ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ АГРОЛЕСОВОДСТВА НА НЕИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
По данным исследований Национального кадастра антропогенных выбросов сельское хозяйство является одним из крупнейших источников выбросов парниковых газов, при этом, грамотное использование его потенциала может способствовать смягчению климатических изменений. В статье дано научное обоснование моделям климатических проектов, реализация которых возможна на сельскохозяйственных землях. Определено, что наибольшую дополнительность к базовой линии обеспечивают такие климатические решения на землях сельскохозяйственного назначения, как агролесоводство, технологии нулевой обработки почвы и восстановление деградированных пастбищ. Установлено, что среди всех ресурсосберегающих методов управления землями сельскохозяйственного назначения агролесоводство обладает наибольшим секверстационным потенциалом. Количественная оценка площадей на землях сельскохозяйственного назначения в субъектах Российской Федерации пригодных для реализации климатических проектов, позволила определить, что наибольшим потенциалом для реализации климатических проектов по агролесоводству будут обладать длительно не используемые по основному назначению площади пашни, в том числе заросшие древесно-кустарниковой растительностью. Проведена классификация субъектов федеральных округов РФ с позиции сформированных в них благоприятных и непригодных условий на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения для реализации климатических проектов

Ключевые слова:
климатический проект, неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, агролесоводство, секвестрационный потенциал, неиспользуемая пашня
Текст

Введение

Сельское хозяйство занимает основное место в экономике стран, поэтому такие проблемы, как деградация земель, продовольственная безопасность, потеря биоразнообразия и изменение климата, неразрывно связаны с устойчивым сельскохозяйственным производством. Сельское хозяйство отвечает за поставку продовольствия и обеспечивает средства к существованию для многих людей во всем мире. Таким образом, оно играет ключевую роль в достижении глобальных Целей устойчивого развития (ЦУР). В тоже время в отличие от других секторов, сельскохозяйственное производство связано с выбросами парниковых газов от видов деятельности, которые невозможно декарбонизировать. Например, распашка земель, выпас скота, пищеварительные процессы у жвачных животных и хранение навоза на фермах генерируют выбросы метана, закиси азота и CO2. Кроме того, интенсификация сельского хозяйства и тенденции к крупномасштабным монокультурам также являются основной причиной утраты биоразнообразия и давления на водные ресурсы. Уже сегодня отмечается, что доля отрасли в общем количестве глобальных антропогенных выбросов парниковых газов составляет около 13 %, а вследствие постоянного увеличения интенсивности использования находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения при одновременном сокращении их площадей рост выброса парниковых газов в секторе к 2030 г. прогнозируется до 40 %. Специальный доклад МГЭИК об изменении климата и землепользовании оценивает, что от пятой до трети мировых выбросов парниковых газов связаны с нашими продовольственными системами: 9–14 % вызваны выращиванием сельскохозяйственных культур и животноводством на фермах, 5–14 % — землепользованием и 5–10 % — цепочкой создания стоимости при производстве продуктов питания.

Урбанизация и индустриализация может привести в скором времени к истощению земельного ресурса, восполнение которого возможно за счет ввода неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот [1].

Согласно официальным данным из имеющихся земель сельскохозяйственного назначения на 2023 г. неиспользуемыми остаются более 40 млн. га (или 11,4 % общей площади земель сельхоз назначения в стране) [2].

Выявление и возврат в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения, прежде всего пашни, является важной социально-экономической задачей практически во всех регионах России [3].

Значительная часть таких земель, которая может быть возвращена в сельскохозяйственный оборот и быть использованной для растениеводства или животноводства практически не участвуют в социально-экономическом развитии территорий и из-за длительного неиспользования подвергается негативным воздействиям природно-антропогенного характера (деградации [4], эрозионным процессам [5; 6], зарастанию древесно-кустарниковой растительностью, заболачиванию [7]).

Возвращение неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения обратно в хозяйственный оборот осуществляется за счет проведения на них комплекса культуртехнических мероприятий.  Если такие земли будут признаны не пригодными для вовлечения после проведения таких мероприятий, то рассматривается их возможность перевода в категорию лесных земель, в соответствии с действующим законодательством.

Мнения ученых разделяются в вопросе целесообразности проведения таких мероприятий, одни придерживаются позиции, что вовлечение неиспользуемых земель в сельхозоборот в первую очередь должно решать проблемы снижения производственного потенциала сектора за счет увеличения площади обрабатываемых земель [8]. Другие говорят, что эти меры в первую очередь должны быть направлены на улучшение экологических условий за счет сокращения площадей подверженных деградации, в том числе и удовлетворения потребности в климатической безопасности [9].

