с 01.01.2011 по 01.01.2023
Краснодар, Краснодарский край, Россия
ББК 88 Психология
В статье поставлена проблема исследования конструктивного (ресурсного) аспекта личности сотрудников органов внутренних дел, который оказывает положительное влияние на успешность их профессиональной деятельности. Дано понимание метаресурса жизненной успешности личности, который способствует определению значимости отдельных элементов жизни и общего ее понимания, выполняет акцепторную функцию и является предиктором по отношению к субъективным (внутренним) и некоторым объективным (внешним) показателям профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел. Представлено содержательное описание компонентов метаресурса жизненной успешности как системного образования: рефлексивных механизмов, интегративных качеств и эмоциональных переживаний. Цель исследования, заключающаяся в изучении выраженности компонентов метаресурса жизненной успешности и их взаимосвязи у различных категорий сотрудников органов внутренних дел, достигнута благодаря применению сравнительного анализа, критерия различий Краскала-Уоллиса и корреляционного анализа при обработке эмпирических результатов, полученных на выборке сотрудников состоящей из 1278 человек (адъюнкты, курсанты, преподаватели образовательных организаций МВД России, психологи по работе с личным составом и сотрудники ПДН из различных регионов Российской Федерации). Исследование проводилось при помощи авторской методики «Жизненная успешность» (Н.А. Деева (Семенова)). Результаты сравнительного анализа эмпирических данных показали наличие статистически значимых различий между показателями рефлексивных механизмов и эмоциональных переживаний в исследуемых категориях сотрудников. Наиболее низкие показатели присущи категориям адъюнктов и сотрудников ПДН, наиболее благоприятная картина характерна для преподавателей и курсантов. Результаты корреляционного анализа показали наиболее благоприятную картину также в категориях курсантов и преподавателей, где все показатели компонентов метаресурса жизненной успешности имеют положительные значимые взаимосвязи. В категориях адъюнктов, психологов и сотрудников ПДН отмечается отсутствие значимых корреляций показателей эмоциональных переживаний с показателями рефлексивных механизмов и интегративных качеств. В статье обозначены возможности учета полученных результатов при реализации основных направлений и задач психологической работы в рамках морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
жизненная успешность, метаресурс, рефлексивные механизмы, интегративные качества личности, эмоциональные переживания, личность сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
Актуальность эмпирического исследования метаресурса жизненной успешности у различных категорий сотрудников органов внутренних дел заключается в выявлении общих признаков и особенностей его компонентов, а также их взаимосвязей, которые оказывают влияние на успешность профессиональной деятельности [12]. Зная особенности функционирования метаресурса у различных категорий сотрудников, можно наиболее эффективно выстраивать их психологическое сопровождение в плане профессионально-личностного развития, что будет являться одним из факторов положительно влияющих как на снижение дисциплинарных нарушений и оттока специалистов, так и на повышение привлекательности профессии для конкретных сотрудников[1]. При общих целях служебной деятельности, функционал сотрудников имеет различия в зависимости от решаемых профессиональных задач, что требует оптимальной «настройки» всей системы ресурсов и, в первую очередь, метаресурсов личности.
Анализ эмпирических работ, опубликованных в отечественных журнальных статьях, входящих в систему РИНЦ, и посвященных изучению личностных характеристик сотрудников органов внутренних дел, показал, что исследователи проявляют интерес к проблематике феноменов, несущих в себе ресурсные функции, а именно: совладающее поведение, саморегуляция психическая и поведенческая, профессиональная и личностная надежность, психологическая устойчивость, мотивация профессиональной и служебной деятельности, профессионально важные качества и др. Авторами осуществляется активный поиск различных психологических качеств, факторов, особенностей, которые оказывают положительное влияние на успешность профессиональной и служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел [15] и возможности ее прогнозирования [3].
