическая безопасность, жизнестойкость, жизнеспособность, профессиональное выгорание, профессионально-личностная идентичность, психокоррекционная работа, сотрудник уголовно-исполнительной системы, успешность служебной деятельности
Текст

Введение. Психологическая устойчивость личности является междисциплинарной категорией и рассматривается в различных научных отраслях психологического знания: общей психологии, психологии, личности, психологии профессиональной деятельности, социальной психологии и др. Поэтому данный психологический конструкт традиционно относят к основным, априорным профессионально-личностным характеристикам. Ретроспективный анализ исследований понятия «психологическая устойчивость» позволяет сделать вывод о том, что впервые данный вопрос стал предметом анализа ученого-исследователя, ученицы Л.С. Выготского, доктора психологических наук, профессора Л.И. Божович в рамках доклада на XVIII Психологическом конгрессе еще в 1966 году [9]. Активный рост исследований психологической устойчивости в советское время наблюдался в 80-х гг. XX века в психологии воинской деятельности, где данное профессионально важное качество выступало ориентиром и критерием профессиональной пригодности при проведении процедур профессионального отбора на должности военной службы [2, 3].
Отметим, что в зарубежной психологии исследования психологической устойчивости носили прикладной характер, которые брали свое начало также в военной психологии. По мнению P. Bartone, психологическая устойчивость является комплексным личностным свойством в условиях военного стресса, которое проявляется в поведенческом, когнитивном и эмоциональных аспектах. При выполнении служебной деятельности в стрессогенных ситуациях психологическая устойчивость у солдат и офицеров может проявляться в повышенной адаптации, сниженном восприятии к физической боли и эмоционально-насыщенным событиям в жизни, что, в свою очередь, способствует снижению риска проявления посттравматических стрессовых расстройств в связи с постоянным участием в военно-боевых действиях и перманентным воздействием стресс-факторов на психику [19].
Сегодня, в первой четверти XXI века, исследования психологической устойчивости приобрели еще более разноплановый характер и анализируются в контексте профессионального здоровья, психологической безопасности, информационно-психологической безопасности и кибербезопасности, социально-психологической адаптации, защитных механизмов личности, копинг-поведения (совладающего со стрессом поведения), эмоциональной стабильности, жизнестойкости и жизнеспособности личности, психологического благополучия и качества жизни и др. [4, 10, 13, 15].
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. В целом психологическую устойчивость можно определить как базовое личностное свойство, благодаря которому обеспечивается защищенность, сохранность и целостность психической деятельности и социализация личности в различных видах деятельности (игровой, учебной, профессиональной) в рамках взаимодействия с внешней средой [9].
Традиционно феномен психологической устойчивости рассматривается исследователями с позиции парадигмы полюсности, где на одном полюсе находится «высокая стабильность функционирования», на противоположном – «низкая стабильность функционирования (изменчивость)». Такой формат рассмотрения изначально в некоторой степени ограничивает возможность комплексного анализа психологической устойчивости, полагая, что устойчивость личности связывается только со стабильностью психического функционирования [7].
Психологическая устойчивость – достаточно разноплановая личностная характеристика и ее анализ связывается не только с аспектами биологической и социально-психологической адаптации и преодолением воздействий внешних стресс-факторов. Исследования показывают, что одним из компонентов психологической устойчивости может выступать ценностно-смысловая составляющая и рефлексивность, обеспечивающие направленность личности, ее мировоззрение и отношение к жизненным ситуациям [7, 18]. Кроме того, психологическая устойчивость может выступать, в определенном смысле, и нравственным стержнем личности, обеспечивающим совокупность духовно-нравственных взглядов и морально-этических норм, на которые «опирается» человек в ходе социализации [17].
В организациях разных сфер и видов деятельности организационный стресс может проявляться в различной форме, но так или иначе это связано с дополнительной напряженностью психической активности субъекта труда и необходимостью совладать с возникающими стрессовыми ситуациями. При этом, в большинстве случаев, для поддержания необходимого уровня стрессоустойчивости и сохранения оптимального личностного адаптационного потенциала значимы такие параметры индивидуальности, как мотивационный комплекс и ценностно-смысловая сфера [6].
Устойчивость личности к внешним воздействиям обеспечивает ее психологическую безопасность. Особенно значим вопрос личной психологической безопасности в рамках выполнения профессиональной деятельности, при решении трудовых задач и выстраивании профессиональных межличностных взаимоотношений. В целом психологическая безопасность способствует формированию определенных моделей поведения личности и способов воздействия на стрессогенные ситуации. Личность в состоянии безопасности формирует для себя зону ближайшего развития, способна наметить ориентиры концепции своей жизни, реализует на высоком уровне свои способности и профессионально-личностный потенциал, поддерживает и сохраняет ресурсы профессионального здоровья [4].
