Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ББК 745 Профессиональное и специальное образование
Организация политико-воспитательной работы в экстремальных и особых условиях службы является сложным и ответственным процессом. Понимание важности данной деятельности и эффективное применение соответствующих методов и инструментов являются неотъемлемой частью обеспечения государственной безопасности и стабильности в обществе. В данной статье рассматриваются наиболее острые проблемы, которые стоят перед правоохранительной системой и возникают в постоянно совершенствующихся реалиях, связанных с возникновением особых условий службы и возможности проведения в этих условиях политико-воспитательной работы. Также в статье затрагивается вопрос и проблематика отсутствия методик проведения политико-воспитательной работы с личным составом в особых условиях, а также вопросы правового закрепления некоторых механизмов работы в этих условиях. Рассматривается вопрос значения особых и экстремальных условий, которые по сей день остаются не закрепленными в понятийно-категориальном аппарате законодателя. Объектом исследования является – процесс организации политико-воспитательной работы с личным составом в особых условиях. Предметом данного исследования будет являться – содержание и методы с помощью и на основе которых формируется методика проведения политико-воспитательной работы. Целью рассмотрения данной проблематики будет заключаться в анализе практики применения политико-воспитательной работы в ОВД Российской Федерации с целью выявления ее актуальных проблем, эффективных методов и направлений совершенствования путем разработки памятки по организации политико-воспитательной работы с личным составом ОВД в особых условиях службы.
Особые условия; воспитательная работа; политико-воспитательная работа; личный состав; сотрудники ОВД, ПВР, патриотическое воспитание, личный пример руководителя, особые условия, экстремальные условия
Введение
Политико-воспитательная работа в органах внутренних дел (далее - ОВД) Российской Федерации является одним из ключевых факторов поддержания высокой морально-психологической устойчивости сотрудников, их профессионализма и преданности делу. В современных условиях, с учетом усложняющейся криминогенной обстановки, роста террористических угроз и информационных войн, роль политико-воспитательной работы становится еще более значимой. В условиях экстраординарных ситуаций правоохранительным органам приходится сталкиваться с уникальными вызовами, требующими специальных подходов к политико-воспитательной работе. Ее организация играет важную роль в обеспечении безопасности, поддержании общественного порядка и мобилизации личного состава и общества в целом.
В статье мы рассмотрим основные аспекты организации политико-воспитательной работы в экстремальных и особых условиях службы, а также ее значение в обеспечении безопасности и поддержании стабильности в обществе.
В качестве теоретико-правовых источников подготовки данного исследования выступили: Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (ред. от 26.02.2024, с изм. от 12.10.2023) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказ МВД России от 27 августа 2024 года № 500 (последняя редакция) «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД России от 1 февраля 2018 года №50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изм. от 30 января 2023), а также различные научные статьи и учебные пособия.
Результатом данного рассмотрения вопроса является выведение методической памятки по организации политико-воспитательной работы с личным составом ОВД в особых условиях службы, поскольку такие условия – являются отклонением от нормальных и требуют повышенной социальной защиты и нормативного закрепления законодателями.
Научная новизна
Новые реалии жизни трактуют нам новый образ жизни. В феврале 2022года произошли резкие изменения, касающиеся всех сфер общественной жизни: создание новых нормативных актов, изменение некоторых порядков и устоев, введение Военного положение на некоторых территориях Российской Федерации. С крупномасштабными межгосударственными конфликтами, в которые информационно, политически, экономически, патриотически и нравственно втянуто все население страны, за последние несколько десятилетий мы столкнулись впервые. Экстремальные и особые условия в связи со сложностью реализации служебной деятельности требуют особого подхода, особого правового закрепления.
Практическая значимость
Вопрос о совершенствовании правовых, патриотических, высоконравственных государственных и иных знаний у личного состава никогда не стоял так остро, как сейчас - в нынешних реалиях жизни. Поэтому практическая значимость исследования – восполнение теоретической базы и устранение пробелов в теме организации политико-воспитательной работы в особых условиях службы, а также разработка рекомендаций и методов проведения политико-воспитательной работы в особых условиях службы.