В диссертационных исследованиях последних лет также проявляется интерес к конструктивному началу личности. В центр исследовательской проблематики ставятся такие феномены как личностно-средовые ресурсы (Ю.Ю. Корнева, 2020) и успешность адаптации к профессиональной деятельности (Е.А. Попианко, 2023), образ профессии (А.М. Копорейко, 2022) и Я-концепция (В.Н. Дружинина, 2022), самореализация (А.И. Позин, 2022), творческие способности (Е.Ю. Костина, 2021), ассертивность и профессиональное мастерство (Е.В. Саунин, 2021), профессиональная интуиция (И.В. Васильева, 2019), личностная надежность (Ю.В. Трошина, 2019), профессионально-личностное развитие (А.С. Воронина, 2019) и др. По сути, почти каждый из исследуемых феноменов несет в себе ресурсный потенциал.
Вместе с тем, существует проблема поиска таких личностных образований субъекта труда, которые бы выполняли метаресурсную функцию и позволяли рассматривать профессиональную деятельность с позиций ее «встроенности» в жизнь личности.
Метаресурсы, выполняя регулятивную функцию по отношению к целостной жизни личности, оказывают влияние и на профессиональную деятельность. Выявление и исследование такого рода метаресурсов способствует решению одной из основных задач психологии труда, связанной с оказанием помощи профессионалу в построении новых жизненных перспектив, с оцениванием достигнутого и раскрытием новых личностных смыслов своей профессии в качестве основы жизнедеятельности [5]. Эта задача связана с фундаментальными проблемами психологии, что было отмечено в 60-е годы ХХ века в работе А.Н. Леонтьева и Д.Ю. Панова, которые писали, что «Психология труда перестает быть только специальной ветвью психологии. Ее теоретические проблемы становятся также важнейшими проблемами общей психологии человека» [8, c. 32]. Жизненная успешность как один из метаресурсов личности, занимающих высший уровень в иерархии личностных ресурсов, дает возможность наиболее целостно подойти к изучению личности профессионала.
Проблема данного исследования заключается в необходимости обнаружения и обоснования особенностей метаресурса жизненной успешности сотрудников органов внутренних дел.
Подробно структурно-функциональная организация и результаты эмпирических исследований данного метаресурса представлены в ряде статей (Н.А. Деева 2020, 2021; Н.А. Семенова 2022 - 2024). В данном случае, лишь кратко отметим, что жизненная успешность рассматривается нами с позиций ресурсного, регулятивного, субъектного подходов, теорий функциональных систем и осознанной саморегуляции. Она понимается как метаресурс личности, интегративное психологическое образование, выполняющее рефлексивное соотнесение предвосхищаемых и уже достигнутых целей и результатов субъектной активности в соответсвии с программой действий в пространстве ценностно-смыслового поля личности с учетом складывающихся социокультурных условий на основе выборов и решений [13]. Этот метаресурс выполняет акцепторную функцию и является предиктором по отношению к субъективным (внутренним) и некоторым объективным (внешним) показателям профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел.
Важным моментом является понимание и самой категории жизни как того пространства, где исследуемый метаресурс функционирует. Данная категория является достаточно сложной для психологии и не имеет точного определения. С позиций философии жизни, она трактуется как взаимодействие между личностями, взаимосвязь переживаний в сопряженности субъективности и объективности, бытие временем [7]. Жизнь – это взаимодействие, существующее «между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени» [6, с.130]. Она характеризуется пребыванием в парадоксальной реальности, когда здесь и сейчас человеку необходимо решать, что и как будет в той реальности, которой еще нет ( в будущем), жизнь заключается в «начинании будущего бытия » [11]. Благодаря этому жизнь можно понимать как творчество и самотворчество в процессе которых происходят интенсивные качественные преобразования, в том числе и самой личности [10]. Процесс творчества предполагает постоянное взаимодействие со средой, в котором человек находится в текучем равновесии за счет непрерывного потока энергии и ресурсов [2; 1]. Все это указывает на необходимость акцепторной функции, которая, в частности, реализуется метаресурсом жизненной успешности. Жизненная успешность способствует определению значимости отдельных элементов жизни и выстраиванию общего ее понимания. Профессиональная деятельность встроена в данное пространство, личность является субъектом труда, но, в то же время, она является субъектом общественного развития [9].
