УДК 621.891 Общие вопросы. Трение в машине
Представлены результаты экспериментальных исследований деформации и диффузии в поверхностных слоях металлических пар трения, составляющие экспериментально-теоретическую основу материаловедческого подхода к оценке смазочных сред. Сформулированы представления о роли составляющих смазочной среды в реализации пластифицирующего и упрочняющего трибоэффекта. Описаны характеристики структурного состояния поверхностных слоев медных сплавов при трении по стали в режиме граничной смазки в поверхностно-активных смазочных средах. Установлены условия достижения минимальных энергосиловых потерь таких трибосистем на трение и износ. Наибольший ресурс работы трибосопряжения в смазочной среде, содержащей поверхностно-активных веществ, достигается в результате роста износостойкости медного сплава при относительном снижении твердости и повышении пластичности его поверхностного слоя. При этом снижение твердости, обусловленное пластифицирующим действием поверхностно-активных веществ, происходит только в приповерхностном деформированном слое трибоматериала; в его более глубоких слоях, не пластифицированных действием смазочной среды, механические характеристики антифрикционного сплава остаются на требуемом высоком уровне. Показано, что этим требованиям отвечают сплавы с однофазной структурой α-твердого раствора и широким концентрационным интервалом растворимости легирующего элемента в твердом состоянии. Обнаружено, что такие граничные условия обеспечиваются наличием в зоне контактной деформации поликомпонентного трибоматериала стационарных макроскопических диффузионных потоков легирующих элементов. Указана роль локальных диффузионных явлений в квазиспинодальных фазовых переходах. Приведены примеры реализации явления избирательного переноса при трении в промышленных смазочных материалах.
медные сплавы, граничное трение, поверхностно-активные смазочные материалы, микроструктура, контактная деформация, трение, износ, износостойкая структура
Введение
Одним из эффективных путей обеспечения безопасности, надежности и долговечности нагруженных подвижных сопряжений машин и механизмов, а также минимизации энергосиловых потерь таких трибосистем при эксплуатации является применение смазочного материала в качестве конструкционного компонента сопряжения.
Согласно представлениям физико-химической механики контактного взаимодействия [1] механизм смазочного действия среды при граничном трении включает два ведущих процесса: экранирование контактирующих поверхностей и прямое физико-химическое воздействие активных компонентов на свойства приповерхностных микрообъемов, нагруженных тел. В зависимости от материалов и внешних условий трения может преобладать одна из этих форм или проявляться их совместное действие.
Трение при граничной смазке представляет собой многостадийный механо-физико-химический процесс, включающий этапы адсорбции, модифицирования и разрушения, его конечным продуктом является формирование частиц износа. При изнашивании такая совокупность процессов является самоподдерживающейся (при формировании частиц износа обнажаются новые металлические участки на поверхности трения и возобновляется создание модифицированного слоя с характерными ему экранирующими свойствами).
Наибольший триботехнический эффект достигается в результате формирования износостойкого модифицированного слоя при наличии в смазочных материалах поверхностно-активных веществ (ПАВ), компоненты которых в процессе контактной деформации вызывают его адсорбционное пластифицирование тончайшего поверхностного слоя
(эффект Ребиндера) [2].
В физико-химической механике твердых тел рассматривают две основные формы эффекта Ребиндера: охрупчивающее действие активной среды, в результате которого снижается прочность твердого тела; пластифицирующее действие среды, которое проявляется в виде снижения макроскопического предела текучести и уменьшения коэффициента упрочнения материала (при возрастающем силовом нагружении образца), или в увеличении скорости деформации при испытаниях на ползучесть. В практике формирования износостойкого структурного состояния трибоматериала и, следовательно, повышения триботехнической эффективности смазочных сред наиболее важна вторая форма эффекта – пластифицирование.
Вместе с тем, известно, что поверхностно-активная среда может оказывать на реологическое поведение материала не только пластифицирующее, но и упрочняющее воздействие. Выражается это в повышении предела текучести и/или коэффициента упрочнения и в уменьшении скорости ползучести материала под постоянной нагрузкой. В реальных трибосопряжениях в составе смазочных материалов присутствуют ПАВ, которые в зависимости от типа и величины механических напряжений, а также скорости деформации могут оказывать как поверхностно-пластифицирующее, так и поверхностно-упрочняющее воздействие.