Исследования Н.А. Цветковой показывают, что наиболее значимыми предикторами психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы выступают такие профессионально-личностные характеристики, как «контроль» и «вовлеченность». В контексте профессионализма выявленные параметры значимы для выполнения успешной служебной деятельности, обеспечивают возможность контролирования взаимодействий с людьми и оказывания воздействия на профессиональные ситуации. Но обратная сторона заключается в том, что превалирующее действие контроля над ситуациями, по сравнению с вовлеченности в рабочие процессы, может отражаться в проявлении жесткости и жестокости по отношению в окружающим (спецконтингет, коллеги) и проявлением личной доминанты собственных потребностей без согласования с системой ценностей организации. Учет данных личностных параметров сотрудников психологической службой уголовно-исполнительной системы может быть реализован путем проведения коррекционно-развивающих мероприятий с прицелом на выявленные «мишени» и формированием при этом дополнительных профессионально-личностных компетенций [16].
Регулирование психологической устойчивости личности, а именно, эмоционального состояния, возможно реализовывать таким методом, как воздействие с использованием техник нажатия или постукивания на акупунктурные точки. Эксперимент, проведенный на выборке курсантов, обучающихся в Академии ФСИН России, с использованием специального электропунктурного оборудования, показал положительные результаты: в экспериментальной группе курсантов показатели общего самочувствия, личностной активности, работоспособности повысились, что указывает на возможность использования данного метода для восстановления психоэмоционального фона и поддержания психического здоровья [14].
Низкий уровень психологической устойчивости может способствовать проявлению симптомов профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы. И дополнительными личностными переменными, которые могут ускорить проявление характеристик эмоционального выгорания, являются внешний локус контроля (ориентация интерпретировать события жизни внешними обстоятельствами, а не своими достижениями и уверенностью в собственных силах), эмоциональные сдвиги (постоянная изменчивость настроения, раздражительность по отношению к себе и окружающим, негативный эмоциональный фон в личном и профессиональном пространстве жизни) [1, 12].
С психологической категорией «психологическая устойчивость» и отношением к жизни в целом коррелируют аспекты профессионально-личностной идентичности сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые проходят службу в условиях жесткой регламентации и ситуациях подчинения. Ведомственная пенитенциарная система накладывает определенный профессиональный отпечаток на ценностно-смысловую и мотивационную сферу сотрудников. Результаты исследований говорят о том, что в целом недостаточный уровень психологической устойчивости, рассогласование ценностей может быть связано с мотивацией на избегание неудач в служебной деятельности, дистанциированием и поведенческим избеганием от проблем, низким уровнем эмоциональной стабильности в профессиональных взаимоотношениях [5].
В научной психологической литературе нередко можно встретить исследования жизнестойкости и жизнеспособности, по смыслу и содержательно близкие к психологической устойчивости личности. За рубежом акцент делают на понятии «жизнестойкость личности», под которым понимается сформировавшийся стиль поведения личности в течение жизни, истоки которого закладываются еще в детстве, приобретает достаточную стабильность проявлений во взрослом возрасте и проявляет изменчивость при воздействии определенных факторов внешней среды [20]. В российской психологии говорят о важности и социальной значимости проблемы жизнеспособности человека в контексте проживания осмысленной жизни, раскрытия профессионально-личностного потенциала и способностей, самореализации, экзистенциального смыслового наполнения своей жизни, построения гармоничных и доверительных отношений с людьми в ходе социализации и личностного развития [15]. Проведение исследования жизнестойкости сотрудников ФСИН России как одного из компонентов адаптивности и психологической устойчивости личности показало, что в целом показатели вовлеченности, контроля, принятия риска (параметров жизнестойкости) находятся ближе к средним значениям нормы, но нередко встречаются и сотрудники уголовно-исполнительной системы с низкими показателями жизнестойкости, что позволяет говорить о повышенном психолого-педагогическом внимании со стороны руководства и психологической службы к данной проблематике [8].
Проблема повышения жизнестойкости, в русле анализа психологической устойчивости, важна с позиций самореализации субъекта труда в профессии, раскрытия личных способностей, достижения успешности выполнения профессиональной деятельности. Жизнестойкость курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России, как показывает исследования и практика, является значимой личностной характеристикой, которая обеспечивает достаточно высокую работоспособность и конкурентноспособность не только в учебной, но в будущей служебной деятельности, позволяя преодолевать различного рода трудности [11].
Выводы. Сегодня, в эпоху цифровой трансформации общественных процессов, информатизации профессиональной деятельности, изменения содержания различных видов труда в принципе требования к социализации, социально-психологической адаптации, профессионально важным качествам специалистов, конечно, тоже видоизменяются. И существующие исследования психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы убедительно показывают актуальность и значимость анализа данного профессионального важного качества. Психологическая устойчивость личности – это многоаспектный феномен, обеспечивающий социально-психологическую и профессиональную адаптацию личности и ее целостность при взаимодействии с факторами внешней социальной среды. Высокая степень психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы, в условиях служебной деятельности, будет являться залогом успешности и надежности выполнения служебных задач как повседневного, так и нестандартного, экстремального характера. Можно полагать, что психологическая устойчивость как профессионально важное качество будет прописана в профессиональных стандартах сотрудников уголовно-исполнительной системы, учитываться при разработке профессиограмм и описании признаков профессий.

