В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия власти, бизнеса и общества. Уделяется внимание современной концепции взаимодействия и механизмам ее реализации в российских условиях.
управление взаимодействием бизнеса и государства, государственные органы управления, мотивационные установки бизнесменов, связи бизнеса и государства, механизмы консолидации бизнеса, социальные функции бизнеса, институциональные преобразования отношений бизнеса и власти, институты гражданского общества.
В рамках научной школы «Взаимодействие власти, бизнеса и общества» осуществляется немало актуальнейших исследований, среди которых важное место отводится проблемам управления таким взаимодействием и научно-практическим механизмам их разрешения в интересах общества. Дело в том, что взаимодействие власти, бизнеса и общества — сложное явление. Оно имеет объемную, пространственную конструкцию, в которой жесткие детерминированные связи проходят через многослойные духовные и культурные пространства, скрепляющие всю систему отношений и не дающие социальной, корпоративной или властной системе доминировать во взаимодействии вне духовных, культурных ценностей и традиций. Власть, бизнес и общество подаются как единое целое, в котором все составляющая дополняют друг друга. Власть рассматривается как доминирующий фактор в обеспечении поступательного развития гармонизированных отношений хозяйствующих субъектов в сложной социо-, эколого-, экономической системе государства. Определяющей функцией бизнеса выступает ресурсное, технологическое и техническое обеспечение достижения ценностных ориентиров развития. Доминирующей функцией общества является формирование системы ценностных ориентиров развития пространства жизнедеятельности народа. Ключевым инновационным моментом в данной области знаний становится обеспечение баланса интересов во взаимодействии власти, бизнеса и общества на различных уровнях управления [2].
Действующая система управления взаимодействием бизнеса и государства в современных экономических системах пока не обеспечивает эффективной реализации интересов общества. Она призвана базироваться на сочетании процессов государственного регулирования и либерализации отношений, возникающих в ходе взаимодействия бизнеса и власти. Однако рациональная модель подобного взаимодействия пока не найдена. В стране разрабатываются и обсуждаются различные программы реформирования бизнеса, развития его взаимоотношений с государственными органами управления, реализуются меры по их воплощению. Несмотря на предпринимаемые усилия, экономические и социальные результаты взаимодействия бизнеса и государства не оправдывают ожиданий общества. Они не способствуют эффективному развитию бизнеса в реальном секторе экономики, а доходы, получаемые от его деятельности, не оказывают должного влияния на рост благосостояния народа и решение социальных проблем общества.
1. Уколов В.Ф. Развитие взаимодействия предпринимательства, власти и общества // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 6.
2. Уколов В.Ф. Лоббирование как функция управления в предпринимательской деятельности // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 2.
3. Уколов В.Ф., Быстряков И.К. Человеческий капитал и экономика предпринимательства // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 6.
4. Уколов В.Ф., Тимченко В.С. Философия управления. В кн.: Инновационные ресурсы управления. - М.: ГУУ, 2011. - С. 12-31.
5. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества (словарь терминов). - М.: Экономика, 2011. - 670 с.