АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СНУЗИЛЕН-МУЛЬТИСЕНСОРНАЯ СРЕДА В ПЕДАГОГИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дается обзор концепции Снузилен-мультисенсорная среда и анализируются ее возможности для сенсорно-интегративного воспитания первоклассников на этапе адаптации и младших школьников из семей переселенцев. Рассматриваются теоретико-методологические основания для проведения эксперимента в школах города Москвы и Московской области в связи с возрастанием количества первоклассников, имеющих проблемы на этапе адаптации, и младших школьников из семей переселенцев, которые имеют проблемы с интеграцией в новую для них социально-культурную среду. Представлен обзор современных зарубежных и отечественных исследований психического и физического развития детей и факторов, способствующих возникновению трудностей обучения. Анализируются различия и объединяющие моменты с позиции современных исследований в области сенсорно-интегративного подхода к пониманию недостатка компетентности педагогов в работе с младшими школьниками из семей переселенцев и первоклассниками на этапе адаптации. Одним из аспектов психологического благополучия обучающихся в процессе образования является раннее выявление и преодоление трудностей обучения в начальной школе. В заключение авторами рассматриваются основные проблемы и возможности организации психолого-педагогического сопровождения процесса обучения в начальной школе на основе интегративного подхода (концепция Снузилен-мультсенсорная среда), в том числе, через подготовку специалистов в данной области для работы с младшими школьниками.

Ключевые слова:
концепция Снузилен, повышение квалификации педагогов, этап адаптации, первоклассники, дети из семей переселенцев, начальная школа
Текст

Наше исследование берет начало в практике деятельности эрготерапевтов и специальных педагогов Snoezelen-MSE в работе с первоклассниками на этапе адаптации и младшими школьниками из семей переселенцев в Чехии, городе Прага, в нейро-реабилитационной клинике Аксон.

Работа заключалась в создании специального пространства и занятий в нём с детьми для того, чтобы не только восстановить утраченные в связи с длительным стрессом функции их организма (восстановление режима дня: питания, сна и т. д.), восстановить психические процессы, но и предвосхитить желание обучаться новым навыкам. С 2023 года исследование продолжилось в городе Курск, на базе Красного Креста, где проводились специальные занятия для группы младших школьников и индивидуальные занятия с ними. Целью этих занятий было восстановление психофизического состояния детей после переселения на безопасную территорию в условиях специальной военной операции. После 6 месяцев регулярных занятий в специально-организованной среде дети успешно интегрировались в новую среду в школе.

Одна из первых дефиниций Снузилен- мультисенсорная среда, которая была введена на сайтах международной ассоциации специалистов – пространство, которое может создавать диаметрально противоположные эффекты в зависимости от цели и состояния клиента. Оно может быть релаксирующим (приглушенный свет, пузыри в колбе, теплая вода, водная постель) и активизирующим (батут, стимулирующие звуки и запахи, колючие поверхности, прохладный воздух, вода). Также специальное пространство может усиливать восприятие, снижать чувство страха и тоски, усиливать чувство уверенности и безопасности, содействовать социализации и развитию отношений, приносить радость, создавать возможности для комплексного развития.

Термин «клиент» из данной терапевтическо-реабилитационной сферы в настоящее время постепенно переносится в образовательную, где под клиентом понимается обучающийся, а под специалистом – педагог (в данном исследовании – начальной школы). Опираясь на собственный опыт и опыт работы других Cнузилен-педагогов, мы предполагаем, что использование концепции Снузилен в педагогике сегодня является актуальным для указанных выше категорий обучающихся. В связи с этим целью нашего исследования является апробация данной концепции в педагогике начальной школы.

Уже в семидесятых годах в Нидерландах появились первые мультисенсорные комнаты. Имеются ввиду комнаты, которые созданы для поддержки восприятия органов чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция3 и вкус). Они были созданы для пациентов с нарушениями восприятия, имеющими такие диагнозы, как деменция, аутизм, гиперактивность.