Метаресурс жизненной успешности представляет собой системное образование состоящее из таких компонентов как рефлексивные механизмы, интегративные качества и эмоциональные переживания. Отметим, что выделение данных компонентов и их содержательное наполнение осуществлялось при помощи гипотетико-дедуктивного и эмпирического методов. Был произведен анализ достаточно обширного пласта философской и психологической литературы, связанной с проблемами успешности, анализ эмпирических данных (сочинений и эссе), где при помощи категориального и тематического анализа выделялись соответствующие компоненты.
Рефлексивные механизмы представлены рефлексивно-технологическим, рефлексивно-аксиологическим и рефлексивно-онтологическим. Рефлексивно-технологический механизм предполагает постановку, формулирование целей; анализ и прогнозирование путей их достижения за счет навыка соотнесения цели и результата. Рефлексивно-аксиологический механизм предполагает анализ и прогнозирование реализации своих ценностей в социуме с учетом его норм, понимание значимости выполняемой деятельности (в том числе и профессиональной). Рефлексивно-онтологический механизм предполагает обнаружение и понимание смыслов в настоящей ситуации и в перспективе, осознание собственных жизненных принципов в соотношении с внешней реальностью.
Интегративные качества представлены инструментальными, социально-психологическими качествами и жизненной диспозицией. Инструментальные качества включают в себя комплекс характеристик, представляющих когнитивно-поведенческие и волевые способности личности при постановке и достижении целей. Социально-психологические качества включают характеристики связанные мотивацией достижения успеха, оптимальной склонности к риску, лидерством, командной работой, социальным интересом, самореализацией и др., то есть с теми моментами, которые позволяют устанавливать иерархию собственных ценностей и реализовывать их в обществе. Жизненная диспозиция характеризуется наличием таких комплексных качеств, которые выражают установки личности по отношению к жизни и ее смысловому насыщению и определяют смысловое содержание успеха: оптимистичность, реалистичность, принципиальность, жизнестойкость, внутренняя свобода, активная позиция, ответственность, совесть, устойчивость к неопределенности.
Эмоциональные переживания представлены праксическими, нравственными и бытийными. Праксические (деятельностные) переживания проявляются в удовлетворенности и увлеченности процессом, удовлетворенности результатом, восторге, радости, бодрости и т.п. Нравственные эмоциональные переживания проявляются в чувстве собственного достоинства, чувстве значимости своей деятельности (профессии), гордости, любови, альтруистических чувства, чувстве патриотизма, долга. Бытийные переживания проявляются в таких экзистенциальных формах как переживание наполненности, осмысленности и значимости своей жизни, пиковых экзистенциальных переживаниях.
Перечисленные компоненты функционируют во взаимосвязанных контекстах ценностно-смысловой сферы: цели-ценности-смыслы. Условно их можно упорядочить по таким линиям: в контексте целей в большей степени активизируются рефлексивно-технологический механизм, инструментальные качества и праксические переживания; в контексте ценностей – рефлексивно-аксиологический механизм, социально-психологические качества и нравственные переживания, в контексте смыслов – рефлексивно-онтологический механизм, жизненная диспозиция и бытийные переживания.
Таким образом, жизненная успешность как метаресурс является системным образованием, в котором во взаимосвязи существуют определенные механизмы, свойства и состояния [4], слаженная работа которых обеспечивает наиболее эффективное функционирование данного метаресурса.
Цель исследования: изучить выраженность компонентов метаресурса жизненной успешности и их взаимосвязи у различных категорий сотрудников органов внутренних дел
Гипотеза исследования: вероятно, что компоненты метаресурса жизненной успешности и особенности их взаимосвязи будут иметь различия в выборочных совокупностях сотрудников органов внутренних дел по признаку их профессиональной принадлежности.
Предметная область исследования: структурно-функциональная организация жизненной успешности как метаресурса личности.
Методология исследования представлена интеграцией принципов ресурсного, регулятивного и субъектного подходов: системности, субъектности, осознанной саморегуляции, метаресурсности.