Опыт исследований разных смазочных материалов указывает на то, что оценка их смазочной способности, кроме общепринятых в триботехнике критериев, целесообразно проводить также с использованием критериального подхода, основанного на совокупности данных, соответствующих разным масштабно-аналитическим характеристикам трибосистемы: макроскопического интегрального критерия (характеризующего уровень поверхностного разрушения,) и микроскопических критериев (характеризующих структурное состояние зоны контактной деформации материала) [3, 4].
Далее будут описаны результаты экспериментальных исследований влияния состава смазочной среды на структурное состояние и фазовый состав поверхностного деформированного при трении слоя (модифицированного слоя) и его роли в формировании уровня поверхностного разрушения.
Материалы и методы исследования
Исследовали пары трения «медный сплав – сталь». Контртелом служили плоские образцы закаленной конструкционной стали Ст45. В качестве смазочного материала применяли вазелиновое масло, глицерин, минеральные масла, гидравлические жидкости, дисперсионные синтетические среды, используемые при создании пластичных смазочных материалов, пластичные смазочные материалы, в состав которых входили ПАВ.
Триботехнические испытания проводили на машине реверсивного трения МТ-8 в диапазоне давлений 5…140 МПа и средней скорости скольжения 0,10 м/с. Условия испытаний соответствовали режимам работы тяжело нагруженных трибосопряжений: рабочие поверхности подвергались знакопеременным сдвиговым деформациям, способствовавшим созданию повышенной концентрации дефектов кристаллического строения материала в зоне контактной деформации. При этом происходила интенсификация механохимических процессов и проявление эффекта пластифицирования на поверхностях реверсивного
трения [5].
Роль среды выявляли с использованием критериальных подходов [3, 6], основанных на экспериментально полученной совокупности макроскопических интегральных критериев (феноменологических показателей потерь на трение и изнашивание) и микроструктурных критериев (физического уширения рентгеновских линий на дифрактограммах материала зоны контактной деформации, периода кристаллической решетки, элементного состава поверхностного слоя, определяемых методами металлофизических исследований). Физическое уширение β(hkl) рентгеновских линий отражает влияние размера областей когерентного рассеяния (блоков) в кристалле и микродеформаций кристаллической решетки (микронапряжений II рода), соответственно величина β(hkl) определяет плотность дислокаций деформированного металла, ρ = Аβ(hkl)2, где
ρ – иплотность дислокаций, [ρ ] = см-2; А – размерная постоянная, [A] = (см∙рад)-2. Величина периода кристаллической решетки а, оцениваемая по смещению дифракционных пиков на рентгенограмме определяет сумму главных напряжений и, кроме того, зависит от элементного состава сплава, σ = (Е/
а = аА + αС, где Е – модуль упругости;
0,5…10 мкм в Co-Kα излучении.
Результаты исследований и их обсуждение
Описываемый критериальный подход компенсирует недостатки принятых методов оценки смазочных сред. Он базируется на анализе динамических изменений свойств трибоматериалов в процессе трения. В рамках этого подхода анализируются временная эволюция механических свойств металлических материалов, их связи между собой и с микроструктурными параметрами материалов при стандартных схемах испытаний. Параллельные исследования макро- и микромеханических свойств различных трибоматериалов позволили установить функциональные зависимости:
S = f(γ, δ); δ = f(β); H = f(δ); Hμ = f(β),
где S – истинные напряжения течения;
γ – коэффициент пластичности; δ – остаточная
деформация; Hμ – микротвёрдость; β – физическое уширение рентгеновских линий на дифрактограммах металла. Разработанные методики расчёта характеристик микромеханических свойств по рентгеновским данным [7] с некоторыми допущениями можно использовать для оценки пластических деформаций, развивающихся при контакте трущихся тел, а также для анализа действующих напряжений течения, характеристик твёрдости и пластичности в зависимости от типа металла и свойств среды.
