МЕТОДИЧЕСКИЙ ФРЕЙМВОРК КАК СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одним из актуальных средств проектирования образовательных продуктов на сегодня являются фреймворки. Несмотря на различные источники, посвященные определению фреймворка следует отметить, что отсутствует единое понимание данного понятия. В Российском образовательном поле фреймворк используется в качестве инструмента для решения различного рода задач. Рабочим понятием «Методический фреймворк» является определение его как готового методического инструмента, который позволяет системно решать узкоспециализированные задачи при проектировании образовательных продуктов. В работе описаны этапы проектирования методического фреймворка, включающего шаги: подготовительный, основной и заключительный. Решаемые задачи исследования: сформулировать понятие методического фреймворка для использования при проектировании образовательного продукта; дать сравнительную характеристику между методическим фреймворком и методической рекомендацией; описать основные элементы методического фреймворка с учетом системного подхода; продемонстрировать результаты и преимущества применения методического фреймворка. Описан опыт реализации методического фреймворка в рамках функционирования «Креативной мастерской Фреймлаб» в формате телеграм-группы с количеством участников более 455 человек. Сделанные выводы позволяют внести вклад в практику использования методического фреймворка для проектирования образовательных продуктов, а также в развитие отечественного педагогического дизайна.

Ключевые слова:
педагогический дизайн, средства обучения, образовательные решения, образовательный продукт, проектирование образовательного опыта, обучение взрослых, методический инструмент
Текст

Введение

В условиях стремительного развития технологий и непрерывных изменений в сфере разработки программного обеспечения, фреймворки становятся незаменимым инструментом для обеспечения эффективности и структурированности проектов. Фреймворк, выступая в роли надежной основы, не только ускоряет процесс создания приложений, но и повышает уровень их поддержки, гарантируя надежность и стабильность в долгосрочной перспективе. От повышения производительности до соблюдения стандартов безопасности, фреймворки играют ключевую роль в успехе проектов и удовлетворении запросов пользователей.

В настоящее время «существует огромное количество фреймворков разной степени популярности и производительности. Производительность фреймворка напрямую влияет на эффективность работы приложения, созданного с помощью данного фреймворка, что в свою очередь влияет на результаты компании, которая работает с данным приложением. Бенчмаркинг позволяет однозначно определить эффективность использования того или иного PHP фреймворка, что влияет на качество создаваемого продукта с использованием фреймворка. Проблема оценки эффективности работы фреймворков заключается в том, что после анализа существующих общедоступных трудов автором не было обнаружено исследований, проводившихся с условием его повторяемости» [9].

Фреймворки помогают достичь единообразия используемых парадигм и инструментов. В тоже время – это абстракция, которая предоставляет готовые унифицированные инструменты для решения определенного набора задач в процессе разработки [15].

Зайцева А.Е. пишет о том, что Фреймворк – «это структура, представляющая собой набор готовых компонентов, библиотек, абстракций и правил разработки, предназначенных для облегчения процесса создания программного обеспечения. В своей сущности фреймворк предоставляет базовый каркас, внутри которого разработчики могут строить приложения, следуя стандартизированным принципам» [6].

Ряд ученых определяют Фреймворк (англ. Framework – «каркас», «структура») как «динамически пополняемую библиотеку языка программирования, в которой собраны его базовые модули. В ряде направлений деятельности, фреймворки создаются для упрощения процессов разработки приложений, сайтов, сервисов. Чтобы не писать модуль в приложении с нуля, гораздо проще обратиться к готовым шаблонам фреймворков, которые и формируют рабочую среду разработчика» [1].

Фреймворк (с англ. framework «каркас, структура») это «заготовка, готовая модель в программировании для быстрой разработки, на основе которой можно написать собственный код. Он задает структуру, определяет правила и предоставляет необходимый набор инструментов для создания проекта. В основном фреймворки используются в веб-разработке» [13].