Методика исследования
Исследование проводилось при помощи авторской методики «Жизненная успешность» (Н.А. Деева (Семенова)) [4]. Методика является самооценочной, ее структура определена в соответствии с теоретическим конструктом метаресурса жизненной успешности и, соответственно, целью является измерение выраженности основных компонентов данного метаресурса.
Исследование проводилось на выборке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в количестве 1278 человек. Выборку составили: курсанты образовательных организаций МВД России (Краснодарский университет МВД России, Сибирский юридический институт МВД России, Восточно-Сибирский институт МВД России); преподаватели образовательных организаций МВД России из различных регионов; адъюнкты Краснодарского университета МВД России; психологи подразделений по работе с личным составом (психологи) и сотрудники ПДН из различных регионов, проходившие повышение квалификации на базе Краснодарского университета МВД России.
Таблица 1
Структура исследовательской выборки
Респонденты |
Частота |
Проценты |
Курсанты |
956 |
74,8 |
Адъюнкты |
44 |
3,4 |
Преподаватели |
155 |
12,1 |
Психологи |
63 |
4,9 |
Сотрудники ПДН |
60 |
4,7 |
Всего |
1278 |
100,0 |
Обследование проводилось как очно с заполнением бланков, так и дистанционно при помощи заполнения электронных форм.
Для обработки полученных данных были использованы методы описательной статистики, критерий различий Краскала-Уоллиса для нескольких независимых выборок, корреляционный анализ по Пирсону с помощью IBM SPSS Statistics 26.
Результаты исследования
Полученные эмпирические данные были обработаны при помощи методов описательной статистики. Показатели стандартной отклонения и дисперсии свидетельствуют о различной величине разброса данных у респондентов, принадлежащих к различным категориям (таблица 2). У всех категорий респондентов отмечается наибольший разброс данных по показателям, относящимся к переживаниям, при этом средние значения данных показателей являются достаточно низкими в среднем по выборке (рисунок 1).
Таблица 2
Показатели описательной статистики выраженности компонентов метаресурса жизненной успешности в исследуемой выборке
Категории респондентов |
Показатели |
Среднее |
Стандартная отклонения |
Дисперсия |
|
Статистика |
Стандартная ошибка |
Статистика |
Статистика |
||
Курсанты
|
РТ |
6,651 |
0,059 |
1,781 |
3,170 |
РА |
6,519 |
0,060 |
1,814 |
3,292 |
|
РО |
6,536 |
0,059 |
1,786 |
3,189 |
|
ИК |
6,458 |
0,064 |
1,929 |
3,720 |
|
СП |
6,579 |
0,060 |
1,808 |
3,268 |
|
ЖД |
6,585 |
0,059 |
1,782 |
3,174 |
|
ПП |
6,562 |
0,074 |
2,237 |
5,004 |
|
НП |
5,622 |
0,080 |
2,413 |
5,823 |
|
БП |
5,661 |
0,080 |
2,400 |
5,758 |
|
Адъюнкты
|
РТ |
6,516 |
0,155 |
1,030 |
1,060 |
РА |
6,168 |
0,158 |
1,047 |
1,097 |
|
РО |
6,650 |
0,162 |
1,075 |
1,155 |
|
ИК |
6,642 |
0,252 |
1,379 |
1,901 |
|
СП |
6,567 |
0,194 |
1,060 |
1,124 |
|
ЖД |
6,837 |
0,210 |
1,152 |
1,327 |
|
ПП |
3,689 |
0,509 |
2,787 |
7,770 |
|
НП |
3,022 |
0,477 |
2,613 |
6,825 |
|
БП |
3,156 |
0,475 |
2,603 |
6,776 |
|
Преподаватели |
РТ |
6,464 |
0,097 |
1,202 |
1,446 |
РА |
6,482 |
0,100 |
1,248 |
1,559 |
|