Однако традиционные практики мероприятий по восстановлению нарушенных сельскохозяйственных земель не способствуют смягчению последствий изменения климата и являются дополнительным источником эмиссии парниковых газов. Национальный кадастр антропогенных выбросов свидетельствует, что   земельные ресурсы отводимые под пашню дают эмиссию парниковых газов в среднем 1,4 т CO₂/га, а вновь введенная в оборот земля в первый год — 34,5 т CO₂/га [10].

Такая ситуация крайне не способствуют достижению целевых показателей в Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, при этом в рамках госпрограммы к 2031 году запланировано вовлечение в оборот не менее 13,2 млн га земель сельхозназначения, что неизбежно приведет к дополнительному увеличению выбросов парниковых газов [11].

Так же для ряда сельхозпроизводителей проведение работ по вовлечению неиспользуемых земель в активный сельскохозяйственный оборот сопряжено с трудностями организационного характера и большими материальными затратами [12; 13; 14].

Поэтому принятие решения о вовлечении таких земель в сельскохозяйственный оборот должно быть сопряжено не только с технологическим обоснованием применяемых практик, направленных на удовлетворение потребностей в продовольствии, сохранение биоразнообразия и смягчение последствий изменения климата, но и учитывать экономический аспект [3; 15; 16; 17].

Установлено, что улучшение предоставления экосистемных услуг сельским хозяйством за счет вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых земель возможно через внедрение климатически оптимизированных и экономически выгодных сельскохозяйственных практик [18; 19; 20; 21; 22].

По сравнению с традиционным сельским хозяйством выделяют порядка четырех наиболее перспективных сельскохозяйственных практик с точки зрения их вклада в процессы секвестрации углерода, расширяющих спектр регулирующих экосистемных услуг и улучшающих биоразнообразие (рисунок 1) [23; 24; 25; 26]. 

Во-первых, это восстановление заброшенных сельскохозяйственных угодий, утративших свое плодородие ввиду сложных агроклиматических условий, так и по причине недостатка материально-технических ресурсов и финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей для сохранения и поддержания сельхозугодий в надлежащем состоянии. Восстановление заброшенных земель в ряде случаев является экономически неэффективным, поскольку затраты на такие мероприятия превышает потенциальную прибыль от сельскохозяйственной деятельности на ней. Однако, в соответствии с принятой госпрограммой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации в России планируется ввести в оборот 13,2 млн. га неиспользуемых земель и сохранение в сельхозобороте не менее 3,6 млн. га мелиорированных почв. Выделено более 530 млрд руб. на вовлечение земель в сельхозоборот и мелиорацию [11].

Список литературы

1. Chen C., Xu Y. Impacts, carbon effects, and forecasts for cropland expansion in the Northern Tianshan Mountain Economic Zone. Environ Monit Assess. 2024; 196; 7. DOI: https://doi.org/10.1007/s10661-023-12000-3

2. Мутовин С. И., Пыжев А.И. Об экономически рациональном способе использования зарастающих лесом земель сельскохозяйственного назначения. Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022; 12. 1902-1907. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0961

3. Джабраилова Б. С. Возможности вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель в регионах СЗФО. АВУ. 2021; 11 (214); 56-66. DOI: https://doi.org/10.32417/1997-4868-2021-214-11-56-66

4. Webb N.P., Marshall N.A., Stringer L.C., Reed M.S., Chappell A. et al. Land degradation and climate change: building climate resilience in agriculture. Front Ecol Environ. 2017; 15; 450–459. DOI: https://doi.org/10.1002/fee.1530

5. Van Pelt R.S., Hushmurodov S.X., Baumhardt R.L., Chappell A., Nearing M.A. et al. The reduction of partitioned wind and water erosion by conservation agriculture. CATENA. 2017; 148; 160–167. DOI: https://doi.org/10.1016/j.catena.2016.07.004

6. Hossain A., Krupnik T.J., Timsina J., Mahboob M.G., Chaki A.K. et al. Agricultural land degradation: processes and problems undermining future food security. In: Fahad S, Hasanuzzaman M, Alam M et al (eds) Environment, climate, plant and vegetation growth. Springer International Publishing, New York. 2020; 17–61. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-49732-3_2

7. Yadav S.P., Nayak H., Saha P., Radha. Agroforestry for Food Security and Ecological Sustainability Under Changing Climatic Scenarios. In: Kumar, S., Alam, B., Taria, S., Singh, P., Yadav, A., Arunachalam, A. (eds) Agroforestry Solutions for Climate Change and Environmental Restoration. Springer, Singapore. 2024; 203–220. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-97-5004-7_9

