Барнаул, Алтайский край, Россия
Барнаул, Алтайский край, Россия
Руза, г. Москва и Московская область, Россия
ББК 88 Психология
Статья посвящена исследованию сформированности профессионально важных качеств (далее – ПВК) обучающихся Барнаульского юридического института МВД России, обеспечивающих их морально психологическую устойчивость (честность, дисциплинированность, ответственность, справедливость и т. д.). На репрезентативной выборке (более 600 респондентов) был проведен анализ экспертных оценок сформированности профессионально важных качеств, сгруппированных в четыре кластера «Нравственная устойчивость», «Устойчивость работоспособности», «Самоорганизация в профессиональной деятельности», «Экстраверсия, социальная активность». Сравнительный анализ по формам обучения (очная, заочная, факультет профессиональной переподготовки – краткосрочные очные программы) показал, что обучающиеся по заочной форме обучения, включенные в практическую профессиональную деятельность, существенно выше, чем обучающихся остальных форм, оценивают сформированность ПВК, за исключением кластера «Самоорганизация в профессиональной деятельности». Сравнительный анализ экспертных оценок обучающихся по очной формы 2 и 4 курса продемонстрировал положительную динамику по трем кластерам, доказывает общую эффективность проводимой воспитательной работы вуза. Стагнация показателей наблюдается по фактору «устойчивость работоспособности». Результаты исследования легли в основу разработки содержания курса «Профессиональная этика и служебный этикет». Обосновано и дается описание опыта внедрения проектного метода как технологии формирования ПВК обучающихся
профессионально важные качества, профессиональное самосознание, морально психологическая устойчивость
Министерство внутренних дел Российской Федерации в целях совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации уделяет достаточно много внимания вопросам достижения высокого уровня морально-психологической устойчивости выпускников образовательных организаций МВД России. Как отметил Президент РФ В.В. Путин во время своего посещения Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя в 2018 г.: «В основе успешной службы всегда лежали, лежат и будут лежать главные качества и принципы сотрудника органов внутренних дел, которыми он руководствуется: это личная порядочность, честность, преданность своему делу и долгу».
Для отраслевых вузов МВД целевым ориентиром программы воспитания, являющейся обязательной частью образовательной программы является достижение высокого уровня морально-психологической устойчивости обучающихся, выпускников, офицеров и сотрудников. Психологическим феноменом обеспечивающим морально психологическую устойчивость является профессиональное самосознание, включающее в себя понимание свойств и качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности и определяющих пригодность к профессии. Этические нормы принятия решений являются предиктором структурирования содержания профессионального самосознания. По мнению А.С. Душкина [3], профессионально-этическая культура сотрудников ОВД включает в себя не только знание ПВК, но и понимание, переживаемый личностный смысл профессиональных норм и этических правил. Степень осознания ПВК оказывает заметное влияние на выбор личностью уровня сложности работы, личностно – профессиональное развитие сотрудников ОВД, способа достижения целей и выбор способа быть уверенным в себе. По мнению Лебедевой М.Е. [4] целью личностно-профессионального развития является не только оптимизация деятельности субъекта в условиях текущей профессиональной деятельности, но и достижение профессиональной эффективности путём развития ряда личностных качеств в условиях рассматриваемой профессиональной деятельности. В ходе данного процесса происходит получение и накопление положительного опыта решения профессиональных проблем, развитие профессиональных качеств и способностей, формирование и развитие профессиональной компетентности.