РО |
6,672 |
0,102 |
1,271 |
1,615 |
|
ИК |
6,619 |
0,117 |
1,384 |
1,917 |
|
СП |
6,679 |
0,118 |
1,397 |
1,951 |
|
ЖД |
6,721 |
0,123 |
1,454 |
2,114 |
|
ПП |
7,046 |
0,148 |
1,537 |
2,362 |
|
НП |
6,019 |
0,156 |
1,618 |
2,616 |
|
БП |
6,056 |
0,167 |
1,739 |
3,025 |
|
Психологи
|
РТ |
6,530 |
0,157 |
1,249 |
1,561 |
РА |
6,664 |
0,173 |
1,369 |
1,875 |
|
РО |
6,552 |
0,150 |
1,192 |
1,420 |
|
ИК |
6,310 |
0,173 |
1,373 |
1,885 |
|
СП |
6,637 |
0,155 |
1,232 |
1,519 |
|
ЖД |
6,623 |
0,136 |
1,083 |
1,173 |
|
ПП |
6,389 |
0,307 |
2,435 |
5,928 |
|
НП |
5,423 |
0,291 |
2,313 |
5,352 |
|
БП |
5,505 |
0,293 |
2,324 |
5,400 |
|
Сотрудники ПДН |
РТ |
6,230 |
0,245 |
1,894 |
3,588 |
РА |
6,328 |
0,229 |
1,771 |
3,137 |
|
РО |
6,253 |
0,219 |
1,696 |
2,875 |
|
ИК |
6,443 |
0,243 |
1,884 |
3,549 |
|
СП |
6,621 |
0,222 |
1,716 |
2,945 |
|
ЖД |
6,396 |
0,227 |
1,761 |
3,100 |
|
ПП |
5,642 |
0,360 |
2,786 |
7,761 |
|
НП |
4,753 |
0,328 |
2,539 |
6,447 |
|
БП |
4,650 |
0,317 |
2,456 |
6,031 |
Примечание для таблиц 1-7: РТ – рефлексивно-технологический механизм, РА – рефлексивно-аксиологический механизм, РО – рефлексивно-онтологический механизм, ИК – инструментальные качества, СП – социально-психологические качества, ЖД – жизненная диспозиция, ПП –праксические переживания, НП – нравственные переживания, БП – бытийные переживания.
Применение критерия Краскала-Уоллиса позволило констатировать значимость различий показателей рефлексивных механизмов и эмоциональных переживаний в исследуемых категориях сотрудников (таблица 3), тогда как интегративные качества не имеют значимых различий.
Таблица 3
Сводка критерия Краскала-Уоллиса для независимых выборок
Переменные |
РТ |
РА |
РО |
ИК |
СП |
ЖД |
ПП |
НП |
БП |
Статистика критерия |
35,179 |
23,623 |
11,345 |
8,601 |
6,250 |
7,334 |
57,506 |
52,122 |
53,732 |
Степень свободы |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Асимптотическая значимость (2-сторонний критерий) |
,000 |
,000 |
,045 |
,126 |
,283 |
,197 |
,000 |
,000 |
,000 |
Рисунок 1. Выраженность компонентов метаресурса жизненной успешности у различных категорий сотрудников органов внутренних дел МВД России в исследуемой выборке
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют об особенностях взаимосвязи показателей метаресурса жизненной успешности у различных категорий респондентов (таблицы 4-8).
Таблица 4
Корреляция компонентов метаресурса жизненной успешности в выборке курсантов
|
РТ |
РА |
РО |
ИК |
СП |
ЖД |
ПП |
НП |
БП |
РТ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
РА |
,890** |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
РО |
,867** |
,838** |
1 |
|
|
|
|
|
|
ИК |
,772** |
,747** |
,777** |
1 |
|
|
|
|
|
ПС |
,852** |
,824** |
,837** |
,759** |
1 |
|
|
|
|
ЖД |
,860** |
,838** |
,866** |
,780** |
,891** |
1 |
|
|
|
ПП |
,660** |
,681** |
,592** |
,565** |
,617** |
,601** |
1 |
|
|
НП |
,493** |
,526** |
,467** |
,422** |
,484** |
,508** |
,731** |
1 |
|
БП |
,516** |
,543** |
,462** |
,459** |
,517** |
,500** |
,773** |
,853** |
1 |
Примечание для таблиц 3-7: * – корреляция значима на уровне 0,05; ** – корреляция значима на уровне 0,01.