Самостоятельный концепт Снузилен появился на основе теории двух американских психологов – Клеранда и Кларка (1966 год), которые основали "Сенсорный кафетерий". Они опубликовали исследование, проведенное в этом пространстве. Его целью была поддержка и развитие коммуникативных возможностей людей с пороками развития, гиперактивностью, нарушением поведения, длительным стрессом, депрессией и аутизмом, так как в обычной жизни такая категория людей не социализирована. Было произведено изменение поведения благодаря выбранным стимулам органов чувств. Так, людям были предоставлены зрительные, слуховые, кинестетические, осязательные и другие стимулы в комнатах, приспособленных соответствующим образом. Это должно было стать первым опытным шагом к коррекции развитию личности. Результатом стал положительный опыт коммуникации в группе и с родными из семьи.

Из этого исследовательского материала изначально исходили Эд Вергейл и Ян Гулсеге, голландские специалисты, которые в условиях государственной помощи развили сенсорную активность, как спонтанную свободную активность людей с тяжелыми ментальными и комбинированными нарушениями. Именно проблематика работы со сложными случаями (пороки развития, аутизм, стресс, отклоняющееся от нормы поведение) была вдохновением к созданию первых специальных комнат, которые глобально отличались от обычного пространства, в котором они постоянно двигались и жили. Главной мыслью и целью в этом голландском учреждении было улучшение коммуникационного канала между клиентом с его проблемой и специалистом.[3] Это привело к улучшению самочувствия пациентов, отмене некоторых медицинских препаратов и возможности социализироваться среди здоровых людей.

Понятие «snoezelen» было образовано двумя вышеупомянутыми авторами из комбинации голландских понятий: «snuffelen» и «doezelen», -которые можно перевести как «чувствовать» (в смысле обонятельных ощущений) и «релаксировать». В русском языке для этого выражения пока нет адекватного эквивалента, поэтому обычно используется оригинальный термин «snoezelen». С 2012 года было принято название «концепт snoezelen-MSE», возникшее после присоединения к данной деятельности американских и австралийских сообществ специалистов, работающих в такой же философии, но использующие синоним «MSE», означающий «мультисенсорную среду», «мультисенсорное пространство». Это изменение принесло международной организации ряд прекрасных и узнаваемых специалистов таких как профессор Пол Пальяно, Энтони Мак-Кравитц, Анна-Мария Гонсалес Галли и другие.

Эд Вергейл и Ян Гулсеге начали с того, что поставили так называемую "сенсорную палатку", в ней были установлены приспособления для развития чувствительных стимулов (главным образом зрительных, слуховых и обонятельных). После первого успеха презентации комнаты эти воспитатели начали создавать специальные комнаты, так как появился большой интерес к этому методу. Получив предложение от профессора Мавритуса Эйгендала (Maurits Eijgendaal) направить практическую работу специалистов- реабилитологов для людей с ограниченными возможностями главным образом на развитие их сенсорных чувств. После множественных презентаций в Нидерландах появился под их руководством центр Snoezelen. Суть проводимых в данном центре занятий заключалась в том, что благодаря пробуждению в клиентах положительного эмоционального состояния (радости) и желания к совместному взаимодействию (трудотерапия, эрготерапия, психотерапия, релаксация, обучение) в такой атмосфере на основе доверия происходит естественное развитие личности.

Постепенно подобные методы стали применяться в отношении обучающихся, имеющих различные физические или поведенческие отклонения. Отличительными особенностями взаимодействия педагогов с детьми в реализации Снузилен-концепции являются следующие:

  • активность обучающегося прежде всего ориентирована на процесс, без особой направленности на результат;
  • занятие проводится в оригинальном, создаваемом педагогом сенсорном Снузилен-пространстве;
  • в рамках Снузилен-концепции используются мультисенсорные и компенсационные виды активности, которые предлагаются обучающемуся с целью его мотивировать, развить, замедлить или активизировать, в зависимости от индивидуальных задач развития.

Методика была принята представителями ISNA-MSE (International Snoezelen Association - Multisensory Environment). Международная Snoezelen ассоциация- мультисенсорная среда в 2012 году на форуме в Алабаме, в США. Он прошел при участии ведущих представителей концепции Snoezelen-MSE (Эд Вергейл – основатель; Ян Гилсеге сооснователь; Мавритус Эйгендал – президент ISNA-MSE; Пол Пальяно, Криста Мертенс, Сандра Форнес) на котором совместно представители Алабамского университета работали над новой методикой Снузилен.

