Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ББК 88 Психология
Необходимость совершенствования развития коммуникативных навыков и умений психологов в образовательной организации МВД России обусловлена невысоким уровнем развития коммуникативной сферы личности выпускников. Это подтверждается данными эмпирического исследования, представленными в статье. В то же время отсутствуют инструменты контроля за развитием этой сферы и учета особенностей личности обучающихся при реализации соответствующих дисциплин образовательной программы. Как показывает практика, образовательный процесс традиционно реализуется в рамках нескольких базовых дисциплин, нацеленных на развитие компетенций, связанных с коммуникативной сферой личности. При этом исходный уровень развития коммуникативных способностей и особенности личности обучающихся не учитываются. Кроме того, оценка развития коммуникативной сферы выпускника по результатам реализации соответствующих дисциплин не проводится. В статье предлагается подход к использованию разработанного универсального научно-методического аппарата, направленного на развитие психологов в процессе их профессиональной подготовки за счет изменения их коммуникативной сферы с учетом особенностей их личности.
коммуникативная сфера, коммуникативные способности, психолог органов внутренних дел, образовательная программа, универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, квалификационные требования
Организация подготовки психологов в образовательных организациях системы МВД России связана с ориентацией преподаваемых дисциплин на требования целого ряда нормативных документов (приказы МВД России [1, 2], приказы Минобрнауки России [3], квалификационные требования [4]). Анализ вышеуказанных руководящих документов показывает, что ведомственные психологи в целях успешного решения задач психологической работы должны выполнять функции, требующие не только высокого уровня развития отдельных коммуникативных навыков и умений, но и коммуникативной сферы личности сотрудников ОВД.
При этом в приказе МВД России от 2 сентября 2013 года № 660 можно выделить 8 таких функций [1]. В приказе МВД России от 27 августа 2024 года № 500 насчитывается 6 таких функций [2].
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности [3] и Квалификационными требованиями к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, прошедших обучение по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (специализация Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов) [4], для психологов органов внутренних дел устанавливаются компетенции, имеющие отношение к коммуникативной сфере личности:
- способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3);
- способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4);
- способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5);
- способен выявлять специфику функционирования психики человека с учетом возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам (ОПК-6, ПК-2);
- способен осуществлять консультирование в области межличностных отношений, профориентации, планирования карьеры профессионального и личностного роста, организации служебной деятельности персонала (ОПК-7);
- способен взаимодействовать с сотрудниками подразделений по работе с личным составом по вопросам проведения психологических консультаций и коррекционных мероприятий с сотрудниками, допустившими нарушения служебной дисциплины, противоправное поведение (ПК-27);
- способен осуществлять консультирование в области межличностных и семейных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста (ПК-29);
- способен консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата (ПК-30);
- способен осуществлять сбор информации о сотрудниках, нуждающихся в консультационных мероприятиях по вопросам психологических аспектов при решении оперативно-служебных задач, регулирования семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизация последствий межличностных конфликтов (ПК-31) и др.
Чтобы выявить, насколько реализуемый в соответствии с учебным планом педагогический процесс способствует развитию коммуникативных способностей психологов, проведено эмпирическое исследование, в ходе которого была осуществлена оценка показателей, характеризующих способность обучаемых устанавливать психологический контакт с окружающими людьми.
Для проведения эмпирического исследование в качестве обследуемых привлекались курсанты, обучающиеся по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» в образовательной организации высшего образования МВД России.
В ходе эмпирического исследования осуществлялось измерение таких психологических характеристик испытуемых, как: мотивы аффилиации (опросник А. Мехрабиана), эмоциональный интеллект (методика Н. Холла), социальный интеллект (методика Дж. Гилфорда), коммуникативные умения (тест Л. Михельсона).
Анализ полученных в процессе нашего исследования эмпирических данных показал, что высоким уровнем развития социального интеллекта обладает только 11,5 процентов испытуемых. При этом способность предвидеть последствия поведения собеседника, способность к познанию классов поведения, способность к познанию систем поведения выявлена у 3,8 процента испытуемых, а способность к познанию преобразований поведения – у 7,7 процентов испытуемых. Полученные результаты анализа эмпирических данных позволяют сделать вывод о том, что важным моментом в профессиональной подготовке психологов для органов внутренних дел является развитие у них понимания партнера по общению в отношении его реакций поведения (вербальных и невербальных), а также умений предвосхищать динамику и последствия взаимодействия.
По развитию эмоционального интеллекта можно сделать вывод, что на высоком уровне эмоциональная осведомленность и эмпатия выражены только у 38,5 процента испытуемых, управление своими эмоциями – у 27,5 процента испытуемых, самомотивация – у 26,5 процента испытуемых, а управление эмоциями других людей – у 22 процентов испытуемых. Из полученных данных видно, что эмоциональная сторона установления психологического контакта у значительного числа испытуемых находится на недостаточно высоком уровне и требует корректировки программы их подготовки.
Анализ результатов исследования коммуникативных умений показал, что зависимый способ общения встречается у 28 процентов испытуемых, агрессивный – у 15 процентов испытуемых. В то же время, компетентный способ общения слабо развит у 42,3 процента испытуемых. Полученные нами результаты позволили также сделать вывод о том, что недостаточный уровень развития коммуникативных умений и коммуникативной компетентности испытуемых требуют дальнейшего совершенствования их профессиональной подготовки.
