Данная статья посвящена дидактической работе с аудиовизуальным текстом в процессе обучения английскому языку в новых информационных условиях. Описан подход, в котором традиционная работа с аудиовизуальным текстом оптимизируется и расширяется критическим анализом. Авторами определена суть критического анализа, дано его определение. Выявлена классификация аудиовизуального текста и разработан алгоритм критического анализа. Изучены особенности разных видов аудиовизуального текста относительно возможных типов искажения информации, доказана необходимость оценки аутентичного содержания на двусмысленность и мистификацию. Представлен практический опыт работы с аудиовизуальным текстом на занятии по английскому языку. Установлен поэтапный характер как работы с видеоматериалом, так и критического анализа. Через метод теоретического осмысления и апробацию полученных результатов выявлен дидактический потенциал аудиовизуального текста на предмет его оценки с целью формирования критического мышления личности учащегося. Полученные выводы свидетельствуют, что критический анализ не исключает работу с текстом по формированию лингвистических компетенций, является последующим звеном, позволяющим расширить смысловой синтез и выявить истинные мотивы автора сообщения на изучаемом языке.
критический анализ, критическое мышление, аудирование, аудиовизуальный текст, искажение информации, английский язык
Введение
В современных условиях информационного изобилия в образовательном процессе приоритетными становятся медийные компетенции, предполагающие умения личности работать с информацией, основная форма которой стала аудиовизуальной, соответственно формируются аудиовизуальные знания и умения, необходимые для восприятия и понимания экранного языка. В педагогический понятийный аппарат входит понятие аудиовизуальное мышление, под которым понимается «творческая деятельность, основанная на эмоционально смысловом соотнесении и образных обобщениях частей аудиовизуального текста» [4].
При обучении иностранному языку акцент делается на аудиовизуальную коммуникацию и её динамический контент. Традиционный подход работы со всеми видами речевой деятельности оптимизируется под новые условия, расширяется за счёт внедрения медиа компонента. Целью обучения является не только и не столько овладение грамматическим строем, фонетическим аспектом и лексическим запасом изучаемого языка через культуру страны или региона, но и через способность грамотного восприятия информации на изучаемом языке, умения работать с медиа языком и его способами отражения действительности через эмоционально смысловое соотнесение и образные обобщения частей аудиовизуального текста как основной единицы аудиовизуальной коммуникации.
Данная статья нацелена на изучение дидактического потенциала аудиовизуального текста для формирования критического мышления учащегося через анализ аутентичного семиотически гетерогенного сообщения при обучении английскому языку.
Разработка и выдвижение новых теоретическо-методологических положений
Аудиовизуальный текст в науке рассматривается как «разновидность семиотически гетерогенных сообщений, предназначенная для зрительно-слухового восприятия. При этом лингвистическому описанию подлежат аудиовизуальные тексты, содержащие вербальный компонент, который может быть представлен как в звучащей (аудиальной), так и в графической (визуальной) формах» [2, c. 70].
На первом этапе при работе с формированием и развитием слухопроизносительного навыка делается упор на восприятие изучаемой лексики и грамматики, доминирует звуковой ряд, визуальная форма сообщения вторична. Используется тренировочная подготовительная подсистема упражнений, направленная на восприятие нормативного произношения, общего семантического понимания текста. Например, при изучении темы Shopping для отработки языковых единиц идёт работа с аудиовизуальным текстом, направленным на тренировку лексики, сегментацию изучаемых лексем, общее смысловой понимание сообщения:
Watch «Compulsive shopping becomes a painful obsession» and match the collocations used in the episode with their explanations.
a. compulsive shopping |
1. done with too much acting, emotion or effort |
b. no laughing matter |
2. shopping that is difficult to stop or control |
c. shopping spree |
3. something serious that you should not joke about |
d. stop cold-turkey |
4. be very careful to notice any signs of danger or trouble |
e. over the top |
5. stop taking a drug in a sudden way that produces an unpleasant state |
f. be vigilant |
6. give a feeling of satisfaction that you get from doing or achieving sth |
g. give fulfillment |
7. a way of solving a problem that is easy but temporary or inadequate |
h. quick fix
|
8. shopping excessively, buying a lot of things in an extravagant way [8, с. 213] |
Для работы с семантикой аудиовизуального текста, для контроля смыслового восприятия выполняются задания типа:
Define the statements as true or false according to the piece.
a. Debbie Ruth is a recovered shopaholic whose impulse to buy had taken over her life.
b. Compulsive shopping helps Debbie to get rid of her problems.
c. Compulsive shoppers should have a break between impulse and making a purchase and ask themselves some questions.
d. Debbie’s life got happier when she realized she had a problem and took action.
e. Debbie is still very engrossed in the shopping [8, с. 212].