Список литературы

1. Александров Б.В., Мейер Ю.А. Особенности профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы: психологический аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 4 (100). С. 212-220. DOI: https://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-4-212-220; EDN: https://elibrary.ru/PALAVD

2. Баламут А.Н., Малых Ю.Н. Характеристика профессиональной стрессоустойчивости сотрудника уголовно-исполнительной системы в особых условиях деятельности / Актуальные психолого-педагогические проблемы в деятельности уголовно-исполнительной системы. Сборник научных статей по итогам круглого стола; под общей ред. С.В. Маришина. Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 34-38. EDN: https://elibrary.ru/ZHUWMP

3. Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Белякова М.Ю. Прогноз адаптивности сотрудников силовых структур в условиях моделирования стресса // Психология. Психофизиология. 2020. Том 13. № 4. С. 77-86. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps200409; EDN: https://elibrary.ru/DGCCOP

4. Бысюк А.С. Психологическая безопасность инженеров-метрологов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 2. С. 201-207. EDN: https://elibrary.ru/OPUZUZ

5. Власюк Е.Н. Особенности проявления кризиса идентичности у сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 9 (268). С. 45-49. DOI: https://doi.org/10.51522/2307-0382-2024-268-9-45-49; EDN: https://elibrary.ru/DDNWUV

6. Вольвич Ю.К. Психологические ресурсы устойчивости личности к стрессу в организациях разных сфер и видов деятельности: дис. … канд. психол. наук. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. 266 с. EDN: https://elibrary.ru/KIYHVO

7. Гришина Н.В., Костромина С.Н. Процессуальный подход: устойчивость и изменчивость как основания целостности личности // Психологический журнал. 2021. Том 42. № 3. С. 39-51. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920014166-8; EDN: https://elibrary.ru/YNEIIV

8. Грудкин Ф.С., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Профессиональная жизнестойкость сотрудников ФСИН: связь с психологическим благополучием и стилями совладания / Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета физической культуры, Шуя, 26 апреля 2024 года. Шуя: Ивановский государственный университет; Шуйский государственный педагогический университет, 2024. С. 488-491. EDN: https://elibrary.ru/SJBWMO

9. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 362-370. EDN: https://elibrary.ru/PFUQNP

10. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие: монография. М.: Смысл, 2009. 319 с. EDN: https://elibrary.ru/QXZSDT

11. Корнилова Т.В., Кулешов Д.О. Особенности жизнестойкости и смысложизненных ориентаций курсантов ведомственных образовательных организаций // Пенитенциарная наука. 2023. Том. 17. № 3 (63). С. 318-324. DOI: https://doi.org/10.46741/2686-9764.2023.63.3.010; EDN: https://elibrary.ru/DKIMSY

12. Мортина М.А. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у сотрудников пенитенциарных учреждений / Этос: естественное и искусственное совершенствование человека. Материалы IV Международной научно-практической конференции, Тверь, 3-4 апреля 2019 года. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2019. С. 174-177. EDN: https://elibrary.ru/RYBPOA

13. Мортина М.А., Антоновский А.В. О психологической устойчивости сотрудника уголовно-исполнительной системы в условиях цифровизации / Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности. Материалы VI Международной научной конференции, Кострома, 22-24 сентября 2022 года. Кострома: Костромской государственный университет, 2022. С. 419-422. EDN: https://elibrary.ru/UQWOAD

14. Секач М.Ф., Александров Б.В., Кечил Д.И. Саморегуляция эмоциональной стабильности курсантов образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний России // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2023. Том 20. № 4. С. 141-151. DOI: https://doi.org/10.31079/1992-2868-2023-20-4-141-151; EDN: https://elibrary.ru/DUBRUU

15. Трушина О.В., Рыльская Е.А., Погорелов Д.Н. Жизнеспособность, экзистенциальная исполненность и ценностные ориентации личности // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 1 (136). С. 109-120. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_109; EDN: https://elibrary.ru/RFQWLS

16. Цветкова Н.А. Предикторы психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2025. № 2. С. 43-50. EDN: https://elibrary.ru/QFAUPF

17. Чудновский В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 23-34. EDN: https://elibrary.ru/ZYROFV

18. Ясько Б.А., Омельченко Н.В., Бабичкова Е.С. Когнитивные ресурсы психоэмоциональной устойчивости личности в затрудненных условиях жизнедеятельности // Российский психологический журнал. 2024. Том 21. № 1. С. 225-253. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2024.1.12; EDN: https://elibrary.ru/DZFMZK

19. Bartone P.T. Resilience under military operational stress: Can leaders influence hardiness? // Military Psychology. 2006. Vol. 18 (Suppl.). Р. 131-148. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327876mp1803s_10

20. Kobasa S.C, Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and health: A prospective study // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42. № 1. Р. 168-177. DOI: https://doi.org/10.1037//0022-3514.42.1.168

Рецензии
1. Психологическая устойчивость сотрудников уголовно-исполнительной системе как детерминанта успешности служебной деятельности Авторы: Бурцев Антон Олегович


Войти или Создать
* Забыли пароль?