сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ББК 88 Психология
Статья посвящена совершенствованию психологической поддержки добровольческой деятельности в экстремальных условиях. Акцент сделан на установлении предикторов личностного выбора соучастия в добровольчестве, разработке интегративной модели и диагностического инструментария оценки готовности к соучаствующей деятельности. Предмет исследования – модель личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве. Цель – обосновать интегративную модель личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве, разработать на её основе соответствующую диагностическую методику. Методологическую основу составили аксиологический, холистический, деятельностный и субъектный подходы. Применялись семантический анализ диагностических конструктов, а также экспертное оценивание и психологическое тестирование (опросник «Шкала диспозиционного эгоизма» (К. Муздыбаев); опросник «Мотивация помощи» (С.К. Нартова-Бочавер); анкета ценностных ориентаций (адаптация методики М. Рокича); ориентировочная анкета «Направленность личности» (В. Смекал, М. Кучера; адаптация Н.М. Пейсахов); опросник мотивации волонтерской деятельности (К.В. Гиль); методика диагностики мотивации достижения (А. Мехрабиан); методика диагностики личностной зрелости (В.А. Руженков); тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой); опросник «Копинг поведение» (Р. Лазурус, С. Фолкман, адаптация С. Хобфолла); ценностный опросник (Ш. Шварц); оригинальные авторские методики – опросник оценки склонности к экстремальному волонтёрству, оценка проявлений профессиональной деформации личности, опросник оценки выбора соучастия в экстремальном добровольчестве). Объём выборки 218 человек. Применялись: описательная статистика, факторный анализ, мета-анализ данных. По результатам исследования обоснована 16 факторная структура выбора соучастия, в составе которой: «Просоциальные ценностные ориентации», «Идейность», «Целостность мировоззрения», «Добровольческая смыслоориентированность», «Мотивация», «Интерес к добровольчеству», «Склонность к экстремальной деятельности», «Самоотверженность», «Критичность мышления», «Экстремальная перцептивная конгруэнтность», «Эмоциональная стеничность», «Самоконтроль», «Активность в экстремальных условиях», «Экстремальная жизнеспособность», «Самоорганизованность», «Надёжность». Новизна состоит в разработке интегративной модели и опросника оценки выбора соучастия в добровольчестве. Результаты могут быть применены психологами силовых структур и добровольческих организаций при проведении психологического отбора и подготовки добровольцев.
добровольчество, личностный выбор, соучастие, модель, диагностическая методика, экстремальность
Многообразие современной жизнедеятельности порождает новые формы соучастия граждан в решении актуальных общественных и государственных проблем. Одной из динамично развивающихся форм соучаствующей деятельности является волонтёрство, добровольчество и миротворчество. Подобную активность следует рассматривать как выраженную гражданскую позицию, инструмент социализации граждан, индикатор развития общества и гражданских институтов. Особое значение феноменология добровольчества приобретает в экстремальных условиях, в том числе при проведении специальной военной операции. На первый план выходят не только личностные особенности добровольцев, но и их готовность к деятельности в условиях существования реальной угрозы жизни и здоровью [2, 10, 11 и др.]. Действительно, одно дело – проявить сочувствие социально-незащищенным группам населения (в т.ч. инвалидам, больным, лицам без определённого места жительства и т.п.), другое дело – добровольно участвовать в специальной военной операции, оказывать помощь различным категориям граждан за пределами места постоянного проживания, непосредственно в зоне поражения, катастрофы и т.п.
Проблематика социального, цифрового, эпизодического, медицинского, спортивного, экологического, семейного, культурного и иных форм волонтёрства находит широкое отражение в научных публикациях в области психологии (Е.С. Азарова, Н.С. Воронина, А.А. Гречаная, Я.В. Латюшин, О.А. Любимова, П.О. Омарова, О.О. Полякова, Н.А. Потапова, Е.А. Серова, А.А. Шагурова, М.С. Яницкий и др.), социологии (А.М. Евлегина, И.В. Мерсиянова, В.В. Овсий, М.В. Певная и др.), педагогики (Е.В. Акимова, К.А. Бочко, Ф.Х. Куршева, Ф.В. Цраева и др.). Подходы варьируются, в основном сводясь к изучению паттерна индивидуально-психологических особенностей личности волонтёров [1, 3, 5 и др.], в первую очередь, мотивационно-ценностных характеристик [6, 9 и др.]. При хорошей понятийно-категориальной, концептуальной и методологической проработанности проблематики феноменологии добровольчества, экстремальному добровольчеству посвящено, к сожалению, недостаточно публикаций [4, 12 и др.]. Так, в современной науке и психопрактике отсутствует модель личностного выбора соучастия в экстремальной деятельности, тем более – специализированные методики изучения личности экстремального добровольца. Именно противоречие между запросами на психологическую поддержку добровольчества в экстремальной сфере и недостаточной проработанностью как концептуальных основ деятельности экстремальных добровольцев, так и методических аспектов изучения их личности, оценки профессиональной психологической пригодности, послужило основанием для проведения нами соответствующего научного исследования.
