ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время важной проблемой в области психологии и педагогики является развитие профессионального самоопределения будущих специалистов в процессе их учебно-профессиональной деятельности. В нашей стране названная проблема становится особенно актуальной из-за изменяющихся социально-экономических условий, следующих за ними инноваций в образовании, особенно в профессиональной сфере и необходимости изменения отношения работающих к своей профессиональной деятельности. Данная тенденция подтолкнула авторов к выбору предмета исследования, которым является влияние учебно-воспитательного процесса на формирование профессионального самоопределения обучающихся системы среднего профессионального образования (СПО). Авторы определили цель работы вывить влияние организационной культуры педагога на формирование профессионального самоопределения студентов колледжа, апробировать диагностический инструментарий, направленный на изучение опыта учреждений (СПО) по формированию профессионального самоопределения обучающихся. Результаты исследования, приведенные в статье, вычислялись с помощью таких диагностических методик как «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» (А.А.Азбель, А.Г. Грецов), «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова), Опросник профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова). Исследование проводилось среди обучающихся первого курса ГБПОУ МО «Люберецкого техникума имени Ю.А.Гагарина» в количестве 18 человек. В ходе работы были проведены диагностические мероприятия до и после психолого-педагогического взаимодействия, был проведен сравнительный анализ полученных данных. Полученные результаты исследования могут оказаться ценными при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических и управленческих кадров в системе среднего профессионального образования. Они также могут быть использованы в работе с коллективом учащихся учреждений системы СПО и их родителями. Результаты проведенного исследования показывают, что раннее введение в программу профессиональных дисциплин позитивно влияет на успешное формирование профессионального самоопределение обучающихся и способствует возникновению стойкой психологической готовности к профессиональной деятельности. Подобного рода исследовательские работы, по мнению авторов, способствуют изменению понимания современного профессионализма и роли личности в его формировании, что соответствует социальным вызовам нашего современного общества.

Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, педагогическое взаимодействие, профессиональная идентичность, профессиональное образование, профессиональная готовность, внеурочная деятельность, организационная культура
Текст

Введение. В статье рассматривается процесс формирования профессионального самоопределения обучающихся, который является одним из наиболее сложных процессов выбора на жизненном пути, выбора профессии. Авторы обращают внимание на важность содействия взрослых, в частности преподавателей, в формировании профессионального самоопределения молодых людей. Исследование, проведенное в ГБПОУ МО «Люберецкий техникум им Ю.А. Гагарина», г. Люберцы, МО со студентами техникума показывает, что успешное формирование профессионального самоопределения происходит в результате целенаправленного психолого-педагогического взаимодействия педагога и обучающихся. Примером такого взаимодействия выступает внеурочная деятельность в условиях образовательного учреждения системы среднего профессионального образования.

Методология. Вопросами профессионального самоопределения занимались такие ученые, как Э. Берн, Дж. Голланд, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А. Маслоу, Н.С. Пряжников, В.Ф.Сафин, Д. Сьюпер, В.Д. Шадриков и многие другие.

По мнению Е.А. Климова формирование профессионального самоопределения в юношеском возрасте – это один из самых сложных процессов выбора на жизненном пути человека [3]. На этом этапе личность подвержена воздействию внешних и внутренних факторов, которые могут приводить молодого человека в состояние внутреннего противостояния, повышать его уровень обеспокоенности, в том числе и за свое профессиональное будущее [9]. Поэтому в этот период для молодых людей очень важным является содействие со стороны взрослых.

Профессиональное самоопределение – процесс очень индивидуальный, поэтому и подход должен быть к каждой личности – свой, особенный. Существенным подспорьем в выявлении проблем у человека, несомненно, являются диагностические методы оценки состояния личности [5].

В образовательном учреждении среднего профессионального образования (Далее - СПО) психолого-педагогическое сопровождение обучающего осуществляют преподаватели специальных дисциплин и руководители практического обучения. Ключевой особенностью данного сопровождения выступает отраслевая практико-ориентированная деятельность педагогов профессионального обучения, в том числе и их готовность (деятельность) к реализации программы подготовки специалистов среднего звена определенной отрасли, основанной на умении ее моделировать, видеть ее альтернативы и риски, нацеленной на получение определенного результата - выпускника обладающего комплексом общих и профессиональных компетенций по соответствующей профессии/специальности, готового стать конкурентоспособным специалистом на современном рынке труда. Соответственно целью психолого-педагогического сопровождения в условиях профессионального образования является содействие развитию профессионально-личностного потенциала обучающихся, что выступает необходимым условием для формирования готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности и создания предпосылок для достижения высокого уровня компетентности в будущей профессиональной деятельности [8].