В методологии комптентностного подхода обучение неразрывно связано с воспитанием через формирование компетенций, направленных на профессионально-личностное развитие [6]. Введение в учебный план дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» позволяет целенаправленно решать эти задачи. Главной целью ее изучения является формирование устойчивого нравственного сознания обучающихся высших учебных заведений МВД России, умений и навыков использования моральных факторов в повышении эффективности выполнения служебных задач. Освоение обучающимися содержания дисциплины (через дискуссии, решение исследовательских и творческих задач) позволяет им отрефлексировать, а, возможно, и откорректировать и собственные «настройки» профессионального самосознания. Уровень морально-психологической устойчивости выпускника, психологической готовности к профессиональной деятельности – всегда результат общей воспитательной работы вуза. В Барнаульском юридическом институте МВД России был реализован педагогический проект по мониторингу сформированности ПВК у обучающихся. Исследовались качества характера, характеризующие субъекта с точки зрения морально-этической регуляции поведения (честность, дисциплинированность, ответственность, справедливость и т. д.) [7]. Результаты исследования легли в основу проектирования содержания курса «Профессиональная этика и служебный этикет», выбора проектной методики как ведущей технологии при его освоении.
В качестве основной идеи дизайна эмпирического исследования была выбрана технология взаимных экспертных оценок обобщенного образа своего одногруппника как способа получения наиболее достоверной информации о степени сформированности ПВК сотрудника ОВД.
На первом этапе исследования был составлен список профессионально-важных качеств сотрудника ОВД. Источником формирования стимульного материала выступили: Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259); контент-анализ научных публикаций по теме «Профессионально важные качества сотрудника ОВД», работы фокус-групп обучающихся.
Далее путем использования технологии «матрицы парных сравнений» обучающимися, действующими сотрудниками ОВД (группа 21 человек), производилось сравнение каждого качества с каждым по критерию выбора наиболее важного. Был выстроен средне групповой рейтинг предпочтений и отобраны 13 качеств (с рейтингом выше среднего), которые (с помощью специалистов отдела морально-психологического обеспечения) были сгруппированы в кластеры «Нравственная устойчивость», «Устойчивость работоспособности», «Самоорганизация в профессиональной деятельности», «Экстраверсия, социальная активность». Такая модель является теоретическим конструктом, результатом согласованных экспертных оценок и может быть предметом отдельной дискуссии. В перспективе она может быть подвергнута коррекции на основании эмпирических данных в дополнительном специально организованном исследовании.
Таблица 1. ПВК личности сотрудника, полученные на первом этапе исследования
КЛАСТЕР |
№ п/п |
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА |
Нравственная устойчивость |
1 |
честность |
2 |
принципиальность |
|
3 |
справедливость |
|
Устойчивость работоспособности |
4 |
целеустремленность |
5 |
настойчивость |
|
6 |
ответственность |
|
7 |
саморегуляция |
|
Самоорганизация в профессиональной деятельности |
8 |
исполнительность |
9 |
дисциплинированность |
|
10 |
правопослушность |
|
Социальная активность |
11 |
смелость |
12 |
решительность |
|
13 |
инициативность |
Основным методом сбора данных на втором этапе исследования был выбран опрос обучающихся, реализованный на платформе Moodle. Респонденту предлагалось оценить степень выраженности того, или иного личностного качества по шкале 0-9 баллов. Для того чтобы избежать расхождений в понимании респондентами личностных качеств, в анкете предлагалась описание качества и степеней его выраженности.
В исследовании приняли участие 384 курсанта 1-4 курса факультета подготовки сотрудников полиции и следователей, 120 слушателей факультета заочного обучения, 277 обучающихся факультета профессиональной подготовки (далее – ФПП).
Анализ сформированности ПВК проводился в два этапа. На первом этапе происходила индивидуальная оценка каждого «профессионально важного качества (для каждого ПВК вычислялся процент респондентов, которые оценили сформированность качества выше, чем среднее по группе). Далее, для каждого кластера ПВК вычислялся средний процент сформированности кластера (суммарный процент респондентов, оценивших качество, входящее в кластер, как сформированное выше среднего и поделённый на количество качеств в кластере).
Выборка анализировалась по двум сценариям: формам обучения и по курсам.