Анализ мотивов аффилиации выявил низкий уровень показателя стремления к принятию окружающими людьми (более 80 процентов испытуемых), а также высокий уровень показателя страха быть отвергнутым другими людьми (более 60 процентов испытуемых). Полученные результаты эмпирического исследования показывают, что мотивы аффилиации большинства испытуемых не вызывают достаточно выраженных внутренних побуждений идти на контакт с окружающими людьми, что препятствует установлению благоприятной психологической атмосферы, прежде всего, внутри самого психолога и может рассматриваться как некоторый психологический барьер психолога мотивационного характера. Для изменения сложившихся мотивационных тенденций испытуемых требуется проведение целенаправленного воздействия на мотивационную сферу их личности в интересах развития у психологов потребности к общению и смелости идти на контакт при взаимодействии с окружающими людьми.
Суммируя результаты проведенного эмпирического исследования, можно сказать, что у большинства испытуемых показатели социального и эмоционального интеллекта выражены на низком уровне. У значительного числа испытуемых коммуникативные умения реализуются по доминирующему способу общения «зависимый» и «агрессивный», а у чуть более 50 процентов испытуемых - по такому доминирующему способу общения как «компетентный». При этом характеристики мотивации аффилиации не способствуют благоприятному развитию процесса общения в реальном межличностном взаимодействии психолога с другими сотрудниками (стремление к принятию окружающими сослуживцами на высоком уровне выражено только у 15 процентов обучаемых, а страх быть отвергнутым сослуживцами на низком уровне выражен только у 37 процентов обучаемых).
В ходе анализа организации учебного процесса выявлено, что в ходе реализации основной профессиональной образовательной программы не осуществляется единый (совместный) контроль развития коммуникативной сферы обучающихся и достигаемого уровня ее развития по всем дисциплинам.
Следует отметить, что основы разработки научно-методического аппарата решения актуальной научной задачи развития коммуникативной сферы обучающихся в образовательной организации высшего образования МВД России предложены еще в 2011 году [7, с. 108-113; 8, с. 40-46]. В рамках разработанного научного подхода осуществлялся поиск влияющих факторов в цепочке причинно-следственных зависимостей (характеристики личности – показатели коммуникативной сферы). В интересах поиска вышеназванных зависимостей в процессе анализа полученных эмпирических данных использовался однофакторный дисперсионный анализ. Отработка научного подхода проводилась с привлечением испытуемых, обучающихся по двум юридическим специальностям. На последующих этапах исследования работоспособность и универсальность данного подхода в поиске детерминирующих коммуникативную сферу факторов подтверждена при проведении обследований с привлечением испытуемых, обучающихся по другим специальностям (психологи, социальные педагоги).
Методический аспект развития коммуникативной сферы обучающихся раскрыт в целом ряде публикаций [6, с. 25-40; 10, с. 24-33], где также приводятся результаты оценки эффективности предлагаемого развивающего тренинга. В рамках отдельных практических занятий в условиях реализации планового учебного процесса показана возможность применения специальных упражнений и игр для развития отдельных коммуникативных свойств и способностей психологов [9, с. 80-81]. Оценка уровня развития коммуникативных способностей психологов может осуществляться с помощью разработанной авторской методики Здоровой С. В. [5, с. 17-23].
Таким образом, предложенный научно-методический аппарат развития коммуникативных свойств и способностей психологов МВД России позволяет не только разрабатывать адаптивные исходному уровню развития их коммуникативной сферы специальные тренинговые программы, но и контролировать уровни и достаточность развития коммуникативных способностей. Такой научный подход в профессиональной подготовке психологов МВД России поможет им максимально полно реализовать в своей профессиональной деятельности компетенции, связанные с коммуникативной сферой [4].
1. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 года № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. 2. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 августа 2024 года № 500 «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
3. Приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 г. № 59826).
4. Квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, прошедших обучение по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (специализация Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов), утвержденные Министром внутренних дел Российской Федерации 20.04.2021 г.
5. Здорова С.В. Авторская методика оценки уровня развития коммуникативных способностей личности и ее применение //Психология и педагогика служебной деятельности. - 2021. - № 3. - С. 17-23.
6. Здорова С.В. Результаты применения тренинговой программы для развития коммуникативных способностей у студентов-психологов с учетом индивидуально-психологических особенностей их личности //Психология обучения. - 2018. - №4 - С. 25-40.
7. Здорова С.В., Сударик А.Н. Коммуникативный потенциал юриста: факторный анализ влияющих психологических характеристик //Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2013. - № 4 (67). - С. 108-113.
8. Здорова С.В., Сударик А.Н. Коммуникативные умения и навыки психологов органов внутренних дел: научное и методическое обеспечение развития в рамках федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Психология служебной деятельности» //Педагогика и психология: академический журнал. - 2023. - № 2 (2). - С. 40-46.
9. Здорова С.В., Сударик А.Н. Формирование коммуникативных способностей обучающихся при проведении практических занятий по дисциплине «Общий психологический практикум»: технологический подход //Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2016. - №1 (77). - С. 80-81.
10. Здорова С.В., Федотов С.Н., Сударик А.Н. Изменение коммуникативных установок личности курсантов-психологов с использованием адаптивной тренинговой программы //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2020. - № 2 (51). - С. 24-33.