Таблица 5
Корреляция компонентов метаресурса жизненной успешности в выборке адъюнктов
|
РТ |
РА |
РО |
ИК |
СП |
ЖД |
ПП |
НП |
БП |
РТ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
РА |
,646** |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
РО |
,722** |
,475** |
1 |
|
|
|
|
|
|
ИК |
,533** |
,612** |
,610** |
1 |
|
|
|
|
|
ПС |
,495** |
,376* |
,592** |
,651** |
1 |
|
|
|
|
ЖД |
,565** |
,544** |
,611** |
,711** |
,766** |
1 |
|
|
|
ПП |
,679** |
,562** |
,297 |
,211 |
,208 |
,240 |
1 |
|
|
НП |
,560** |
,584** |
,256 |
,109 |
,289 |
,254 |
,869** |
1 |
|
БП |
,568** |
,434* |
,237 |
,112 |
,249 |
,173 |
,860** |
,788** |
1 |
Таблица 6
Корреляция компонентов метаресурса жизненной успешности в выборке преподавателей
|
РТ |
РА |
РО |
ИК |
СП |
ЖД |
ПП |
НП |
БП |
РТ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
РА |
,745** |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
РО |
,733** |
,738** |
1 |
|
|
|
|
|
|
ИК |
,719** |
,649** |
,735** |
1 |
|
|
|
|
|
ПС |
,665** |
,546** |
,626** |
,800** |
1 |
|
|
|
|
ЖД |
,710** |
,604** |
,656** |
,856** |
,866** |
1 |
|
|
|
ПП |
,587** |
,428** |
,581** |
,589** |
,648** |
,597** |
1 |
|
|
НП |
,365** |
,312** |
,467** |
,455** |
,431** |
,389** |
,601** |
1 |
|
БП |
,285** |
,321** |
,415** |
,419** |
,399** |
,391** |
,551** |
,770** |
1 |
Таблица 7
Корреляция компонентов метаресурса жизненной успешности в выборке психологов
|
РТ |
РА |
РО |
ИК |
СП |
ЖД |
ПП |
НП |
БП |
РТ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
РА |
,450** |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
РО |
,672** |
,612** |
1 |
|
|
|
|
|
|
ИК |
,509** |
,352** |
,566** |
1 |
|
|
|
|
|
ПС |
,491** |
,669** |
,496** |
,450** |
1 |
|
|
|
|
ЖД |
,651** |
,674** |
,599** |
,479** |
,744** |
1 |
|
|
|
ПП |
,217 |
,422** |
,165 |
,196 |
,409** |
,297* |
1 |
|
|
НП |
,124 |
,360** |
,154 |
,161 |
,301* |
,225 |
,901** |
1 |
|
БП |
,207 |
,374** |
,147 |
,180 |
,291* |
,243 |
,872** |
,876** |
1 |
Таблица 8
Корреляция компонентов метаресурса жизненной успешности в выборке сотрудников ПДН
|
РТ |
РА |
РО |
ИК |
СП |
ЖД |
ПП |
НП |
БП |
РТ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
РА |
,799** |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
РО |
,856** |
,859** |
1 |
|
|
|
|
|
|
ИК |
,782** |
,702** |
,737** |
1 |
|
|
|
|
|
ПС |
,824** |
,894** |
,867** |
,752** |
1 |
|
|
|
|
ЖД |
,883** |
,816** |
,849** |
,734** |
,835** |
1 |
|
|
|
ПП |
,377** |
,555** |
,428** |
,303* |
,471** |
,282* |
1 |
|
|
НП |
,365** |
,494** |
,373** |
,317* |
,419** |
,292* |
,851** |
1 |
|
БП |
,220 |
,335** |
,231 |
,179 |
,342** |
,134 |
,794** |
,775** |
1 |
Обсуждение результатов
В первую очередь заострим внимание на проблемных моментах, связанных с меньшей выраженностью тех или иных компонентов метаресурса жизненной успешности у различных категорий респондентов.