Методика исследования. Цель научного изыскания – обосновать интегративную модель личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве с последующей разработкой соответствующего диагностического инструментария. Методологическую основу исследования составили аксиологический, холистический, деятельностный и субъектный подходы. Применялись семантический анализ предикторов и диагностических конструктов, а также экспертное оценивание по 9-балльной шкале и психологическое тестирование. Диагностический комплекс предполагал использование 12 методик [7, 8, 13 и др.]: 1) опросник «Шкала диспозиционного эгоизма» (К. Муздыбаев); 2) опросник «Мотивация помощи» (С.К. Нартова-Бочавер); 3) анкета ценностных ориентаций (В.Е. Петров, доработанная версия методики М. Рокича); 4) ориентировочная анкета «Направленность личности» (В. Смекал, М. Кучера; адаптация Н.М. Пейсахов); 5) опросник мотивации волонтерской деятельности (К.В. Гиль); 6) методики миагностики мотивации достижения (А. Мехрабиан); 7) методика диагностики личностной зрелости (В.А. Руженков); 8) тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой); 9) опросник «Копинг поведение» (Р. Лазурус, С. Фолкман, адаптация С. Хобфолла); 10) ценностный опросник (Ш. Шварц); 11) опросник оценки склонности к экстремальному волонтёрству (В.Е. Петров, форма F-92); 12) оценка проявлений профессиональной деформации личности (В.Е. Петров, форма P-120). Продолжительность обследования варьировалась от 70 до 135 минут. В период с октября 2023 года по май 2024 года в исследовании приняло участие 218 человек (участники специальной военной операции – военнослужащие, проходящие военную службу по контракту; возраст 31,2±11,6 лет). Математико-статистическая обработка данных (описательная статистика, факторный анализ, мета-анализ) осуществлялась в программах MS Excel и SPSS 13.0 for Windows.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведён факторный анализ семантического поля 614 попунктных (частных) диагностических показателей (ответов) методик исследования (извлечение факторов осуществлялось по методу главных компонент, вариант вращения «Варимакс»), который позволил сформировать 16 ведущих предикторов (мета-факторов) личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве. Мета-анализ объединил относительно ортогональные мета-факторы в целостную структурную модель. Мера адекватности выборки по критерию Кайзера-Мейера-Олкина составила 0,785, что интерпретируется как приемлемое качество факторной модели.
Холистический подход и мета-анализ позволили представить феномен личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве иерархической структурой на основе ценностно-смысловой, когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер (рис. 1). Каждая компонента включает разное количество диагностически значимых предикторов.
1. Просоциальные ценностные ориентации – характеристика личности, проявляющаяся в избирательном отношении и выборе просоциальных ценностей (в первую очередь, ценности жизни и здоровья, безопасности личности и общества, семейные ценности, представления о добре, порядочности, честности, дружбе, ответственности, счастье и т.п.), выступающих для индивида в качестве приоритетных целей или средств жизнедеятельности (нравственно-ценностный акцент).
2. Идейность (государственность) – характеристика личности, проявляющаяся в её приверженность системе государственных ценностей, интересам Родины, общества и народа, уважительное отношение к культуре, традициям, историческому прошлому и будущему страны (нравственно-ценностный акцент).
3. Целостность мировоззрения – характеристика личности, проявляющаяся в сформированности, сбалансированности и гармоничности системы взглядов, оценок, принципов, установок, представлений о мироустройстве, роли индивида в обеспечении порядки и безопасности в обществе и государстве (ценностно-смысловой акцент).
4. Добровольческая смыслоориентированность – характеристика личности, связанная с ценностью (значимостью) для индивида мотива экстремального добровольчества как центральной экзистенции (смыслообразования) жизнедеятельности (ценностно-смысловой акцент).
5. Мотивация к экстремальному добровольчеству – это характеристика, побуждающая, направляющая и поддерживающая активность личности в соучастии реализации мероприятий экстремального плана. Предопределяет выбор экстремальной деятельности (в первую очередь, при наличии угрозы жизни здоровью) перед иными другими активности (мотивационно-деятельностный акцент).
6. Интерес к добровольчеству – характеристика личности, определяющая повышенное внимание или увлечённость, а также направленность индивида на познание добровольчества (волонтёрства, миротворчества и т.п.) как экзистенциальной потребности (ценностно-мотивационный акцент).
7. Склонность к экстремальной деятельности – характеристика личности, определяющая стремление и направленность индивида на деятельность в экстремальных условиях, выступающая как побудительная сила выбора соучастия в решении различных проблем общества или государства в экстремальных условиях (мотивационно-деятельностный акцент).
8. Самоотверженность – характеристика личности, отражающая психологическую, социальную или морально-политическую установку (осознаваемую или неосознаваемую) на подчинение собственных интересов и жертвование ими во благо других людей, защиты общества или государства, проявляющаяся в совершении определённых действий (вплоть до опасных для жизни и здоровья данного индивида, т.е. до самопожертвования; нравственно-ценностный акцент).
9 Критичность мышления – это склонность не принимать за единственно верную не переработанную информацию, связанную с экстремальной деятельностью. По сути, это вид интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся высоким уровнем восприятия и понимания, объективности подхода в проблемном информационном поле. Начиная размышлять, индивид должен учитывать разноплановую, порой противоречивую или откровенно недостоверную, информацию, наметить цель, сформировать установку для достижения оптимального или приемлемого результата, научиться мотивировать себя на самостоятельную деятельность. Благодаря критическому мышлению при работе даже с не самой однозначной информацией индивид способен взглянуть на неё с разных сторон, что позволяет ему рационально реагировать на экстремальную ситуацию (когнитивный акцент).