Но, для достижения высокого уровня эффективности формирования профессионального самоопределения, психолого-педагогическое сопровождение должно быть максимально нацеленным на потребности личности. Экспериментальная психология определяет «ключевые» аспекты личности, на которые должно быть направлено психолого-педагогическое воздействие.

Основная часть. В соответствии с учебным планом на первом курсе акцент обучения смещен в сторону общеобразовательных дисциплин с некоторым профессионально-ориентированным уклоном, а явно профессионально-направленной дисциплиной выступает лишь дисциплина «Введение в специальность». В дальнейшем на 2 и 3 курсах обучения, происходит внедрение в образовательный процесс специальных профессионально-ориентированных дисциплин и учебно-производственной практики. То есть, полноценное психолого-педагогическое взаимодействие, основанное на организационной культуре педагога, как совокупности профессионально значимых личностных качеств и способностей, педагогической эрудиции, профессиональной компетентности, а также здоровьесберегающей, коммуникативной, психологической, психодиагностической, информационной культур педагога, и направленное на эффективное формирование профессионального самоопределения обучающихся, происходит лишь на 2 и 3 годы обучения [4].

Результаты исследования. Чтобы доказать эффективность целенаправленного психолого-педагогического взаимодействия, основанного на организационной культуре педагога было проведено исследование со студентами 1 курса ГБПОУ МО «Люберецкий техникум имени Ю.А.Гагарина» по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» в количестве 18 человек.

Исследование включало ряд этапов. На первом этапе были определены цели и задачи, а также подобраны необходимые методики для диагностики [2] представленные в Таблице 1.

Таблица 1. Диагностические методики для определения профессионального самоопределения в юношеском возрасте

№ п/п

Диагностические методики

Показатели

Шкалы

1.

Опросник профессиональной готовности (Л.Н.Кабардова).

Получение информации о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у оптантов профессионально ориентированных умений и навыков

Выявление интереса к профессиям:

«человек – знак»

«человек – техника»

«человек – природа»

«человек–художественный образ»

«человек – человек»

2.

«Мотивы выбора профессии»

(Р.В. Овчарова)

определение ведущего типа мотивации при

выборе профессии

Внутренние индивидуально значимые мотивы

Внутренние социально значимые мотивы

Внешние положительные мотивы

Внешние отрицательные мотивы

3.

«Методика изучения статусов профессиональной идентичности»

(А.А. Азбель, А.Г.Грецов)

Статус профессиональной идентичности

Неопределенная профессиональная идентичность

Навязанная профессиональная идентичность

Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности

Сформированная профессиональная идентичность

 

 

На втором этапе были произвольно сформированы контрольная и экспериментальная группы, по 9 человек каждая. Основанием для включения в исследовательские группы была не готовность обучающихся участвовать в исследовании. Затем был проведен констатирующий этап эксперимента заключающийся в первичном тестировании обучающихся, полученные данные были обработаны и интерпретированы.

На третьем этапе группа разделена на контрольную и экспериментальную. В контрольной группе занятия проводились в рамках Основной образовательной программы данного направления. С экспериментальной группой были проводились занятия формирующего этапа эксперимента (Таблица 3.) дополненные целеполаганием: формирование готовности к профессиональному самоопределению; повышение статуса профессиональной подготовки; популяризация рабочих профессий; формирование профессионального самосознания обучающихся техникума; развитие профессиональных компетенций; повышение статуса стандартов профессиональной подготовки; социализация выпускников для работы на конкретных предприятиях [5].

У студентов 1 курса» специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» по учебному плану в виде дополнительного учебного предмета внедрена дисциплина 01. «Введение в специальность» в количестве 39 часов. Из них 11 часов – это теоретические занятия, а 28 – практические [1]. Данное количество часов, регламентируемое учебным планом, представляется недостаточным для успешного формирования эффективного профессионального самоопределения студентов и требует обязательного расширения, которое можно выполнить за счет проведения дополнительных внеурочных профессионально-ориентированных занятий и мероприятий, а также направленной работы кураторов учебных групп. [5]. В процессе исследования, студентам были предложены тесты до и после психолого-педагогического взаимодействия по различным программам составленным для контрольной (Таблица 2.)

