ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ МОСУ МВД РОССИИ ИМЕНИЯ В.Я. КИКОТЯ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье анализируется опыт кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по формированию у обучающихся практических навыков и умений, необходимых им в будущей профессиональной деятельности. Основной акцент делается на поиске таких форм обучения, использование которых способствовало бы подготовке высококвалифицированных специалистов с необходимым уровнем практических навыков и умений. В современных условиях от выпускников требуются навыки и умения, которые позволили бы им ориентироваться в условиях динамически развивающейся правовой системы, при необходимости быстро определить и выполнить предусмотренный алгоритм действий, который позволит им наиболее эффективно решить конкретную практическую ситуацию. Именно о некоторых особенностях подготовки такого специалиста уделено внимание в содержании данной публикации. Предметом настоящей статьи является накопленный опыт кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по проведению различных видов практических занятий, которые объединены в несколько групп, различающихся между собой методикой их проведения. Кроме того, авторами уделено внимание на место и роль самого преподавателя при проведении учебных занятий, так как от личностных качеств преподавателя, его теоретической и методической подготовленности, интеллекта, знания преподаваемого предмета во многом зависит и эффективность проведенного занятия. Целью настоящего исследования является обобщение и анализ накопленного педагогического опыта, а также выработка рекомендаций касающихся формирования у обучающихся практических навыков и умений, необходимых им в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова:
преподаватель, курсанты и слушатели, практические навыки, практические занятия, профессиональная деятельность
Текст

На современном этапе развития системы высшего профессионального образования, особую актуальность приобретают вопросы поиска новых подходов к организации учебного процесса, поиска таких форм обучения, использование которых способствовало бы подготовке действительно высококвалифицированных специалистов [1-3, 5]. Какие требования выдвигает сегодня правоприменительная практика к квалифицированному специалисту? Ответ прост, если ориентироваться на требования, сформулированные к результатам освоения учебных программ высшего образования [Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 августа 2020 г. №  1138 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности // https://fgos.ru/fgos/fgos-40-05-01-pravovoe-obespechenie-nacionalnoy-bezopasnosti-1138]. Однако, одно дело – сформулировать навыки и умения (компетенции), которым должен соответствовать будущий специалист, и совсем иное, когда необходимо организовать учебный процесс так, чтобы выпускник образовательного учреждения действительно приобрел за время обучения необходимые компетенции.

Считаем необходимым поделиться тем опытом, который накопил преподавательский состав кафедры предварительного расследования Московского Университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя (далее – Университет) в разрешении обозначенной проблемы.

Во время обучения ППС кафедры направляют свои усилия на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов – субъектов расследования преступлений, системы органов внутренних дел. На сегодняшний день может оказаться недостаточным, если субъект расследования обладает только глубокими теоретическими знаниями различных правовых институтов. Потребности сегодняшнего дня таковы, что от специалиста требуется прежде всего умело ориентироваться в условиях часто меняющейся правовой действительности, быстро определить и применить именно тот алгоритм действий, который будет наиболее целесообразен и эффективен в конкретной практической ситуации, специалист умеющий комплексно применять полученные теоретические знания, а также практические навыки.

Именно на подготовку такого специалиста и направлены практические занятия, проводимые профессорско-преподавательским составом кафедры предварительного расследования Университета, которые в современных условиях фактически носят обязательный характер.

Система образования в целом построена таким образом, что представляет собой поэтапное усвоение курсантами и слушателями основных правовых институтов тех учебных дисциплин, которые последовательно сменяют друг друга на различных этапах обучения. Предполагается, что к концу всего периода обучения, полученные теоретические знания должны преобразоваться в некую систему, синтезироваться в умах наших обучающихся, что не всегда, к сожалению, имеет место в действительности. В этой связи особую значимость при формировании профессиональных компетенций у курсантов и слушателей мы видим в проведении занятий практической направленности.

