Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
В статье представлен анализ вопросов, имеющих прямое отношение: во-первых, к общему пониманию психологической безопасности и непосредственно связанному с ней фактору поддержания «командного духа» в любом коллективе; во-вторых, к интегральному восприятию проблемного поля психологической безопасности в оценочных суждениях представителей зарубежной научной мысли; в-третьих, к обоснованию теоретико-методологических положений, в части выявления особенностей психологической безопасности профессиональной среды в армии и полиции. По мнению авторов, рассмотренный спектр вопросов позволяет более отчетливо подойти к расширенному анализу предмета психологической безопасности, имеющей принципиальное значение для наиболее качественного достижения стоящих перед каждым воинским и/или служебным коллективом сотрудников полиции задач государственной важности, от эффективного решения которых зависит состояние обороноспособности государства и поддержания в обществе необходимого уровня правопорядка. Отмечается практическая и научная значимость выявленных путей достижения ожидаемого состояния командной работы каждого члена коллектива, основанной на осознании им своей групповой роли, от качества реализации которой зависит успех общего дела. Акцентируется внимание на важности обеспечения лидерских позиций руководителя, миссия которого предполагает принятие соответствующих усилий по мобилизации своих подчиненных на наиболее полное раскрытие ими в интересах службы своего творческого и психологического потенциала. Целью исследования является обоснование проблемы психологической безопасности и учета востребованности ее практического разрешения в современных условиях, при которых проявляется особая роль армии и полиции по обеспечению безопасного существования государства и его дальнейшего устойчивого развития. Отмеченное составляет новизну выполненного исследования. Методологическую основу исследования составил системный подход. В настоящей работе презентована информация теоретического плана в отношении концептуальных подходов по поддержанию приемлемой психологической безопасности для профессиональной среды армии и полиции. Область применения результатов – теоретическое восприятие проблемы психологической безопасности и практическая реализация наиболее приемлемых положений и выводов, рассмотренных в данной работе и нацеленных на достижение нового качества работы коллективов военнослужащих и полицейских.
психология личности, психология коллектива, психологическая безопасность, профессиональная среда, «командный дух», армия, полиция
Введение. Актуальность исследования обусловлена динамичными изменениями глобального и трансверсального характера, сопряженными с необходимостью реализации более высокого уровня требований, предъявляемых к силовой составляющей государства, центральными элементами которой выступают Вооруженные Силы и правоохранительные органы. В современных условиях особая роль указанных институтов государства предопределена общей тенденцией к пересмотру устоявшегося ранее миропорядка и посягательством недружественных России стран на ее суверенное существование. С учетом отмеченного и форсированного проявления агрессивного по характеру массива угроз и вызовов, «порожденных» инновационным способом воздействия (включая основанного на технологиях цифрового мира) на сознание общества, личного состава армии и полиции, вопросы сплоченности нации, воинских и служебных коллективов занимают одно из приоритетных направлений в исследовательской деятельности корпорации психологов XXI века. Именно по этой причине и исходя из реалий происходящего, вектор проводимых психологами исследований ориентирован на изучение вопросов психологической безопасности в профессиональной среде воинских и служебных коллективов, пронизанных духом командной работы, для сплочения которых и создания между их членами атмосферы взаимного доверия, новые стратегии и методы коучинга и лидерства имеют первенствующее значение. Обращение к выявлению ряда сущностных аспектов зарубежной научной мысли, в части понимания и обоснования роли психологической безопасности в деле мобилизации психологических компонентов человеческого капитала в интересах эффективного решения стоящих перед коллективом задач, представляется в качестве важной научной задачи для исследования в формате психологической науки: во-первых, потенциала воинского и/или служебного коллектива, интегрированного в общую систему иерархических отношений, в наивысшей форме их существования; во-вторых, поиска новых резервов личностных качеств человека, целеполагание задействования которых корреспондирует адекватному восприятию каждым членом коллектива своей миссии и проявления его способности к практической реализации «командного духа», как ключевого условия сплоченности коллектива; в-третьих, роли руководителя воинского и/или служебного коллектива по обеспечению производительной рабочей среды, атмосфера которой позволяет обеспечивать своевременное и качественное нахождение каждым оптимальных путей достижения поставленных перед указанным коллективом целей, для любых ситуаций, включая экстремальные.