Качественно иллюстрирует закон распределения пластической деформации медного образца по глубине контактной зоны для установившегося режима трения рис. 1. Показаны особенности фрикционного упрочнения в условиях сухого и граничного трения, а также в режиме избирательного переноса.
Приведенные экспериментальные данные позволяют сформулировать два основных вывода. Во-первых, формирование вторичной структуры на поверхностях трения сопровождается синергетическими физико-химическими процессами, связанными с упрочнением и разупрочнением материала приконтактной зоны. При постоянных условиях внешнего нагружения и состава исходного материала определяющая роль в выборе направления этих процессов принадлежит природе и свойствам смазочных сред. Во-вторых, наблюдаются две зоны поверхностной пластической деформации: I – зона аномального фрикционного упрочнения, II – зона ограниченного деформационного упрочнения. Аномалии деформации тонких поверхностных слоев выражаются в зависимости плотности дислокаций и степени упрочнения от наличия ПАВ в смазочной среде. Кроме того, эксперименты показывают, что величины напряжения течения материала оказываются выше при пониженных значениях внешнего давления на контакте. Проведенная на основе функциональной зависимости
β = f(δ,S) оценка значений действующих истинных напряжений течения S в тонких приповерхностных слоях показала, что они достигают весьма высоких значений (~ 800 МПа) в случае применения неактивной смазочной среды даже при небольшом внешнем давлении ~ 1,5 МПа [8].
Смазочный материала представляет собой смесь базовой дисперсионной среды, дисперсной фазы, пакета присадок функционального назначения. Особая роль принадлежит активным компонентам смазочного материала, которые либо вводятся в состав среды, либо образуются в процессе превращений при трении. Влияние дисперсионной среды и смеси с дисперсной фазой на структурное состояние и свойства приповерхностного эксплуатационного слоя рассмотрим на примере трения пары бронза БрА5 - сталь 45 в среде синтетического масла М9С. В качестве дисперсной фазы (загустителя) использовали 12-оксистеарат лития – литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты (LiC18H35O3 =12-LioSt), которое вводилось в дисперсионную среду в количестве 12 %. На рис. 2 показаны объемно-временные изменения основных микро- и макроскопических характеристик поверхностного слоя бронзы БрА5 в среде масла М9С и в его смеси с загустителем 12-LioSt.
Графики, приведенные на рис. 2, а, отражают распределение значений физического уширения рентгеновских линий по толщине слоя деформации бронзы. Поскольку
ρ ~ β2(hkl), они позволяют качественно определить изменение плотности дислокаций ρ в соответствующем слое. Анализ зависимостей
ρ = f(h) указывают на три основных процесса, одновременно происходящих при деформации трибоматериала в исследуемых смазочных
средах.
Во-первых, плотность дислокаций в слоях, прилегающих к свободной поверхности образцов, возрастает примерно в 1,6 раза при трении в масле М9С (кривая 1) по сравнению с исходным состоянием (до трения, шлифованная поверхность, кривая 3), т. е. при трибодеформации образцов в инактивной смазочной среде наблюдается упрочняющий эффект.
Во-вторых, присутствие дисперсной фазы 12-LioSt в смазочной системе обеспечивает систематическое понижение плотности деформационных приповерхностных дислокаций (примерно в 1,7 раза по сравнению с чистой дисперсионной средой и в
1,1 раза по сравнению с исходным состоянием). Таким образом, в результате воздействия загустителя смягчаются энергосиловые граничные условия в трибоконтакте, и в приповерхностном слое трибоматериала реализуется пластифицирующий эффект.
В-третьих, систематическое снижение величин
полученных путем сопоставления значений β(311)(h) при h = idem для испытаний, выполненных при различных граничных условиях в контакте, указывает на локализацию эффекта влияния среды в слоях трибоматериала достаточно малой толщины, не превышающих 10…15 мкм.