Выводы
Политико-воспитательная работа в особых условиях службы – это сложный и требующий тщательной подготовки процесс, который ведется по всем направлениям деятельности кадров, во всех подразделениях в нескольких видах. Ее классификация, форма, методика и содержательность во время экстремальных условиях зависит от характера возникновения этих условий. А так, как особые условия – это особая обстановка, ставящая под угрозу жизнь здоровье прежде всего граждан, то является одним из приоритетных направлений деятельности [7].
В самом начале для устранения пробелов в понятийно-категориальном аппарате хотелось бы дать определение ключевым терминам.
Поскольку четкой формулировки определения особые условия в нормативно-правовых актах нет, приведем понятие согласно Федеральному Закону от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», особыми условиями службы в ОВД признаются: «период действия военного положения или чрезвычайного положения, период проведения контртеррористической операции, специальных и иных определенных Президентом Российской Федерации операций и выполнения задач в области территориальной обороны, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при пресечении массовых нарушений общественного порядка и угроз общественной безопасности и в иных подобных, критических по степени опасности и последствиям для граждан, общества и государства особых условиях природного, биологического, техногенного или социального характера допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на период действия особых условий изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника».
Экстремальные условия службы – «чрезвычайные обстоятельства или выходящая за рамки обычного обстановка, в которой осуществляется жизнедеятельность людей. Наиболее часто экстремальные условия возникают в период боевых действий, стихийных бедствий, неблагоприятных климатических и гидрометеоусловий, катастроф (аварий) и т. д. Как правило, Экстремальные условия связаны с тяготами и лишениями, опасностью для жизни и здоровья людей, с отрицательным физическим и психологическим воздействием на организм человека. К основным характеристикам относятся интенсивность, внезапность возникновения, продолжительность действия» [4].
Согласно Приказа МВД Политико-воспитательная работа (далее – ПВР) – «представляет собой комплекс мероприятий, направленных направлена на формирование личности сотрудника как гражданина, патриота и профессионала, а также на закрепление в его сознании соответствующих знаний, ценностных ориентиров, взглядов, убеждений, установок и чувств».
Морально-психологическое обеспечение в ОВД включает в себя следующие виды:
- Политико-воспитательную работу.
- Культурно-просветительскую работу.
- Психологическую работу.
- Морально-психологическую подготовку.
- Работу по поддержанию служебной дисциплины и законности.
- Социальную работу.
- Морально-психологическое обеспечение в особых условиях.
Среди которых сегодня одним из важнейших видов является ПВР, позволяющая формировать определенные качества у сотрудников, для готовности к действиям по выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях и особых условиях деятельности. В настоящее время потребность в ПВР особенно стала актуальна в связи с началом специальной военной операции (далее – СВО) 24 февраля 2022 г. на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, целью которой является защита независимости и прав на самоопределение народов, проживающих на этой исторически русской земле, а также обеспечение геополитической и экономической безопасности граждан Российской Федерации и всего Русского мира. Сотрудники в составе подразделений временной дислокации на сопредельных и вновь присоединенных территориях, находясь в непосредственной близости с линией фронта и зонами повышенной террористической опасности, осуществляют свою служебную деятельность в этих условиях. Как и у любых других людей, у сотрудников полиции в экстремальных условиях деятельности могут проявляться негативные психоэмоциональные состояния, сомнения в выбранной профессии, желание преступить закон, непонимание ситуации и пробелы в знании законодательства, симптомы посттравматического стрессового расстройства. В связи с этим возникает острая необходимость в организации со стороны руководящего состава органов и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), ответственных сотрудников осуществления качественной политико-воспитательной работы с личным, направленной на формирование у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, высоких гражданских, профессиональных и психологических качеств, обеспечивающих морально-психологическую готовность к выполнению служебных обязанностей в любых условиях.[3, с. 6-10].
«Согласно Приказа МВД России от 27 августа 2024 года № 500 (последняя редакция) «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (Далее – Приказ МВД России), что основными направлениями политико-воспитательной работы являются:
- Патриотическое воспитание;
- Профессиональное воспитание;
- Правовое воспитание;
- Духовно-нравственное воспитание;
- Этическое воспитание.
Поскольку особые условия – это чаще всего непредсказуемые или внезапно возникшие ситуации, а значит требующие тщательной подготовки и сосредоточения основных усилий на доведении и разъяснении личному составу:
«Государственной политики, направленной на защиту основ конституционного строя Российской Федерации и достижение национальных целей развития.
