О ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНВЕРГЕНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается опыт деятельности гуманитарного факультета и его Центра когнитивной психологии в технологическом университете по включению студентов в исследовательские и прикладные научные проекты через сотрудничество и интеграцию гуманитарных и технологических кафедр университета. Проанализированы представления о трансформации образовательной системы страны и смене ее методологических и педагогическо-технологических ориентиров в ответ на современные вызовы и риски прежде всего для молодого поколения, нуждающегося в социальной адаптации и более глубокой естественно-научной и гуманитарной подготовке для профессионального и личностного роста. Проанализированы попытки обоснования определения «конвергентное образование». Все они основаны на понимании, в той или иной степени, междициплинарного методологического подхода к формированию образовательных программ, для преодоления узкопрофессиональной подготовки специалистов и ухода от формализации содержания учебного материала с учетом при этом продуктивного взаимодействия фундаментальной составляющей гуманитарного и профессионального знания, использования современных методов автоматизации различных видов информационной деятельности с применением информационно-компьютерных технологий (алгоритмизация обучения, информационное моделирование). В целом конвергенцию образования определяют как процесс обучения и воспитания, являющийся следствием реализации современной парадигмы образования, направленной на понимание, а не на заучивание, воспитание к переменам, умение противостоять стрессу, жить в цифровом мире, сохраняя человечность, коммуникабельность и коллективизм, обепечивающие работу в команде, сохранение и развитие гуманитарной и интеллектуальной составляющей «в условиях взаимопроникновения наук и технологий при реализации конвергенции реальной и виртуальной коммуникаций». Научно-методической базой развития конвергентного образования на первом этапе явилась, разработка научно-педагогических практик. Сюда можно отнести руководство научно-исследовательской деятельностью студентов (НИРС), с привлечением их к участию в разработке и реализации различного рода проектов научных лабораторий и центров кафедр и факультетов. В статье обобщен некоторый опыт Центра когнитивнй психологии социально-гуманитарного факультета – СГТ (до 2022 года – ИСГТ– институт) ФГОУ ВО «МГТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» активно включавшегося в процесс трансформации университета в инновационную экспертно-аналитическую площадку, «формирования экспертно-образовательного кластера превосходства «NBICS-технологий пищевой индустрии». В русле концепции конвергентного образования, базовой основой которого является междициплнарный методологический подход, происходит не только интеграция гуманитарных и профессиональных знаний студентов в процессе продуктивного сотрудничества кафедр факультетов, научных центров вуза в реализации исследовательских и прикладных проектов. Это способствует равитию и становлению личности будующего специалиста, побуждает к творческой инициативе участников процесса взаимодействия и рождению новых научных направлений.

Ключевые слова:
гуманитарный факультет, стратегия инициированных программ; фомирование культуры здоровья; FooDNet; конференции, методологические подходы к исследованию личности, когнитивная психология; моделирование процессов питания
Текст

Актуальность

Ускорившиеся темпы научно-технического прогресса привели к конвергенции разного рода технологий и, как результат, формированию новых научных направлений и новых наук. В частности, с учетом достижений в области когнитивной психологии, педагогики, достижений в разработке исследований в области искусственного интеллекта, нейронаук и нанотехнологий складывается новая наука о разуме человека – когнитология. С учетом достижений выше перечисленных научных направлений «складывается новый вид конвергенции НБИКС-конвергенция, где «С» – социальные гуманитарные технологии, способные, как утверждают специалисты, поставить на новую высоту гуманитарное знание – психологию, социологию, политику, педагогику» [1; 6; 9; 11; 17].

В условиях трансформации университета в инновационную экспертно-аналитическую площадку, «формирования экспертно-образовательного кластера превосходства «NBICS-технологий пищевой индустрии» учитывалось ускорение научно-технического прогресса за счет взаимного влияния и взаимопроникновения технологий, в результате конвергенции возникновения новых научных направлений и новых наук, в частности – когнитологии – новой науки о разуме человека. С учетом достижений в области когнитивной психологии, педагогики, исследований в области искусственного интеллекта, достижений нейронаук и нанотехнологий складывается новый вид конвергенции НБИКС-конвергенция, где «С» – социальные гуманитарные технологии, способные, как утверждают специалисты, поставить на новую высоту гуманитарное знание – психологию, социологию, политику, педагогику [15].