Для оценки специфики сформированности ПВК в зависимости от степени реальной включенности в профессиональную деятельность сравнивались результаты обучающихся очной, заочной формы и факультета профессиональной подготовки. Данные и их визуализация (табл. 2 и рис. 1) показывают, что по кластерам «морально-нравственная устойчивость» и «устойчивость работоспособности» наиболее высокие показатели демонстрируют обучающиеся заочной формы. Респонденты заочной формы и обучающиеся ФПП имеют реальный стаж работы в системе МВД от 4 месяцев до 18 лет. Средний стаж по выборке 9,2 года. Обучающиеся очной формы, имеющие только опыт прохождения производственной и учебной практики, полагают, что принципиальность, справедливость (кластер «Нравственная устойчивость»), целеустремленность, настойчивость, ответственность («Устойчивость работоспособности») сформированы менее чем у 50% одногруппников. Кластеры «самоорганизация в профессиональной деятельности», «социальная активность» не демонстрируют согласованных оценок, однозначно определяемых формой обучения.
Таблица 2. Процент респондентов, оценивших уровень развития качества выше среднего (по формам обучения).
|
Нравственная устойчивость |
Устойчивость работоспособности |
Самоорганизация в профессиональной деятельности |
Социальная активность |
|||||||||
процент респондентов, оценивших уровень развития качества выше среднего |
честность |
принципиальность |
справедливость |
целеустремленность |
настойчивость |
ответственность |
саморегуляция |
исполнительность |
дисциплинированность |
правопослушность |
смелость |
инициативность |
решительность |
очная форма |
51 |
47 |
48 |
52 |
48 |
48 |
53 |
62 |
57 |
58 |
61 |
55 |
64 |
заочная форма |
56 |
57 |
59 |
58 |
51 |
57 |
61 |
61 |
59 |
54 |
57 |
58 |
53 |
ФПП |
50 |
51 |
59 |
52 |
49 |
55 |
56 |
65 |
61 |
55 |
62 |
55 |
51 |
Рис. 1. Визуализация «Процент респондентов, оценивших качество как сформированное выше среднего по группе (по формам обучения)»
Таблица 3. Обобщенная оценка сформированности кластеров ПВК по формам обучения
оценка сформированности кластеров |
Нравственная устойчивость |
Устойчивость работоспособности |
Отношение к служебным обязанностям |
Социальная активность |
очная форма |
49 |
50 |
59 |
53 |
заочная форма |
57 |
57 |
58 |
57 |
ФПП |
53 |
53 |
60 |
56 |
Обобщенная экспертная оценка уровня сформированности каждого кластера наиболее ярко показывает особенности респондентов в зависимости от форм обучения (табл. 3, рис. 2). Наглядно видно, что респонденты обучающиеся по заочной форме более высоко, чем обучающиеся очной формы и программ факультета профессиональной подготовки, оценивают своих одногруппников по всем кластерам, за исключением кластера «отношение к служебным обязанностям». Профили оценок сформированности ПВК обучающимися по очной форме и ФПП являются практически идентичными по графическому профилю, но курсанты очной формы имеют самый низкий процент высоких оценок сформированности ПВК у своих одногруппников из всей выборки.
Рисунок 2. Визуализация обобщенной оценки сформированности кластеров ПВК по формам обучения.
На следующем этапе анализу подвергались данные о ПВК по очной форме обучения, поскольку они в большей степени могут продемонстрировать эффективность воспитательной работы в вузе. Необходимо было оценить, насколько возросло или уменьшилось число курсантов, которые полагают, что ПВК у одногруппников в большей степени сформированы. Для оценки динамики формирования ПВК сравнивались курсанты 2 и 4 курса очной формы обучения. Второй курс был выбран, чтобы по возможности исключить влияние на оценки процесса адаптации и инерции социальных установок выбора профессии характерных для первокурсников. Пятый курс был исключен из анализа, поскольку для выпускников характерно повышение личностной тревожности, обусловленной необходимостью включения в реальную долгосрочную трудовую деятельность.