10. Экстремальная перцептивная конгруэнтность – характеристика личности, проявляющаяся как согласованность внутреннего содержания когнитивной сферы (восприятия, представлений, мышления, взглядов), а также формирующихся на этой базе установок, состояний, эмоций и чувств, реально воспринимаемой экстремальной ситуации (когнитивный акцент).
11. Эмоциональная стеничность в экстремальных условиях – характеристика личности, проявляющаяся в высоком жизненном тонусе, стабильном настроении, эмоциональной мобилизованности и активности при подготовке или непосредственном пребывании в зоне с экстремальными условиями деятельности (эмоциональный акцент).
12. Самоконтроль (волевая регуляция) – это характеристика личности, описывающая способность контролировать свои мысли, эмоции, поведение в различных экстремальных ситуациях, индикатирующая уровень волевой регуляции индивидуального поведения и подчинение его дозволенному, целесообразному и необходимому в осложненных условиях жизнедеятельности (волевой акцент).
13. Активность в экстремальных условиях – это характеристика выраженности интенсивности реализации психических актов, действий и поведения, инициативности, самостоятельности, независимости личности (деятельностный акцент).
14. Экстремальная жизнеспособность – характеристика личности, выражающаяся в способности индивида не только к самостоятельному существованию и выживанию в экстремальных условиях жизнедеятельности, преодолению соответствующих трудностей, управлению собственными ресурсами (здоровьем, жизненной ситуацией, эмоциями и т.п.), но и к личностному развитию, выходу на новый уровень экзистенции (деятельностно-регулятивный акцент).
15. Самоорганизованность – характеристика личности, выражающаяся в способности оптимально распределять время, силы и иные ресурсы для работы, отдыха и других видов активности, концентрироваться на поставленных задачах (деятельностно-регулятивный акцент).
16. Надёжность – это интегральное личностное образование, появляющееся как стабильность и последовательность, твердость нравственных основ поведения (деятельностно-регулятивный акцент).
Рисунок 1 – Интегративная модель личностного выбора соучастия
в экстремальном добровольчестве
Формирование шестнадцатифакторной модели личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве позволило воплотить данный подход в диагностической методике. Мощность опросника формы «А» составляет 228-пунктов при трёх вариантах ответов («Верно», «Нейтральный ответ», «Неверно»).
1. Экстремальное добровольчество (волонтёрство) делает человека успешным в жизни.
2. Поговорка «Где родился там и пригодился» является верной.
3. Восприятие экстремальной ситуации – это выбор конкретной личности.
4. Ответственность человека должна проявляться и в ответственности за жизнь других людей.
5. Планирование – пустая трата времени, так как жизнь непредсказуема.
6. Чтобы понять ценность жизни, к сожалению, необходимо испытать боль.
7. Доброта должна быть всеобъемлющей.
8. Жизнь военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов, спасателя, добровольца, волонтёра, миротворца) гораздо ценнее, чем жизнь спасённых двух или трёх человек.
9. Ложь во благо человека не должна порицаться окружающими.
10. Добровольчество (волонтёрство) также престижно как политика или государственная служба.
11. В экстремальной ситуации нет необходимости говорить об эмоциях.
12. Выражение «Каждый военнослужащий должен заботиться о личной безопасности» построено неграмотно.
13. Мой девиз по жизни: «Выше своего носа не прыгнешь».
14. В экстремальных условиях для военнослужащего (добровольца, волонтёра) семейные ценности должны быть в приоритете над самоорганизованностью.
15. Считаю, что жизнь дана человеку на добрые дела.
16. Экстремальную деятельность невозможно упорядочить.
17. Какова бы ни была жизненная ситуация, всегда следует придерживаться гармонии с самим собой и позитивных взаимоотношений с внешним миром.
18. Считаю, что гражданин может назвать себя патриотом в том случае, если он выполняет добровольческие (волонтёрские) функции.
19. Героизм не стоит жизни защитника Отечества.
20. Демонстрация человеком беспомощности позволяет обеспечить его безопасность.
21. Индивид должен отказаться от собственных желаний и намерений, если они наносят вред интересам других людей.
22. Даже когда эмоции берут верх, проявлять их в экстремальной ситуации не позволительно.
23. К сожалению, мне часто приходится говорить одно, а делать – другое.
24. В экстремальной ситуации человек должен принимать решения, основываясь на фактах, а не на интуиции.
25. Вне зависимости от жизненной ситуации необходимо чётко расставлять приоритеты в делах.
26. Участие в добровольческих движениях или миротворческих операциях предполагает неоправданный риск для жизни человека.
27. Совесть, к сожалению, ничего не решает в этом мире.
28. Приобретенная в экстремальных условиях деятельности устойчивость к стрессу помогает в повседневной жизни.
29. Свободное время лучше посвятить общению с окружающими, чем сделать что-нибудь полезное для добровольчества (волонтёрства).
30. Усилия одного человека ничего не меняют в жизни общества.
31. В экстремальных условиях инициатива действий должна исходить исключительно от более опытных военнослужащих (добровольцев, волонтёров).
32. Считаю, что прагматизм должен стать основой построения современного общества, придя на смену взаимопомощи, семье и дружбе.
33. Экстремальность – это то, что привлекает человека и делает его сильным.
34. Морально и финансово поддерживать дружественные нам государства необходимо не только в ситуации военного (вооруженного) конфликта, но и в мирной жизни.
35. В экстремальных условиях личный комфорт необходимо ставить на последнее место.
