Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 338.24 Управление экономикой
Формирование стратегических приоритетов государственной региональной политики развития старопромышленных регионов осложняется множественностью ее акторов и необходимостью согласования пространственных и отраслевых приоритетов регулирующего воздействия. В статье представлен методический подход к согласованию приоритетов пространственного и отраслевого развития старопромышленных регионов, реализованный в формате схемы, отражающей логику и последовательность действий, нацеленных на достижение стратегических целей развития регионов в соответствии со стратегическими национальными приоритетами Российской Федерации. Произведена апробация методического подхода на примере Саратовской области — одного из старопромышленных регионов России, обладающих потенциалом экономического роста в рамках индустриальной модели развития. Обоснована необходимость использования в процессе согласования двух подходов: первый должен быть использован для согласованного достижения стратегических приоритетов федерального центра, с одной стороны, и старопромышленных регионов и предприятий и организаций «отраслевого ядра», с другой (согласование «по вертикали»); второй — в целях согласования региональных приоритетов пространственного и отраслевого развития старопромышленного региона (согласование по «горизонтали»). Представлены предложения по формированию перечня согласованных приоритетов пространственного и отраслевого развития Саратовской области, реализация которых будет способствовать преобразованию региона в точку роста национальной экономики России.
старопромышленный регион, государственная региональная политика, стратегическое планирование, согласование приоритетов, отраслевое и пространственное развитие
1. Сорокина Н.Ю. Классификация старопромышленных регионов в целях реализации дифференцированной региональной политики [Текст] / Н.Ю. Сорокина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2024. — Т. 20. — № 4. — С. 608–627.
2. Джессоп Б. Государство: прошлое, настоящее и будущее [Текст] / Б. Джессоп; пер. с анг. С. Моисеева; под научн. ред. Д. Карасева. — М.: Дело, 2019. — 504 с.
3. Маццукато М. Предпринимательское государство: pазвеем мифы о государственном и частном секторе [Текст] / М. Маццукато. — М.: Изд-во ВШЭ, 2023. — 360 с.
4. Купряшин Г.Л. Публичное управление [Текст] / Г.Л. Купряшин // Политические науки. — 2016. — № 2. — С. 101–131.
5. Постановление правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года № 321-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года». — URL: https://docs.cntd.ru/document/467710021?ysclid=loqxfcqmpd957485604
6. Лаврикова Ю.Г. Согласование приоритетов научно-технологического и пространственного развития индустриальных регионов [Текст] / Ю.Г. Лаврикова, В.В. Акбердина, А.В. Суворова // Экономика региона. — 2019. Т. 15. — Вып. 4. — С. 1022–1035.
7. Иванов О.Б. Национальные проекты России. Региональное измерение [Текст] / О.Б. Иванов, Е.М. Бухвальд // ЭТАП. Экономическая теория, анализ и практика. 2019. — № 1. — С. 37–53.
8. Глезман Л.В. Приоритеты пространственно-отраслевого развития регионов в условиях цифровизации экономики [Текст] / Л.В. Глезман // Вопросы инновационной экономики. — 2021. — Т. 11. — № 2. — С. 581–596.
9. Сорокина Н.Ю. Синхронизация приоритетов социальноэкономического развития Российской Федерации и регионов в документах стратегического планирования [Текст] / Н.Ю. Сорокина, Л.А. Беляевская-Плотник // Региональная экономика. Юг России. — 2022. — Т. 10. № 1. — С. 16–27.
10. Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование в России: проблемы и пути решения [Текст] / Е.Б. Ленчук // Инновации. — 2020. — № 2. — С. 24–28.
11. Рубанов В.Г. Понятие «Преемственность» и его социальное измерение [Текст] / // Известия Томского политехнического университета. — 2013. — Т. 323. — № 6. С. 103–110.