Для чего необходим фреймворк? Выделим несколько позиций:

  • «Фреймворки представляют собой заготовки и модели в программировании для быстрой разработки.
  • Они задают структуру, определяют правила и предоставляют инструменты для создания проектов.
  • Фреймворки используются в основном в веб-разработке.
  • Фреймворки отвечают за стабильность программы, работу с базами данных и файловой системой.
  • Фреймворки используются для создания крупных проектов, простых сайтов и приложений с будущей разработкой.
  • Фреймворки позволяют правильно выстроить бизнес-логику и создавать различные типы проектов.
  • В веб-фреймворках используются архитектура Model-View-Controller (MVC) для разделения проекта на логические части» [13].
  • Существуют различные типы фреймворков, включая бэкенд-фреймворк, фронтенд - фреймворк и фулстек - фреймворк.

Главный вывод, который можно сделать, на наш взгляд: «‎Фреймворки становятся неотъемлемым звеном в цепи успешной разработки».

Зайцев А.Е., в своей статье, определяет цели внедрения фреймворков:

  • «ускорение разработки (фреймворки предоставляют готовые модули и инструменты, что ускоряет процесс создания приложений);
  • стандартизация (фреймворки устанавливают стандарты разработки, обеспечивая единообразие в коде и архитектуре приложений);
  • безопасность (фреймворки предоставляют встроенные механизмы безопасности, снижая риски, связанные с уязвимостями);
  • облегчение обслуживания (стандартизированный код упрощает процессы поддержки, обновлений и масштабирования приложений)» [6].

Архитектура почти всех фреймворков «основана на декомпозиции нескольких отдельных слоев (приложения, модули и т. д.) проекта. Это означает, что можно расширять функциональность приложения исходя из потребностей и использовать измененную версию вместе с кодом фреймворка или задействовать сторонние приложения.  Такая гибкость является одним из ключевых преимуществ использования фреймворков» [16].

Из вышеописанного понятно, что наибольшее применение фреймворк получил в разработке различных веб приложений, но есть примеры использования фреймворков в образовании и управлении проектами, среди них UNESCO ICT Competency Framework for Teachers (ICT-CFT). Этот фреймворк помогает в формировании ИКТ-компетентностей у учителей, что способствует улучшению образовательного процесса и доступу к достоверной информации [11].

Также актуально использование фреймворков в создании проектов, одним из наиболее применяемых является Scrum. Этот фреймворк применяется для управления проектами не только в сфере разработки ПО, но и в других отраслях, таких как маркетинг, производство и образование. Scrum – это один из самых популярных Agile-фреймворков, который используется для гибкого управления проектами. Он позволяет командам работать более эффективно и адаптивно, используя итеративный подход для достижения целей проекта.

Что касается методического фреймворка (далее «МФ»), то в основу разработки положена возможность создавать алгоритмы, которые помогают повышать эффективность разрабатываемых образовательных продуктов за счет экономии времени.

Методический фреймворк интегрирует в себе:

  • потребности целевой аудитории в роли участников методической мастерской;
  • знания и опыт составителя методического фреймворка эксперта-методолога Осипова Михаила;
  • верифицированные экспертом источники информации в виде научных статей, журналов, книг и т.д.

 

Получение результатов.

Нами описан опыт реализации МФ в рамках функционирования «Креативной мастерской Фреймлаб» в формате телеграм-группы с количеством участников более 455 человек.

Методические фреймворки, разрабатываемые в телеграм-группе «Креативной мастерской Фреймлаб» (автором которой является Осипов М.А.), представляют собой готовые методические инструменты для широкого круга проектировщиков образовательных продуктов (методологов, методистов, разработчиков курсов, педагогов и др. участников) для решения ими определенных задач, например, разработки: тестовых заданий, алгоритма проведения брифинга с экспертом образовательного ресурса, раскадровки слайдового курса, разработки дневника рефлексии студента и др..