 «Стратегия» института социально-гуманитарных технологий (с сентября 2022 – факультет - ФСГТ), принятая в мае 2021 года, подтвердила одно из перспективных направлений в области научно-образовательного и производственно-технологического партнерства Центра когнитивной психологии факультета: участие в работе Экспертно-аналитической площадки для приоритетных направлений пищевой индустрии на основе NBIC-технологий, созданной на базе университета. Эта стратегия явилась переутверждением ранее принятых планов и их реализации в течение предыдущих трех лет.

В сентябре 2018 года на заседании ученого Совета института социально-гуманитарных технологий был утвержден «План фундаментальных научных исследований на 2021-2030 гг.» (научный руководитель –  профессор С.Е. Шишов). В его основе были учтены стратегические направления развития университетской науки, обращенной на разработку проблематики и внедрения задач персонализированного питания как одного из ведущих направлений научной и учебно-образовательной деятельности университета.

Тематический план НИР Центра был синхронизирован с тематическими планами ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова, ВНИИХП, ВНИМИ, ВНИИРО» и с внесением корректировок переутвержден на заседании Совета (протокол № 1 от 05 сентября 2019). В план вошло задание коллективу факультета на разработку инициированных тем.

Это задание учитывало итоги работы форума «Психология питания» (март 2019). Форум прошел совместно с «Психологическим Центром «Дом» (Шишкова С.Ю.). Были учтены и рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические подходы к формированию культуры персонализированного питания» на базе МГУТУ 05-06 июня 2019 года.

В октябре 2019 года по итогам вышеназванной конференции работал научно-методологический семинар с международным участием (Казахстан), где были подведены итоги конкретных разработок исследовательских программ по заданному направлению в тесном сотрудничестве с лабораторией ПНИЛ (Конструирование и внедрение продуктов и рационов персонализированного питания (Сидоренко Ю.И.); кафедрой «Оптимизация процессов организации общественного питания» (Куликов Д.А.). Программы форумов, конференции и семинаров, круглых столов обсуждены и одобрены на заседаниях-семинарах Лаборатории ПНИЛ, сотрудники которой принимали активное участие во всех мероприятия Центра.

Цели стратегического проекта содержали ряд задач, учитывающих формирование узнаваемости бренда МГУТУ при обсуждении проблем психологии питания, активного участия в фундаментальных и прикладных научных исследованиях по заказам Правительства Российской Федерации и пищевых отраслей экономики. Попытка укрепления бренда МГУТУ была осуществлена в русле FooDNet Национальной Технологической Инициативы. Команда ИСГТ приняла участие в разработке конкурсного проекта Стартапа «StudFood» «Управляй своей едой». Идея проекта – организация доступного и здорового питания для студентов силами студентов; обеспечение здорового регулярного питания с учетом пищевых предпочтений в доступном ценовом сегменте; продвижение традиционной русской кухни; организационное производство силами студентов технологического Мега-института; прописаны преимущества: приобретение стажа студентами технологами, создание пищевого конструктора, дешевая рабочая сила, собственный рынок потребителей, мобильное приложение, возможность расширять профессиональные компетенции студентов. Были определены перспективы проекта. Команда ИСГТ заняла 2-е место в конкурсе проектов «Точки кипения» октября 2019 года. Эффективность этого проекта предполагала и обеспечение практики для будущих специалистов и экономическую составляющую в целом для университета.

Шаги по реализации инициированных программ укрепили сотрудничество с «Психологическим Центром «Дом» еще двумя форумами «Психология питания» в марте 2020 и мае 2021 гг. В работе форумов активное участие приняли студенты и магистранты  как гуманитарного факультета, так и кафедр технологического Мега-института, которые под руководством ученых Лаборатории ПНИЛ подготовили доклады об участии в фундаментальных и прикладных научных исследованиях по заказам Правительства Росийской Федерации и пищевых отраслей экономики. В свою очередь, преподаватели кафедры «Педагогика и психология профессионального образования» ответили взаимностью: по решению ученого Совета института СГТ (протокол № 8 от 08.06.2019) был издан по итогам конференции (05-06.06.2019) сборник научных статей – Персонализированное питание: состояние и перспективы / По материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические подходы к формированию культуры персонализированного питания» в рамках XIII Всероссийского Форума «Здоровье нации – основа процветания России». Москва, Гостиный двор, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)». – 2020. – 210 с. [14; 16].

Потребность вести здоровый образ жизни закладывается в семье и развивается в школе. Формирование культуры здоровья представляет собой сложный педагогический процесс, осуществление которого, чаще всего, подразумевает изменение уже сложившихся предпочтений и привычек в питании, отношения к сохранению здоровья [7; 18; 20].

