ДОРОГИ КАК КОМПОНЕНТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Дорожно-транспортный комплекс, как составляющая культурного ландшафта, – это измененная человеком среда, которую он в течение жизни многих поколений приспосабливает для своих нужд. Целью работы явилось выяснение значения дорог с позиций морфокультурного ланшафтогенеза и определение подходов к классификации и изучению дорог в геокультурном пространстве. Процесс формирования, динамика и развитие дорожно-транспортных комплексов, происходит в результате взаимодействия природы и общества в конкретных ландшафтных условиях. В основу разделения дорожной сети на определенные геокультурные категории положена классификация культурных ландшафтов, предложенная Д.Е. Косгроувом. Если считать, что появление путей сообщения – это результат взаимодействия общества и природы в конкретных ландшафтных условиях, то в основе дифференциации качественного разнообразия дорог следует рассматривать общественные отношения. Дорожно-транспортные комплексы рассматриваются как один из факторов историко-культурного развития территории, средоформирующего и воспроизводящего привычные условия жизни людей, определяющего сохранение в разнообразных территориальных формах «генофонда» культуры. При изучении дорожных комплексов в культурных ландшафтах выделяются методики, направленные на определение визуальной привлекательности пейзажей, в рамках интегральных оценок их рекреационного потенциала при проектировании дорожно-транспортной сети.

Ключевые слова:
дорожно-транспортная сеть, геокультурное пространство, историко-культурный ландшафтогенез, культурный ландшафт
Список литературы

1. Тимофеев А.Н. Историко-культурное значение и правовые аспекты охраны древних дорог // Журнал Белорусского государственного университета. Экология, № 1, 2022. – С. 4-13.

2. Краева И.Л. Рациональное использование и охрана земель историко-культурного назначения // Аграрная наука. – М., 2007. №5. – С. 2-4.

3. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России. – М.: Варяг, 2005. – 448 с.

4. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1994. – 608 с.

5. Калуцков В.Н. Проблемы исследования культурного ландшафта // Вестник МГУ: Серия 5. География. – 2005. – № 4. – C. 16-20.

6. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики. – М.: Горизонт, 1997. – 150 с.

7. Тимофеев А.Н. Эколого-правовые аспекты охраны дорог как историко-культурных памятников. // Экологический вестник Северного Кавказа: научно-теоретический журнал. – Т.16, № 4. – 2020. – С. 70-73.

8. Каваляускас П.П. Системное проектирование сети особо охраняемых территорий // Геоэкологические подходы к проектированию природно-технических геосистем. – М.: ИГ АН СССР, 1985 – С. 145-153.

9. Мухина Л.И. Принципы и методы технологической оценки природных комплексов / АН СССР. Ин-т географии. – М.: Наука, 1973. – 95 с.

10. Савельева В.В. Рекреационные ресурсы Ставропольского края: монография. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 70 с.

11. Меллума А.Ж. Особо охраняемые природные объекты на староосвоенных территориях: (На прим. ЛатвССР) / Латв. НИИ лесохоз. пробл., НПО «Силава». – Рига: Зинатне, 1988. – 224 c/

12. Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. – М.: Институт Наследия; СПб.: Дм. Буланин, 2004. – 620 с.

13. Родоман Б.Б. География, районирование, картоиды. – Смоленск: Ойкумена, 2007. – 366 с.

14. Cosgrove Denis E. Cultural Landscapes / Europe: a modern geography, Longman, London, 1997, pp. 65–81.

Войти или Создать
* Забыли пароль?