Как показывает рис. 2, б, в процессе временнóй трибодеформации антифрикционного материала в масле М9С величина периода решетки сравнительно слабо осциллирует по всей глубине поверхностного деформированного слоя (кривая 1) и, в среднем, составляет <аα> = 0,3632 нм, что достаточно близко к исходному стандартному значению периода решетки бронзы БрА5
аα = 0,3628 (1) нм [9]. Введение в смазочную систему загустителя 12-LioSt приводит к тому, что в процессе фрикционного воздействия в зоне деформации формируется нормальный к рабочей поверхности образца достаточно интенсивный макроскопический диффузионный поток атомов алюминия, направленный с одной стороны к выходу из образца, а с другой – в его внутриобъемную зону. При этом в слоях глубиной h ≤ 4 мкм происходит заметное уменьшение периода
а вплоть до значений аα ≈ 0,3620 (2) нм
(кривая 2).
Таким образом, в приповерхностном слое трибообразца вблизи межфазной границы «металл / смазка» создается положительный концентрационный градиент алюминия и, соответственно, положительный градиент механических свойств материала в целом, являющиеся предпосылками для формирования режима повышенной износостойкости такого материала.
Полученная в [2] оценка происходящих под влиянием адсорбции ПАВ изменений предела текучести приповерхностного слоя, а также вариаций знака и величины остаточных напряжений, возникающих на разных глубинах этого слоя, дает основания полагать, что именно процессы диффузии атомов алюминия одновременно как в смазку, так и в глубину трибоматериала обеспечивают снижение уровня упрочняющего эффекта в приповерхностном слое бронзовых образцов при их испытаниях в масле, содержащей загуститель.
Однако наблюдающееся при этом увеличение концентрации атомов алюминия в более глубоко залегающих подповерхностных слоях трибоматериала (наличие максимума концентрации алюминия на глубине h ≈ 5 мкм (рис. 2, б) кривая 2, приводит к появлению в зоне деформации сплава горизонтально-протяженных пластинчатых концентрационных неоднородностей. В соответствии с лепестковой моделью механизма износа [10] это может являться причиной снижения износостойкости бронзы.
Следует заметить, что локальные диффузионные процессы в приповерхностном слое трибоматериала приводят к образованию / росту в системе новых метастабильных фаз. Такие структурные фазовые переходы инициируются флуктуационным («спинодальным») изменением концентрации атомов легирующих элементов в соседних микрообъемах деформированной зоны и последующей структурной перестройкой этих микрообъемов с образованием кристаллической решетки новой фазы, что характерно для сплавов на основе Cu-Sn. Эти процессы изменения фазового состава трибоматериала могут происходить в неблагоприятном для его механической стабильности направлении и зачастую являются причиной его повышенного
износа [4].
Таким образом, в зоне деформации бронзового образца при его трении в смазочной среде, содержащей загуститель, реализуются три ведущих структурных процесса: повышение плотности дислокаций за счет влияния дисперсионной среды – масла М9С (упрочняющий эффект), понижение плотности дислокаций под влиянием дисперсной фазы - литиевого мыла 12-LioSt (пластифицирующий эффект) и реализация макроскопического диффузионного потока атомов алюминия в смазку и во внутриобъемную зону образца, создающий положительный градиент механических характеристик трибоматериала по глубине модифицированного слоя.
Последнее обстоятельство указывает на тенденцию формирования в материале признаков износостойкого структурного состояния. Конкуренция процессов, приводящих к упрочняющему эффекту, и процессов, вызывающих пластифицирующий эффект, определяет уровень поверхностного разрушения трибоматериала (рис. 2, в). Временные зависимости износа бронзовых образцов Ih = f(τ) выявляют важную особенность процесса изнашивания, интенсивность которого также зависит от вида смазочной среды.
Как известно, характерным показателем установившегося режима трения является реализация кинетических циклов - периодически чередующихся этапов накопления повреждений в зоне локализации деформации металла и моментов ее разрушения, сопровождающихся динамическим равновесием между разрушением поверхностных структур и их восстановлением. Период этих циклов и их амплитуда являются кинетическими характеристиками процессов накопления повреждаемости и разрушения тонкого поверхностного слоя трибоматериала [11]. В макроскопическом масштабе они определяют среднее значение интенсивности изнашивания материалов
трибосопряжения на фиксированном отрезке пути трения.
Приведенные на рис. 2, в графики свидетельствуют о влиянии состава смазочной среды на периоды и амплитуды кинетических циклов. Так, при трении образцов в масле период накопления повреждаемости и амплитуда изменения износа достаточно велики; при трении в смеси масла с загустителем эти характеристики оказываются существенно меньше.