8. Das A., Mohapatra K.P., Ngachan S. Conservation Agriculture for Restoration of Degraded Land and Advancing Food Security. In book: Conservation Agriculture for Advancing Food Security in Changing Climate. 2018; I; 1-35. URL: https://www.researchgate.net/publication/328880688_Conservation_Agriculture_for_Restoration_of_Degraded_Land_and_Advancing_Food_Security

9. Mosier S., Cordova S. C., Robertson G.P. Restoring Soil Fertility on Degraded Lands to Meet Food, Fuel, and Climate Security Needs via Perennialization. Frontiers in Sustainable Food Systems. 2021; 5; 706142. DOI: https://doi.org/10.3389/fsufs.2021.706142

10. Романовская А.А., Нахутин А.И., Гинзбург В.А. и др. Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемых Монреальским протоколом за 1990 - 2018 гг.: Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, разработан и представлен в соответствии с обязательствами Российской Федерации по Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Том Часть 1. – Москва: Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, 2020; 480 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50262771

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года № 731 «Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/400773886/

12. Голубев И.Г., Мишуров Н.П., Федоренко В.Ф., Апатенко А.С., Севрюгина Н.С. Инновационные технологии оценки состояния и вовлечения в оборот залежных земель: аналит. обзор. – М.: ФГБНУ «Рос ин форм аг ро тех». 2022; 80 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49793219

13. Щукин С.В., Голубева А.И., Дорохова В.И., Дугин А.Н. Рекомендации по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Вестник АПК Верхневолжья. 2018; 1(41); 87-98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34977120

14. Желясков А.Л. Неиспользуемые сельскохозяйственные угодья: закономерности возникновения, и возможность вовлечения их в хозяйственный оборот (на материалах Пермского края). Московский экономический журнал. 2023; 8; 11. DOI: https://doi.org/10.55186/2413046X_2023_8_11_597

15. Желясков А.Л., Денисова Н.С., Сетуридзе Д.Э. Экономическая целесообразность вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Российское предпринимательство. 2014; 15; 261; 85-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21848978

16. Aryal J., Sapkota T., Jat M.l., Bishnoi D. On-farm economic and environmental impact of zero-tillage wheat: A case of North-West India. Experimental Agriculture. 2014; 51; 1; 1-16. DOI: https://doi.org/10.1017/S001447971400012X

17. Jat R., Chakraborty D., Ladha J., Rana Dh., Gathala M., Mcdonald A., Gerard B. Conservation agriculture for sustainable intensification in South Asia. Nature Sustainability. 2020; 3; 336-343. DOI: https://doi.org/10.1038/s41893-020-0500-2

18. Fagodiya R., Singh A., Prajapat K., Chandra P., Malyan S., Verma K.,Verma V.,Rai A., Yadav R., Biswas A. Conservation agriculture practices for carbon sequestration and greenhouse gas mitigation. Waste Management for Sustainable and Restored Agricultural Soil. 2023; 16; 323-343. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-443-18486-4.00020-8

19. Bangroo S., Ali T., Mahdi, S., Najar G.R., Sofi J. Carbon and greenhouse gas mitigation through soil carbon sequestration potential of adaptive agriculture and agroforestry systems. Range Management and Agroforestry. 2013; 34; 1-11. URL: https://www.researchgate.net/publication/286310486_Carbon_and_greenhouse_gas_mitigation_through_soil_carbon_sequestration_potential_of_adaptive_agriculture_and_agroforestry_systems

20. Kumar S., Alam B., Arunachalam A., Taria S, Singh R. Mitigating greenhouse gas emissions and improving livelihood security through innovative agroforestry models. Indian Journal of Agronomy. 2024; 69; 193-203.

21. Gupta S.R., Dagar J.C., Sileshi G.W., Chaturvedi R.K. Agroforestry for Climate Change Resilience in Degraded Landscapes. In: Dagar, J.C., Gupta, S.R., Sileshi, G.W. (eds) Agroforestry for Sustainable Intensification of Agriculture in Asia and Africa. Sustainability Sciences in Asia and Africa. Springer, Singapore. 2023. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.1007/978-981-19-4602-8_5

22. Yang Yi., Hobbie S., Hernandez R., Fargione J., Grodsky S., Tilman D., Zhu Y.-G., Luo Y., Smith T., Jungers J., Yang M., Chen W. Restoring Abandoned Farmland to Mitigate Climate Change on a Full Earth. One Earth. 2020; 3; 176-186. DOI: https://doi.org/10.1016/j.oneear.2020.07.019