В этой связи в Тематическом плане НИР Центра когнитивной психологии было учтено, что питание человека является одним из параметров «человеческого измерения», поэтому исследовательская тематика проекта представлена как некий «антропологический проект», позволяющий в свете последних достижений науки в области исследования генетических особенностей и особых подходов к питанию, так называемому персонализированному питанию будущего, суть которого сводится к учету генетических особенностей отдельно взятого человека для определения его оптимально здорового рациона питания, выявить психологические аспекты здорового образа жизни [3].

Междисциплинарный, полифункциональный и системный подходы к исследованию личности и к ее трансформации с учетом всех факторов – внешних и внутренних, социокультурных и медицинских, психофизиологических – на общем, типологическом и индивидуальном уровнях позволил расширить границы исследовательской тематики. Это открывает перспективу дальнейшего изучения и разработки путей формирования культуры пищевого поведения и представления гармоничного образа тела человека, в том числе исследования готовности социума к возможности перехода к персонализированному питанию [5; 8].

Важно было выявить эффективные и естественные методики работы психики для получения и обработки информации. В соответствии с этой задачей, целью когнитивной психологии питания является понимание и моделирование процессов познания, формулировка алгоритма работы мозговых функций с целью формирования культуры здорового питания. А разработка когнитивного подхода к обучению принципам здорового питания, основанного на положениях когнитивной психологии и предусматривающего в процессе обучения опору на принцип сознательности, учет различных когнитивных стилей, характерных для обучающихся конкретной группы, учебных стратегий, которыми они при этом пользуются. Это, в свою очередь, требовало подготовки специалистов-коучей. Для системы ДПО группой авторов (Шафажинская Н.Е., Аралова Е.В., Шмелева С.В., Шишкова С.Ю, Писаревский К.Л., Артемьева С.И.) была разработана Программа по профессиональной переподготовке «Коуч по персонализированному питанию» (504 час.) для обучения специалистов по работе коучинговыми технологиями по построению персонализированного питания. Программа предполагала целевую аудиторию психологов, врачей, тренеров, фитнес-инструкторов, диетологов, коучей, массажистов, косметологов и всех, кто занимается здоровым питанием. Специалистами кафедры были записаны видеолекции для дистанционной формы обучения. Программа была представлена участникам майского 2021 г. Форума «Психология питания».

Методы когнитивной психологии питания используется при ведении людей с расстройствами пищевого поведения, так как имеются проблемы когнитивного характера (связанные с мышлением). Одна из характерных проблем — убеждение, что самооценка человека основывается на фигуре, размерах тела и/или весе. Здесь важна пропагада здорового образа жизни с точки зрения усиленного внимания к физической активности [13; 19].

Центр руководствовался усилением внимания общества к состоянию здоровья подрастающего поколения, в том числе и поручения Президента РФ, и рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) «О правилах здорового питания для школьников» (15.09.2020), (здоровое питание в школах – энергия для самореализации ребенка).

Дальнейшее сотрудничество Центра когнитивной психологии расширяло число участников проекта Проблемной научно-исследовательской лабораторией «конструирование и разработка продуктов и рационов персонализированного питания», с Психологическим Центром «Дом» (Шишкова С.Ю.); Первым Московским государственным медицинским университетом имени И. М. Сеченова; Институтом психологии РАН (Ушаков Д.В.); Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова (Леонова А.Б.); Федеральным исследовательским центром питания, биотехнологии и безопасности пищи; Медико-биологическим факультетом Российского национального исследовательского медицинскиого университета имени Н.И. Пирогова (МБФ РНИМУ им. Н.И. Пирогова); ООО «Центр клинической и прикладной психологии» г. Владивосток (Кадыров Р.В.); Экспериментальными площадками: СОШ г. Конаково Тверская обл. (Булгакова О.Ю.); СОШ г. Сочи (Кузнецова М.В.); СОШ (г. Одинцово) для продолжения работы по реализации Плана фундаментальных исследований в направлении «Персонализированное питание детей и молодежи: психолого-педагогические аспекты», акцентировав внимание на исследовании качества персонализированного питания обучающихся в системе среднего и высшего образования. Для реализации намеченной цели – проведения диагностической работы – выстраивались задачи: разработка диагностического инструментария под проблему определения психологических особенностей здорового питания человека; формирования батареи тестов на выявление психологических особенностей здорового питания человека; проведение диагностических исследований (с использованием информационных технологий); проведение анализа полученных результатов [2; 4; 10; 12].