Последовательность действий в методике Snoezelen-MSE детально преподается будущим педагогам в Институте Snoezelen-MSE (Чехия) так, чтобы после прохождения базового курса педагоги понимали и разбирались в её практическом применении.

Специальная мультисенсорная среда Снузилен определена как динамическое пространство интеллектуального содержания, созданное на чутком, доверительном отношении между клиентом, опытным специалистом и контролируемым пространством, в котором предлагается много стимулов для органов чувств. Снузилен руководствуется этическими принципами обогащения качества жизни. Этот общий концепт можно применять в терапии, в образовании и в мероприятиях для досуга, он реализуется в специально предназначенном для этого пространстве. Специальное пространство подходит для всех детей, особенно для детей со специальными потребностями, в том числе, для детей с нарушениями аутистического спектра и ОВЗ.

Популярность концепции Снузилен постоянно растет, и это может улучшить систему помощи и воспитания не только в государственных учреждениях, но и в частных центрах, и на дому. Концепция мультисенсорных комнат появилась в Нидерландах, а затем распространилась по всему миру. После множества исследований была официально подтверждена для разных категорий людей – с медицинскими диагнозами, а также с проблемами поведения и при длительном стрессе.

Нужно учитывать и риски, о которых уже сегодня знаем, а именно, что неструктурированная и непродуманная работа, неправильное использование пространства и непрофессиональность ведет к ухудшению состояния, стимульной дезориентации или даже к перегрузке ощущений клиента. Человек начинает сам ухудшать свое состояние (болезнь, стресс, плохое поведение). Работа в мультисенсорных комнатах должна быть ясная и осмысленная, комнату нельзя захламлять как «склад». Работа в Снузилен должна иметь свою последовательность и цель. С момента своего возникновения концепт Snoezelen пережил много изменений. Во всем мире специалисты, которые имеют квалификацию Снузилен-педагога, воспринимают его по-разному. Это может быть дополнительной активностью во время других целенаправленных занятий, а может составлять отдельный вид терапевтической и воспитательной деятельности.

Снузилен-концепт сейчас может быть определен как интегративный подход, применяемый специалистами в рамках разных видов активности с целью активной стимуляции через световые, звуковые, тактильные, обонятельные и вкусовые стимулы. Сутью этого концепта является предоставление клиенту/обучающемуся индивидуальной сенсорной стимуляции в специально созданном пространстве, что при правильно поставленных целях может способствовать развитию когнитивных функций головного мозга, логических и абстрактных процессов мышления и памяти.

В рамках продолжения нашего исследования мы хотим использовать концепцию Снузилен  для повышения квалификации педагогов в работе с младшими школьниками на этапе их перехода в первый класс,  при стрессовых ситуациях (в случаях с переездом), а так же  младших школьников- билингвов (дети владеющие двумя языками). В том числе одной из задач является научное обоснование необходимости выделения данного направления в деятельности школьного педагога в качестве значимого в работе с определёнными категориями детей, наряду с основными видами деятельности.

В целом по региону города Москвы, по данным работающих здесь психологов и нейропсихологов, отмечается отсутствие Снузилен помощи первоклассникам на этапе адаптации и младшим школьникам из семей переселенцев. Важным аспектом является факт неготовности учителей начальной школы к определению механизмов затруднений в обучении и к пониманию связи данных проблем с недостаточностью сенсорного развития, к осуществлению гибкого учебного процесса с такими детьми, имеющими, в связи с этим особые образовательные потребности.

В основе занятия, согласно концепции Снузилен, лежат индивидуальные задатки, знания и умения обучающегося, его жизненные приоритеты, предпочтения, потребности, желания, его возможности социализации и культурного включения. Педагог Снузилен использует современные техники и методы, которые развивают умения и знания, полностью ориентированные на обучающегося, с целью удовлетворения физических, эмоционально-психических и душевных потребностей.

