Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ББК 392 Железнодорожный транспорт
Рассмотрены вопросы влияния концентраторов напряжений в несущих конструкциях подвижного состава железных дорог на их усталостную долговечность и живучесть. Установлено, что в качестве концентраторов напряжений выступают не только сварные соединения, но и зоны конструкций, получившие повреждения в эксплуатации, имеющие внутренние дефекты, либо подвергшиеся термической или механической обработке с нарушением технологии. В качестве рационального критерия повреждаемости материала целесообразно рассматривать предельную плотность энергии деформации с учетом упругопластического деформирования материала в зоне концентрации напряжений. Анализ повреждаемости несущих конструкций показал, что концентрация усталостных разрушений фиксируется в околошовных зонах сварных соединений. На основе проведенного анализа повреждаемости несущих конструкции подвижного состава установлена необходимость исключения зон концентрации напряжений и обеспечение непрерывного контроля и своевременного устранения неисправностей.
напряженно-деформированное состояние (НДС), плотность, энергия, деформация, соединения, микротрещины, повреждения
1. Винокуров, В.А. Концентрация напряжений в соединениях с лобовыми швами и ее учет в расчетах на выносливость / В.А. Винокуров, В.В. Аладинский, В.А. Дубровский / Автомат. сварка. 1987. № 7. С. 18-23.
2. Sih, G.C. Mechanics and physics of energy density theory / G.C. Sih // Theoretical and Applied Fracture Mechanics. 1985. v.4. - 3. p. 157-173.
3. Тутышкин, Н. Д. Тензорная теория деформационной повреждаемости / Н. Д. Тутышкин, В. Ю. Травин // Чебышевский сборник. 2022. Т. 23, № 5(86). С. 320-336.
4. Журавлев, Г. М. Пластическая дилатансия и деформационная повреждаемость металлов и сплавов / Г. М. Журавлев, А. Е. Гвоздев. Тула : Тульский государственный университет, 2014. 114 с.
5. Voronin, N. N. The influence of technological parameters on the thermal cycle at butt flash welding of rails / N. N. Voronin, N. B. Seydakhmetov, V. A. Rezanov // Welding International. 2019. Vol. 33, No. 7-9. P. 327-333.
6. Воронин, Н. Н. Влияние технологических параметров на термический цикл при стыковой контактной сварке рельсов / Н. Н. Воронин, В. А. Резанов, Н. Б. Сейдахметов // Сварочное производство. 2019. № 11. С. 21-28.
7. Воронин, Н.Н. Оценка ресурса сварных узлов в ответственных конструкциях / Н.Н. Воронин. // Металлы. 2002 № 2. С. 86-93.
8. Воронин, Н.Н. Основные причины излома боковых рам тележек грузовых вагонов / Воронин Н.Н., Воронин Н.Н., Бударина О.Н. // Технология машиностроения. 2018 № 4. С. 34-37.
9. ГОСТ 32.183-2013 Межгосударственный стандарт. Рама боковая и балка надрессорная литых тележек железнодорожных грузовых вагонов. Технические условия. Москва : Стандартинформ, 2014, 50 с.