Особенностей общественно-политической обстановки, решений высшего руководства страны, Министра внутренних дел Российской Федерации, направленных на обеспечение законности и правопорядка.
Актуальных вопросов противодействия преступности, задач, стоящих перед органами внутренних дел, с учетом оперативной и криминогенной обстановки, складывающейся в стране и регионе.
Основ укрепления культурно-исторического, межконфессионального и межнационального единства народов России, защиты исторической правды в отношении фактов и событий отечественной истории и истории органов внутренних дел.
Примеров совершения сотрудниками подвигов, их мужественных и решительных действий, положительного опыта служебной деятельности ».
Политико-воспитательная работа в ОВД многогранна и направлена на формирование у сотрудников государственно-правового мировоззрения, патриотизма и ответственности за судьбу Отечества, глубокого понимания государственной политики в сфере обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, чувства гордости за профессию и верности присяге. Она также способствует развитию нравственной мотивации к добросовестному труду, повышению профессионального мастерства и общей культуры, противодействует распространению деструктивной идеологии и формирует устойчивость к информационному давлению, а также поощряет участие в проектах гражданского общества и воспитывает у сотрудников строгое соблюдение законодательства.
Важнейшим моментом для понимания организации политико – воспитательной работы является определения субъекта деятельности. Таким образом, опираясь на Приказ МВД России субъектами политико-воспитательной работы являются руководители (начальники), заместители руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, курирующие работу с личным составом, руководители (начальники), сотрудники подразделений морально-психологического обеспечения (подразделений по работе с личным составом), руководители (начальники) структурных подразделений органов, организаций, подразделений МВД России, а также иные должностные лица, на которых возложены функции морально-психологического обеспечения. А в образовательных организациях МВД России субъектами политико-воспитательной работы также являются профессорско-преподавательский (преподавательский) состав, начальники факультетов, курсов, их заместители, командиры взводов, их заместители, командиры отделений.
Руководители ОВД выполняют огромное количество разнонаправленных задач, связанных, как с профессиональной специализацией служебной деятельности подчинённого подразделения, так и с чисто управленческими задачами по руководству вверенным личным составом. Указанная разнонаправленность управленческой деятельности руководителей ОВД затрудняет изучение их личностно-профессиональных компетенций и требует дополнительной проработки с учётом общей специфики деятельности. В свою очередь развитие личностно-профессиональных компетенций руководителей ОВД позволяет им успешно осуществлять управленческую деятельность как в повседневных, так и особых условиях службы, идя в ногу со временем и отвечая постоянно возникающим новым вызовам, что во многом определяет эффективность оперативно-служебной деятельности подчинённого подразделения и ОВД в целом [5].
ПВР с личным составом в особых условиях должна включать не только ее отдельные виды и формы направления государственной политики, основы укрепления ценностных ориентиров, но и в зависимости от сложившихся особых или экстремальных условий - характер задач, необходимых к выполнению, анализ правовой базы, характеризующий саму ситуацию, меры личной безопасности, информацию с контекстом на мотивацию, высокие моральные и нравственные ценности, повышение морального духа сотрудников [1, с.75- 77].
Таким образом можно выделить следующую классификацию ПВР в зависимости от характера сложившихся условий:
1. Особенности проведения ПВР при введении военного или чрезвычайного положения.
2. Особенности проведения ПВР при контртеррористических, специальных и иных операциях.
3. Особенности проведения ПВР при вооруженных конфликтах.
4. Особенности проведения ПВР при ликвидации последствий различных факторов.
5. Особенности проведения ПВР при пресечении массовых нарушений общественного порядка и угроз общественной безопасности.
6. Особенности проведения ПВР в иных подобных, критических по степени опасности и последствиям для граждан, общества и государства особых условиях природного, биологического, техногенного или социального характера [7, 24-26].
Для каждой классификации должна быть разработана методика проведения ПВР, согласно которой будут учитываться необходимые знания, для качественно выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей, а также прав при введении особого правового режима или же ограничении их.
Таким образом, исходя из социально-политической ситуации, актуальных потребностей самой системы органов внутренних дел Российской Федерации и условий протекания службы личного состава, чья деятельность постоянно связана с ситуациями повышенного риска для жизни и здоровья, существует острая потребность в организации и осуществлении качественной воспитательной работы с личным составом в целях недопущения информационной безграмотности сотрудников, подмене их ценностей, путем дезинформации, пробелов в законодательстве и иных случаях [2, 9].