Обсуждение

Данный блок исследовательской программы был направлен на диагностику и выявление психологических составляющих, определяющих подход личности в выборе здорового питания. К ним относятся: психологическая установка, мотивация, ценностные ориентации личности. В реализации намеченной цели в планах коллектива НИР планировалась разработка и апробирование собственных методик, которые могли бы выявить особенности взаимосвязи между психологической установкой и выбором здорового питания. Итогом реализации программы 2022 г. должна была стать публикация аналитических материалов и статей по проведенной диагностике и подготовка заявки на грант.

Исследовательская деятельность Центра учитывала, что основная идея когнитивной психологии в сфере питания сводится к тому, что все знания, полученные человеком, преобразуются в схемы или так называемые шаблоны, которые хранятся в памяти и извлекаются оттуда по мере необходимости. Создание шаблона позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако, это не статичные схемы, а динамичные, и изменяются они благодаря тому, что человек получает новые знания, так как познавательная деятельность происходит непрерывно. Ведь именно знания позволяют извлечь опыт из ситуации или принять верное решение. Таким образом, появляются новые схемы и обновляются старые.

Неслучайно, в этой связи, набор на бакалаврскую и магистерскую программы «Психология» при повышении проходного и пороговых баллов. Сотрудничество лаборатории с Психологическим Центром «Дом», повышало студенческую активность в исследовательской и публикационной деятельности.

Современная психология питания развивается в контексте технологического прогресса как общества, так и когнитивных функций отдельного человека. И другим важным фактором становления психологии питания — становится стремительное развитие методов исследования мозга. Фокус исследований в психологии питания смещается в сторону изучения эволюции психики как социокультурного феномена, в том числе в связи с проблематикой здорового питания, исследования которой постепенно выходят на передний план как в психологии, так и в нейронауках. Замысливалось открытие новой лаборатории совместно с психологическим центром Дом, что позволяло планировать продолжение активного вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, с выходом на участие в международных публикациях.

Планировалось создание новых англоязычных магистерских программ, двойных дипломов с университетами Казахстана, Китая и др. странами АТЭС открывало возможность сотрудничества вуза по обмену студентами. В планах мыслилось открытие образовательного трека «Когнитивная психология питания» на уровне бакалавриата в рамках бакалаврской программы «Психология» с целью подготовки специалистов в области lifelong learning.

Выводы

Развитие направлений на стыке психологии, нейронаук и компьютерных наук может получить воплощение в рамках англоязычных магистерских программ «Cognitive psychology of nutrition», что могло бы повлечь перевод бакалаврской и магистерских программ «Cognitive psychology of nutrition» на технологию «Bite-size learning» с усилением прикладного характера обучения.

Развитие технологий и сокращение жизненного цикла профессий привели к устареванию классической модели образования «школа-университет». Ей на смену пришла концепция «bite-size learning» — фокусное и динамичное обучение в минимальные промежутки времени в комфортном для себя ритме. Истоки этого метода уходят в исследования работы человеческого мозга. Как известно, новая информация воспринимается лучше всего в течении первых 20 минут, а максимальный уровень концентрации приходится на первые 5-8. Попытки поиска инновационных подходов в улучшении учебного процесса оправданы потребностью общества в непрерывном росте образовательного потенциала личности. Разработки новых технологий обучения необходимы для расширения творческих навыков, обогащения интеллектуального потенциала, всетороннего развития современного человека.

Bite-size learning можно назвать одним из наиболее удачных подходов, решающих проблему рассеянного внимания обучающихся. При учебе «малыми порциями» создаются модули длинной до 15 минут с использованием различных инструментов (видео, блоги, игры) и тестов. На выходе человек получает конкретную и целевую информацию, тем самым значительно экономит собственное время. Кроме того, все модули можно изучать повторно, а объединенные вместе они могут использоваться для знакомства с обширными темами и давать более развернутое представление об изучаемом предмете лучше, чем традиционные линейные презентации. Еще один плюс – для прохождения курса можно использовать не только рабочий компьютер, но и обычный смартфон.

Осмысление конкретного опыта позволяет заключить: подобная практика  расширяет возможности по включению студентов в исследовательские и прикладные проекты, в том числе через открытие новых научно-учебных лабораторий, где студенты смогут решать фундаментальные исследовательские задачи и выполнять прикладные проекты. Анализ социальных и культурных аспектов сотрудничества, интеграция гуманитарных и технологических кафедр университета в нашем конкретном случае позволяет утверждать важность междисциплинарных элементов конвергентного образования в ходе дальнейшего взаимодействия гуманитарных и технолггических (технических) кафедр в современном вузе осуществляя углубление целостного подхода к организации современной исследовательской практики студенчества.