Другими словами, методический фреймворк мы определили, как готовый методический инструмент, который позволяет системно решать узкоспециализированные задачи при проектировании образовательных продуктов. Он задает структуру и определяет последовательность, предоставляя необходимый набор возможных решений для ускорения разработки образовательных продуктов.

На рисунке 1 представлены этапы проектирования методического фреймворка.

Рисунок 1.  Этапы проектирования методического фреймворка

 

Структура методического фреймворка состоит из трех последовательных шагов (этапов). 

Шаг 1. Подготовительный. Этап включает сбор потребности в разделах методического фреймворка за счет актуализации проблем и задач по теме методического фреймворка среди участников методической мастерской. На этапе озвучивается проблематика и собираются от участников-практиков их основные запросы, сложности, пожелания к будущему методическому фреймворку.

Шаг 2. Основной. Этап включает создание методического фреймворка автором (экспертом). Автор на основе личного опыта, анализа литературы, статей и пр. научных материалов, в совокупности с запросами участников мастерской составляет содержание фреймворка на заданную тему.

Основной этап является наиболее объемным и трудозатратным и состоит из основного и дополнительного материалов:

а) Основной материал содержит описательную часть фреймворка по разработанной теме и включает: глоссарий, краткое описание, основную часть и список информационных источников.

б) Чат с участниками мастерской. Чат создан на базе месенджера и является открытой площадкой для обсуждения. Его цель состоит в том, чтобы отвечать на вопросы участников мастерской, которые принимают в ней участие, помогая адаптировать фреймворк под свои задачи.

в) Видеоинструкция. Видео-запись с подробным объяснением как применять фреймворк в работе. Её цель состоит в том, чтобы автору методического фреймворка подробно объяснить для участников каждую часть фреймворка, используя при этом примеры в качестве личного экспертного опыта.

г) Рекомендации для практики. Это текстовой документ, который содержит описание фреймворка с разбором практических решений. Цель рекомендаций состоит в том, чтобы проектировщики обучения после изучения методического фреймворка и видеоинструкции могли перед переносом на практику применить фреймворк в смоделированных ситуациях или условиях. Рекомендации состоят из вводной информации, основной части и задания.

Шаг 3. Коррекционный. Этап содержит апробирование методического фреймворка участниками методической мастерской. Участники мастерской получают готовый фреймворк и апробируют его на своем опыте, предоставляя обратную связь автору фреймворка. Автор, учитывая обратную связь, вносит улучшения в работу. Тем самым, фреймворк является не только теоретическим продуктом, но и востребованным методическим решением с позиции практики.

Что касается источников для формирования наполнения шагов, то ими являются:

  • на первом шаге знания и опыт участников;
  • на втором шаге знания и опыт составителя (эксперта), знания и опыт участников, заимствованные источники информации в виде научных статей, журналов, книг и т.д.;
  • на третьем шаге знания и опыт участников.

Сравнение методических рекомендаций и методического фреймворка.

На сегодняшний день наиболее популярным источником инструкций для разработчиков образовательных продуктов можно считать методические рекомендации, которые широко применяются всеми участниками образовательного процесса.

Методические рекомендации методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания [10].

Методические рекомендации в обучении представляют собой систематизированный набор инструкций и советов, направленных на улучшение процесса преподавания и обучения. Они создаются с целью помочь педагогам и учащимся более эффективно достигать образовательных целей и задач. Поскольку, методическая рекомендация и методический фреймворк являются важными инструментами проектирования образовательного продукта мы провели их сравнительную оценку (Таблица 1.) для понимания сходства и отличий, выделив 5 основных критериев, которые используются при их составлении, это:

  • структурирование учебного процесса; 
  • выбор методов и приемов обучения;
  • адаптация к конкретным темам и условиям;
  • оценка и контроль знаний;
  • интеграция современных технологий.