Фиксированные во времени значения интенсивности изнашивания бронзы в двух средах на разных временных интервалах могут значительно отличаться, в особенности при малых и больших временах работы трибосопряжения.
Тем не менее, в среднем они близки, хотя на всем временном интервале испытаний наблюдается тенденция более высокого износа образцов при их боиспытаниях в масле с загустителем. Интенсивности изнашивания составляют Ih ≈ 4,5.10-8 для смазки М9С+12-LioSt в режиме, близком к установившемуся
(при τ = 70 ч), и Ih ≈ 3,5.10-8 для М9С в режиме, все еще далеком от стационарного при том же времени испытаний.
Анализ совокупности графиков
β(311) = f(h), а = f(h), Ih = f(τ) дает основание полагать, что кроме усталостного процесса в поверхностных слоях реализуется дополнительный механизм разрушения, связанный с влиянием литиевого мыла. Проведенные рентгеносъемки тончайших поверхностных слоев бронзы (h ≈ 0,1…0,2 мкм) выявили присутствие на поверхности трения множество оксидов типа Cu2O и небольшого количества оксидов нестехиометрического состава. При трении в базовом масле без загустителя количество оксидов предельно мало. Кроме того, было обнаружено, что поверхностная концентрация новообразований оксидной природы осциллирует в зависимости от времени испытаний (т. е. от длины пути трения), а их общая масса и величина износа Ih на фиксированном временном отрезке Δτ находятся в противофазе (в момент времени, соответствующем повышенному износа образца, оксиды отделяются от поверхности трения, и на обнажившейся поверхности они еще отсутствуют). Следовательно, процесс окисления поверхности вносит значимый вклад в поверхностное разрушение трибоматериала. Поэтому для сохранения и усиления антиизносного эффекта, возникающего при добавлении в инактивную смазку ПАВ – литиевого мыла, необходимо дополнительное введение в состав такой дисперсионно-смазочной среды специфических антиоксидантов - веществ, ингибирующих процессы окисления медного сплава.
При производстве промышленных пластичных смазочных материалов часто применяется смесь дисперсионных сред М9С и полиэфира ДЭБЯК (сложный эфир бензилянтарной кислоты и широкой фракции спиртов С7 – С12) в сочетании с загустителем 12-LioSt. В табл. 1 и на рис. 3 представлена совокупность микро- и макроскопических характеристик бронзы БрА5, полученная по результатам испытаний в смеси М9С + ДЭБЯК в соотношении (1:1) и в смеси М9С + ДЭБЯК (1:1) + 12 % 12-LioSt.
При трении в смазочной смеси
М9С + ДЭБЯК структурные составляющие α1 и α2 поверхностного деформированного слоя, образующиеся в результате концентрационного расслоения бронзы при трибодеформации в активной среде, имеют различные значения структурного параметра β(311) ~ ρ0.5. Так, для обогащенной алюминием α1-фазы величина β(311) и, следовательно, общая плотность дислокаций ρ оказываются меньше, чем их значения для исходного сплава. Для α2 -фазы, обогащенной медью, значения β(311) и ρ существенно выше по сравнению с их значениями не только в исходном состоянии трибоматериала, но и с этими характеристиками для фазы α1, содержащей более высокую концентрацию алюминия. Присутствие в смазке загустителя 12-LioSt незначительно снижает величины β(311) и ρ в этих фазах. Таким образом, можно полагать, что присутствие эфира ДЭБЯК в смеси с синтетическим маслом М9С и загустителем, по существу, не изменяет характер физико-химического влияния масла, рис. 2, а, на процессы трибодеформации, происходящие в приповерхностном слое материала. В упомянутых структурных составляющих наблюдается как пластифицирующий эффект, так и упрочняющий, с превалирующим действием последнего, при этом глубина поверхностно-модифицированного слоя превышает 10 мкм.
