ОЦЕНКА ОБЩИХ ИТОГОВ АСТАНИНСКОГО САММИТА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА И РОССИЙСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются итоги Саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прошедшего 4 июля 2024 г. в г.Астане (Казахстан), определяются ключевые проблемные вопросы и их решения и перспективы развития многостороннего диалога в рамках ШОС. Авторами также дается оценка российским предложениям в рамках ШОС и перспектив их реализации

Ключевые слова:
ШОС, санкции, Россия, Большое евразийское партнерство
Текст

На фоне кризиса системы международных отношений в целом и замедления динамики интеграционных процессов в границах ареала развитых стран сообщения об углублении взаимодействия и диалога развивающихся стран в рамках уже сложившихся региональных интеграционных объединений и международных организаций придают оптимизм в вопросах преодоления последствий дисбаланса в мировой экономической и политической системе.

В то время как представители западной элиты собираются исключительно для обсуждения очередных санкций против России и других стран отличительной чертой многосторонних встреч глав государств стран Большой Евразии является их позитивная повестка, направленная на развитие мироустройства, отвечающего интересам всех участников этих процессов и преодоление актуальных проблем.

Прошедший в Астане 4 июля 2024 года Саммит ШОС (далее – Саммит) впечатлил как по числу участников, так и по количеству включенных в повестку вопросов с учетом вызовов глобальной экономики и роста угроз на евразийском пространстве. Он впервые состоялся в объединенном формате - основного заседания Совета глав государств и встречи «ШОС плюс», что показывает стремление ШОС к распространению влияния организации в Евразии и привлечения к деятельности организации всех стран, которые разделяют принципы дружбы и добрососедства, декларируемые ШОС, в том числе за пределами региона, который в соответствии с текстом Астанинской декларации является ядром ШОС, а именно Центральной Азии [1]. Собственно говоря, присоединение Белоруссии в качестве десятого постоянного члена ШОС подтверждает реализацию этой идеи [4]. Присоединение Белоруссии открывает новую страницу в деятельности ШОС, поскольку пространство обеспечения евразийской безопасности существенно расширяется на европейском континенте.

Привлекательность ШОС для других стран определяется тем, что в декларации, принятой по итогам Саммита, демонстрируется преемственность фундаментальных принципов взаимодействия государств-членов ШОС и их сотрудничества с третьими странами [1]. Новый международный порядок, основанный на требованиях о соблюдении международного права, неприменении силы в международных отношениях, совместном противодействии традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности, вмешательству в дела других стран и уважении их суверенитета, должен стать основой системы международных отношений, по мнению государств-членов ШОС. Подтверждением этого является принятая Инициатива «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие», которая открыта для присоединения к ней всех заинтересованных государств. Стратегической задачей ШОС является укрепление ее влияния на мировой арене, что, судя по всему, не является недостижимой задачей исходя из потенциала экономик государств-членов и партнеров по диалогу. 

Астанинская встреча, как и предыдущие встречи в таком формате, подтверждает приверженность государств-членов ШОС сотрудничеству, в первую очередь, по вопросам обеспечения безопасности в Евразии [1]. В Астанинской декларации находит подтверждение незыблемость позиций стран, ее подписавших, в вопросах противодействия всем видам терроризма, сепаратизму и экстремизму, распространению наркотиков, недопущению героизации нацизма, распространению ядерного оружия, гонки вооружений в космическом пространстве. Особое место занимают вопросы противодействия угрозам информационной безопасности. В целях активизации сотрудничества по борьбе с указанными угрозами были приняты соответствующие решения. В частности, было анонсировано преобразование Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в универсальный центр [1]. Стороны также с вниманием отнеслись к предложению Ирана о создании Полиции ШОС [1].

Традиционно была задекларирована необходимость решения афганской проблемы, устойчивая реализация Совместного всеобъемлющего Плана действий по иранской ядерной программе, а также задокументировано новое положение, касающееся преодоления палестино-израильского конфликта на справедливой основе [1].

