Рязань, Рязанская область, Россия
Нидерланды
Введение. Коммуникативные стратегии педагогического взаимодействия научных руководителей с аспирантами и адъюнктами являются важными для успешной подготовки научных и научно-педагогических кадров. Определение наиболее сложных моментов научного руководства будет способствовать повышению качества подготовки соискателей научных степеней. Цель исследования заключается в выявлении мнений научных руководителей об организации педагогического взаимодействия в условиях аспирантуры и адъюнктуры. Методы и материалы. Было проведено исследование, выявляющее мнение научных руководителей об организации педагогического взаимодействия с обучающимися. В опросе приняли участие 52 доктора и кандидата (военных, технических, педагогических, медицинских, экономических, юридических, химических, биологических и др.) наук пяти вузов Рязани, осуществляющих подготовку кадров высшей квалификации по программам аспирантуры и адъюнктуры. Результаты исследования. Новизна проведённого исследования заключается в выявлении и анализе мнения и оценок научных руководителей, использующих в педагогическом взаимодействии с аспирантами и адъюнктами такие коммуникативные стратегии педагогического взаимодействия, как информативная, императивная и коммуникативно-регулирующая. Теоретическая значимость заключается в обогащении методологии и технологии профессионального образования в части совершенствования научного руководства в аспирантуре и адъюнктуре. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для повышения результативности работы аспирантуры/адъюнктуры в современных условиях. Перспективы дальнейших исследований заключаются в научном обосновании путей повышения эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров в гражданских и военных вузах.
коммуникативные стратегии, педагогическое взаимодействие, аспиранты, адъюнкты, научные руководители, научные и научно-педагогические кадры
1. Сериков В.В. Станет ли педагогика наукой? Размышления о методологии В.В. Краевского [Текст] / В.В. Сериков // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2016. № 5. — С. 15–27.
2. Гончарова Л.М. Речевые стратегии и тактики в педагогическом дискурсе [Текст] / Л.М. Гончарова, Н.В. Ковшова // Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение: Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции, Орел, 20–21 октября 2022 года. Орел: Картуш, 2022. — С. 181–187.
3. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки [Текст] / Е.В. Караваева, О.А. Костенко, В.В. Маландин, И.А. Мосичева // Высшее образование в России. — 2022. Т. 31. — № 1. — С. 9–23. — DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-202231-1-9-23
4. Иванова С.В. Как подготовить педагога-исследователя? [Текст] / С.В. Иванова, В.В. Сериков // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2019. — № 1. — С. 39–46. — DOI:
5. Tikhonova E. Exploring Academic Culture: Unpacking Its Definition and Structure (A Systematic Scoping Review) [Текст] / E. Tikhonova, M. Kosycheva, P. Kasatkin // Journal of Language and Education. 2023, vol. 9, no. 4, pp. 151–168. DOI: 10.17323/ jle.2023.18491
6. Гончарова Л.М. От образования к профессионализму через коммуникативные практики [Текст] / Л.М. Гончарова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2024. — Т. 13. — № 2. — С. 5–6. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2024-13-2-5-6
7. Семенова Л.М. Коммуникация преподавателя вуза: новые реалии и грани трансформации [Текст] / Л.М. Семенова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2022. — Т. 11. — № 4. — С. 47–54. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-4-47-54
8. Киреев А.В. Технологии развития творческого мышления военных специалистов [Текст] / А.В. Киреев, И.А. Сурков, Л.П. Костикова // Современные технологии в науке и образовании — СТНО-2024: Сборник трудов VII Международного научно-технического форума. В 10 т. Рязань, 04–06 марта 2024 года. — Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина, 2024. С. 120–123.
9. Костикова Л.П. Междисциплинарная интеграция в подготовке научных и научно-педагогических кадров [Текст] / Л.П. Костикова, А.С. Ольков, О.С. Федотова // Человеческий капитал. — 2023. — № 9. — С. 109–117. — DOI: 10.25629/ HC.2023.09.11
10. Сиваков М.А. Формирование профессиональной идентичности студентов-медиков в процессе языковой подготовки: коммуникативный аспект [Текст] / М.А. Сиваков // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2024. — Т. 13. — № 1. — С. 64–71. — DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2024-13-1-64-71
11. Воевода Е.В. Применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского (на примере письменных заданий) [Текст] / Е.В. Воевода, А.И. Шпынова // Мир науки, культуры, образования. 2023. — № 5. — С. 237–240. — DOI:https://doi.org/10.24412/1991-54972023-5102-237-240
12. Профессиональная языковая подготовка студентов в условиях трансформации высшего образования [Текст] / А.В. Ельцов, Л.Ф. Ельцова, Л.П. Костикова [и др.]. — М.: Перспектива, 2024. — 186 с.
13. Костин К.К. Технологии искусственного интеллекта в системах поддержки принятия решений — вероятные подходы и пути развития [Текст] / К.К. Костин, А.В. Вдовин // Научный резерв. — 2022. — № 4. — С. 81–88.
14. Разиков В.Н. Перспективные направления применения искусственного интеллекта в процессе цифровой трансформации образования [Текст] / В.Н. Разиков, В.В. Елистратов, Д.В. Разиков // Научный резерв. — 2022. — № 4. С. 89–98.
15. Фулин В.А. Подготовка будущих педагогов к применению дистанционных образовательных технологий [Текст] / В.А. Фулин // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2024. — Т. 13. — № 1. С. 64–71.
16. Мальков А.В. Рейтинговая оценка эффективности научной деятельности сотрудников научно-исследовательского отдела военного вуза [Текст] / А.В. Мальков, Д.А. Филиппов, В.Ю. Гумелев // Научный резерв. — 2020. — № 1. С. 66–75.
17. Показатели эффективности научной деятельности научнопедагогических работников военных вузов [Текст] / Д.А. Филиппов, В.Ю. Гумелев, В.Н. Жеглов, С.В. Слепухина // Научный резерв. — 2022. — № 1. — С. 95–104.
18. Воевода Е.В. Моделирование профессиограммы преподавателя иностранного языка в вузе международного профиля [Текст] / Е.В. Воевода, М.А. Чигашева, М.В. Тимчен ко [и др.] // Мир науки, культуры, образования. — 2023. № 6. — С. 254–260. — DOI:https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-6103254-260
19. Касаткин П.И. Актуальные вопросы организации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре [Текст] / П.И. Касаткин, М.И. Иноземцев // Высшее образование в России. — 2016. — № 4. — С. 123–127.
20. Актуальные проблемы модернизации третьей ступени высшего образования и практики реформирования [Текст] / П.И. Касаткин, М.И. Иноземцев, Е.А. Антюхова, А.А. Макарова // Высшее образование в России. 2022. — Т. 31. — № 1. — С. 141–158. — DOI:https://doi.org/10.31992/08693617-2022-31-1-141-158
21. Сериков В.В. Опыт научно-педагогической школы личностно-развивающего образования [Текст] / В.В. Сериков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». — 2018. № 2. — С. 11–18.