Представленные обоснования свидетельствуют об актуальности данного исследования и позволяют внести элемент транспарентности в понимание замысла работы по обеспечению своего лидерства каждым руководителем воинского и/или служебного коллектива, от личности которого в первую очередь зависит уровень психологической безопасности в профессиональной среде армии и полиции, выступающих, наряду с иными учреждениями так называемого «силового блока», гарантами суверенитета государства.
Задачами исследования является уточнение понятия «психологическая безопасность» и основных путей ее достижения, связанных с особенностями профессиональной среды, являющейся «своей» для каждого военнослужащего и сотрудника полиции, а также обобщение методологических подходов зарубежных ученых и рекомендаций специалистов-практиков, имеющих непосредственное отношение к повышению уровня психологической безопасности государственных служащих, принадлежащих к профессии военнослужащего и полицейского.
Структура статьи соответствует общему контуру сформулированных задач проведенного исследования. В первой части статьи представлен анализ оценочных умозаключений отдельных зарубежных ученых и практикующих специалистов, положения и выводы которых обращены к детализации сущности феномена «психологическая безопасность» и сопряженного с ней вопроса поддержания «командного духа». Вторая часть посвящена рассмотрению проблемных вопросов по теме психологической безопасности, квинтэссенция которых имеет устойчивое сопряжение с поиском приоритетных путей, нацеленных на достижение необходимого уровня безопасности указанного вида, основу которой составляет обязательный учет личностных качеств каждого члена единой команды, объединенной идеей неуклонного и высокопродуктивного выполнения стоящих перед ней задач. В третьей части статьи представлены обзор и обоснование теоретико-методологических аспектов психологической безопасности профессиональной среды в армии и полиции. В заключении обсуждается перспектива использования положений, выводов и рекомендаций зарубежных ученых и специалистов практиков, ориентированных на поддержание в воинских и/или служебных коллективах общих подходов к формированию высокопроизводительной рабочей среды профессионалов, центральным условием эффективности которой выступает должным образом организуемая психологическая безопасность.
Общие представления о психологической безопасности и сопряженного с ней вопроса поддержания «командного духа». В многогранной обойме устоявшихся дефиниций, обращенных к предметному полю проводимого нами исследования, небезынтересным представляется контекст понятия, представленный в «Словаре Гартнера» (англ. «Gartner Glossary»). Согласно определению указанного пособия, под психологической безопасностью следует понимать среду, во-первых, способствующую поощрению и признанию людей за их вклад в общее дело и предлагаемые ими идеи; во-вторых, позволяющую каждому чувствовать себя в безопасности, предполагающей нейтрализацию межличностных рисков; в-третьих, создающую более приемлемые условия для эффективного осуществления командного обучения и активизации внутригруппового мышления; в-четвертых, обеспечивающую необходимую локализацию «слепых зон» (англ. «blind spots») [10].
Идея психологической безопасности, реализуемая в контексте сплочения коллективистских начал любой команды, неотделима от процесса формирования командного духа работников, по определению призванных осуществлять свою профессиональную деятельность на началах интегрального стремления к достижению стоящих перед ними общих задач. В этой связи, следует обратить внимание на соотношение психологии коллективизма и единства «командного духа» людей, занятых общим делом. В данном случае уместно указать на констатацию, авторами которой являются зарубежные психологи О. Турель (Калифорнийский государственный университет, г. Фуллертон, Соединенные штаты Америки (Далее - США) и К. Коннели (Университет Макмастера, г. Гамильтон, Канада). По мнению данных ученых, психологический коллективизм, выступая индивидуальной формой коллективизма, в виде отражающей «командный дух» индивидуальной черты личности, находит свое выражение в психологической привязанности людей к делам коллектива и способствует более высокой степени рационализации процессов принятия решений различными членами команды.
Используя метод частичных наименьших квадратов (англ. «Partial least-squares», PLS), примененный к данным, собранным у 120 членов команды, указанные исследователи выявили наличие устойчивой корреляции между: а) влиянием психологического коллективизма на восприятие, связанное с командой и уверенностью каждого в потенциале своей команды, и б) системным восприятием полезности эффективного сотрудничества всех членов команды. При этом органическое сочетание отмеченных двух факторов способствует синергии будущих намерений каждого члена команды [13].