Кафедра предварительного расследования Университета преподает достаточное количество дисциплин прикладной направленности: «Расследование преступлений против личности и собственности», «Расследование дорожно-транспортных преступлений», «Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ», «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации» и другие. Курсанты и слушатели, которым преподаются эти специальные дисциплины – будущие следователи и дознаватели, чья профессиональная практическая деятельность предполагает применение теоретических знаний по основным юридическим дисциплинам, но вместе с тем подразумевает и комплексное применение норм разных отраслей права, действуя при этом согласно разработанным тактическим приемам и методическим рекомендациям. В конечном итоге стоит задача подготовить выпускников нашего университета к будущей профессии, адаптировать их к правоприменительной практике и существующей правовой действительности.

В процессе всего периода обучения преподавателями кафедры предварительного расследования приоритетное направление отдается проведению практических занятий.

Указанные занятия как форма обучения известны вузовской педагогике с давних времен. Еще в начале 20 века профессор Императорского Новороссийского университета Казанский П.Б., рассуждая о методике проведения занятий на юридических факультетах, предлагал отказаться от лекций, а проведение практических занятий считать основным методом преподавания. Уважаемый профессор совершенно верно отмечал достоинство практических занятий, которое выражалось в том, что в отличие от лекций участники занятий могут проявить свою индивидуальность, самостоятельность мышления, способность отстаивать в споре свою позицию [4]. Прошло уже более ста лет, однако указанное высказывание остается актуальных и в наше время. Мы придерживаемся той точки зрения, что именно практические занятия обеспечивают связь теории и практики, содействуют выработке у курсантов и слушателей умений и навыков по применению ранее полученных ими теоретических знаний.

На основе опыта проводимых кафедрой практических занятий, мы можем выделить пять групп практических занятий, различающихся между собой методикой их проведения:

1. Первая группа – это практические занятия, при проведении которых используется методика по решению ситуационных задач. Фабулы и практические ситуации, проблемные вопросы, которые подлежат разрешению в правовом поле, заимствованы из конкретных уголовных дел, из правоприменительной практики. На таких занятиях курсанты и слушатели овладевают навыками в сфере применение норм различных правовых институтов. Давая уголовно-правовую оценку происходящему, курсанты и слушатели учатся оценивать законность действий и/или решений должностных лиц с точки зрения уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, административного, гражданского, трудового, и иного действующего законодательства.

2. Вторая группа практических занятий основана на методике, позволяющей проанализировать и изучить «настоящие» процессуальные документы, копии которых получены из материалов реальных уголовных дел. Сопоставляя и «тестируя» процессуальный документ на его соответствие требованиям закона, курсант или слушатель неоднократно имеет возможность самостоятельно, либо под руководством преподавателя, не только обратиться к тексту закона, но и понять смысл законодательных установлений, растолковать содержание нормы права, узнать требования законодателя. В некоторых случаях подобный творческий процесс заставляет обучающегося обратиться к нормативным актам органов судебной власти (Постановления и разъяснения Верховного суда РФ), органов исполнительной власти (Постановления Правительства РФ, распоряжения) и прочие акты. Отметим, что процессуальные документы, полученные с правоприменительной практики, не всегда являются безупречны с точки зрения их соответствия требованиям закона. Тем интереснее бывает обсуждение и анализ таких документов. Подобный вид практических занятий обеспечивают курсанту и слушателю возможность «пощупать» настоящее уголовное дело, подержать в руках настоящий процессуальный документ. В ходе такого занятия происходит самое непосредственное и активное общение преподавателя с обучающимися.

3. Методика проведения практических занятий, отнесенных к третьей группе, позволяет курсантам и слушателям привить навыки по составлению процессуальных документов, а также систематизации материалов уголовного дела. На таких занятиях курсанты и слушатели углубляют полученные теоретические знания, вырабатывают собственную правовую позицию, приобретают и совершенствуют элементы юридической культуры, письменной и устной речи. На таких занятиях курсанты и слушатели впервые сами выступают в роли следователя, воспроизводя алгоритм действий данного субъекта расследования, следуя логике расследования, используя изученные тактические приемы при производстве следственных действий, пытаются юридически грамотно и безупречно составить процессуальный документ.