На следующем этапе работы с аудиовизуальным текстом акцент делается на речевые единицы и анализ медиатекста, на поиск искаженных типов информации, на латентное содержание, авторский посыл и его истинный мотив. Данный навык требует более серьезных операций по оценке системы выразительности, степени достоверности и объективности сообщения. Аудиовизуальный текст анализируется критически.
Критический анализ – это оценка текста на его соответствие действительности, определение степени достоверности и объективности, выявление мотивов автора, сравнения с иными позициями, составление собственного умозаключения на основе полученных данных. Относительно предмета нашего исследования – критический анализ аудиовизуального текста на уроке английского языка, аудиовизуальный текст подразделяется на три вида:
- Новостной. К данному виду относим выпуск новостей, репортаж, мнение эксперта, политический комментарий, официальное заявление.
- Художественный. Это все разновидности фильма: игровой, документальный, мультипликационный.
- Развлекательный. Видеоблог, Влог, короткометражные ролики из социальных сетей.
Данные виды аудиовизуального текста – самый частотный аутентичный материал в процессе обучения английскому языку для формирования и развития лингвистической компетенции. В плане работы по формированию критического мышления они обладают огромным потенциалом, поскольку содержат разные типы искажения информации, создают общественное мнение, оказывают манипулятивное воздействие. Критический анализ базируется на оценочном алгоритме аудиовизуального текста, который варьируется от его вида и в зависимости от вида меняется доминанта оценки.
В критическом анализе новостных текстов больший акцент идёт на оценку источника информации. Исключается главный тип искажения информации фейк.
В художественном тексте важно провести оценку создателей фильма, источника финансирования, а также большое внимание уделяется визуальному ряду: мизансцены, задний фон, музыкальное сопровождение, название видео.
С распространением СМИ, появлением социальных сетей, открытого доступа в интернет развлекательный аудиовизуальный текст является очень популярным. В науке такой способ передачи информации рассматривают как инфотейнмент и определяют как: «метод или система приемов создания телевизионных продуктов с развлекательной доминантой [Цит. по: 7]. В настоящее время он используется для обозначения облегченных способов подачи научной информации или донесения политических идей» [1, с.123]. Для критического анализа подобных текстов главный акцент делается на контенте видео. Чаще всего содержание видеоблога или ролика деструктивное, направленное на эмоциональное воздействие, транслирующее готовое мнение и отношение. Конструктивный контент развлекательного видео несёт когнитивное воздействие, транслируя факты, проверенные источники через облегчённый формат с элементами развлекательных технологий. Анализируя данный вид текста необходимо сделать собственное умозаключение, которое может не совпасть с позицией автора видео, руководствуясь не чувствами и эмоциями, а только фактами и аргументами.
Для критического анализа всех обозначенных видов текстов используется оценочный алгоритм аудиовизуального текста, который состоит из нескольких этапов:
Предсмотровой этап / Step 1.:
- Оценка источника информации, интернет адреса, названия.
- Оценка автора видео, его мотивов, личной заинтересованности, заказчика, источника финансирования.
- Оценка даты сообщения, актуальность, корреляция с событийностью.
Смотровой этап / Step 2.:
- Оценка системы выразительности, средств воздействия на зрителя.
- Оценка транслируемой информации, выявления типов искажения: предвзятость, двойные стандарты, преувеличение, полу-правда, личное мнение, плагиат, пропаганда, ложь.
- Оценка средств создания общественного мнения, манипулятивного воздействия.
Постсмотровой этап / Step 3.:
- Оценка аргументов проведенного анализа, сделанных выводов, других позиций, собственного умозаключения.
Продолжая работу с аудиовизуальным текстом «Compulsive shopping becomes a painful obsession» выполняются задания на выявление достоверности текста: выявление факта/мнения, выявления фейка/правды:
Step 1. Spot fake or true:
- Consider the source of the video.
- Analyze the author.
- See the date.
- Check who else is reporting the story.
- Study the evidence [8, с. 53].