Одним из итогов саммита в Астане в 2024 году, равно как и в Нью-Дели в 2023 году стало подтверждение приверженности государств-членов ШОС отказу от необоснованных «протекционистских действий, односторонних санкций и торговых ограничений, которые подрывают многостороннюю торговую систему» [1]. Государства-члены ШОС уделили особое внимание ООН, отметив ее центральную роль в решении глобальных проблем и выступив за ее реформирование с учетом интересов развивающихся стран. Традиционную поддержку в декларации по итогам Саммита получила инициатива Китая «Один пояс, один путь» [1].

В Астанинской декларации более значимо выражена экологическая и климатическая повестка, нежели в декларациях по итогам предыдущих саммитов. Вопросы охраны окружающей среды признаются ключевыми в деятельности ШОС, а решение наиболее острых проблем закрепляется в целом ряде документов, подписанных ранее, значимость выполнения которых подтверждена в итоговом документе Саммита.  Непосредственно по итогам текущего Саммита было подписано Соглашение между правительствами государств –членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области охраны окружающей среды [1].

Интересно, что вопросы экономической безопасности в условиях роста односторонних санкций и накопительного эффекта их последствий начинают все громче звучать в рамках многостороннего диалога в рамках ШОС. Подтверждением этому являются ряд решений, принятых по итогам проведения совместных заседаний государствами-членами ШОС и партнерами по диалогу. Так, был утвержден План мероприятий по реализации Стратегии экономического развития Шанхайской организации сотрудничества на период до 2030 года, а также отмечена инициатива о «совместной разработке Программы Нового экономического диалога ШОС» [1]. В условиях санкционного давления государства-члены ШОС уделили особое внимание развитию инновационных платежных систем и сопряжению программ в сфере развития цифровой экономики, а также дальнейшей поддержки инициативы по использованию национальных валют во взаимных расчетах. Эти решения синхронизированы в том числе с желанием ШОС содействовать упрощению процедур торговли на евразийском пространстве. Новаторской инициативой стало Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об Ассоциации инвесторов государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, что позволит раскрыть инвестиционный потенциал ШОС и продолжить «консультации по вопросам создания Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС» [1]. С большой долей вероятности экономическая повестка будет расширяться в случае появления новых финансово-экономических институтов в рамках ШОС и растущей дискриминации развивающихся стран в рамках традиционных международных финансовых институтов, чье создание было инициировано странами Запада.

Западные санкции обострили энергетическую и продовольственную проблему, которые коснулись как поставщиков, так и потребителей сырья. Этим во многом объясняется принятие Решения Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Стратегии развития энергетического сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества до 2030 года, которая, в том числе, подтвердила приверженность ШОС развитию мирных ядерных инициатив. Присутствие в числе партнеров по диалогу ведущих стран-нефтеэкспортеров и их активное участие в саммите призвано нивелировать риск колебаний и ценовых шоков на мировых рынках энергоресурсов для государств-членов ШОС [1].

В центре внимания лидеров государств-членов ШОС также оказались вопросы логистической взаимосвязанности, по результатам обсуждения которых были подтверждены намерения государств-членов ШОС содействовать реализации уже принятых инициатив в данной сфере.

В целом в Астанинской декларации была закреплена приверженность целям устойчивого развития (2025 год в ШОС был объявлен Годом устойчивого развития и отмечена инициатива Казахстана о создании в г.Алматы Регионального центра ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана), а также поддержки инициатив, направленных на поддержание развитие человеческого потенциала и уровня благосостояния населения государств-членов ШОС [1].   