Средние показатели рефлексивных механизмов у всех категорий сотрудников в исследуемой выборке в целом приближены к среднестатистическим по данной методике [14]. При этом значимые различия, полученные в выборках относительно друг друга позволяют говорить о наличии особенностей функционирования механизмов жизненной успешности, которые обеспечивают рефлексивное соотнесение предвосхищаемых и уже достигнутых целей и результатов субъектной активности в пространстве ценностно-смыслового поля личности с учетом складывающихся социокультурных условий. Рефлексивно-технологический механизм в меньшей степени выражен в группе сотрудников ПДН (6,230). Это может проявляться в сложностях при формулировке и постановке целей, а также путей их достижения и соотнесения цели с полученным результатом. Рефлексивно-аксиологический механизм в меньшей степени выражен в выборках адъюнктов (6,168) и сотрудников ПДН (6,328), что может затруднять понимание и реализацию собственных ценностей в социуме, а также понимание значимости собственной деятельности. Рефлексивно-онтологический механизм также в меньшей степени проявляется у сотрудников ПДН (6,253), это может вызывать сложности понимания смыла своей успешности и осознания собственных жизненных принципов.
Средние показатели интегративных качеств несколько ниже среднестатистических [14], при этом между категориями сотрудников в исследуемой выборке значимых различий не отмечается. Возможно, ресурсный потенциал инструментальных, социально-психологических и диспозиционных субъектных качеств мог бы использоваться сотрудниками в большей степени при функционировании метаресурса жизненной успешности посредством: когнитивно-поведенческих и волевых качеств, связанных с постановкой и достижением целей; социально-психологических качеств, характеризующих эффективную включенность личности в социум, способствующих пониманию и реализации личных ценностей; качеств выражающих доминирующие диспозиции личности по отношению к жизни и ее смыслам.
Показатели эмоциональных переживаний имеют значимые различия между всеми категориями респондентов. Праксические переживания существенно ниже среднестатистических значений [14] в группах адъюнктов (3,689) и сотрудников ПДН (5,642). Это может свидетельствовать о снижении уровня переживания удовлетворенности деятельностью и ее результатом, увлеченности процессом, такие респонденты в меньшей степени испытывают восторг и радость в ситуациях, когда их деятельность является успешной. Нравственные переживания имеют более низкие значения во всех группах респондентов по сравнению со среднестатистическими. При этом наиболее низкие показатели присущи группе адъюнктов (3,022) и сотрудников ПДН (4,753). Данные респонденты в меньшей степени, по сравнению с остальными, используют ресурсный потенциал нравственных переживаний в процессе функционирования метаресурса жизненной успешности при предвосхищении и оценке результатов собственной деятельности и жизни, а именно, у них в меньшей степени выражено чувства собственного достоинства, значимости своей деятельности (профессии), гордости, долга и т.п. В свою очередь, данные сложные чувства и переживания являются неким «мерилом» подлинности успеха личности. Бытийные переживания также имеют значения ниже среднестатистических в выборках адъюнктов (3,156) и сотрудников ПДН (4,650). В данных категориях респондентов есть большая вероятность возникновения экзистенциальных проблем, которые могут и не осознаваться ими и проявляться в отсутствии эпизодов переживания наполненности жизни, ее осмысленности и значимости, пиковых экзистенциальных переживаний. Скудность такого рода переживаний может приводить к механистичности жизни, бессмысленному выполнению деятельности (в том числе и профессиональной), потере ориентиров подлинного успеха.
Также важно обратить внимание на категории респондентов с наиболее благоприятной картиной выраженности компонентов метаресурса жизненной успешности, которые представлены группами курсантов и преподавателей образовательных организаций МВД России. Причем у преподавателей наибольший показатель присущ рефлексивно-онтологическому механизму, что свидетельствует о понимании смыла своей успешности и осознания собственных жизненных принципов.