В контексте рассмотрения общей идеи психологической безопасности, представляется необходимым указать на научный труд, автором которого является американский психолог Э.K. Эдмондсон (Гарвардский университет), исследовавший проблему указанного вида безопасности с позиций ее взаимосвязи с методологией обучения: на примере технологии командного обучения и посредством тестирования модели данного обучения, с использованием инструментария многометодного полевого исследования [2]. Как следует из результатов выполненной указанным ученым работы, конструкция командной психологической безопасности: во-первых, основывается на совокупном убеждении членов команды в том, что их команда безопасна с позиций межличностного риска; во-вторых, корреспондирует полученному результату командной эффективности, выражаемой в ее производительности. Резюмируя итог выполненного им исследования, измеряющего предшествующие, процессные и конечные переменные, Э.К. Эдмондсон заключает о целесообразности контроля со стороны руководителя коллектива состояния командной психологической безопасности. При этом, конечный итог командной эффективности, опирающейся на командную психологическую безопасность, в определяющей степени зависит от качества таких командных структур, как контекстная поддержка и коучинг лидера команды, способствующих достижению ожидаемого командного результата.
Общие проблемы психологической безопасности в оценочных суждениях представителей зарубежной научной мысли. Обширный спектр современных представлений относительно психологической безопасности заключает в себе многообразие секторов, в формате которых осуществлена презентация массива различных подходов к анализу указанного вида безопасности для различных вариаций профессиональной среды, в значительной степени базирующегося на аксиологии психологической безопасности, выраженной в отсутствии межличностного страха [14]. В числе этих подходов отдельное положение занимают размышления, которые вводят в деловой оборот американские специалисты «Центра креативного лидерства» Э. Луаньон и С. Вормингтон. По мысли этих должностных лиц, психологическая безопасность – это убеждение членов коллектива в том, что возникшие у каждого из них вопросы, в части эвентуальных рисков ожидаемого сценария предстоящего события и совершения ими конкретных действий, получат объективную оценку и будут обсуждены в конструктивном ключе.
При этом, пребывая в состоянии гарантированной психологической безопасности, члены коллектива более открыто предпринимают свое участие в публично производимом обсуждении актуальных вопросов, именуемом как «мозговой штурм вслух» (англ. «brainstorm out loud»), атмосфера которого позволяет каждому свободно высказывать мысли, открыто оспаривать статус-кво, делиться отзывами и вместе работать над разногласиями, понимая, что руководитель коллектива ценит честность, откровенность и правдивость, а члены коллектива будут поддерживать друг друга [7].
Следуя логике отмеченного вывода, представляется оправданным акцентировать внимание на том, что фактор поддержания в коллективе должного уровня психологической безопасности способствует: во-первых, появлению у его членов чувства комфорта от своей принадлежности к делам коллектива; во-вторых, стремлению к демонстрации ими своей аутентичной сущности; в-третьих, обеспечению более полного раскрытия таланта отдельных членов коллектива; в-четвертых, недопущению шаблона поведения членов коллектива «работать напоказ» перед другими; в-пятых, осознанию готовности членов коллектива в необходимых случаях идти на обдуманный риск.
Придавая определяющее значение в решении задачи по повышению уровня психологической безопасности коллектива его руководителя, Э. Луаньон и С. Вормингтон акцентируют внимание на восьми шагах действий данного должностного лица, а именно:
1. Возведение проблемы обеспечения психологической безопасности в разряд явно приоритетных. Данный шаг корреспондирует необходимости интегрирования в практику функциональной деятельности членов коллектива организационных инноваций и обеспечение вовлеченности каждого члена коллектива в решение общих задач, условием достижения которой выступает способность руководителя к моделированию своего поведения, несомненно ориентированного на укрепление психологической безопасности.
2. Обеспечение обстановки свободного и откровенного выражения каждым членом коллектива своей профессиональной позиции, посредством проявления при этом своего уважительного отношения к мнению подчиненных.
3. Установление необходимых норм, воплощенных в виде правил относительно того, каким образом относиться к закономерно возникающим неудачам. К подобного рода правилам относятся: 1) отсутствие наказания за эксперименты и разумный риск, поскольку многие ошибки – это возможность для дальнейшего роста; 2) поощрение извлечения уроков из ошибок и обмена опытом преодоления неудач.
4. Создание пространства для поощрения инновационного мышления и новых нестандартных/креативных идей, возникающих у членов коллектива.
5. Формирование обстановки продуктивного конфликта, выражающейся в содействии искреннему диалогу, конструктивным дебатам и эффективному разрешению возникающих конфликтных ситуаций.
6. Концентрация внимания на восприятии членами коллектива закономерностей психологической безопасности и важности ее поддержания применительно к личности каждого члена коллектива.