Так, хотелось бы акцентировать внимание, на наиболее частых вопросах организации ПВР с личным составом ОВД в особых условиях службы и предложить некоторые рекомендации по организации ПВР в особых условиях.
Рекомендации по организации политико-воспитательной работы с личным составом МВД в особых условиях службы:
Введение к рекомендациям:
Политико-воспитательная работа с личным составом МВД как в повседневных, так и в особых условиях службы - это сложный и многогранный процесс, требующий специального подхода. Современное воспитание — это процесс планомерного всестороннего формирования личности и коллектива в соответствии с целями, задачами и поставленными перед воспитателем. Он включает:
⁃ систему идеологических воздействий на сознание и поведение воспитуемых;
⁃ организацию их жизни и деятельности;
⁃ обеспечение правильных взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми и между воспитуемыми как членами коллектива;
⁃ заботу о здоровье, развитии физических сил, удовлетворении разумных материальных и духовных потребностей воспитуемых;
⁃ формирование у них потребности и умения самовоспитания.
Все эти компоненты процесса воспитания составляют единую целостную систему, комплексно реализуемую в целенаправленной активной деятельности. Учитывая современные геополитические условия в мире, осознавая актуальность ценностно – смысловых аспектов на современном этапе, считаем, что особое внимание необходимо уделять политико-воспитательной работе, для формирования общего мировоззрения сотрудников органов внутренних дел. Для оптимизации и упрощения процесса выбора форм и методов ведения воспитательной работы по данному направлению, считаем целесообразным предложить рекомендативный инструментарий. Данные рекомендации предназначены для руководителей, сотрудников для подразделений по работе с личным составом и психологов МВД, чтобы помочь им организовать эффективную политико-воспитательную работу, способствующую повышению морально-психологической устойчивости сотрудников, укреплению патриотизма и профессионализма.
Основные принципы:
Актуальность: Воспитательные методы и способы воздействия должны соответствовать реальным условиям службы, актуальной психологической обстановке и решать поставленные задачи и проблемы вверенного личного состава, удовлетворять потребности сотрудников.
Индивидуальный подход: необходимо учитывать личностно – профессиональные качества каждого сотрудника, его мотивацию, жизненный и служебный опыт, психологическое состояние и семейные обстоятельства.
Комплексность: целесообразно сочетать различные формы и методы работы: лекции, беседы, дискуссии, показ видеоматериалов, тренинги, спортивные мероприятия, культурные мероприятия, психологические консультации, работу с семьями.
Взаимодействие: необходимо создавать актуальную систему взаимодействия между руководством, сотрудниками для подразделений по работе с личным составом, психологами, общественными организациями, семьями сотрудников.
Основные направления для проведения политико - воспитательной работы:
1. Идеологическая работа:
- Пропаганда государственной политики и законодательства. Целесообразны на постоянной основе, ежедневные беседы с личным составом в рамках инструктажей перед заступлением на службу для выполнения оперативно – служебных задач. Данная работа должна быть направлена на повышение уровня осведомленности о политических и социальных вопросах на современном этапе. Формирование системы взглядов, концепций, ценностей для основополагающего и фундаментального функционирования государства, а также на повышение общего морального и боевого духа сотрудников ОВД. Для понимания нетерпимости к насаждаемой чужеродной идеологии и необходимости борьбы с врагом. На высоком уровне должен применяться метод убеждения, чтобы в значительной мере, метод
- Повышение патриотизма и гражданского сознания. Проводите беседы, лекции, показы видеоматериалов о защите Родины, истории органов внутренних дел, героических сотрудниках и настоящих патриотах совей страны.
- Профилактика экстремизма и терроризма. Необходимо на постоянной основе информировать о современных признаках возможной экстремистской и террористической деятельности, о способах борьбы и методах противодействия.
- Пропаганда морально-этических норм. Для достижения данной цели необходимо использовать мотивационные беседы , необходимо делать акцент на самовоспитании сознательной дисциплины и законности, ответственность за принадлежность к профессии, самоотверженность, милосердие и коллективизм, как основных направлений российских духовно – нравственных ценностей.