23. Smith P., Martino D., Cai Z., Gwary D., Janzen H.H., Kumar P., Mccarl B., Ogle S., O’mara F., Rice C., Scholes R.J., Sirotenko O., Howden M., Mcallister T., Pan G., Romanenkov V., Schneider U., Towprayoon S., Wattenbach M., Smith J.U. Greenhouse gas mitigation in agriculture. Philosophical Transactions of the Royal Society. 2008; 363; 789-813. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2007.2184

24. Kabange N.R., Kwon Y., Lee S., Kang J., Cha J., Park H., Dzorkpe G.D., Shin D., Oh K., Lee J. Approaches to Reduce Greenhouse Gas Emissions in Agriculture. Encyclopedia. URL: https://encyclopedia.pub/entry/52043

25. Waldron A., Garrity D., Malhi Y., Girardin C., Miller D.C., Seddon N. Agroforestry Can Enhance Food Security While Meeting Other Sustainable Development Goals. Tropical Conservation Science. 2017; 10. DOI: https://doi.org/10.1177/1940082917720667

26. Jose S. Agroforestry for ecosystem services and environmental benefits: an overview. Agroforest Syst. 2009; 76; 1–10. DOI: https://doi.org/10.1007/s10457-009-9229-7

27. Dang Y.P., Page K.L., Dalal R.C., Menzies N.W. No-till Farming Systems for Sustainable Agriculture: An Overview. In: Dang, Y., Dalal, R., Menzies, N. (eds) No-till Farming Systems for Sustainable Agriculture. Springer, Cham. 2020; 3–20. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-46409-7_1

28. Janzen H.H. What place for livestock on a re-greening earth? Anim. Feed Sci. Technol. 2010; 166–167; 783–796. DOI: https://doi.org/10.1016/j.anifeedsci.2011.04.055

29. Delgado J.A., Groffman P.M., Nearing M.A., Goddard T., Reicosky D., Lal R. et al. Conservation practices to mitigate and adapt to climate change. J. Soil Water Conserv. 2011; 66; 118A−29A. DOI: https://doi.org/10.2489/jswc.66.4.118A

30. Gattinger A., Muller A., Haeni M., Skinner C., Fliessbach A., Buchmann N. etal. Enhanced top soil carbon stocks under organic farming. Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 2012; 109; 18226–18231. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1209429109

31. Aguilera E., Lassaletta L., Gattinger A., and Gimeno B.S. Managing soil carbon for climate change mitigation and adaptation in mediterranean cropping systems: a meta-analysis. Agric. Ecosys. Environ. 2013; 168, 25–36. DOI: https://doi.org/10.1016/j.agee.2013.02.003

32. Teague R., Kreuter U. Review Managing Grazing to Restore Soil Health, Ecosystem Function, and Ecosystem Services. Frontiers in Sustainable Food Systems. 2020; 4; 534187. DOI: https://doi.org/10.3389/fsufs.2020.534187

33. Kay S., Rega C., Moreno G., den Herder M., Palma JHN., Borek R.et al. Agroforestry creates carbon sinks whilst enhancing the environment in agricultural landscapes in Europe. Land Use Policy. 2019; 83; 581–593. DOI: https://doi.org/10.1016/j.landusepol. 2019.02.025

34. Makarov O., Strokov A., Tsvetnov E., Abdulkhanova D., Kudelin V., Marakhova N. Environmental and Economic Assessment of Land Degradation in Different Regions of the Russian Plain. In: Saljnikov E., Mueller L., Lavrishchev A., Eulenstein F. (eds) Advances in Understanding Soil Degradation. Innovations in Landscape Research. Springer, Cham. 2022; 161–179. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-85682-3_6

35. Kelleway J.J., Serrano O., Baldock J.A., Burgess R., Cannard T. et a.l A national approach to greenhouse gas abatement through blue carbon management. Glob Environ Chang. 2020; 63; 102083. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2020.102083

36. Solomon N., Nirea K., Ghebretinsae F., Yihdego A.G. Assessing Carbon Sequestration Potential and Socio-economic Benefits of Ficus thonningii in the Tigray Region, Northern Ethiopia. In: Singh, H. (eds) Forests and Climate Change. Springer, Singapore. 2024; 731–750. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-97-3905-9_35

37. Нужен ли лес сельскому хозяйству? Общественная палата РФ. URL: https://www.oprf.ru/news/nuzhen-li-les-selskomu-khozyaystvu

38. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2022 г. № 1043 «О внесении изменений в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения». URL: https://base.garant.ru/404820367/

39. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2022 году. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех». 2023; 372 с. URL: https://rshzm.ru/report

40. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2021 году. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех». 2022; 356 с. URL: https://rshzm.ru/report


Войти или Создать
* Забыли пароль?