7. Создание условий для поддержания психологически безопасной рабочей среды: во-первых, способствующей укреплению положительной обратной связи, имеющей конструктивную направленность; во-вторых, позволяющей понимать чувства членов коллектива и разделяемые ими ценности.
8. Поощрение достигнутых членами коллектива успехов и положительных примеров взаимодействия, способствующее укреплению доверия и взаимного уважения.
С учетом изложенного, мы считаем заслуживающими внимания суждения американского ученого и социального психолога Т. Кларка (Международная тренинговая компания «LeaderFactor»), представившего в подготовленном им «Практическом руководстве» [1] четыре этапа формирования психологической безопасности человека, входящего в состав определенного коллектива:
1. Безопасность включения, являющаяся базовой потребностью человека в общении и принадлежности: психологическая безопасность заключается в восприятии человека самим собой и осознании того, что его принимают таким, какой он есть, включая его уникальные качества и определяющие характеристики.
2. Безопасность учащегося, связанная с удовлетворением потребности человека учиться и расти: психологическая безопасность заключается в возможности человека экспериментировать, принимать участие в обмене опытом, а также в ощущении необходимой обратной связи при общении с другими членами коллектива.
3. Безопасность участника, проявляющаяся в удовлетворении потребности человека вносить изменения: психологическая безопасность заключается в предоставлении человеку возможности вносить свой вклад в общее дело, что основано на использовании им профессионально значимых своих знаний и навыков. На данном этапе ретроспективы и «пост-мортемы» ( англ. «post-mortem» – вскрытие), в виде критического анализа произошедшего, являются мощными практиками.
4. Безопасность претендента, проявляющаяся в удовлетворении потребности человека улучшать ситуацию: психологическая безопасность заключается в обеспечении вызова относительно статуса-кво, для тех случаев, когда появляется возможность к изменению или улучшению ситуации. Наряду с отмеченным, «назначение» данного этапа заключается в предотвращении развития потенциально плохих идей.
Обзор и обоснование теоретико-методологических положений относительно психологической безопасности профессиональной среды в армии и полиции. Признавая актуальность концепции психологической безопасности и подчеркивая важность ее положений для функционирования воинских коллективов армии и аналогичных им служебных коллективов в правоохранительных органах, включая полицию, отдельные представители зарубежной научной мысли проводят целенаправленные исследования, обращенные к профессиональной среде отмеченных учреждений, общим для которых является строгая иерархия их построения и функционирования. При этом ученые-психологи опираются на выводы основателей указанной концепции, авторами которой выступили американские ученые Э.Х. Шейн (Университет Южной Калифорнии, г. Лос-Анджелес) и У.Г. Беннис (Университет Цинциннати) – рассмотревшие личные и организационные изменения через группу [11], а также на научную работу «Бесстрашная организация», автором которой является ранее указанный психолог Э.К. Эдмондсон, констатирующий о том, что «успех требует постоянного притока новых идей, новых вызовов и критического мышления, а межличностный климат не должен подавлять, заставлять молчать, высмеивать или запугивать» [3, p. 15].
В научной работе авторского коллектива из числа зарубежных психологов, руководителем которого является Дж.O. Свейн (Военная академия США, г. Вест-Пойнт), предпринята попытка к обоснованию значимости учета фактора психологической безопасности для личного состава, входящего в структуру воинских и служебных коллективов. При этом основными аргументами в пользу признания необходимости поддержания указанного вида безопасности являются: во-первых, особого рода востребованность армии и полиции к инновациям, обусловленным необходимостью опережения потенциальных угроз XXI века; во-вторых, продвижение по пути преодоления перманентных проблем с набором кадров для прохождения воинской и полицейской службы, а также их удержанием на службе; в-третьих, достижение нового уровня эффективности в области разрешения актуальных проблем, связанных с сохранением психического здоровья среди военнослужащих и личного состава полиции; в-четвертых, преодоление проблем в сфере лидерства, включая контрпродуктивный или токсичный стиль (англ. «counterproductive or toxic leadership») руководства воинскими и служебными коллективами [12, p.56].