Список литературы

1. Алексеева И.Ю., Аршинов В.И., Чеклецов В.В. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее развитие человека //Вопросы философии. 2013 – № 3. – С. 12–21. [Электронный ресурс] (дата обращения 04.04.2023)

2. Артемьева С.И., Шмелева С.В. Проблема персонализированного питания сегодня и завтра // Персонализированное питание: состояние и перспективы / По материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого - педагогические подходы к формированию культуры персонализированного питания» в рамках XIII Всероссийского Форума «Здоровье нации – основа процветания России». Москва, Гостиный двор, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)». – 2020. – С.10-15.

3. Артемьева С.И., Журавлева Е.В., Плеханова Е.В. Здоровье студентов и двигательная активность //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – № 1(34). – 2021. - С. 65–68.

4. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: Практ. рук-во. – М., 1999.

5. Вачков И.В. Метафорический тренинг. – 2-е изд. – М.: «Ось-89», 2006.

6. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002.

7. Гусаков Б., Данильченко Т. Конвергенция технологий: взгляд в будущее //Наука и инновации 2018. – № 9(187). – С. 56–61. http://innosfera.by [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2023)

8. Дубровинская Е.И., Карпинская Н.И. Карпинский А.А. Современные подходы в борьбе с ожирением //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – № 1(34). – 2021. – С. 69–73. DOI:https://doi.org/10.12737/2306-1731-2021-10-1-69-73; DOIhttps://doi.org/10.12737/issn.2587-912X

9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПБ., 2003. С.265.

10. Ковальчук М.В., Нарайкин О.С., Яцишина, Е.Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития //Вопросы философии. 2013 – № 3. – С. 3–11. [Электронный ресурс]. – URL: http://vphil.ru/index.php?id=716&option=com_content&task=view&ysclid=lnqh5lj8uy3509854412023 (дата обращения 04.04.2023)

11. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – С. 12–15.

12. Кричевский Г.Е. Введение в NBICS-технологии // NBICS-Наука. Технологии. 2018. - № 1. - С. 25–52.

13. Лабковская Г.С. Интенсивные интегративные психотехнологии, трансперсональная психология и духовное целительство [Электронный ресурс]. – URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения: 25.01.2018).

14. Мальцева Т.В. Внутриличностные конфликты и пути их преодоления: Учебное пособие. – Руза, 2012.

15. Мальцева Т.В. Практики трансперсональной психологии в тренинговых формах работы с курсантами в русле интегративной трансметодической модели //Вестник экономической безопасности. - 2016. - № 1. - С. 328-333.

16. Матвеева С.В., Майорова А.Н., Майорова Е.А. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования как фактор профессионального и личностного становления студентов вузов гуманитарной направленности //Baltic Humanitarian Journal. – 2018. – Т. 7. – № 2(23)]. – С. 292-296

17. Персонализированное питание: состояние и перспективы / По материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические подходы к формированию культуры персонализированного питания» в рамках XIII Всероссийского Форума «Здоровье нации – основа процветания России». Москва, Гостиный двор, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)». – 2020. – 210 с.

18. Роберт И.В. Конвергентное образование: истоки и перспективы //Науки о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – С. 64-67. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konvergentnoe-obrazovanie-istoki-i-perspektivy/viewer (дата обращение 22.04.2023) DOIhttps://doi.org/10.17238/issn 1998-5320.2018.32.64

19. Юлина Г.Н. Адаптация студентов к принципам и нормам ЗОЖ в условиях неопределённости в ситуации пандемии COVID-19 //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2021. – № 2(35). –– С. 59–67.

20. Goltsov A.V., Shmeleva S.V., Udodov A.G., Alifirov A.I., Romanova A.V. Physical "I" at disabled people with a late lesion musculoskeletal system //Prensa Medica Argentina. 2018. T. 104, № 3. C. 1000289.

21. Rabadanova R.S.; Bogatyreva S.N.; Artemyeva S.I.; Aralova E.V.; Polozhentseva, I.Yu., Pisarevsky K. Key Features of Human Nutrition Behavior. Revista Inclusiones Vol: 7 num Especial Enero-Marzo (2020): 170-181. REVISTA INCLUSIONES ISSN 0719-4706 VOLUMEN 7 – NÚMERO ESPECIAL – ENERO/MARZO 2020; https://elibrary.ru/contents.asp?id=41455749

Рецензии
1. О практике развития некоторых элементов конвергентного образования в технологическом вузе Авторы: Скляренко Инна Сергеевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?