Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
В условиях цифровой трансформации современного общества исследование проблемы внедрения искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности, включая сферу экономики и финансов, является крайне актуальным. Целью настоящей статьи является попытка анализа готовности будущих экономистов в системе школа–вуз к использованию искусственного интеллекта в контексте формирования цифровой финансовой грамотности. Изучался характер влияния искусственного интеллекта на формирование основных компетенций, необходимых в эпоху цифровизации экономического образования, через призму взглядов молодого поколения. Отмечена значимость различных аспектов цифровой трансформации общества, находящихся в центре внимания организаций общемирового сотрудничества (ЮНЕСКО, Всемирный банк и др.) в интересах устойчивого развития. С использованием инструментов Google-Forms проведен социологический опрос студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Омский филиал) и учеников профильных экономических классов гимназии № 19 г. Омска на тему «Отношение будущих экономистов к использованию искусственного интеллекта в банковской сфере». Результаты анализа полученных эмпирических данных позволили констатировать комплексный и неоднозначный характер влияния искусственного интеллекта на молодое поколение будущих экономистов в условиях тотальной цифровизации. Наряду с позитивным отношением молодежи к перспективам внедрения искусственного интеллекта выявлены риски снижения естественного интеллекта на фоне охвата цифровизацией всех сфер жизнедеятельности. Это требует формирования ценностных ориентиров и разработки стратегии непрерывного развития будущих экономистов в цифровом обществе в условиях активного внедрения искусственного интеллекта.
устойчивое развитие, экономическое образование, школа, вуз, цифровизация, цифровая финансовая грамотность, искусственный интеллект, социологический опрос
1. Автобиография нейросети / Сост. М.Р. Брослав, О.А. Яблокова. – М.: АСТ. – 2023. – 224 с.
2. Добринская Д.Е. Что такое цифровое общество? // Cоциология науки и технологий. – 2021. – Том 12. № 2. – С. 112–129.
3. Иванченко И.С. Оценка перспектив применения искусственного интеллекта в системе высшего образования // Вестник НГПУ. – 2023. –№ 4. С. 170–194 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-perspektiv-primeneniya-iskusstvennogointellekta-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya
4. Кормильцева Е.А., Симонова Н.Ю., Шмакова А.П., Филимонов В.А., Бурмистрова Н.А. Оценка интегративного потенциала моделей простых и сложных процентов в повышении уровня финансовой грамотности студентов // Science for Education Today. 2023. – Т. 13. – № 5. – С. 105–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.05
5. Кутузова М.О., Храмушин Н.Н. Применение искусственного интеллекта в банковской сфере // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск, 2022. – С. 827–829.
6. Морхат П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд. – М.: Буки Веди, 2017. – 258 с.
7. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015
8. Савченков А.В., Сорокина Е.А. Понятийное поле проблемы формирования цифровой финансовой грамотности студентов вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2021. – № 5(165). С. 130–139. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47919380_29375436.pdf (дата обращения: 03.08.2023).
9. Хрусталева Н.В. Современные подходы к управлению образованием в условиях цифровой экономики. // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. – № 2-2. – С. 303–309. URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2729 (дата обращения: 30.04.2023).