Рисунок 3. Процент респондентов очной формы оценивших сформированность ПВК выше среднего 2 и 4 курса обучения.
Мы видим, что кластер «Нравственная устойчивость» демонстрирует положительную динамику увеличения числа одногруппников, у которых качества честность, принципиальность, справедливость являются сформированными выше среднего.
Рисунок 4. Визуализация обобщенной оценки сформированности кластеров ПВК 2,4 курса.
Таким образом, наблюдается положительная динамика в оценке сформированности ПВК от младшего к старшему курсу. Стагнация показателей наблюдается по фактору «устойчивость работоспособности». Наибольший прирост наблюдается в оценках наличия сформированных на уровне выше среднего по группе качеств, образующих кластер «нравственная устойчивость».
Основные научные предположения исследования носили достаточно предсказуемый характер: чем больше степень включенности в условия реальной профессиональной деятельности, тем чаще профессионально важные качества будут оцениваться как сформированные.
Представленные на рисунке 3 и в таблицы 3 данные демонстрируют, что в большей мере обучающиеся второго курса очной формы полагают, что качества кластеров «Нравственная устойчивость» и «Устойчивость работоспособности» сформированы менее чем у 50% одногруппников. В связи с этим необходимо на ранних этапах профессионального обучения целенаправленно уделять внимание формированию таких качеств обучающихся, как честность, принципиальность, справедливость, ответственность, целеустремленность и в целом нравственного сознания первокурсников во время изучения ими дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет». Развитие данных личностных качеств возможно на основании личностной рефлексии. В полной мере этому способствует метод проектной деятельности.
Актуальность применения метода проектов в современном образовательном процессе определяется самой идеей, заложенной в методе, а именно: возможностью активизации познавательных способностей обучающихся к творческому и деятельностному преломлению полученных знаний и умений, посредством создания конкретного продукта в формате совместной коллективной деятельности. Внедрение проектного обучения позволяет обеспечить решение многих важных задач процесса обучения и, в первую очередь, формировать и усиливать прикладной, практико-ориентированный характер освоения компетенций, акцентируя внимание на саморазвитии и самовоспитании обучающихся, развитию у них навыков самостоятельности и творчества, коллективизма и взаимной ответственности за общий результат. В 2023-2024 учебном году обучающимся в рамках изучения дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» было предложено подготовить индивидуальные и коллективные проекты по таким направлениям как патриотическое, нравственно-этическое, эстетическое.
Тематика и технологические задачи проектов были обращены к глубинным психическим механизмам ориентировочно-исследовательской деятельности и включали технологии визуализации данных, ибо исключительная «левополушарная» технология обучения приводит к разрушению природной целостности психики. Нейропсихологическое обоснование продуктивной роли визуализации в обучении дал А.Р. Лурия, который показал, что такой тип задач, решаемых мозгом, задействует оба полушария, массировано нагружая все функциональные структуры мозга [5]. В свое время в психологических исследованиях Р. Арнхейма было доказано, что визуализация информации способствует большему усвоению ее объема, за счет подключения разных видов памяти [1], а Л. С. Выготский связывал способность к эстетической визуализации с эволюционным развитием человека [2].
Коллективный целеориентированный характер работы позволил, на основе общепсихологических эффектов внутригруппового влияния усилить воспитательное воздействие, обнаруживаемых обучающимися данных.
В рамках патриотического направления курсантам было предложено подготовить постеры, т.е. художественные плакаты, посвященные героям специальной военной операции, войны в Афганистане, войны в Сирии, сотрудникам органов внутренних дел «Кавалерам ордена Мужества». Художественные плакаты - постеры могли быть подготовлены в бумажном или электронном виде, главное, чтобы они отражали творческую идею автора для обобщения учебного материала.
Кроме того, обучающимся было предложено провести поисковую работу по информационным ресурсам Министерства Обороны РФ с целью сбора данных о родственниках участниках Великой Отечественной войны и представить материал в виде презентации или подготовить видеоролик.