 

Таблица 1. Сравнительный анализ методических рекомендаций и методического фреймворка

Критерии

Методические рекомендации

Методический фреймворк

Структурирование учебного процесса

предоставляют четкие инструкции по структурированию уроков и образовательных программ;

 

помогают определить последовательность подачи материала и распределение времени на различные виды деятельности;

 

как вид методической продукции включают:

- титульный лист;

- аннотацию;

- сведения об авторе (авторах);

- пояснительную записку;

- содержание;

- списка информационных источников;

- приложения (при необходимости).

 

представляет собой структурированную систему методов, подходов, техник и инструментов, которая определяет порядок действий и обеспечивает логическую последовательность в решении конкретной задачи при создании образовательного продукта. Это своего рода карта, которая помогает проектировщику не заблудиться в мире образования и довести проект до успешного завершения.

 

отражает практические инструкции и алгоритмы, которые можно брать и сразу использовать на практике. Например, в методическом фреймворке «Дневник рефлексии студента» пошагово расписаны этапы разработки дневника, а во фреймворке «‎‎Брифинг эксперта»   алгоритм содержательного наполнения учебного занятия

 

имеет определенную последовательную структуру и состоит из:

  • титульного листа;
  • содержания;
  • глоссария;
  • краткого описания основной части;
  • списка информационных источников

Выбор методов и приемов обучения

содержат советы по выбору наиболее эффективных методов и приемов обучения, которые соответствуют целям и содержанию курса (включает описание различных педагогических техник, таких как лекции, семинары, практические занятия, проектная работа и пр.)

предлагает разработанные алгоритмы решения для различных методов и приемов обучения с готовыми алгоритмами и инструкциями по практическому использованию

Адаптация к конкретным темам и условиям

содержат примеры и шаблоны, которые являются в большей мере стандартизированными к конкретным темам и условиям обучения

содержит примеры и шаблоны, которые являются гибкими, адаптируемыми к конкретными темам и условиям обучения

Оценка и контроль знаний

содержатся методы и инструменты для оценки усвоения материала учащимися, такие как тесты, контрольные работы, критерии оценивания и формы обратной связи, что помогает преподавателям более точно оценивать результаты обучения и корректировать свои подходы

содержит определенные алгоритмы, советы, инструкции и по решению конкретной задачи, с которой сталкивается проектировщик обучения во время создания образовательного продукта

Интеграция современных технологий

включают инструкции по использованию современных технологий и интерактивных инструментов в образовательном процессе, что способствует вовлечению учащихся и повышению эффективности обучения

опирается как на опыт и знания его составителя и заимствованные источники информации в виде научных статей, журналов, книг и т.д., так и учитывает популярные проблемы и задачи, с которыми сталкивается целевая аудитория разработчиков образовательных продуктов

Не уменьшая важность методических рекомендаций, мы подчеркиваем значимость методического фреймворка как эффективного решения на образовательном рынке.

В продолжении нашего сравнения, рассмотрим в чём заключаются основные преимущества методического фреймворка перед методической рекомендацией?

На основе применения разработанных методических фреймворков в мастерской мы пришли к выводам, что методический фреймворк:

  • закрывает основные потребности целевой аудитории в роли участников методической мастерской;
  • основывается на знаниях и опыте составителя методических фреймворков эксперта-методолога Осипова Михаила;
  • включает верифицированные источники информации в виде научных статей, журналов, книг и т.д.;
  • содержит дополнительные ресурсы, которые помогают его пользователю более эффективно решать задачи во время проектирования обучения;
  • способствует созданию единых методик и подходов к обучению в проектных командах, что повышает согласованность создания образовательного продукта;
  • является комплексным решением в педагогическом дизайне, поскольку содержит не только алгоритмы, но и единое терминологическое поле, которое значительно экономит время на образовательных проектах.

И самое важное преимущество в том, что методический фреймворк – это гибкий методический инструмент, содержание которого может быть изменено по инициативе пользователя в роли проектировщика обучения.

Обсуждение результатов.