36. Идеи добровольчества (волонтёрства, миротворчества) не имеют перспектив.
37. В современной жизни трудно что-либо планировать, важно успевать решать текущие проблемы.
38. В предложении «Техник по обслуживанию самолёта обратно прочитал должностную инструкцию» имеется ошибка.
39. Самостоятельность – враг любого военнослужащего (добровольца, волонтёра).
40. Выбор экстремального добровольчества важен для человека, поскольку предоставляет возможность реализоваться в жизни.
41. В коллективе гораздо важнее развивать взаимопомощь и сотрудничество, чем конкуренцию.
42. Даже тяжелые условия несения службы не должны портить настроения военнослужащего.
43. Историческое прошлое народа, проявляющееся в социальных конфликтах, реформах или войнах, разъединяет людей.
44. Пребывание в экстремальных условиях может оправдывать нестабильное и непредсказуемое поведение военнослужащего (добровольца, волонтёра).
45. В принятии решений мне часто приходится сталкиваться с многочисленными мировоззренческими ограничениями и противоречиями.
46. В современных условиях не всегда необходимо следовать данному обещанию, связанному со значительными эмоциональными нагрузками.
47. Жизнь измеряется годами, а не достижениями в области добровольчества (волонтёрства, миротворчества).
48. В моём представлении экстремальная деятельность «закаляет характер».
49. Считаю, что родители и дети являются главной ценностью человека, защищая которых можно отдать жизнь.
50. В стрессе, как и в споре, можно найти положительное.
51. Нельзя осуждать людей, которые в экстремальной ситуации «из мухи раздувают слона».
52. Даже из очень трудной жизненной ситуации должен быть выход.
53. Для большинства людей участие в добровольчестве (волонтёрстве, миротворчестве) является способом «нажиться».
54. Каждый человек должен придерживаться известного изречения: «Делай, что должно; будь, что будет».
55. Считаю, что способность военнослужащего (добровольца, волонтёра) контролировать собственные эмоции и поведение в экстремальных ситуациях гораздо важнее, чем ответственность или справедливость.
56. Высказывание «Родина превыше всего!» зависит от ситуации.
57. Душевное равновесие всегда согласуется с моими поступками.
58. Историю делают люди, но у каждого добровольца (волонтёра) есть возможность стать её частью.
59. Информация, связанная с деятельностью в экстремальных условиях, является для меня бесполезной.
60. Волонтёром (добровольцем, миротворцем) может быть любой человек.
61. Жизнь скучна, если она спокойна и стабильна.
62. Предсказуемым поведением часто привлекаю к себе внимание окружающих.
63. Утрата веры в собственные силы или будущее – это самое страшное, что может произойти с человеком в экстремальной ситуации.
64. Считаю, что каждый мужчина обязан исполнить свой воинский долг по защите интересов страны как внутри неё, так и за её пределами.
65. Если информацию выкладывают в открытый доступ, она не может быть ложной.
66. Меня вполне устраивает экстремальность жизнедеятельности современного человека.
67. Какова бы ни была профессиональная подготовка военнослужащего (добровольца, волонтёра) экстремальная ситуация хотя бы временно, но парализуют его силы.
68. Предложение «Известные полководцы неоднократно описывали нелегкую судьбу и жизненные перипетии солдат» согласуется с правилами русского языка.
69. У каждого человека в жизни есть стрессы, но не все люди должны быть поглощены стрессами.
70. Считаю, что участие в добровольчестве или миротворческих операциях – это своеобразная «война во имя мира».
71. Экстремальная деятельность привлекает разнообразием и «закаляет» характер.
72. Вне зависимости от обстоятельств необходимо выполнять все запланированные дела.
73. Независимость поведения и избыточная активность человека в экстремальной ситуации обрекают его на «провал».
74. На любую проблему необходимо смотреть с разных точек зрения.
75. Большинство участников добровольческих (волонтёрских, миротворческих) операций защищают не интересы государства, а интересы группы людей, наделённых властью.
76. В последнее время мой взгляд на мир, идеалы и принципы существенно изменились.
77.Духовное призвание каждого гражданина – это оказывать помощь людям, обществу и государству.
78. Необоснованные проявления доброты со стороны окружающих должны вызывать подозрения.
79. Полагаю, что главное в добровольчестве или миротворческой деятельности – это реальный опыт работы, а не вознаграждение.
80. То, что происходит в настоящее время в зоне с экстремальными условиями деятельности, формирует будущее страны.
81. Мне импонирует выражение «Без риска и жизнь пресна».
82. Для опытного военнослужащего (добровольца, волонтёра) выполнение любой задачи приносит удовольствие.
83. Считаю, что нет необходимости оказывать помощь раненому при сомнительных прогнозах на его спасение.
84. Экстремальность способна открыть у человека «второе дыхание».
85. Вне зависимости от мнения окружающих к вопросам этики и морали следует относиться очень внимательно.
86. Истинное мастерство специалиста проявляется только в экстремальных условиях деятельности.
87. Равнодушие к своей судьбе зачастую выступает своеобразным «ангелом-хранителем» человека.
88. Иногда можно притвориться больным, чтобы избежать выполнения опасной задачи.
89. В современной жизни много проблем, исключающих добровольчество (волонтёрство, миротворчество) как смысл существования человека.
90. Считаю, что у кого влияние и власть, тот и прав.
91. В экстремальной ситуации человек должен стараться максимально точно воспринимать происходящее, а не «слушать только себя самого».
