В статье рассматриваются проблемы взаимодействия, возникающие между бизнесом и властью, предусматриваются конкретные механизмы их преодоления с целью обеспечения баланса интересы всех участников данного процесса.
бизнес, бизнес-структуры, органы управления, государственное регулирование, инновации, инвестирование, нормативно-правовая база, бизнес-лоббирование, уровни управление взаимодействием, хозяин – предприниматель, бизнесмен.
В настоящее время существуют различные научные школы, развивающие актуальные направления экономической науки. Одной из них является научная школа профессора В.Ф. Уколова, известная в России и за рубежом как система знаний «Взаимодействие власти, бизнеса и общества». Результаты исследований, полученные представителями данной школы не только публикуются в открытой печати и апробируются на практике, но и широко используются в образовательном процессе в высшей школе. Важное направление исследований — изучение отношений бизнеса и власти с позиций союзников и оппонентов.
Сейчас невозможно формировать успешно развивающуюся экономику без тесных связей бизнеса с государственными органами. Налаживание этих связей приобрело остроту чрезвычайной важности. В сущности, данная проблема предстает как проблема развития бизнеса и экономики страны в целом на основе вновь создаваемых возможностей конкурентного рынка. При всех обстоятельствах отношения бизнеса и власти остаются абсолютно необходимыми и взаимозависимыми.
Исследования показывают, что наша страна еще условия конкурентной рыночной экономики для того, чтобы трансформировать сложившуюся за последнее десятилетие квазирыночную экономику в нормальный рыночный режим функционирования.
Значит, пытаясь разобраться в сути, а тем более наладить взаимодействие двух обозначенных выше составляющих, надо разграничить сферы действий, а точнее ответить на ряд принципиальных вопросов [1, 10]:
- каковы экономические отношения бизнеса с государственными органами управления?
- какие ценностные установки бизнесменов?
- какие мотивационные установки бизнеса и государственных органов управления?
- в чем суть государственного регулирования при рыночных отношениях и при взаимоотношениях с бизнесом в частности?
Ответы на эти вопросы, а самое главное — механизм действий чрезвычайно важны как с экономической, так и социальной точки зрения. Ведь рынок не гарантирует многие права населения, не решает региональные проблемы охраны окружающей среды, социальных гарантий, дифференциации налоговых сборов др.
1. Евтюхов С.С. Управление экономическим взаимодействием бизнеса и власти: научная литература.- М.: Экономика,2005. - 272 с.
2. Иванченко Л.А. Карташов О.А. Рынок и государственное управление: учеб. пособие. - М.: РГТЭУ, 2009. - 45 с.
3. Иванченко Л.А. Риски российской экономики: монография. Germany: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 256 с.
4. Корпоративное управление: учеб. пособие / Под ред. Л.А. Иванченко. - Ростов-на-Дону: Книга, 2012. - 272 с.
5. Ильичева Л.Е. Лоббизм и интересы предпринимательства: научное издание. М.: Мысль, 2000. - 273 с.
6. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. - М., 2000. - 326 с.
7. Любимов А.П. Институт лоббизма и законодательный процесс в Российской Федерации: научное издание под ред. С.А. Авакяна. - М.: МГУ, 1998. - 283 с.
8. Менеджмент в условиях инвестиционной и инновационной активности: научное издание / Под ред. Л.А. Иванченко. - Ростов н/Д.: Ростиздат, 2008. - 352 с.
9. Проблемы взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса: опыт России и Германии: научное издание. - Ростов-на-Дону, 2012.
10. Розенков Д.А. Развитие отношений бизнеса, общества и государства: научное издание. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 282 с.
11. Россия в цифрах. Краткий статистический ежегодный сборник. - М., 2011. - 510 с.
12. Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: учеб. для вузов. - М.: Экономика, 2009. - 400 с.
13. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества. - М: Экономика, 2009. - 710 c.
14. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества (словарь терминов) - М.: Экономика, 2011. - 670 с.
15. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления. - М.; Экономика, 2004. - 655 с.