Для оценки системы выразительности видео, средств воздействия на зрителя, используемых в нём, оценки транслируемой информации и возможных типов её искажения, средств манипулятивного воздействия выполняются аналитические задания:
Step 2.:
- Describe the movie elements:
- Framing. The choice of frame size depends on the idea of the picture and its genre.
- Angle. It plays a crucial role in the viewer's perception of the character and situation.
- Composition. Relative position of frame parts.
- Installation. It influences the rhythm of the film and the sequence of the narrative.
- Chamber mobility. It plays a huge role in creating a certain atmosphere.
- Color scheme. Dramas have a faded palette, and comedies are more saturated.
- Answer the questions:
- Is it a fact or opinion?
- Can it be a fake?
- Is the issue exaggerated?
- Is the video prejudiced against shopping?
- Are there any double standards for the shopping of female and male?
- Does the video propagandize anything?
- Is there post-truth?
- Can you find any tools of Goebbels here?
- How does it shape or shift public opinion about shopping?
- What methods of manipulation can you see?
Очень важно грамотно закончить анализ аудиовизуального текста. На третьем этапе подводится итог всех собранных фактов и аргументов, составляется собственное умозаключение относительно проработанного материала, которое должно быть максимально объективным и независимым. Выполняются задания:
- Develop the statement:
- Females are nine times more likely to be affected by compulsive shopping disorder.
- Shopping may be a beloved American pastime, but compulsive shopping is a real problem for millions of people who really do shop till they drop.
- It is common knowledge that you should not shop for food when you are hungry, and you should not shop for anything else when you have an emotional void that needs to be filled.
- People who gain pleasure and escape negative feelings through shopping sometimes call it ‘retail therapy’.
- While the term ‘retail therapy’ is often used in a tongue-in-cheek manner, some people, including shopaholics, actively make time to shop as a way to cope with negative feelings.
- Many of us indulge in a bit of retail therapy now and then, but when shopping becomes a compulsion, the consequences can be painful and heartbreaking [8, с. 212-214].
- Agree or disagree:
- «Compulsive shopping becomes a painful obsession» is a destructive video as it affects the feelings and emotions of the viewer.
- The video gives the ready opinion that shopping is a negative phenomenon.
- This is Debbie Ruth’s personal opinion.
- The video exaggerates over-the-top shopping sprees.
- It's not only women who are shoppers.
- Debbie hypes shopping addiction to promote her blog and earn.
- Accumulate all arguments and express your final opinion.
Критический анализ аудиовизуального текста необходимо производить вторым этапом обязательно после работы по формирования лингвистических умений. Выявление латентности, манипуляций, ангажированности и других искажений информации происходит на полном понимании языковых и речевых единиц. Невозможно критически анализировать текст, проводить оценку без восприятия общей семантики высказывания.
В процессе обучения английскому языку необходимо выстроить работу со всеми выделенными для критического анализа видами аудиовизуального текста. Предпочтительна работа по градации от легкого к сложному, от развлекательного контента, к художественному и только потом к новостному. Инфотейнмент с преобладающим деструктивным материалом считается легче для восприятия, не усложненный языковой экспрессивностью с апелляцией к эмоциям и чувством зрителя, представляется весьма ёмким для критической оценки и поиска мистификации.
Сложнее алгоритм критического анализа художественного аудиовизуального текста, не дающего поверхностных выводов и готовых ответов. «При восприятии кинофильмов представителями разных лингвокультур могут возникать трудности, связанные с пониманием определенных фактов и явлений, присущих данной культуре» [6, c. 2984]. Критический анализ проводится с изучением и оценкой экстралингвистических факторов, способов образного отражения реальности через экранную симультанность восприятия, диегетические и недиегетические элементы. «Диегетическими элементами фильма называют вещи и события, являющиеся частью реального мира героев, к недиегетическим элементам относят всё то, что слышит и видит только зритель, являясь сторонним наблюдателем» [5, c. 254].
Критический анализ новостных аудиовизуальных текстов предполагает работу с фактологическим материалом. Но в медиапространстве у любого сведения есть двусмысленность. Факты часто транслируются через интерпретацию, преувеличение или предвзятость. Такие искажения требуют более глубокой оценки, установления объективности, достоверности, референциальной плотности текста. «Референциальная плотность новостного текста представляет собой «лингвистическое измерение» его достоверности, а три типа референциального фокуса фиксируют различные её степени. Чем больше в тексте способов заполнения макротекстовых позиций, приближенных к области максимальной референциальной плотности, тем больше такой текст тяготеет к типу концентрированного референциального фокуса и тем более он «достоин веры, доверия» реципиента. И напротив, чем активнее в новостной текст «вторгаются» элементы аналитического, развлекательного, рекламного и других планов, тем больше тяготеет к диффузии и референциальный фокус, т. е. достоверность текста как фактографического констатирующего сообщения снижается» [3, c. 19].
