Кемерово, Россия
В статье обосновывается актуальность обращения к изучению феномена детства, дается анализ негативных последствий распада страны, отмечается позитивная тенденция в деятельности государства в социокультурной сфере современной России. Рассматривается методологическая многоаспектность изучения феномена современного детства и аргументируется необходимость ее использования в рамках социокультурного подхода, при этом раскрываются особенности культуры детства, ее содержание. Представлены примеры внедрения результатов научных исследований феномена детства в образовательную деятельность вузов страны, а также краткая характеристика учебного курса «Культура детства», его составляющих элементов, обозначены некоторые подходы к методике преподавания. Неотъемлемым элементом в изучении курса «Культура детства» является проведение учебных занятий и рубежного контроля с использованием интерактивных форм и методов обучения, выполнение творческих заданий, способствующих освоению социокультурных технологий, накоплению «креативного портфолио». В статье обосновывается мысль о необходимости дальнейшего изучения детства и использования результатов исследований для внедрения в социальную практику и при подготовке специалистов социокультурной сферы. Сделаны выводы о том, что изучение мира детства в разных человеческих обществах является в современной науке много- и междисциплинарным; особенность социокультурного подхода к изучению феномена детства заключается в систематизации и синтезе уже имеющихся и новых знаний о современном детстве и интеграции результатов исследования в социальную практику; наметилась тенденция формирования нового аспекта в области социокультурного изучения феномена детства – образовательного.
детство, культура детства, междисциплинарное изучение, социальная практика, научное направление, социокультурный подход, исторический аспект
1. Государственный доклад о состоянии культуры в 2022 году. URL: https://culture.gov.ru/documents/gosudarstvennyy-doklad-o-sostoyanii-kultury-v-2022godu04092023/
2. Клявина И.И. Культура детства: Учеб. пособие: в 2 ч. / И.И. Клявина. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2004. – Ч. 1. Методологические основы изучения и структурный анализ. 186 с.
3. Клявина И.И. Культура детства: Учеб. пособие: в 2 ч. / И.И. Клявина. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2004. – Ч. 2. Проектирующая среда и основные социокультурные процессы детства. – 300 с.
4. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива / И.С. Кон. – М.: Наука, 1988. – 270 с.
5. Куруленко Э. А. Творчество в пространстве культуры детства: Дис. … д-ра культурологии: 24.00.01 / Э.А. Куруленко. – СПб., 1999. – 329 с.
6. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид; Пер. с англ. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
7. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2016. – Том 5. – № 2. – С. 5–10. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2016_n2/82357
8. Розина О.В. Национальный воспитательный идеал в условиях современной цивилизационной войны // Инновационная деятельность в образовании: материалы ХII Международной научно-практической конференции. Ч. 1. Под общей ред. Г.П. Новиковой. – Ярославль-Москва: изд-во «Канцлер». 2018. – 520 с.
9. Стенограмма заседания оргкомитета «Победа» 5 сентября 2023 г.: URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-zasedanija-orgkomitetapobeda-15-11-2022.html
10. Шаталина В.В., Абраменкова В.В. Проблемы безопасности современного детства // Новые цели и ценности образования: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. – М.: Инновации и эксперимент в образовании, 2015. С. 107–109.
11. Шухман Л.П. Культура детства: Авторская учеб. программа / Л.П. Шухман. – М.; Тверь, 1999. 32 с.
12. Щеглова С.Н. Детство как социальный феномен: концепция социального конструирования детства: Дис. … д-ра социол.наук: 22.00.04 / С.Н. Щеглова. – М., 1999. – 326 с.