92. Доброволец, отдавший свою жизнь при оказании помощи людям, должен иметь такой же социально-правовой статус как и военнослужащий, погибший, исполняя свой воинский долг.
93. Даже информацию из надёжных источников следует перепроверять.
94. Следует осуждать лиц, сделавших выбор в пользу экстремального добровольчества в противовес обычной (размеренной) жизни.
95. После выполнения важной профессиональной задачи у меня присутствует скорее физическая усталость, чем эмоциональный подъём.
96. Социально неблагополучные категории граждан (нищие, бездомные и т.п.) сами виноваты в собственных проблемах.
97. Участие в добровольчестве (волонтёрстве, миротворчестве) может придать человеку смысл существования на определённом этапе жизни.
98. Высказывание «Общественно-политическая система России движется неукоснительно и только вперёд» соответствует правилам русского языка.
99. Экстремальные ситуации сплачивают людей лучше, чем совместные праздники.
100. Добровольчество (волонтёрство) более благородно, чем профессия врача.
101. Если два человека воспринимают одно и то же явление по-разному, то один из них определённо ошибается.
102. В современном мире такие ценности как дружба, честность, порядочность утратили свою актуальность.
103. Никакие жизненные обстоятельства не могут нарушить моё душевное равновесие.
104. Людям не следует выполнять свои обещания, которые требуют приложения запредельных усилий.
105. Считаю себя специалистом, для которого штатные и экстремальные условия профессиональной деятельности практически эквивалентны.
106. Любой военнослужащий – это миротворец, выполняющий важнейшую задачу (задачи) по защите интересов государства.
107. В жизни бывают разные ситуации, но внимание следует акцентировать только на позитиве.
108. Добровольчество (волонтёрство, миротворчество) нельзя рассматривать как жизненное предназначение человека.
109. Точка зрения на решение какой-либо проблемы должна строиться только на мнениях руководителей (начальников, командиров).
110. Любой человек достоин счастья, даже если ради этого придётся пренебречь счастьем других людей.
111. В экстремальной ситуации гораздо важнее правильно оценить реальную угрозу, чем оперативно принять решение.
112. Граждане могут не соглашаться с Президентом, но поддерживать клевету из СМИ других стран о России не допустимо.
113. Участие в добровольчестве или миротворческих операциях – это прекрасная возможность «испытать себя на прочность».
114. Не важно, в какой стране жить, главное, чтобы были деньги.
115. Самоотверженность в экстремальной ситуации – это вынужденная мера.
116. В условиях экономических потрясений увлеченность добровольчеством (волонтёрством) теряет всякий смысл.
117. Соглашусь с мнением, что экстремальность иллюзорна и зависит от личного восприятия.
118. Фраза «Волонтёр намерен в кратчайшие сроки оказать помощь нуждающимся» построена в соответствии с правилами русского языка.
119. В последнее время всё больше верю в то, что, где справедливость, там – правда.
120. Опасаюсь, что увлечение экстремальным добровольчеством (волонтёрством) когда-то будет иметь для меня негативные последствия.
121. Готовность «отдать жизнь за Родину» – долг каждого защитника Отечества.
122. Болезнь может быть одной причин неисполнения взятого на себя обязательства.
123. Современный Интернет может заменить любой источник информации.
124. Чем в большей степени военнослужащий (доброволец, волонтёр) настроит себя на позитив, тем успешнее будет выполнена профессиональная задача.
125. Представления о современном мироустройстве позволяют мне занимать правильную позицию в жизни.
126. По моему мнению, экстремальность деятельности позитивно влияет на уровень профессионализма специалиста.
127. Каждый человек время от времени должен оказывать посильную помощь в какой-либо форме другим людям.
128. Следует согласиться с поговоркой о том, что «один в поле не воин».
129. Добровольцу (волонтёру, миротворцу) не следует обязательно рисковать собственной жизнью ради интересов других.
130. Считаю, что при работе с большим объёмом информации становится трудно различать, где правда, а где ложь.
131. Юмор в экстремальных ситуациях смещает фокус внимания на позитивные моменты.
132. Вмешательство миротворцев в целях урегулирования конфликта в государстве-союзнике – благородная цель, ради которой они должны быть готовы отдать жизнь, если это потребуется.
133. Вне зависимости от обстоятельств боевое братство – это великая ценность.
134. Для минимизации переживаний в экстремальной ситуации человеку необходимо «подогнать картину» происходящего под собственные «ожидания».
135. Полагаю, что общество деградирует, если отсутствует забота о слабых, больных, инвалидах или пожилых людях.
136. Безопасность личности во многом определяется её сбалансированностью.
137. Каждый военнослужащий (доброволец, волонтёр) должен иметь опыт самостоятельного преодоления стрессовых ситуаций.
138. Следуя принципу «надёжного партнера», поставки природных ресурсов в недружественные России страны необходимо осуществлять вне зависимости от политической ситуации в мире.
139. Считаю, что добровольчество – это состояние души.
140. Мой девиз: «Кто ничем не рискует, тот ничего не получает».
141. Выражение «В жизни добровольца стрессовые ситуации сыграли свою функцию» согласуется с правилами русского языка.
142. Для достижения личностно значимой цели все средства хороши.
143. Успех выполнения важной профессиональной задачи успокаивает лучше валерианы.
144. Реальная угроза жизни и здоровью не должна являться препятствием участия в добровольчестве (волонтёрстве, миротворчестве).