Таким образом, обобщая, мы можем сказать, что цель и суть Снузилен заключается в стремлении педагога понять и помочь воплотить настоящие потребности, предпочтения обучающегося и его желание сконцентрироваться и выполнить задание, получив удовлетворение и радость, или расслабиться, прийти к спокойному психическому состоянию.

Самой большой и бесспорной пользой Снузилен является его многофункциональность, которая отличает его от других подобных методов. Специально созданное педагогом положительно настроенное пространство можно использовать как для релаксации, так и для активизации, для познания, взаимодействия и выполнения поставленных целей.

Одной из задач нашего исследования является анализ необходимых педагогу, работающему в концепции Снузилен, дополнительных компетенций.

Для начала обозначим принципиально важные качества такого педагога.

 Педагог должен быть внимательным и чутким, иметь специальную восприимчивость по отношению к ребёнку. Термин «специальная восприимчивость» обозначает главным образом умение распознать клиента/ обучающегося, как организм, его проприоцепцию. Также он должен иметь повышенное внимание к его особенностям и конструктивные установки к ним, эмоциональный интеллект - качества, необходимые для распознавания глубинных социальных потребностей клиента/ обучающегося. Педагог Снузилен должен обладать эмпатией. Следующим важным элементом является активная форма слушания. Основным является желание заниматься распознаванием состояния клиента/ обучающегося и при этом не транслировать свое состояние ему. Также очень важной способностью является терпеливость, умение отличить то, что клиент/ обучающийся говорит, от того, что он хочет сказать и что ему действительно нужно для улучшения состояния. Необходимо уметь тестировать способности, определять ресурсы для развития таланта клиента/ обучающегося, находя правильные виды активности для их развития [3].

Педагог в Снузилен должен быть компетентной и ответственной личностью. Одним из базовых правил работы в Снузилен является то, что клиент/ обучающийся ничего не должен, ни к чему не принуждаем и ему практически все (кроме травматизма) позволено. Это правило является самым главным для педагога, оно неизменно в Снузилен. Педагог должен приспособить свои цели и методы к обучающемуся или клиенту таким образом, чтобы реакция выполнения наступала всегда в радости.

Согласно нашей гипотезе, необходимо обучение практикующих педагогов начальной школы концепции Снузилен, в результате чего, как мы предполагаем, на качественной диагностической основе будет осуществлена полная интеграция младших школьников в эффективный образовательный процесс. Как показывает практика, продолжительность процесса интеграции индивидуальна, но обычно в условиях Снузилен-пространства при наличии подготовленных педагогов укладывается в один учебный год. Для описания полного перечня необходимых дополнительных компетенций педагога начальной школы, способного работать согласно концепции Снузилен, необходимо проведение специального исследования. А затем апробация обновленной модели такой деятельности в условиях начальной школы для соответствующих категорий обучающихся.

Список литературы

1. Божович, Л. И. Личность и еë формирование в детском возрасте: монография / Л. И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968. - 464 с. – (Психологическое исследование).

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь: монография / Л. С. Выготский; под редакцией В. Колбановского – Москва: Полиграфкнига, 1934. - 362 с.- (Психологическое исследование).

3. Елагина, М. Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению / М. Г. Елагина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1989.- № 1 – С. 37–42

4. Дьяченко, О. М. Пути активизации воображения дошкольников: учебное пособие / О. М. Дьяченко. - Москва: ВИНИТИ, 1996. - 197 с. - (Профессиональное образование).- ISBN 5-88919-007-5.

5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста : Психол. исслед. / [А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.]; под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1986. - 172,[2] с.

6. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1991. - 150,[2] с. - (Образование. Пед. науки. Пед. психология).; ISBN 5-7155-0381-7.

7. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. – Москва; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с. - ISBN 5-85152-230-5.

8. Filatova, R.[3] Využití kompenzačních pomůcek v praxi. Skriptum pro kurz Využití kompenzačních pomůcek v praxi. Frýdek Místek: Institut Snoezelen-MSE konceptu, 2014. - S. 66. - ISBN 978-80-260-6333-9.

Рецензии
1. Актуализация использования концепции Снузилен-мультисенсорная среда в педагогике начальной школы Авторы: Сепиашвили Екатерина Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?