Московский государственный лингвистический университет (Профессор)
Россия
Актуальность исследования определяется новыми задачами в области организации эффективного многоаспектного коммуникативного процесса, в который погружаются аспиранты, приезжающие из КНР для получения диплома кандидата наук — это основной результат, на который нацелены иностранные аспиранты, обучающиеся в российском вузе. Для достижения поставленной цели проводится комплексное исследование, включающее описательный, ассоциативный методы, методы синтеза и обобщения, семантический и концептуальный анализ. Проведенное исследование показывает, что в процессе приобретения коммуникативной компетентности высокого уровня китайские аспиранты сталкиваются с рядом проблем, которые невозможно решить без специальной методики, приспособленной к целям и задачам аспирантов. Представляется перспективным обращение к предложенным автором решениям в образовательной практике для упорядочения системы обучения и этапов академической адаптации китайских аспирантов в российском вузе.
академическая адаптация, китайские аспиранты, коммуникативная компетентность, российское образование
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://school426.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/Federal_nyy_zakon_ot_29.12.2012_N_273_FZ_red._ot_19.12.2023.pdf?ysclid=m0smn6qvnd473024027 (дата обращения: 08.09.2024).
2. 20-летие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР: сборник статей [Текст] / гл. ред. И.С. Иванов, Се Фучжань; сост. А.В. Кортунов, И.Н. Тимофеев, К.А. Кузьмина; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: Изд-во РСМД, 2021. — 276 с.
3. Антропова Л.В. Коммуникативная компетентность студента как объект формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе [Текст] / Л.В. Антропова // Вестник Череповецкого гос. университета. — 2010. — № 1. С. 15–20.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Академия, 2007. — 528 с.
5. Базарова Т.С. Роль и значение коммуникативной компетентности в поведении личности [Текст] / Т.С. Базарова, Н.П. Хинзеева // Вестник бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2019. Вып. 1. — С. 21–26.
6. Веденеева Г.И. О подготовке научно-педагогических кадров в системе российского образования: от истоков к современности [Текст] / Г.И. Веденеева, Л.Н. Костина // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. — 2020. № 4. — С. 24–27.
7. Вэй Син. Адаптация китайских студентов к межкультурному общению в образовательном процессе российского вуза [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук: 13.00.01 / Вэй Син. — Воронеж, 2003. — 20 с.
8. Галумов Э.А. Имидж против имиджа [Текст] / Э.А. Галумов. — М.: Известия, 2005. — 551 с.
9. Жеребцова Ж.И. Проблемы академической адаптации иностранных студентов в российских вузах и пути их решения [Текст] / Ж.И. Жеребцова // Вестник ТГУ. — 2013. Вып. 11. — С. 1–7.
10. Завьялова О.С. Формирование умений самостоятельной работы при смешенном обучении русскому языку как иностранному [Текст] / О.С. Завьялова, Н.Ш. Фан // Русистика. — 2024. — Т. 22. — № 2. — С. 262–275.
11. Золотухина Е.Н. Формирование готовности к педагогической деятельности в вузе у аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы» [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 13.00.08 / Е.Н. Золотухина. — Шуя, 2011. — 23 с.
12. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров [Текст]:учеб. пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. — М.: ЮНИТИДАНА, — 2023. — 212 с.
13. Китанина Э.А. Активные процессы в письменной научной речи: культурологический и лингводидактический аспекты [Текст] / Э.А. Китанина // Русский язык за рубежом. 2019. — № 1. — С. 56–60.
14. Китанина Э.А. Способы вербальной репрезентации образа Китая в сетевых текстaх экономической тематики [Текст] / Э.А. Китанина, Цзоу Тяньци // Русский язык за рубежом. 2023. — № 3. — С. 77–82.
15. Китанина Э.А. Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия [Текст] / Э.А. Китанина: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. — М.: Фак. журн. МГУ, 2023. — С. 308–310.
16. Краснюк И.Н. Процесс адаптации китайских студентов к учёбе в Байкальском государственном университете (взгляд студента) [Текст] / И.Н. Краснюк, Хэ Хаонань // Пензенский психологический вестник. — 2021. — № 1. С. 43–52.
17. Мо Цзэминь. Ресурсы и риски психологической адаптации китайских студентов при обучении в российском вузе [Текст] / Мо Цзэминь // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html (дата обращения: 12.09.2024).
18. Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации [Текст]: колл. монография / науч. ред. Е.Ю. Кошелева. Томск: РАУШ МБХ, 2011. — 204 с.
19. Сергеева Л.В. Академическая мобильность: виды и формы адаптация иностранных студентов в России [Текст] / Л.В. Сергеева // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков: сборник материалов XII международной научнопрактической конференции, г. Екатеринбург, 17–18 апреля 2015 г. — Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015. С. 681–687.
20. Стрельчук Е.Н. Обучение уйгуров русскому языку в вузах КНР: педагогический инструментарий национально ориентированной методики [Текст] / Е.Н. Стрельчук, Ш. Илихаму // Русистика. — 2022. — Т. 20. — № 4. С. 515–530.
21. У Тин. Адаптация китайских студентов в российских вузах: проблемы, пути решения [Текст] / У Тин // Образование и право. — 2020. — № 11. — С.187–190.
22. Цзоу Тяньци. Языковые способы репрезентации образа Китая в русскоязычном сетевом дискурсе [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 5.9.5 / Цзоу Тяньци. — М., 2023. — 188 с.
23. Шамионов Р.М. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики [Текст] / Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, Е.С. Гринина, А.В. Созонник // Психологическая наука и образование. — 2022. Т. 27. — № 2. — С. 53–68.
24. Шамионов Р.М. Структура и факторы академической адаптации студентов-иностранцев [Текст] / Р.М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2024. — Т. 24. Вып. 2. — С. 211–218.