Исследуя проблемное поле психологической безопасности, применительно к профессиональной среде военного дела и правоохранительной службы, нидерландский психолог Ф. Вермсер и ряд других авторов, представляющих Гронингенский университет, подходят к анализу отмеченной безопасности с позиции ее сопряженности с усилиями по интеграции членов коллектива для решения общих профессионально значимых задач [15]. Вместе с тем, шведские психологи Э. Хедлунд и Й. Эстерберг (Колледж национальной обороны, г. Стокгольм) [5] исследовали психологическую безопасность в воинских частях с точки зрения поведения группового обучения, а испанский ученый П. Лобато и его коллеги из Национального университета дистанционного образования (г. Мадрид) обратили внимание на психологическую безопасность в воинских частях в контексте ее связи со снижением рабочего стресса. Согласно оценке данных ученых, поддержание руководителем психологического климата безопасности способствует предотвращению в коллективе организационной дегуманизации [6, p. 504].
С учетом того обстоятельства, что состояние боевого стресса является неизменным атрибутом воинской и правоохранительной службы, мы обращаем внимание на исследование, в котором представлен анализ «факторной структуры шкалы оценки психологической безопасности военнослужащего» (англ. «the factor structure of a scale to assess the psychological safety of a soldier’s personality», PSSP) [9]. Основу инструментария указанного исследования, в контексте определения факторной структуры PSSP, составили:
1) метод семантического дифференциала (англ. «the semantic differential», SD);
2) экспертные оценки (англ. «expert judgment»;
3) исследовательский факторный анализ (англ. «exploratory factor analysis», EFA).
Сформированная по итогам выполненной работы модель психологической безопасности личности военнослужащего (PSSP), обращенная к вопросу поддержания боевой готовности в повседневной деятельности, по своей структуре состоит из четырех компонентов:
1) «морально-коммуникативный»;
2)«мотивационно-волевой»;
3) «ценность и смысл жизни»;
4) «внутренний комфорт».
При этом, при анализе деятельности в экстремальных условиях или для случаев боевого развертывания, акцент производился на личностном потенциале следующих четырех структурных компонентов:
1) «морально-волевая регуляция»;
2) «стратегии преодоления»;
3) «ценность и смысл жизни»;
4) «посттравматический рост/регрессия».
В соответствии с выводом данного исследования, результаты изучения содержания модели PSSP целесообразно использовать при разработке программ профессиональной и психологической подготовки для целенаправленного формирования жизнестойкости военнослужащих с учетом условий их деятельности.
Размышляя о значимости феномена психологической безопасности для жизни армии и полиции, указанные психологи и специалисты в отмеченной предметной области обращают внимание на важности поддержания должного уровня данного вида безопасности и для других организаций, построенных по принципу иерархической культуры с высокой дистанцией власти и для которых ставки жизни или смерти также актуальны, как и для тех, кто действует в экстремальных условиях и чья форменная одежда представлена не только военным или полицейским камуфляжем.
Тема непреходящей ценности психологической безопасности коллектива, действующего в условиях экстремальной обстановки, подробным образом исследованная в научных трудах психологов-теоретиков и представителей прикладной психологии, дополняется качественным иллюстративным материалом, представленном в ряде книг, имеющих значение практических пособий по устойчивому обеспечению лидерства и связанными с ним вопросами психологической безопасности. Следует заметить, что книги подобного рода аккумулируют опыт руководителей/командиров-практиков, в контексте принятия ими необходимых решений, способствующих поддержанию психологической устойчивости подразделений, команд и экипажей, основу которой составляет психологическая безопасность. В число указанных практико-ориентированных трудов входит работа, автором которой является Л.Д. Марке, прослуживший в рядах ВМС США 28 лет и представивший на страницах своей книги-бестселлере «Лидерство – это язык, разверните корабль!» ряд рекомендаций по обеспечению эффективной рабочей среды, которая высвобождала «страсть, инициативу и интеллект каждого человека», входящего в экипаж подводной лодки «Санта-Фе» (англ. «Santa Fe») [8]. На основе анализа отмеченной работы специалиста-практика, британский эксперт в области психологической безопасности Т. Джерати (Манчестерский университет) выявляет пять ключевых элементов высокоэффективного воинского коллектива, придерживающегося заповедей психологической безопасности, в их числе: 1) доверие друг к другу; 2) последовательная, непрерывная практика, совершенствование и высокий уровень квалификации; 3) общие ценности и высокие стандарты поведения; 4) наличие четких целей и самостоятельное осмысление каждым путей их достижения; 5) оценка достижений коллектива выше личной славы [4].