- Поднятие морального духа у сотрудников ОВД проходящих службу в особых условиях является ключевым аспектом успешного выполнения ими служебных задач. Высокий моральный дух способствует не только улучшению боевой эффективности всего подразделения, но и способствует укреплению взаимопомощи и командного духа внутри подразделения. Важно помнить, что моральное состояние сотрудников несущих службу в особых условиях напрямую влияет на их готовность к выполнению поставленных задач, что делает работу по его поднятию неотъемлемой частью общей системы политико-воспитательной работы в органах внутренних дел. Также важным является создание атмосферы поддержки и доверия, где каждый сотрудник чувствует свою значимость и необходимость в коллективе, понимает ключевое значение своей служебной деятельности для достижения общих целей. Данного момента невозможно добиться без личной примерности руководящего состава и ключевых фигур наставников обладающих авторитетом.
2. Психологическая поддержка:
- Регулярную психологическую поддержку, осуществляемую на постоянной основе необходимо разделить на две подгруппы: для руководителей органов внутренний дел и подчиненных сотрудников. Целесообразно проводить работу комплексно, используя разработанные психологические программы для профилактики стрессов, профессиональной деформации и выгорания сотрудников органов внутренних дел с различным стажем служебной деятельности, развитию самоконтроля, укреплению психологической устойчивости.
- Индивидуальные консультации. По запросу и при необходимости важнейшим аспектом психологической помощи является предоставление возможности индивидуальных консультаций с психологом.
- Необходима организация времени отдыха и релаксации для психологической разгрузки и восстановления психологического здоровья.
3. Профессиональная подготовка:
- Поддержание на должном уровне профессиональных навыков действий в особых условиях, изучению современными методов тактико – специальной подготовки, тактической медицины, мобилизационной подготовки.
4. Работа с семьями сотрудников:
- Предоставьте семьям допустимую и актуальную информацию о службе их родственников и о мерах их общей и частной поддержки.
- По необходимости предоставлять психологическую помощь семьям сотрудников в случае их психологической неустойчивости и возможной дестабилизации морального духа сотрудников из числа проходящих службу в особых условиях, посредством организации встреч и мероприятий. Возможно создать удобную в использовании платформу для взаимодействия между руководством и семьями сотрудников ОВД.
5. Использование современных технологий:
- Интернет-ресурсы. Создайте специальные сайты и группы в социальных сетях для информирования и взаимодействия с сотрудниками.
- Видеоконференции. Проводите видеоконференции с сотрудниками, расположенными в разных регионах.
При организации ПВР используйте следующие методы работы:
- Самыми актуальными и понятными формами, конечно же, на современном этапе, с учетом выполнения поставленных задач остаются – мини-лекции и беседы с руководителем, для ознакомления сотрудников с актуальной информацией, законодательством, морально-этическими нормами. Индивидуальная воспитательная работа в форме беседы, широко применяется в работе руководителей и сотрудников подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел, психологов. Беседа часто выступает не только в качестве метода сбора информации, но и как средство информирования, разъяснения, убеждения, воспитания. Отличительной особенностью беседы является стремление раскрепостить собеседника, расположить его к себе. В такой атмосфере внимание и искренность собеседника значительно повышаются, а, значит, и воспитательное воздействие приобретает большее значение Беседа руководителя, как субъекта ПВР с подчиненным сотрудником имеет свои особенности, без учета которых эффективность всей проводимой воспитательной работы может быть нивелирована [8].
- Проведение дискуссий на темы, вызывающие интерес или непонимание у сотрудников, чтобы стимулировать их активное мышление, а также предотвратить деструктивное воздействие информационной среды, для повышения их моральной готовности к выполнению возложенных задач.
- Использование видеоматериалов художественного, документального и учебного характера, для наглядных демонстраций историй героев, обучения навыкам профессиональной деятельности, профилактики экстремизма и терроризма, а также для понижения психологической напряженности личного состава.
- Целесообразно организовать спортивные мероприятия для поддержания физического и психологического развития сотрудников на должном уровне. Для пропаганды здорового образа жизни среди сотрудников, в том числе и посредством личной примерности.
- Возможно организовать культурные мероприятия для психологической безопасности, здоровья и поддержания морального духа сотрудников органов внутренних дел в моменты свободные от выполнения возложенных оперативно – служебных задач.