145. Ложь – это нормальная защитная реакция человека в экстремальной ситуации.
146. Истинный патриотизм проявляется не только в готовности к защите Родины с оружием в руках, но и в желании быть добровольцем, волонтёром или миротворцем.
147. Смелость не имеет ничего общего с самоотверженностью.
148. Выполнение задач в экстремальных условиях приносит мне скорее усталость от работы, а не удовлетворение от сделанного.
149. В современных условиях планировать профессиональную карьеру невозможно, главное – обеспечить стабильность в жизни.
150. В основе поведения военнослужащего (добровольца, волонтёра) должна лежать реалистичность ожиданий.
151. Для меня склонность к экстремальной деятельности – это не только устойчивый интерес, но и само участие в ней.
152. Если учитывать мнение каждого гражданина, то общество не будет способно на развитие.
153. Участие в добровольчестве (волонтёрстве) приносит человеку такие же позитивные эмоции как посещение театра или общение с близкими людьми.
154. Хотелось бы, чтобы окружающие воспринимали меня скорее как надёжного коллегу, нежели хорошего собеседника.
155. Угроза жизни мобилизует человека, пребывающего в экстремальных условиях.
156. Добровольчество или миротворчество в другом государстве – это не моё.
157. Не вижу смысла планировать жизнь, поскольку всё может пойти не так, как хочется.
158. Особенности выполнения задач в экстремальных условиях не следует воспринимать как стрессовые.
159. Следуя информации из федеральных новостных источников, человек делает свою жизнедеятельность безопасной.
160. Повышенный жизненный тонус должен присутствовать у военнослужащих (добровольцев, волонтёров) каждый день.
161. Окружающие отмечают противоречивость моего мировоззрения, мнения или взглядов.
162. Полагаю, что участие в миротворческих операциях не менее важно, чем защита интересов государства на его территории.
163. Во многих жизненных ситуациях нет смысла «бороться за себя».
164. В период отдыха анализирую список запланированных и выполненных за день дел.
165. В экстремальных условиях самопожертвование следует рассматривать как никому не нужное поведение.
166. Преодоление стресса укрепляет личность.
167. Успех выполнения профессиональной задачи во многом зависит от восприятия экстремальной ситуации.
168. В добровольчестве можно найти такой же смысл жизни, как и в семье.
169. Вне зависимости от конкретной ситуации каждый, кто находится в экстремальных условиях, должен «бороться до конца».
170. Человек, постоянно «наступающий на одни и те же грабли», плохо усваивает жизненные уроки.
171. Совместная добровольческая деятельность в экстремальных условиях сплачивает людей.
172. По моему мнению, честь важнее жизни.
173. Непоследовательность в поведении человека не должна осуждаться окружающими.
174. Поскольку невозможно точно оценить экстремальность той или иной ситуации, то лучше «перестраховаться».
175. По возможности, хотелось бы больше уделять времени проблеме добровольчества (волонтёрства, миротворчества) и участию в соответствующих мероприятиях.
176. Практически всё, что размещается в средствах массовой информации, является правдой.
177. В экстремальной ситуации человеку, в первую очередь, необходимо думать о самоспасении.
178. Ощущение дискомфорта в межличностных отношениях не повод для беспокойства.
179. Современный доброволец (волонтёр) – это источник вдохновения для окружающих.
180. Экстремальность ситуации зависит от цвета линз очков, через которые люди смотрят на неё.
181. Мой негласный девиз «Хочешь мира – готовься к войне».
182. Считаю, что каждый военнослужащий должен принять участие в миротворческих операциях, поскольку это лучший способ реализовать себя как профессионала.
183. В жизни человека так много проблем, что экстремальность деятельности является избыточной.
184. При получении важной профессиональной задачи часто испытываю эмоциональный подъём.
185. Конструктивный спор в экстремальной ситуации может стать ключом к успеху совместной деятельности.
186. Чёткое планирование рабочего дня не всегда является залогом успеха в деятельности.
187. Самоотверженность одного человека может спасти жизнь многих людей.
188. Считаю, что добровольчество (волонтёрство) – временное явление в жизни людей.
189. Моё поведение во многом определяется противоречивостью индивидуальных взглядов (оценок, норм, ценностей, установок, убеждений, чувств и т.п.).
190. В экстремальной ситуации импульсивные поступки военнослужащего (добровольца, волонтёра) являются нормой.
191. В жизни всегда следует руководствоваться известным изречением: «Обещать – не значит жениться».
192. Чем больше опыта у человека, тем меньше ошибок он совершает.
193. Пострадавшему в экстремальной ситуации нет необходимости сообщать все проблемы.
194. В силу разных причин приходится часть дел выполнять в «последнюю минуту».
195. Экстремальная ситуация допускает «положиться на волю случая».
196. Часто человек не виноват в своих проступках, поскольку его действия, вероятно, определялись внешними обстоятельствами.
197. В отношении меня можно сказать, что «это индивид, раздираемый противоречиями человек и подверженный сомнениям».
198. В современном мире добровольчество (волонтёрство, миротворчество) выступает важнейшей миссией любого человека.
199. Считаю, что понимающий коллега (сослуживец) заслуживает большего уважения, чем тот, на которого можно положиться.
200. Ради безопасности близких людей человек должен жертвовать личными интересами.
201. Безвыходных ситуаций, даже в экстремальных условиях, не бывает.
202. Многие из окружающих отмечают мою очень высокую самоорганизованность.