Выводы. Представленный анализ свидетельствует об актуальности проведения исследований в области психологической безопасности профессиональной среды, в которой основными акторами служебного взаимодействия являются военнослужащие и личный состав полиции. При этом способность руководителя воинского и/или служебного коллектива, интегрированного в общую структуру армии и/или полиции, поддерживать необходимый уровень психологической безопасности, позволяющий достигать должного качества мобилизации личности каждого военнослужащего и/или полицейского для уверенного продвижения к достижению поставленных перед коллективом целей, свидетельствует о степени профессионализма руководителя.
Отмеченная способность лидера коллектива (по должности и желательно по факту), выступает свидетельством наличия у него качеств не только как организатора, но и психолога, способного к сплочению своих подчиненных на началах доверия им и обеспечения свободы выдвижения каждым своих идей, целеполагание которых направлено на достижение общего успеха.
Вместе с тем, мы считаем необходимым отметить следующее: отсутствие психологической безопасности или низкий уровень ее практического воплощения в профессиональной среде военнослужащих и полицейских, выступают триггером инстинкта самоцензуры членов воинских и/или служебных коллективов, отключает при этом их стремление к обучению своих коллег и блокирует желание передавать другим свой накопленный опыт, а также демонстрировать свое сотрудничество и иное творческое участие.
1. Clark T.R. The 4 Stages of Psychological Safety: Defining the Path to Inclusion and Innovation. New York: Braille&Daisy, 2020, 336 p.
2. Edmondson A.C. Psychological Safety and Learning Behavior in Work Teams // Administrative Science Quarterly. 1999, vol. 44 (2). pp. 350-383. DOI: https://doi.org/10.2307/2666999; EDN: https://elibrary.ru/CZTDEL
3. Edmondson A.C. The fearless organization: Creating psychological safety in the workplace for learning // Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2018. 258 р.
4. Geraghty T.Т. Psychological Safety in The Military. October 9, 2020. URI: https://psychsafety.com/five-key-elements-of-high-performing-teams-and-psychological-safety/ (дата обращения: 08.02.2025).
5. Hedlund E., Österberg J. Team training, team learning, leadership and psychology safety: A study of oteam training and team learning behavior during a Swedish Military staff exercise // Sociology Mind. 2013, vol. 3 (01). pp. 89-98. DOI:https://doi.org/10.4236/sm.2013.31014
6. Lobato P., Moriano J. A., Laguía A., Molero F., Mikulincer M. Security providing leadership and work stress in Spanish Air Force // Military Psychology. 2023, vol. 36(5). pp. 504-515. DOI:https://doi.org/10.1080/08995605.2023.2218785
7. Loignon A., Wormington S. How Leaders Can Build Psychological Safety at Work. April 10, 2024. URL: https://www.ccl.org/articles/leading-effectively-articles/what-is-psychological-safety-at-work/# (дата обращения: 08.02.2025).
8. Marque L.D. Turn the Ship Around!: A True Story of Turning Followers into Leaders, 2013. New York: Books with Buzz, 272 p.
9. Prykhodko I. The model of psychological safety of a soldier’s personality // Current Issues in Personality Psychology. 2021, vol.10(2). pp. 112-122. Doi:https://doi.org/10.5114/cipp.2021.108684 EDN: https://elibrary.ru/MAUQTE
10. Psychological Safety URL: https://www.gartner.com/en/human-resources/glossary/psychological-safety (дата обращения: 07.02.2025).
11. Schain E.H., Bennis W.G. Personal and organizational change through group. New York: Wiley, 1965. 376 p.
12. Swain J.O., Conkey K., Kalkstein Y., Strauchler O. Exploring the Utility of Psychological Safety in the Armed Forces // Journal of Character & Leadership Development. 2024, vol. 11 (2). pp. 55-67. DOI: https://doi.org/10.58315/jcld.v11.288
13. Turel O., Conneli C. Team Spirit: The Influence of Psychological Collectivism on the Usage of E-Collaboration Tools // Group Decision and Negotiation 2011, vol. 21(5). pp. 703-725. DOIhttps://doi.org/10.1007/s10726-011-9245-7 EDN: https://elibrary.ru/CEQYPF
14. What is psychological safety? July 17, 2023. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/mckinsey-explainers/what-is-psychological-safety (дата обращения: 10.02.2025).
15. Wermser F., Täuber S., Essens P., Molleman E. Psychological safety during military integrations / R. Beeres, G. Bakx, E. De Waard, S. Rietjens // NL ARMS Netherlands annual review of military studies. T.M.C. Asser Press, 2016. pp. 147-162. DOI:https://doi.org/10.1007/978-94-6265-135-7_8