При испытаниях трибоматериала в данных смазочных средах в поверхностном слое образцов возникает макроскопический диффузионный поток атомов алюминия, приводящий к концентрационному расслоению исходного сплава (рис. 3). Периоды кристаллической решетки относительно обогащенных алюминием вторичных фаз α1 и α3 в обеих смазочных средах достаточно близки, т.е. добавка загустителя в смазку практически не влияет на состав и уровень остаточных напряжений в обогащенной медью фазах.
Вместе с тем, при трибоиспытаниях трибоматериала в смазке, содержащей загуститель, это расслоение гораздо более неоднородно по толщине поверхностного слоя. Последнее обстоятельство связано с заметной вариабельностью остаточных напряжений сжатия, присутствующих в фазе α4. Следует также отметить, что загуститель ограничивает массовую интенсивность пространственного расслоения исходного твердого раствора по глубине h: обогащенная медью фаза α4 рентгеновски визуализируется лишь в поверхностном слое материала толщиной
h ≤ 3,5 мкм, (рис. 3, кривая α4).
Экспериментально обнаружено, что на поверхности трения в среде
(М9С + ДЭБЯК +12-LioSt) происходит периодическое появление и исчезновение (разрушение) оксидов со структурой шпинели – алюминатов меди CuAl2O4. При трении в смазочной среде с загустителем интенсивность линий, соответствующих этому оксиду на рентгенограммах, значительно выше, чем при трибоиспытаниях без загустителя. Это указывает на их относительно бóльшее массовое (объемное) содержание в первом случае, что может являться причиной более высокого уровня разрушения поверхности при работе трибоузла в такой трехкомпонентной смазке. Этот вывод подтверждается результатами временных зависимостей интенсивности изнашивания Ih, (рис. 4), которые иллюстрируют колебательный характер процесса изнашивания в обеих средах с характерными максимумами и минимумами величины Ih. При этом амплитуда и период колебаний величины Ih при испытаниях в смазке с загустителем оказываются существенно большими.
Особую роль описанный подход играет при оценке влияния присадок. В качестве примера приведем результаты испытаний смазочной композиции (М9С + ДЭБЯК + 12-LioSt), в состав которой дополнительно вводили комплексные металлоорганические соединения на основе никеля и неодима в количестве 0.3% (масс). С помощью рентгеноструктурного анализа показано, что никельсодержащее соединение создает на поверхности трения фазы типа Ni3Al, а соединение на основе неодима – микрофазовые новообразования, имеющие структуру оксида Nd2O3. При этом никельсодержащая присадка не влияет на фазовый состав приповерхностного слоя бронзы, сформированный при трении в вышеуказанной дисперсной системе с ПАВ (сохраняются две структурные составляющие, обеспечивающие положительный градиент механических свойств по нормали к свободной поверхности). Содержащая неодим присадка, напротив, полностью подавляет положительное с точки зрения износостойкости воздействие ПАВ среды: по всей зоне деформации создается отрицательный концентрационный градиент алюминия в меди. Эксперименты показывают, что уровень разрушения поверхности бронзы при трении в смазочных системах, содержащих одну из этих присадок (с никелем, или неодимом) существенно отличается.
Синтетическое масло, полиэфир ДЭБЯК, 12-LioSt, пакет присадок и металлические наполнители (свинец и оксид меди) являются компонентами промышленного пластичного смазочного материал Атланта (ТУ 38-1011048-85), в котором были проведены испытания реальных промышленных пар трения «хромированная сталь 30ХГСН2А (вал) – бронзы БрА5, БрАЖМц10-3-1.5 и БрАЖН 10-4-4 (втулка)» при номинальном давлении 70 МПа и скорости скольжения 0,05 м/с, табл.2. Сопоставление приведенных в табл. 2 экспериментальных данных свидетельствует о том, что наиболее прочная бронза БрАЖН10-4-4 показала при трибоиспытаниях в смазке Атланта наименьшую долговечность. Лучшими показателями обладает наиболее пластичная бронза БрА5. Она является гомогенным твердым раствором в широком концентрационном и температурном интервале, что является важным условием формирования износостойкой структуры [12].