Таблица 2. Календарно-тематический план для контрольной группы

Содержание

Цель

Формируемые компетенции

Ответственный за проведение

Сроки проведения

ДУП 1. Введение в профессию

Формирование профессионального самосознания обучающихся техникума

ОК.1, ОК.2

Преподаватель специальных дисциплин

2023-2024 уч. Г. По учебному расписанию

(2 часа в две недели)

«Россия-мои горизонты»

федеральный проект «Билет в будущее»

Формирование готовности к профессиональному самоопределению

 

 

-

Куратор группы

По календарному плану (1 час в неделю)

 

и экспериментальной групп (Таблица 3.).

Таблица 3. Календарно-тематический план для экспериментальной группы

Содержание

Цель

Формируемые компетенции

Ответственный за проведение

Сроки проведения

Партнеры

ДУП 1. «Введение в профессию»

Формирование профессионального самосознания обучающихся техникума

ОК.1, ОК.2

Преподаватель специальных дисциплин

2023-2024 уч.г.

По учебному расписанию (2 часа в две недели)

 

«Россия -мои горизонты»,

Федеральный проект «Билет в будущее»

Формирование готовности к профессиональному самоопределению

 

Куратор группы

По календарному плану (1 час в неделю)

 

Профориентационный проект

«Профессиональный компас»

Повышение статуса профессиональной подготовки, популяризация рабочих профессий

ОК 1,

ОК 3,

ОК 6-7;

Педагог-организатор, куратор

2023-2024 г.г.

Октябрь – апрель

(2 часа в 2 недели)

Предприятия- социальные партнеры

Проект «Молодые профессионалы».

Формирование профессионального самосознания обучающихся техникума

ОК 1,

ОК 3,

ОК 6-7;

Зам. директора по УПР, руководитель центра компетенций, преподаватель специальных дисциплин, куратор группы.

2023-2024 г.г.

Октябрь- ноябрь, апрель-май

 

Экскурсионный проект «День без турникета»

Развитие профессиональных компетенций.

Повышение статуса  стандартов профессиональной подготовки, популяризация рабочих профессий

ОК 1-2

Зам. директора по УПР, руководитель центра компетенций, преподаватель специальных дисциплин, куратор группы.

2023-2024 г.г.

В течение года 2 часа в неделю)

Предприятия- социальные партнеры

Подпрограмма профориентационной работы «Помощь в трудоустройстве выпускников»

 

Социализация выпускников для работы на конкретных предпритиях

ОК 8-9

Зам. директора по УПР

2023-2024 г.г.

В течение года (2 часа в 2 недели)

Предприятия- социальные партнеры

 

На четвертом этапе было проведено контрольное тестирование обеих групп, представлен анализ и интерпретация полученных результатов.

Следует отметить, что для обеспечения успешности профессионального самоопределения студентов системы СПО, необходимо соблюдать единство теоретического и практического обучения на основе модульно-компетентностного подхода рамках профессионального цикла [3]. Важным моментом при соблюдении этого подхода является его раннее внедрение в процесс обучения, что может обеспечить раннее формирование профессиональной направленности у студентов СПО. Также следует отметить использование потенциала эффективного метода психолого-педагогического взаимодействия профессионального самоопределения обучающихся основанного на организационной культуре педагога и активном внедрении им внеурочной деятельности обучающихся в образовательный процесс системы СПО. Под психолого-педагогическим взаимодействием подразумевается взаимодействие различных субъектов образовательного процесса, определяемое решением педагогических задач и имеющее особую психологическую и социально-психологическую регуляцию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО), термин «внеурочная деятельность» определяется как образовательные мероприятия, проводимые вне уроков в аудитории и направленные на достижение запланированных результатов освоения основной образовательной программы.

Виды внеурочной деятельности, которые могут быть реализованы в образовательной организации системы СПО: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность [4], [7].

Обсуждение результатов исследования. Рассмотрим результаты первичного исследования: А) По опроснику профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова) Полученные в ходе исследования данные можно представить в виде диаграмм (Рисунок 1.).