Россия, являясь одной из наиболее крупных экономик в ШОС, безусловно поддерживает все принятые решения и разделяет фундаментальные принципы развития многостороннего диалога в рамках ШОС. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении на заседании Совета глав государств-членов ШОС всецело поддержал Инициативу ШОС «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие» как основу «в сфере стабильности и безопасности» в Евразийском регионе и «нарождающегося нового миропорядка» [2]. При этом он также отметил роль БРИКС в этих процессах. Новая архитектура сотрудничества, за которую выступает российская сторона, должна «прийти на смену отжившим евроцентричным и евроатлантическим моделям, которые давали преимущества только отдельным государствам» [2]

Также В.В.Путин в своем выступлении особое внимание уделил вопросам экономической повестки, что объяснимо наличием ряда проблем в развитии внешнеэкономических связей России в условиях санкционного давления западных стран. В частности, была упомянута инициатива России о создании в ШОС собственного платежно-расчетного механизма, а также подтверждена поддержка инициативы по взаимным расчетам в национальных валютах [2]. Также для России важны новые совместные бизнес-проекты, которые позволят усилить кооперационные связи на пространстве ШОС, обеспечив взаимный обмен технологиями и инвестициями. Представляется, что предложения России должны найти поддержку в рамках ШОС, прежде всего у тех государств-членов, которые также испытали на себе негативное воздействие односторонних санкций и торговых войн (прежде всего, Ирана и Китая, а также нового члена ШОС - Белоруссии).

Конечно, особое значение для Российской Федерации играют вопросы обеспечения энергетической безопасности как поставщика энергоресурсов. Принятые документы и стремление России к углублению взаимодействия в энергетике, о котором говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин [2], в целом подтверждает статус России как надежного поставщика энергоресурсов, а также как страны, готовой работать с другими государствами-членами ШОС в рамках «зеленой» повестки, которая также широко обсуждалась на саммите.

Безусловно, в свете роста террористических угроз для России Президент Российской Федерации В.В.Путин особое внимание в своем обращении к участникам Саммита уделил преобразованию Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в универсальный центр, а также реализации трехлетней программы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [2]. Это должно обеспечить безопасность России как внутри страны, так и по периметру ее границ. 

Те инициативы, которые уже получили развитие в рамках ШОС, во многом способствуют реализации ранее озвученной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным идеи о Большом евразийском партнерстве с участием ШОС, ЕАЭС и АСЕАН [3], а также других заинтересованных государств и многосторонних объединений. Актуальность и значимость указанной идеи подтверждается вниманием к ней государств-членов ШОС и партнеров по диалогу, что закрепляется в Астанинской декларации. Идея Большого евразийского партнерства отвечает интересам других государств-членов ШОС [3], поскольку в условиях односторонних санкций западных стран и открыто декларируемого ими выбора вектора на выстраивание торгово-экономического сотрудничества исключительно с «дружественными» странами расширение безбарьерного экономического и политического партнерства между странами не-Запада как никогда представляется своевременной. Естественно, что расширение и углубление многостороннего диалога в Евразии потребует обеспечение баланса интересов большого количества стран не-Запада, многовекторность внешней политики которых очевидна и которые исторически вовлечены в глубокие кооперационные связи со странами Запада.

ШОС, исходя из потенциала экономик, входящих в нее стран, уже обеспечивает решение не только региональных, но и общемировых проблем. В Астанинской декларации напрямую сказано о «готовности наращивать потенциал и международное влияние» ШОС. Другими словами, государства-члены ШОС видят организацию как локомотив трансформации мирового порядка, способный повести за собой все страны, которые разделяют принципы мироустройства, декларируемые ШОС. Участие генерального секретаря ООН и его поддержка инициатив ШОС, а также лидера страны-члена НАТО (Турции) говорит о том, что прозападный вектор начинает постепенно меняться и, вероятно, что глобальный центр принятия решений постепенно будет смещаться в Азию.

Список литературы

1. Астанинская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/6163 (дата обращения: 06.07.2024)

2. Заседание Совета глав государств-членов ШОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/74464 (дата обращения: 06.07.2024)

3. О российской инициативе Большого Евразийского партнерства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: О российской инициативе Большого Евразийского партнерства - Министерство иностранных дел Российской Федерации (mid.ru) (дата обращения: 06.07.2024)

4. Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шанхайская организация сотрудничества (sectsco.org) (дата обращения: 06.07.2024)


Войти или Создать
* Забыли пароль?