203. Реальность опасности должна всегда определяться «по месту».
204. Не следует считать за слабость переживание страха в экстремальной ситуации.
205. В медиа-пространстве гораздо больше интересной информации, нежели сведений, которые могут пригодиться для участия в добровольчестве (волонтёрстве, миротворчестве).
206. Человек должен стремиться предугадывать, как поведут себя окружающие в экстремальной ситуации.
207. Участие в добровольчестве позволяет индивиду удовлетворить потребность в самореализации.
208. Считаю, что, рискуя жизнью, военнослужащий (доброволец, волонтёр) «делает мир лучше».
209. Овладеть навыками преодоления информационного стресса невозможно, главное – не реагировать на него.
210. Мне далеко не всегда удаётся планировать свою текущую профессиональную деятельность.
211. Для любого человека безопасность близких должна быть в приоритете, в том числе в сравнении с личной безопасностью.
212. Стресс заставляет взглянуть на мир ценностей с другой стороны.
213. Увлеченность экстремальными видами деятельности подобна наркотику.
214. Из трудной жизненной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
215. Общение с пострадавшими в результате боевых действий или катастроф зачастую вызывает у меня и окружающих негативные эмоции.
216. Отношусь к вопросам последовательности в поступках намного серьёзнее, чем многие из моих коллег или друзей.
217. Поддерживать себя в хорошей физической форме можно путём участия в экстремальном добровольчестве.
218. Считаю, что стресс на службе (работе) должен там и оставаться.
219. Главное в экстремальной ситуации – действовать.
220. Любой военнослужащий (сотрудник правоохранительных органов, спасатель, доброволец, волонтёр, миротворец) должен быть готов к самопожертвованию.
221. Если человек сформировал успешную модель поведения в стрессовых ситуациях, то менять её нет необходимости.
222. Личные проблемы военнослужащего (добровольца, волонтёра) не должны сказываться на выполнении профессиональных задач.
223. Полагаю, что методы саморегуляции помогают в снятии напряжения в сложных жизненных ситуациях.
224. В экстремальных условиях жизнедеятельности военнослужащий (доброволец, волонтёр) обязательно должен быть чем-то занят.
225. При любом информационно-психологическом стрессе человек способен контролировать своё поведение.
226. Оказывать помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях должны только специально подготовленные люди.
227. Осознание риска предстоящей деятельности достаточно часто дестабилизирует поведение военнослужащего (добровольца, волонтёра).
228. Положительные эмоции и экстремальная деятельность несовместимы.
Расчёт первичного балла осуществляется в соответствии с диагностическим ключом (табл. 1). Совпадение с «прямым» ключом оценивается в 2 балла, «обратным» – 0 баллов, нейтральный ответ – 1 балл.
Таблица 1 – Диагностические ключи к шкалам опросника
Наименование шкалы |
«Прямой» ключ |
«Обратный» ключ |
Просоциальные ценностные ориентации |
4, 7, 14, 21, 41, 119, 128, 135, 172, 193, 211 |
27, 32, 55, 83, 96, 102, 110, 142, 152, 214 |
Идейность (государственность) |
2, 18, 34, 64, 70, 80, 92, 106, 112, 132, 146, 162, 182 |
43, 56, 75, 114, 138, 156 |
Целостность мировоззрения |
6, 17, 57, 85, 103, 125, 136 |
45, 76, 90, 161, 189, 197 |
Добровольческая смыслоориентированность |
15, 18, 58, 64, 77, 97, 127, 133, 168, 182, 198 |
36, 47, 89, 108 |
Мотивация к экстремальному добровольчеству |
1, 40, 60, 113, 139, 144, 171, 207, 217 |
30, 53, 83, 94, 116, 156 |
Интерес к добровольчеству |
10, 79, 100, 113, 120, 153, 175, 179 |
29, 59, 116, 188, 205 |
Склонность к экстремальной деятельности |
33, 61, 66, 71, 81, 86, 99, 105, 126, 140, 144, 151, 213 |
59, 148, 183 |
Самоотверженность |
49, 121, 187, 200, 208, 220 |
8, 19, 26, 115, 128, 129, 147, 165, 177 |
Критичность мышления |
24, 74, 78, 93, 101, 130, 170, 192 |
65, 109, 123, 159, 176 |
Экстремальная перцептивная конгруэнтность |
3, 91, 111, 117, 150, 167, 180, 203, 206 |
51, 134, 174 |
Эмоциональная стеничность |
22, 42, 48, 82, 107, 124, 131, 158, 160, 184 |
11, 67, 95, 204, 215, 228 |
Самоконтроль (волевая регуляция) |
22, 28, 50, 55, 69, 103, 131, 137, 143, 166, 178, 212, 218, 223, 225 |
190, 196, 209, 221 |
Активность в экстремальных условиях |
4, 54, 155, 181, 185, 219. 224 |
13, 26, 30, 31, 39, 73, 195, 226 |
Экстремальная жизнеспособность |
35, 42, 52, 63, 84, 169, 201, 214 |
20, 87, 163, 195, 227 |
Самоорганизованность |
25, 72, 164, 202, 222 |
5, 14, 16, 37, 149, 157, 173, 186, 210 |
Надёжность |
62, 154, 216 |
9, 23, 44, 46, 88, 104, 109, 122, 145, 194, 199 |
Валидность (понимание стимула) |
38, 68, 118 |
12, 98, 141 |
Первичный балл согласно нормативным данным (табл. 2) переводятся в шкалу станайн, вторичный балл в последующем интерпретируется.