Выводы
Последние несколько десятилетий общественное мнение создаёт и меняет экран. С изменениями социальных реалий возникает необходимость оптимизации и модернизации процесса обучения английскому языку. Происходит аудиовизуализация знаний, умений, навыков. Акцент смещается на медиа язык и работу с информацией, на её анализ. Карта компетентностей личности расширилась за счёт медиакомпетентности и критического мышления. Восприятие аутентичных сведений происходит не на основе безусловного доверия и веры в увиденное и услышанное на изучаемом языке, а на основе поиска фактов и их оценки, истинных мотивов автора и его целей.
Аудиовизуальный текст имеет огромный дидактический потенциал для формирования лингвистических компетенций и критического мышления. Это аутентичный материал, который может быть подобран на любую изучаемую тему в соответствии с принципами отбора содержания. Динамичный контент, новизна, актуальность, формат, источник видео в соответствии с возрастом и интересами учащихся повышает мотивацию к обучению и к содержанию на оригинальном языке.
Критический анализ является компонентом метавысокого навыка личности – критического мышления. Он вырабатывает привычку личности грамотно оценивать поступающую информацию на английском языке, раскрывая её суть и расширяя границы увиденного. Изучение медиа технологий, принципы их работы, способы воздействия на аудиторию, приемы управления вниманием зрителя способствуют развитию критического мышления и защиты личности от информационных манипуляций.
Работа с аудиовизуальным текстом строится по принципу поэтапности и обязательно начинается с работы над языковым материалом, отработкой лексем и их текстуальных значений, грамматических структур и фонетического аспекта. Алгоритм критического анализа аудиовизуального текста носит также поэтапный характер и предполагает традиционную схему допросмотровых, смотровых, постпросмотровых заданий. Все задания основаны на оценке получаемой информации для выявления её типов искажения.
1. Грушевская В.Ю. Основные направления критического анализа коммодификации цифровых медиа // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник материалов IX Международной научно-исследовательской конференции (г. Грозный, 9-10 декабря 2022 г.) – Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2022. С. 120-128.
2. Калинин А.Ю. К вопросу об онтологических свойствах аудиовизуального текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2023. No 1. С. 70-84.
3. Негрышев А.А. Достоверность новостного медиатекста: опыт макроструктурного анализа // Медиалингвистика, 8(1), 2021. C. 4-22. https://doi.org/10.21638/spbu22.2021.101
4. Педагогическая энциклопедия β [Электронный источник] https://didacts.ru/termin/myshlenie-audiovizualnoe.html (дата обращения 02.06.2024).
5. Федотова И.П. Структура лингвистической системы фильма // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016. С. 252-256.
6. Щербакова В.С., Андросова О.Е. Прагматическая адаптация в кинопереводе (на материале художественного фильма К. Тарантино «Криминальное чтиво») // Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice, 2023. Том 16. Выпуск 9. C. 2984-2989.
7. Щербаль С.С. Инфотейнмент как метод создания телевизионного контента // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1. N. 4 (36). С. 247-261.
8. English Dimensions: Language, Region, Cultures. Part 1 : учебно-методическое пособие / сост.: Ю. Б. Дюндик, О. А. Каверина, Е. Е. Калиш, М. В. Новосёлова, Н. Ю. Хлызова, А. В. Чайкисова. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. - 238 с.
9. English Dimensions: Language, Region, Cultures. Part 2 : учебно-методическое пособие / сост.: Ю. Б. Дюндик, О. А. Каверина, Е. Е. Калиш, М. В. Новосёлова, Н. Ю. Хлызова, А. В. Чайкисова. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. - 214 с.
10. English Dimensions: Language, Region, Cultures. Part 3 : учебно-методическое пособие / сост.: Ю. Б. Дюндик, О. А. Каверина, Е. Е. Калиш, М. В. Новосёлова, Н. Ю. Хлызова, А. В. Чайкисова. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. - 260 с.