Коллективные проекты в рамках патриотического направления рекомендовалось подготовить по темам, посвященным 35-летию вывода советских войск из Афганистана и приближающемуся 80-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
В рамках нравственно-этического и эстетического направлений курсантам было рекомендовано подготовить «Облако слов», т.е. словарь основных этических понятий курса, связанных между собой (в электронном виде), кроссворды, интеллектуальные (ментальные) карты по всем темам дисциплины, а также создать ленты времени (таймлайн) по темам «Этика как философская наука о морали» и «Происхождение и сущность этикета». Кроме того, творческие обучающиеся выбрали участие в конкурсе чтецов стихотворений Роберта Рождественского, посвященных Родине, женщине, чести, отваге, дружбе, войне.
Для подготовки коллективных проектов курсанты предпочли темы: «Россия - хранитель традиционных духовно-нравственных ценностей» и «Любовь в истории, психологии, литературе, искусстве». Кроме того, в связи с объявлением Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2024 года годом семьи, обучающимся было рекомендовано составить родословное древо своей семьи. Для этого курсантам представлен мастер класс по составлению родословной.
Подготовленные индивидуальные и коллективные проекты по каждому направлению оценены конкурсной комиссией. Авторам лучших работ вручены дипломы, а их родителям направлены благодарственные письма.
В рамках проектной деятельности с целью формирования таких ПВК, как целеустремленность, инициативность, смелость, справедливость, принципиальность, настойчивость курсанты также могут привлекаться к поиску материала, популяризирующего героизм, доблестные традиции службы в правоохранительных органах внутренних дел с целью организации тематических выставок в рамках работы учебно-методического кабинета кафедры психологии и педагогики в органах внутренних дел.
Проектная деятельность, основанная на поисковой, исследовательской работе является важным инструментом не только получения новых знаний, но и гуманизации личности, развития культуры человека, его исторического и нравственного сознания, что достигается посредством получения уникального опыта, как бы проживания того или иного этапа биографии личности или исторического события в процессе сбора и обработки информации. Обращение к историческому материалу, биографиям ярких, выдающихся личностей является основой для национально-патриотического, военно-патриотического, гражданско-патриотического, героико-патриотического, художественно-эстетического, духовно-нравственного воспитания и способствует формированию профессионально-важных качеств сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, анализ результатов исследования сформированности ПВК обучающихся позволил определить содержательную направленность дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет». Результативность воспитательного психолого-педагогического воздействия можно будет оценить в следующем учебном году посредством дальнейшего мониторинга сформированности ПВК.
1. Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие» (1954). – Москва: Издательство «Прогресс», 1974.–384 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – Москва : Педагогика - пресс, 1996. - 534 с.
3. Душкин А.С., Трипутин С.Н., Гурьев М.Е. Профессионально-нравственная культура сотрудников органов внутренних дел /А.С. Душкин и др. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. – №4 (76). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-nravstvennaya-kultura-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del (дата обращения: 21.04.2024).
4. Лебедева, М. Е. Психологические факторы личностно-профессионального развития руководителей органов внутренних дел : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Лебедева Мария Евгеньевна, 2023. – 198 с. – EDN UHWYPW.
5. Лурия А. Р. Высшие корковые функции. – СПб: Питер, 2000. – 783 с. – С.493-499.
6. Мальцева, Т. В. Использование интерактивных методов обучения в обучении сотрудников полиции / Т. В. Мальцева // Полицейская деятельность. – 2013. – № 6. – С. 429-441.
7. Федотова Е. Э, Корнеева Я.А. и др. Профессионально важные качества сотрудников ОВД с различной результативностью и осуществляющих разные направления служебной деятельности // Психология и психотехника. 2023. №2. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-vazhnye-kachestva-sotrudnikov-ovd-s-razlichnoy-rezultativnostyu-i-osuschestvlyayuschih-raznye-napravleniya (дата обращения: 27.04.2024).