Таблица 2 – Нормативные данные к шкалам опросника
Наименование шкалы |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Просоциальные ценностные ориентации |
34,230 |
5,931 |
Идейность (государственность) |
29,197 |
5,652 |
Целостность мировоззрения |
14,261 |
4,607 |
Добровольческая смыслоориентированность |
20,002 |
3,337 |
Мотивация к экстремальному добровольчеству |
21,443 |
4,539 |
Интерес к добровольчеству |
13,808 |
6,680 |
Склонность к экстремальной деятельности |
22,155 |
5,422 |
Самоотверженность |
17,380 |
4,111 |
Критичность мышления |
14,267 |
5,316 |
Экстремальная перцептивная конгруэнтность |
11,369 |
5,266 |
Эмоциональная стеничность |
19,640 |
4,324 |
Самоконтроль (волевая регуляция) |
23,607 |
4,975 |
Активность в экстремальных условиях |
12,964 |
4,003 |
Экстремальная жизнеспособность |
18,017 |
4,970 |
Самоорганизованность |
21,398 |
6,244 |
Надёжность |
20,468 |
5,787 |
Валидность (понимание стимула) |
9,057 |
3,610 |
В настоящее время проводится комплексное психометрическое исследование опросника, однако, даже экспресс-диагностика указывает на хорошие дифференциальные способности инструментария (ошибка распознавания успешных и неуспешных экстремальных добровольцев варьируется от 3,4 до 5,7 %). По нашему мнению, эффективность работы методики в решающей степени определяется тем, что она 1) опирается на интегративную (многопараметрическую) модель соучастия, максимально приближённую к реальной практике в экстремальной сфере, 2) реализована в одном факторном опроснике с мощными механизмами контроля протокола психологического обследования.
Выводы. По результатам исследования была сформирована 16 факторная модель, определяющая структуру выбора соучастия в экстремальном добровольчестве. Ведущей явилась ценностно-смысловая сфера, которая представлена такими предикторами как: «Просоциальные ценностные ориентации», «Идейность», «Целостность мировоззрения», «Добровольческая смыслоориентированность», «Мотивация к экстремальной деятельности», «Интерес к добровольчеству», «Склонность к экстремальной деятельности», «Самоотверженность». Помимо этого, значимыми оказались: «Критичность мышления» и «Экстремальная перцептивная конгруэнтность» (когнитивная сфера), «Эмоциональная стеничность» и «Самоконтроль» (эмоционально-волевая сфера), «Активность в экстремальных условиях», «Экстремальная жизнеспособность», «Самоорганизованность», «Надёжность» (сфера поведения). Холистический подход позволил разработать авторский опросник выбора соучастия в экстремальном добровольчестве. Приводятся некоторые характеристики инновационного диагностического инструментария.
Разработка направлена на совершенствование психологической поддержки работы с добровольческими и волонтёрскими организациями (объединениями), в первую очередь, в условиях проведения специальной военной операции. Технология позволяет применять опросник в рамках профессионального психологического отбора и подготовки представителей профессий особого риска. Подход может быть востребован в деятельности психологов силовых структур.
1. Артамонова В.В. Модели волонтёрской деятельности в современном обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5 (85). С. 57-61.
2. Барабанщикова В.В., Иванова С.А. Ценностная ориентация «патриотизм»: сущность, содержание и оценка сформированности // Национальный психологический журнал. 2023. № 4 (52). С. 99-114. DOI:https://doi.org/10.11621/npj.2023.0409.
3. Басов Е.Н., Питкин В.А., Хворостова Т.Р. Особенности личности волонтера // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. 2018. С. 22-26.
4. Логвинова М.И., Богачева Т.И. Социально-психологические характеристики личности членов различных добровольческих групп // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 1 (69). С. 328-335.
5. Митицина Е.А., Ковалевская Е.В. Структура психологической готовности к волонтёрской деятельности у студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 5. С. 54.
6. Омарова П.О., Магомедова П.П. Мотивация волонтёров инклюзии к добровольческой деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 114-120. DOI:https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-3-114-120.
7. Петров В.Е. Психология экстремального волонтёрства: субъектная модель и диагностика: Монография. М.: Издательство «Спутник +», 2024. 96 с.
8. Полякова О.О., Ведяшкина С.А. К проблеме психологического исследования волонтёрской деятельности // E-Scio. 2017. № 6 (9). С. 168-176.
9. Стегний В.Н., Никонов М.В. Мотивация волонтёрской деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 146-156.
10. Торотоева А.М. Волонтёрство в чрезвычайных ситуациях как вид добровольческой деятельности: основные черты, трудности и возможности развития (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология: Реферативный журнал. 2022. № 4. С. 89-108.
11. Фролова Н.А. Психологические аспекты управления деятельностью волонтёров-спасателей в экстремальных и чрезвычайных ситуациях // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2021. Т. 10. № 1 (53). С. 195-198. DOI:https://doi.org/10.46548/21vek-2021-1053-0036.
12. Akhtar H. Predicting Participation in Volunteering Based on Personality Characteristics // Journal of Educational, Health and Community Psychology. 2019. № 8. pр. 32-44.
13. Hobfoll S.E. Conservation of resources. A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. 1989. № 44 (3). рр. 513-524. DOI:https://doi.org/10.1037//0003-066х.44.3.513.