4. Четвертая группа практических занятий – занятия, проведенные с участием представителей практических подразделений органов предварительного расследования. Опыт и навыки передаваемые «напрямую», «из уст в уста» самый эффективный способ наглядно продемонстрировать курсантам и слушателям лучшие и сложные стороны выбранной ими профессии. На таких занятиях курсанты и слушатели узнают не только о проблемах правоприменительной практики, но тут же получают  конкретные советы по их преодолению. «Живое» общение с представителем выбранной профессии не заменит ни один преподаватель, и тем ценнее такие занятия для курсантов и слушателей.

5. Наконец, пятая разновидность практических занятий – это занятия, проводимые на учебных криминалистических полигонах университета. Говоря о криминалистических полигонах для будущих юристов, мы прежде всего подразумеваем ту обстановку, в которой чаще всего оказываются субъекты предварительного расследования, выполняя свои служебные обязанности. Следователь (дознаватель) помимо служебного помещения часто оказывается в различных помещениях и на улице, когда, например, выезжает на осмотр места совершения преступления, или производит следственные действия вне стен ОВД (например, осмотр автомашины после произошедшего дорожно-транспортного преступления, обыск в квартире, выемка в банке, допрос потерпевшего в медицинском учреждении и другие). В Университете создан подобный криминалистический полигон, который представляет собой несколько помещений, имитирующих такие обьекты как: квартира, кухня, офис, торговый зал магазина, банка, кафе; уличные полигоны: стоянка городского автотранспорта, стоянка автомашин, перекресток и другие. На занятиях мы реконструируем с курсантами и слушателями места совершения преступлений и в ситуации, приближенной к практической, отрабатываем алгоритм действий следователя (дознавателя) при проведении осмотра места происшествия, производстве обыска в жилище и/или в ином помещении, действия в составе следственно-оперативной группе и другие процессуальные действия. Подобные занятия помогают курсантам и слушателям быстрее адаптироваться, выработать навыки по составлению процессуальных документов, определить порядок взаимодействия с иными участниками процесса при производстве следственных действий, сформировать чувство уверенности и психологической защищенности в ситуациях, характерных для деятельности следователя (дознавателя).

Во время практических занятий курсантами и слушателями разрешается целый ряд задач:

- научиться быстро находить правовые нормы, анализировать их содержание, определять смысл законодательного установления, определять пределы действия нормы закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;

- уметь выделять в фабуле конкретного дела факты, с которыми нормы права связывают юридические последствия, и определять на основе правовой нормы, какие именно юридические последствия связываются с данным фактом и делать соответствующие выводы для решения задачи;

- усвоить юридическую терминологию, уметь свободно оперировать юридическими понятиями и терминами;

- усвоить структуру и логическую схему процессуального документа, наполнив ее содержанием, применительно к конкретной ситуации.

На кафедре предварительного расследования практическая направленность занятия распространена также и на итоговые занятия, а именно на зачеты и экзамены. Зачетные и экзаменационные билеты построены с использованием ситуационных практических фабул и, исходя из их содержания, формируется практическая часть задания курсантам и слушателям. Сдавая зачет или экзамен, по такой методике, обучающийся может продемонстрировать не только хорошее усвоение и знание теоретических основ изучаемых дисциплин, но и продемонстрировать самостоятельность мышления, способность ориентироваться в правовом поле, принимать и обосновывать принятое им решение.

Методика проведения практических занятий – дело индивидуальное, у каждого преподавателя вырабатываются собственные подходы. На кафедре готовятся методические материалы по проведению семинарских и практических занятий по различным учебным дисциплинам, но и в них порой невозможно предусмотреть и предугадать все факторы, от которых в конечном итоге зависит успех проведенного учебного занятия. По мнению авторов статьи, есть один существенный фактор, который влияет на эффективность занятия. Это – сам преподаватель. От его личностных качеств, теоретической и методической подготовленности, интеллекта, знания преподаваемого предмета во многом зависит качественность проведенного занятия. Помимо знаний и профессионализма каждый преподаватель, входящий в учебную аудиторию, должен обладать настроением! Иначе занятие будет бледным и не интересным, а следовательно – бесполезным. Заметим, что мы не упоминаем о необходимости готовиться к каждому занятию, вне зависимости от опыта и стажа педагогической деятельности, полагая, что это настолько естественная потребность для каждого преподавателя, которая не требует дополнительного обоснования. Вместе с тем полагаем необходимым определить, что с точки зрения авторов должна включать в себя подготовка к занятию самого преподавателя:

  • Проработка темы практического занятия с привлечением новейших нормативных материалов, знаний складывающейся правоприменительной практики, умение ориентироваться в большом количестве мнений ученых, высказанных в различных литературных источниках. Выработка своей правовой позиции по спорным вопросам и суммирование аргументов в её пользу. Негативно скажется на результате занятия ситуация, при которой преподаватель ссылается на недавно отмененный правовой акт, или не ознакомлен с новеллой закона, с современными публикациями по рассматриваемой проблематике.
  • Преподаватель должен предварительно сам решить те задачи, которые предлагаются к рассмотрению на занятии с тем, чтобы предусмотреть все возможные варианты решения, которые могут предложить обучающиеся. Он должен быть готов ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию каждой задачи. Целесообразно при этом подобрать материал по аналогичным вопросам из судебной практики.
  • Необходимо продумать план проведения занятия. Практическое занятие проводится с одной группой, поэтому план его проведения должен учитывать индивидуальные особенности, обучающихся в данной группе. Это касается распределения времени, распределения задач между учащимися в зависимости от разной степени их готовности и знаний. Целесообразно распределить время, отведенное на решение каждой задачи, определить заранее наиболее актуальные или спорные ситуации. Возможно на подготовительном этапе к занятию преподаватель сможет заранее определить тех обучающихся, которые будут назначены для разрешения той или иной фабулы. При отсутствии плана занятия его ход нередко сбивается на хаотическое выдергивание отдельных проблем и не имеет системного освоения материала.
  • Необходимо подготовить выводы по результатам проведенного занятия, обратив внимание курсантов и слушателей на важность проработки данной темы, необходимости ее знания в профессиональной деятельности.

Таким образом, подводя итоги обобщения опыта работы кафедры предварительного расследования по формированию у обучающихся практических навыков и умений, необходимых им в будущей профессиональной деятельности, следует отметить, что именно практические занятия способствуют достижению главной задачи обучения – привить курсантам и слушателям практические навыки, приблизить их к правоприменительной практике, реконструировать с ними модель возможного поведения при различных следственных ситуациях, чтобы подготовить их к будущей сложной, но интересной профессии – следователя / дознавателя.

Список литературы

1. Ермаков, С. В. О формировании профессиональных компетенций следователя, необходимых для расследования преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий / С. В. Ермаков // Актуальные вопросы производства предварительного следствия в современных условиях совершенствования уголовно-процессуального законодательства : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 07 апреля 2022 года. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2022. – С. 122-124.

2. Есина А.С. Формирование в процессе обучения у курсантов факультета подготовки следователей и факультета подготовки дознавателей практических умений и навыков (из опыта работы кафедры предварительного расследования) // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. № 12. – С. 105-108.

3. Горач, Н. Н. Методическое обеспечение проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам уголовно-процессуального цикла в условиях реализации компетентностного подхода / Н. Н. Горач // Реформирование законодательства в сфере противодействия преступности и проблемы его применения : Материалы межвузовского научно-методического семинара, Руза, 22 мая 2015 года / ответственный редактор: М. Г. Жилкин. – Руза: Московский университета МВД России имени В. Я. Кикотя, 2015. – С. 45-48.

4. Казанский П.Б. Вопрос о преподавании на юридических факультетах в русской печати в 1901г. «Записки Императорского Новороссийского университета. Т.91. Одесса. 1903.

5. Мальцева, Т. В. Использование интерактивных методов обучения в обучении сотрудников полиции / Т. В. Мальцева // Полицейская деятельность. – 2013. – № 6. – С. 429-441.

6. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 августа 2020 г. № 1138 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности // https://fgos.ru/fgos/fgos-40-05-01-pravovoe-obespechenie-nacionalnoy-bezopasnosti-1138/

Рецензии
1. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ МОСУ МВД РОССИИ ИМЕНИЯ В.Я. КИКОТЯ) Авторы: Лебедева Мария Евгеньевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?