 

Рисунок 1. Результаты первичной диагностики контрольной группы и экспериментальной групп по опроснику для определения профессиональной готовности (Кабардова Л.Н.)

Полученные данные позволяют сделать следующий вывод, что группа испытуемых имеет тип профессии, соответствующий выбранной специальности: в контрольной группе присутствует 6 человек, из них 4 обучающихся с типом профессии «Человек-Человек» и 2-х обучающихся - тип профессии «Человек – Знаковая система». В экспериментальной группе общее количество учащихся, соответствующих выбранной специальности, составляет 8 человек, где тип профессии «Человек-человек» присутствует у 5 человек, а тип профессии «Человек – знаковая система» – у 3 человек [3].

Б) Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)[14]. Сравнительный анализ результатов диагностики у контрольной и экспериментальной групп можно представить в виде диаграммы.

Как видно из диаграммы полученные значения в обеих группах на начальном этапе до психолого-педагогического воздействия находятся практически на одном уровне (Рисунок 2.).

При сравнительном анализе было выявлено, что ведущую роль в выборе профессии в обеих группах играют внутренние индивидуально-значимые мотивы (Рисунок 2.).

 

Рисунок 2. Сравнительный анализ полученных значений у контрольной и экспериментальной групп при первичной диагностике по методу

«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)

В) «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов). Определяет статус профессиональной идентичности. Данные, полученные в результате диагностики, были представлены в виде диаграммы (Рисунок 3.)

 

Рисунок 3. Сравнительный анализ полученных значений у контрольной и экспериментальной групп при первичной диагностике по «Методике изучения статусов профессиональной идентичности»

(А.А. Азбель, А.Г. Грецов)

 

В результате сравнительного анализа выявлено, что в обеих группах у испытуемых доминирует статус профессиональной идентичности – мораторий, что составило 77,8% от общего статусов испытуемых, а сформированный статус профессиональной идентичности занимает второстепенную позицию и представлен 22,2% от общего числа статусов. Неопределенного и навязанного статусов на ведущих позициях выявлено не было.

Контрольная диагностика была проведена после определенного психолого-педагогического воздействия, описанного выше.

Рассмотрев полученные результаты, их можно сравнить их с результатом первичной диагностики (Рисунок 4.)

 

Рисунок 4. Результаты итоговой диагностики у контрольной и экспериментальной групп по опроснику для определения профессиональной готовности (Кабардова Л.Н.)

 

При проведении анализа результатов диагностики выявлено следующее: в контрольной группе тип профессии «Человек-Человек» представлен четырьмя обучающимися, тип профессии «Человек – Знаковая система» и тип профессии «Человек-Природа» имеют по 2 обучающихся, тип профессии «Человек-Художественный образ» представлен 1 обучающимся, а тип профессии «Человек-Техника» среди испытуемых не выявлен.

В экспериментальной группе число обучающихся с соответствующим типом профессии выбранной специальности составляет 8 человек, где тип профессии «Человек-Человек» присутствует у 5 человек, а тип профессии «Человек – Знаковая система» у 3 человек.

Сравним с помощью диаграмм контрольные и экспериментальные группы до и после формирующего этапа эксперимента (Рисунок 5, 6.)

 

Рисунок 5. Сравнение результатов диагностики по опроснику для определения профессиональной готовности (Кабардова Л.Н.) до и после до и после формирующего этапа эксперимента у контрольной группы

 

Рисунок 6. Сравнение результатов диагностики по опроснику для определения профессиональной готовности (Кабардова Л.Н.) до и после психолого-педагогического воздействия у экспериментальной группы

 

Сравнив все полученные результаты, делаем вывод, что данные, полученные в ходе начального и итогового тестирования одинаковы и изменений не произошло. (Рисунок 7.)

 

Рисунок 7. Сравнительный анализ полученных значений у контрольной и экспериментальной групп при итоговой диагностике по методу

«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)

 

Сравним результаты обеих диагностик у контрольной и экспериментальной групп и представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 8.)

 

Рисрисунок 8. Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и формирующем этапах у контрольной и экспериментальной групп по методу «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)

 

Как можно заметить из сравнительного анализа после психолого-педагогического воздействия в обеих группах произошли некоторые изменения значений. Представим результаты итоговой диагностики с помощью диаграммы (Рисунок 9.)