Категория психологов по выраженности показателей в общем занимает среднюю позицию по сравнению с остальными исследуемыми категориями, при этом показатели эмоциональных переживаний наиболее низкие по сравнению с показателями механизмов и качеств в данной категории.
Для наиболее глубокого понимания функционирования метаресурса жизненной успешности был проведен корреляционный анализ, результаты которого позволили говорить о некоторых особенностях взаимосвязей компонентов данного метаресурса в различных категориях респондентов. В категориях курсантов и преподавателей образовательных организаций МВД России значимые корреляции присутствуют между всеми компонентами метаресурса, что подтверждает предположение о наиболее благоприятном функционировании данного метаресурса (таблицы 4, 6).
В категориях адъюнктов, психологов и сотрудников ПДН отмечается отсутствие значимых корреляций между некоторыми показателями, причем отсутствие взаимосвязей в первую очередь касается такого компонента как эмоциональные переживания (таблицы 5, 7, 8). Так, у адъюнктов не связаны между собой такие показатели всех видов эмоциональных переживаний с рефлексивно-онтологическим механизмом и интегративными качествами, что лишь дополняет картину наименьшей выраженности показателей эмоциональных переживаний у данной категории респондентов, когда возникают затруднения с эмоциональной оценкой пониманием собственных жизненных принципов и тех качеств личности, которые помогают достигать результатов и конструктивно осмысливать свои цели. У психологов отмечается похожая картина, когда эмоциональные переживания не связаны с рефлексивно-технологическим и рефлексивно-аксиологическим механизмами, а также с инструментальными качествами и жизненной диспозицией. При этом у сотрудников ПДН между компонентами метаресурса отмечается большее количество значимых взаимосвязей, не смотря на меньшую выраженность самих компонентов. Исключением являются бытийные переживания, которые не связаны с такими показателями как рефлексивно-технологический, рефлексивно-аксиологический механизмы, инструментальные качества и жизненная диспозиция.
[1] http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70744
1. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Что такое жизнь с точки зрения психологии: историко-эволюционный подход к психофизической проблеме // Вопросы психологии. 2016. №2. С. 3-23.
2. Берталанфи Л. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. 1969. С. 30–54.
3. Бовин Б.Г., Казберов П.Н., Кокурин А.В., Красов Д.А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний России // Прикладная юридическая психология. 2009. №3. С.72-85.
4. Деева Н.А. Методика «Жизненная успешность»: структура и валидизация // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. №3. С. 494–520. DOIhttps://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-3-494-520.
5. Дикая Л.Г., Журавлев А.Л., Занковский А.Н. Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2016. Т.1. №1. С. 7−48.
6. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. №10. С. 129-143.
7. Козырева Т.В. Жизнь как категория гуманитарных наук // Вестник Югорского государственного университета. 2016. №1 (40). С. 130-138.
8. Леонтьев А. Н., Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс. М. 1962. 62с.
9. Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2013. 942с.
10. Налетов Ю. А. Жизнь как философская категория : автореф. дис. ... канд. философ. Наук. Санкт-Петербург. 2008. 23 с.
11. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? М.: Наука. 1991. 411 с.
12. Семенова Н.А Метаресурс жизненной успешности как психологический предиктор профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, №1(96). С. 89–101. DOI/10.24412/1999-6241-2024-196-000-000
13. Семенова Н.А. Классификационные характеристики жизненной успешности как личностного метаресурса сотрудников органов внутренних дел в сравнении c представителями других социономических профессий // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2023. №3. С. 133-151. DOIhttps://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-3-133-151.
14. Семенова Н.А. Структурно-функциональная организация жизненной успешности как метаресурса личности современного преподавателя высшей школы // Российский психологический журнал. 2022. Т.19. № 4. С. 94-109. DOIhttps://doi.org/10.21702/rpj.2022.4.6.
15. Федотов С.Н., Еременко Т.Е. Влияние психологических факторов на успешность служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №1 (64). С.3-8.