В методической мастерской разработаны методические фреймворки, которые успешно реализованы в работе практиками обучения:

  • «Брифинг эксперта (содержательная концепция занятия)»;
  • «Алгоритм разработки учебных кейсов для занятий»;
  • «Алгоритм разработки тестовых заданий»;
  • «Раскадровка слайдового курса»;
  • «Дневник рефлексии студента».

В таблице 2 мы сопоставили некоторые разработанные фреймворки и их результаты для широкого круга лиц разрабатывающих образовательные решения.

 

Таблица 2.  Краткое описание фреймворков и их практических результатов

Название методического фреймворка

Цель фреймворка

Результаты участников мастерской (проектировщиков обучения)

«Брифинг эксперта (содержательная концепция занятия)»

Ускорение коммуникации

с экспертом по разработке учебного занятия курса

Внедрение алгоритма работ взаимодействия с экспертом образовательного курса

 

Ускорение формирования содержания учебных занятий, где задействован тематический эксперт

 

Установление прозрачных процедур коммуникации между проектировщиком курсов обучения и экспертом с самого начала коммуникации по образовательному проекту

«Алгоритм разработки учебных кейсов для занятий»

Ускорение создания учебных

кейсов для оценки ЗУНов или компетенций студентов после прохождения

занятия/ий курса обучения

Внедрение алгоритма разработки кейсов для оценки ЗУНов или компетенций студентов

 

Ускорение разработки кейсов во время создания курсов обучения

«Алгоритм разработки тестовых заданий»

Ускорение создания

педагогических тестов для оценки знаний студентов.

 

Внедрение алгоритма разработки разных типов тестовых заданий (от одиночного выбора до установления соответствий)

 

Ускорение разработки тестовых задания во время создания курсов обучения

«Дневник рефлексии студента»

Ускорение создания

дневника рефлексии студента

Внедрение алгоритма разработки дневника рефлексии студента

 

Ускорение разработки дневника рефлексии студента

 

На текущий момент подготавливается к выпуску методический фреймворки «Дорожная карта студента (Students Journey Map»).

Круг аудитории, которая использует разработанные методические фреймворки достаточно широк. Проведенный анализ участников группы показывает, что интерес в использовании методического фреймворка возникает у следующих категорий (в % соотношении): методист – 27,07% преподаватель (ст. преподаватели ВУЗов, доценты, школьные учителя) – 22,92%, образовательный методолог – 22,92%, руководитель (методического отдела/направления) – 12,5%, корпоративный тренер – 4,17%, другие категории (специалисты по обучению, менеджеры и пр.) – 10,42%.

Анализ секторов применения показывает следующие результаты: наибольший интерес в секторе EdTech – 43.14%, примерно одинаковый процент заинтересованности в корпоративном – 27.45% и академических (ВУЗы) – 21.57% секторах, небольшой по сравнению с предыдущими, но также интересующийся инновационными разработками в обучении показал детский сектор (частные компании, школы, СУЗы) – 7.84%.. Еще один критерий опроса, проводимого нами в группе, показал, что практический опыт в профессии участников составляет от 1 года до 10 лет, что показывает о пользе использования методических фреймворков независимо от стажа работы разработчика.

На сегодняшний день авторские методические фреймворки, разработанные в «Креативной мастерской Фреймлаб», используют более 100 проектировщиков образовательных продуктов. От тех, кто применяет методические фреймворки, регулярно поступает положительная обратная связь, что ещё раз подчеркивает их эффективность, результативность и запрос от целевой аудитории.

 

Выводы.

Методический фреймворк как средство проектирования образовательного продукта позволяет:

  • системно решать узкоспециализированные задачи при проектировании образовательных продуктов;
  • повысить эффективность разработки образовательных продуктов благодаря сокращению временных ресурсов;
  • обеспечить надежность через использование проверенных подходов для создания образовательных продуктов.

Методический фреймворк способствуют развитию отечественного педагогического дизайна, обеспечивая более структурированный и эффективный подход к созданию образовательных продуктов.