 

Рисунок 9. Сравнительный анализ полученных значений у контрольной и экспериментальной групп при диагностике на формирующем этапе по «Методике изучения статусов профессиональной идентичности»

(А.А. Азбель, А.Г. Грецов)

 

Теперь сравним результаты первичной и итоговой диагностик у контрольной и экспериментальной групп с помощью диаграммы (Рисунок 10.)

 

Рисунок 10. Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и формирующем этапах у контрольной и экспериментальной групп по «Методике изучения статусов профессиональной идентичности» (А.А.Азбель, А.Г. Грецов)

 

Анализируя диаграммы в сравнении, можно сделать вывод, что значения на констатирующем и формирующем этапах как у контрольной группы, так и у экспериментальной, изменились. Стоит подчеркнуть, что в экспериментальной группе произошли более существенные изменения.

Опираясь на результаты исследования, можно с уверенностью выделить ключевые аспекты успешной работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся в системе среднего профессионального образования:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение должно быть максимально ориентированным на индивидуальные потребности личности. Для этого необходимо применять диагностические методики экспериментальной психологии, которые определят ключевые аспекты личности и помогут педагогу сосредоточить на них внимание в процессе психолого-педагогическом взаимодействия.
  2. Для достижения положительного эффекта в процессе профессионального самоопределения обучающихся в СПО необходимо обеспечить единство теоретического и практического обучения на основе модульно-компетентностного подхода в рамках профессионального цикла обучения. Важно начинать внедрение данного подхода на ранних этапах обучения, чтобы обучающиеся могли лучше понять свои профессиональные интересы и способности.
  3. В качестве эффективного метода психолого-педагогического взаимодействия для профессионального самоопределения обучающихся необходимо активное внедрение внеурочной деятельности в образовательный процесс обучающихся системы СПО.

Вывод: подводя итоги исследовательской работы, резюмируем - направленное психолого-педагогическое взаимодействие основанное на организационной культуре педагога, проведенное в обеих группах, было различно по содержанию и интенсивности – одно было традиционным и включало в себя одну специальную дисциплину и один цикл внеурочных занятий, другая же состояла из той же специальной дисциплины, но с добавлением пяти специализированных профессионально направленных циклов внеурочной деятельности.

В результате проведенных итоговых диагностических методик было выявлено существенно различие уровней профессиональной идентичности и качественно-количественное изменение мотивов выбора профессии между контрольной и экспериментальной группами в ракурсе положительной динамики.

Данные факты свидетельствуют о том, что организационная культура педагога по раннему введению в программу обучения студентов СПО профессиональных дисциплин позитивно влияет на успешное формирование профессионального самоопределения обучающихся и способствует возникновению стойкой психологической готовности к профессиональной деятельности.

Список литературы

1. ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 октября 2017 г. N 1494-ст).

2. Инновационное профессионально-образовательное пространство человека: монография / Д.П. Заводчиков [и др.]; под ред. Э.Ф. Зеера, Д.П.Заводчикова. 2-е изд., стер. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2023. 154 с. ISBN 978-5-8050-0764-5.

3. Климов, Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е.А. Климов; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – Москва.: Изд. Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 454 с.

4. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 975 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33682).

5. Пряжников, Н.С. Организация и методика производственного обучения: профориентология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.С. Пряжников. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 405 с.

6. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: монография / В.С. Третьякова [и др.]; под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2023. - 142 с. ISBN 978-5-8050-0668-6.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

8. Kubrushko, P.F., Shishov, S.E., Kalnei, V.A., Skaramanga, V.P., Shafazhinskaya, N.E., Rabadanova, R.S. PERCEPTION OF EDUCATIONAL INFORMATION IN THE PROCESS OF LEARNING OF CONSTRUCTION AND HUMANITARIAN UNIVERSITIES STUDENTS: COMPARATIVE ANALYSIS International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 11. С. 2331-2337.

9. Shishov, S., Rabadanova, R., Artemyeva, S., Tonoyan, H., Mezhina, A. IMPLEMENTATION OF INTERACTION PRINCIPLE IN TEACHING PEDAGOGICAL SUBJECTS IN UNIVERSITY Espacios. 2018. Т. 39. № 21. С. 30.

Рецензии
1. Влияние организационной культуры педагога на формирование профессионального самоопределения студентов колледжа Авторы: Красноштанова Наталья Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?