- Актуальным остается проведение коллективных и индивидуальных психологических консультаций для оказания плановой и экстренной психологической помощи сотрудникам и их семьям.
При оценке эффективности на постоянной основе считаем необходимым анализировать результаты проводимой работы, опрашивайте сотрудников и их семьи для сбора обратной связи, проводить мониторинг уровня морально-психологической устойчивости сотрудников, для своевременного внесения коррективов в проводимую работу при необходимости.
Заключение
Организация политико-воспитательной работы с личным составом МВД в особых условиях службы – это неотъемлемая часть обеспечения боеспособности и эффективности подразделений. Использование данных рекомендаций поможет повысить морально-психологическую устойчивость сотрудников, боевой дух, укрепить патриотизм и профессионально значимые качества, а также обеспечить эффективное выполнение задач в как в повседневных, так и особых условиях службы.
Важно помнить, что политико-воспитательная работа – это не отдельное направление, а неотъемлемая часть служебной деятельности.
Для сотрудников, проводящих работу по вышеуказанному направлению деятельности важнейшим аспектом будет умение критически мыслить, иметь высокий уровень коммуникативных навыков, способность работать в неопределенной и меняющейся обстановке, а также быть готовым к тяготам, лишениям и стрессогенным условиям службы.
Таким образом, в выводе можно сказать, что политико-воспитательная работа в ОВД – это комплексный и многогранный процесс, направленный на формирование у сотрудников всех сфер жизни, важнейшим из которой будет являться ценностно-смысловая сфера, как совокупность личных и социальных ценностей, убеждений и смыслов, мировоззренческих аспектов, которые определяют взгляды человека на мир, его поведение и взаимодействие с окружающей действительностью. Ее эффективность зависит от учета конкретных условий службы, индивидуальных особенностей сотрудников, а также от качества применяемых методов и форм работы. Современные вызовы и угрозы требуют от политико-воспитательной работы повышенной актуальности и гибкости в применении методов и технологий. Важно уделять особое внимание профилактике экстремизма и терроризма, формированию у сотрудников критического мышления и культуры работы с информацией.
Также хотелось бы отметить необходимость постоянного совершенствования системы политико-воспитательной работы в ОВД с учетом современных вызовов и угроз, а также с учетом актуальной социальной обстановки и социально – психологического климата в подразделениях.
Особое внимание следует уделить разработке и внедрению новых методов и технологий работы с самими субъектами политико – воспитательной работы, включая использование информационных и коммуникационных технологий, психологических программ личностно – профессионального роста и развития в качестве дальнейшего направления исследования в связи с острой необходимостью постоянного повышения профессионального уровня руководителей и специалистов, занимающихся политико-воспитательной работой.
1. Афов А.Х., Тактико-физические действия сотрудников МВД в экстремальных ситуациях. // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 3. с. 90.
2. Большаков Е. А. - К вопросу об информационно-пропагандистской работе в подразделениях системы МВД России и путях ее совершенствования // Академическая мысль. – 2018.
3. Возженикова О. С., Метелев А. В. Организация руководителем органа внутренних дел российской федерации психологической подготовки личного состава к экстремальным условиям деятельности // Академия управления МВД России // Учебное пособие. – М. – 2023. – с.76.
4. Зинченко Ю.П., Куприянова И.Д. // Военно-психологический словарь-справочник. – 2016г.
5. Лебедева, М. Е. Психологические факторы личностно-профессионального развития руководителей органов внутренних дел: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Лебедева Мария Евгеньевна, 2023. – 198 с. – EDN UHWYPW.
6. Пенионжек Е. В. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие / Е. В. Пенионжек. Екатеринбург: Урал. юрид. ин-т МВД России, 2015. 118 с.
7. Cлышалов И.В. — Особые условия в деятельности органов внутренних дел: подходы к пониманию // Право и политика. – 2019. – № 5.
8. Смородина, В. А. Лебедева М.Е. Беседа с руководителем как одна из форм индивидуальной воспитательной работы // Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития : материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14 декабря 2022 года / Санкт-Петербургский университет МВД России. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 270-273.
9. Методические рекомендации по проведению мероприятий морально-психологического обеспечения в органах внутренних дел Российской Федерации // https://тф.мосу.мвд.рф/document/28929943 (дата обращения 20.10.2024).