Список литературы

1. Байдыбеков, А.А. Современные фреймворки для разработки web-приложений / А.А. Байдыбеков, Р.Г. Гильванов, И.А. Молодкин // Интеллектуальные технологии на транспорте. – 2020. – № 4(24). – С. 23-29.

2. Бугаев, А.С. Возможности фреймворка Spring для построения корпоративных систем и его интеграция другими фреймворками / А.С. Бугаев // Международный научный журнал Интернаука. – 2017. – № 10. – С. 28-31.

3. Ватолин, Н.С. Технология создания шаблона для CMS Joomla с использованием фреймворка UiKit / Н.С. Ватолин, В.Ю. Грушевская // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. – 2015. – № 1. – С. 77-81.

4. Донской, И.С. Особенности использования фреймворка bootstrapselect при разработке веб-приложений / И.С. Донской, Т.А. Крамаренко // Цифровизация экономики: направления, методы, инструменты: Сборник материалов III всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 18–23 января 2021 года. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. – С. 279-281.

5. Загарских, А. С. Фреймворк для быстрой разработки геоинформационных проблемно-ориентированных сред / А.С. Загарских, Т.Н. Чуров // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов Международной научной конференции, Томск, 29 апреля – 02 2014 года / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Том Часть 1. – Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2014. – С. 83-85.

6. Зайцева, А.Е. Плюсы и минусы использования фреймворков / А.Е. Зайцева // Лучшая исследовательская статья 2024: сборник статей V Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 30 января 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 27-29.

7. Короленко, И.А. О фреймворках Vue, Svelte, Solid и Lit для разработки клиентских веб-приложений / И.А. Короленко // Инженерный вестник Дона. – 2023. – № 11(107). – С. 785-791.

8. Олешков, М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров // Краткий терминологический словарь / М-во образования Российской Федерации, Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., Каф. рус. яз. Каф. методики технологии и предпринимательства; – Москва : Компания Спутник+, 2006. – 189, [1] с.; 21 см.

9. Петров, Н. В. Сравнительный анализ производительности PHP фреймворков / Н.В. Петров // Наукосфера. Технические науки. – 2022. – №3(1.). – С.138-142. http://nauko-sfera.ru/ (дата обращения 12.05.2024).

10. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины : [краткий терминологический словарь] / М-во образования Российской Федерации, Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., Каф. рус. яз. Каф. методики технологии и предпринимательства ; [Олешков М. Ю., Уваров В. М.]. - Москва : Компания Спутник+, 2006. - 189, [1] с.; 21 см.

11. Структура икт-компетентности учителей. рекомендации юнеско. Электронный ресурс: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf ( дата обращения 23.06.2024).

12. Татьянкин, В.М. Особенности проектирования web-приложения с использованием фреймворка Laravel / В.М. Татьянкин // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 16 января 2019 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2019. – С. 199-201.

13. Фреймворк. Электронный ресурс: ttps://blog.skillfactory.ru/glossary/framework/ (дата обращения 12.07.2024).

14. Integration of the system of diagnostics of industrial equipment and enterprise asset management systems using FIWARE framework / D. Kechik, I. Davydov, Ya. Hierasimuk [et al.] // Herald of Polotsk State University. Series C. Fundamental Sciences. – 2021. – No. 4. – P. 20-28.

15. Riehle D. Framework Design: A Role Modeling Approach. riehle.org, 2000. Электронный ресурс: URL: riehle.org/computer-science/research/dissertation/diss-a4.pdf. (дата обращения 23.05.2024).

16. Web Frameworks: How To Get Started [Veb-freym-vorki: vvedenie dlya novichkov], Tproger. Published online at 02 Aug 2018. Available at: https://tproger.ru/translations/web-frameworks-how-to-get-started (accessed 03 Aug 2020).

Рецензии
1. Методический фреймворк как средство проектирования образовательных продуктов Авторы: Исхаков Эдуард Робертович


Войти или Создать
* Забыли пароль?