Россия
В статье исследуется процесс адаптации ребенка-сироты в приемной семье с анализом этапов и особенностей процесса. В частности, рассматривается влияние возраста ребенкасироты, пола и социального опыта ребенка (до его проживания в приемной семье) на процесс адаптации ребенка-сироты. Также в статье анализируется индивидуальная адаптация личности ребенка к определенным семейным традициям в качестве приемного семейного существа. Статья ориентирована на поиск более эффективных путей адаптации детей-сирот к проживанию в приемных семьях с использованием научнопрофессиональных знаний в области социальной работы
социализация, социальная адаптация, семья, ребенок-сирота
1. Асафова Т.Ф., Девятерикова Е.В. Социально-педагогическое сопровождение деятельности разновозрастных детских объединений по месту жительства // Педагогические технологии. 2022. № 2. С. 17-21.
2. Гребенникова Е. В., Фирсова О. В. Социально-психологическая адаптация детейсирот в приемных семьях // Вестник ТГПУ. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-detey-sirot-v-priemnyhsemyah (дата обращения: 05.03.2023).
3. Дубровина И.В. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980. 127 с.
4. Захарова Н. А. Краеведение как средство социализации и воспитания // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 4. С. 78-82.
5. Иванова И.В., Буслаева Е.Н. Развитие социальной активности детей и молодёжи // Педагогические технологии. 2022. № 2. С. 6-16.
6. Иванова И.В. Возможности внеурочной деятельности в адаптации детей младшего школьного возраста к учебе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. Т.4.№ 3. С.56-64.
7. Иванова И.В. Инклюзивное образовательное пространство в предупреждении дезадаптации личности подростка // European research. 2015. №9(10). С.75-79.
8. Иванова И.В. Использование социально-педагогического потенциала внеурочной деятельности в целях адаптации младших школьников к учёбе // Начальное образование. 2018. Т.6. №1. С.31-35.
9. Иванова И.В., Сорокина А.С., Щербакова А.О.Адаптация иностранных студентов к новой образовательной и социокультурной среде // Методист. 2019. №1. С.44-46.
10. Иванова И.В., Столчнева Е.А. Арттерапевтические практики как средство социальной адаптации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ // Трудоустройство и занятость людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 27 Конвенции о правах инвалидов ООН: Опыт России, Германии, Беларуси и других стран. Калуга, Россия. / Сборник материалов международной научно-практической конференции 24-25 октября 2017 г. / Под ред. И.П. Краснощеченко. – Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2017. С.216-223.
11. Карева А. А., Усманова Г. М., Жилякова Е. Н. Медийная среда в дополнительном образовании как инструмент социализации обучающихся // Журнал педагогических исследований. 2020. Т.5. № 6. С. 65-70.
12. Киселева Н. А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социальногуманитарные науки. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-adaptatsiipriemnyh-detey-i-roditeley-v-zameschayuschih-semyah (дата обращения: 05.03.2023).
13. Костикова В. Л. Воспитание и социализация обучающихся в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 3. С. 62-66.
14. Крайг Г. Психология развития. 7-е изд. - СПб.: Питер. 2003. 936 с.
15. Красницкая Г.С. Адаптация ребенка в новой семье. - М.: Феникс, 2011.
16. Осипов Г.В., Осмоловская Т.В., Онипченко О.Г. Дополнительное образование как фактор гармоничного развития личности // Образовательные технологии. 2022. №4. С.87-95.
17. Проблема социально-психологической адаптации в современной психологии [Электронный ресурс]. URL: http://psy.bobrodobro.ru/41275 (дата обращения: 05.10.2018).
18. Сергеева Е.А., Обрезкова А.В. Использование возможностей дополнительного образования в формировании индивидуальной траектории успеха // Журнал педагогических исследований. – 2020. – Т.7. – № 5. – С.79-84.
19. Социально-психологическая адаптация: приспосабливаться или приспосабливать? [Электронный ресурс]. URL: https://ourmind.ru/socialnopsixologicheskayaadaptaciya-prisposablivatsya-ili-prisposablivat (дата обращения: 05.10.2018).
20. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
21. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. - Минск, 1999. - С. 48-49.
22. Хлуденцова А. С. Организация психологической безопасности обучающихся в учреждении дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 1. С. 8-12.