На основании рентгеноструктурного анализа приконтактной деформированной зоны алюминиевой бронзы при трении в активной смазке «Атланта» установлены следующие структурно-фазовые превращения, определяющие триботехнические характеристики сопряжения: формирование металлоплакирующей пленки свинца; восстановление меди из оксида Cu2O и создание в совокупности со свинцом смешанной металлоплакирующей пленки; концентрационное расслоение бронзы и образование кристаллографически изоструктурных (т. е. с одинаковыми решетками Браве) твердых растворов Cu-Al, один из которых является фазой с меньшим периодом и, следовательно, обогащен медью; массоперенос хрома, образование оксидов типа PbCrO4 и рост их количества с увеличением пути трения (предельная объемная доля оксида, ограничивающая ресурс сопряжения, составляет 10 %) и, как следствие, постепенное формирование отрицательного градиента плотности дислокаций по толщине обогащенной медью фазы. Выявленные концентрационные и деформационные процессы в зоне трения под влиянием смазочной среды, содержащей ПАВ, указывают не только на способы совершенствования смазочного материала, но и позволяют прогнозировать ресурс трибосопряжения в целом.
Важной особенностью трения в смазочной среде, содержащей ПАВ, и существенно повышающей работоспособность трибоматериала, является наличие на контактирующих поверхностях достаточно мягкой структурной составляющей, которая создается за счет диффузионных процессов, идущих в приповерхностном слое медного сплава под влиянием активной смазочной среды, и/или образуется на поверхности трения благодаря адсорбции металлических атомов из смазочного материала.
В табл. 3 приведены сравнительные характеристики испытанных пластичных, полужидких и жидких смазочных материалов Буксол, Пума и М-14В2 с введенной в их состав активной присадки (ПАВ), содержащей соединения на основе меди
(ТУ 0257-001-17368431-05). Исследования были проведены применительно к узлам трения подвижного состава железнодорожного транспорта: пластичного материала Буксол для подшипниковых узлов, полужидкого материала Пума для пары колесо-рельс и моторного масла М-14В2 для дизельных двигателей внутреннего сгорания [14].
Показано, что повышение триботехнической эффективности пластичной смазочной композиции Буксол с ПАВ-присадкой, по сравнению с товарной смазкой Буксол, заключается в повышении несущей способности стального подшипникового сопряжения в 4 раза и в снижении интенсивности его изнашивания от 4 до 19 раз. Для полужидкой смазочной композиции на основе смазки Пума за счет введения медьсодержащей присадки предельно допустимое давление в паре колесо-рельс увеличивается в 2 раза, интенсивность изнашивания в пределах допустимых давлений уменьшается до двух раз. Добавление этой присадки к моторному маслу приводит к уменьшению износа трибосопряжения «поршневое кольцо-гильза цилиндра» не менее, чем в 6 раз. При этом снижение коэффициента трения в системе достигает более 20 %.
Таким образом, примеры испытаний реальных узлов трения указывают на то, что при разработке методов снижения трения и износа сопряжений следует учитывать фундаментальные научно-методологические представления о закономерностях структурных превращений в зоне поверхностной пластической деформации и влияния на них смазочной среды. Преимущества такого подхода обеспечивают технологическую оптимизацию структурного состояния трибоматериала в зоне контактного взаимодействия составляющих трибопару элементов: основного тела, контртела и смазочного материала.
Заключение
В основе методологии оценки качества смазочных материалов лежит экспериментально определяемая совокупность макроскопических критериев (феноменологических показателей потерь на трение и износ) и микроструктурных характеристик приповерхностного слоя трибоматериала: физическое уширение рентгеновских линий, отражающее плотность дефектов дислокационной природы, и период кристаллической решетки, указывающий на изменение структурно-фазового состава и уровень напряжений I рода при трении металла в смазочной среде. Реализация износостойкого состояния эксплуатационного слоя в условиях воздействия активной смазочной среды является результатом направленного макроскопического диффузионного потока по глубине зоны контактной деформации, который обеспечивает положительный градиент параметра кристаллической решетки α-твердого раствора, сопровождающийся формированием пластифицированного слоя на поверхности трения.
Наибольший ресурс работы нагруженного трибосопряжения, работающего в смазочной среде, содержащей ПАВ, достигается в результате роста износостойкости металла при относительном снижении твердости и повышении пластичности его поверхностного слоя. При этом снижение твердости, обусловленное пластифицирующим действием ПАВ, происходит только в приповерхностном деформированном слое; в более глубоких слоях трибоматериала, не пластифицированных действием смазочной среды, механические характеристики сплава остаются на требуемом уровне.
Оценку качества смазочного материала и трибосопряжения в целом можно получить, используя критериальные подходы, отражающие разные масштабные уровни работы трибосистемы. Это макроскопический интегральный критерий – интенсивность изнашивания, и микроскопические структурные критерии: плотность дислокаций, уровень микро- и макронапряжений напряжений в поверхностном деформированном слое металла. Анализ совокупности экспериментальных данных, соответствующих разным масштабно-системным уровням работы трибосопряжения, целесообразно проводить с позиций выявления способов реализации положительного градиента механических свойств по глубине модифицированного слоя, определяющего оптимальный режим работы трибопары. Использование ПАВ в составе смазочных сред является эффективным способом формирования устойчивого положительного градиента механических свойств, который реализуется благодаря эффекту адсорбционного пластифицирования (эффекту Ребиндера). Совокупность феноменологических и структурных критериев составляет методологическую основу оценки качества смазочных сред.
1. Щукин Е.Д., Амелина Е.А., Качанова Л.А., Савенко В.И. Физико-химическая механика контактного взаимодействия // Трение и износ. 1980. № 2. С. 247–262.
2. Савенко В.И. Роль эффекта Ребиндера в реализации режима безызносности в триботехнике // Эффект безызносности и триботехнологии. 1994. № 3–4. С. 26–38.
3. Савенко В.И., Щукин Е.Д. О соотношениях между феноменологическими и структурными критериями работы узлов трения // Трение и износ. 1987. № 4. С. 581–589.
4. Kuksenova L.I., Savenko V.I. Physicochemical Tribomechanics of Antifriction Materials Operating in Heavy-Loaded Friction Pairs in Active Lubricating Media // Journal of Friction and Wear. 2023. Vol. 44. No. 6. P. 333–345.
5. Евдокимов В.Д. Реверсивность трения и качество машин. Киев:Техника, 1977. 146 с.
6. Rybakova L.M., Kuksenova L.I. Physical criteria of wear resistance of metal materials in surface-active lubricating media / Proc. The Conference on Tribology «Friction, Lubrication and Wear – 50 years on». London: IME. 1987. Р. 419–426.
7. Рыбакова Л.М., Куксенова Л.И. Структура и износостойкость металла. М.: Машиностроение, 1982. 212 с.
8. Алексеев Н.М., Куксенова Л.И., Правдухина Е.М., Рыбакова Л.М., Шапиро А.М. Исследование фрикционного упрочнения поверхностных слоев меди в режиме граничного трения // Трение и износ. 1982. № 1. С. 33–42.
9. Перевалова О. Б., Коновалова Е. В, Конева Н. А. Влияние концентрации алюминия на параметры решеткии среднеквадратичные смещения атомовв сплавах Cu–Al и Ti–6Al–4V // Известия РАН. Серия физическая.2019. Т.83. № 6. С. 764–768.
10. Suh N.P. The delamination theory of wear //Wear, 1973. V.25. N1. P. 111–124.
11. Громаковский Д.Г. Разрушение поверхностей при трении и разработка кинетической модели изнашивания // Вестник машиностроения. 2000. № 1. С. 3–9.
12. Куксенова Л.И., Рыбакова Л.М., Вячеславова Л.А., Дякин С.И., Титов В.В., Филатова Т.П. Повышение работосполсобности тяжелонагруженных пар трения скольжения вал-втулка при использовании смазки Атланта // Вестник машиностроения. 1988. №7. С. 11–16.
13. Смирягин А.П., Смирягина Н.А., Белова А.В. Промышленные цветные металлы и сплавы: справочник. М.: Металлургия, 1974. 488 с.
14. Мамыкин С.М., Лаптева В.Г., Куксенова Л.И. Исследование триботехнической эффективности металлоплакирующей присадки «Валена» в смазочных материалах // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2007. № 2. С. 56–64.