Россия
В статье рассматривается важность подготовки преподавателей иностранных языков в Киргизии для успешной адаптации к условиям образовательного пространства стран Шанхайской организации сотрудничества в рамках развития культурно-гуманитарных связей. Целью данного исследования является изучение значимости коммуникативной компетентности в профессиональной языковой подготовке будущих преподавателей иностранного языка в Кыргызстане и выявление связанных с этим проблем. Изучая возможность взаимной интеграции профессионально-педагогического образования в Киргизии и России, автор уделяет особое внимание эффективному взаимодействию участников образовательного процесса и акцентирует необходимость формирования и развития у них коммуникативной компетентности в поликультурной многоязычной образовательной среде. Поскольку одним из главных квалификационных требований к преподавателю иностранного языка является способность эффективно использовать современные методы и технологии обучения, необходимо развивать профессиональное сотрудничество и расширять обмен научно-практическим опытом. Предлагается повысить качество подготовки преподавателей иностранных языков в Киргизии за счет интеграции национальных систем профессионального педагогического образования и использования опыта программ Россотрудничества, Erasmus+ и проекта Tempus. Автор делает вывод, что сотрудничество с российскими педагогами будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки педагогических кадров в Киргизии.
интеграция, национальные образовательные системы, иностранный язык, преподаватель, профессиональная подготовка, коммуникативная компетенция
1. Армян М.А. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в новых образовательных условиях [Текст] / М.А. Ариян // Преподаватель XXI века. — 2018. — № 1-1. С. 41–54.
2. Воевода Е.В. Глобализация, национальные интересы и межкультурная коммуникация [Текст] / Е.В. Воевода // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2015. — Т. 4. — № 6. — С. 67–68.
3. Воробьева Е.И. Современные методы обучения иностранным языкам [Текст] / Е.И. Воробьева, Ю.А. Макковеева, Н.Л. Ушакова, О.А. Щукина. — Архангельск: Изд-во САФУ, 2019. — 110 с.
4. Дмитренко Т.А. Овладение студентами межкультурной коммуникацией при обучении иностранному языку как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Т.А. Дмитренко, Е.Н. Махмутова // Вопросы прикладной лингвистики. — 2021. — № 42. — С. 40–67. — DOI:https://doi.org/10.25076/vpl.42.02
5. Ибрагимова Л.А. Компетенция профессионально- педагогического слушания как необходимый компонент профессиональной подготовки учителя иностранного языка [Текст] / Л.А. Ибрагимова, А.Е. Сарапулова // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2021. — № 4. С. 98–107.
6. Костикова Л.П. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л.П. Костикова 13.00.01. Рязань, 2011. — 43 с.
7. Миронова И.Н. Преимущества предметно- языкового интегрированного обучения CLIL в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции [Текст] / И.Н. Миронова // Педагогический журнал. 2023. — Т. 13. — № 1-1. — С. 419–426.
8. Нигай Л.С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка [Текст] / Л.С. Нигай // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). М.: Буки-Веди, 2013. — С. 117–119.
9. Сафонова В.В. Принципы междисциплинарного содружества в проектировании образовательного коммуникативного пространства в высшей школе [Текст] / В.В. Сафонова // Вестник Московского университета. Серия 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». — 2016. № 4. — C. 17–26.
10. Сидоренко О.И. Методологические основы формирования межкультурной коммуникативной компетентности [Текст] /О.И. Сидоренко // Проблемы современного образования. 2023. — № 1. — С. 224–229.
11. Федотова О.Л. Концептуальные подходы к системе разноуровневой подготовки по иностранному языку в вузах неязыковых специальностей [Текст] / О.Л. Федотова // Российское право в Интернете. — 2008. — № 2. — С. 7.
12. Шушарина Е.С. Формирование межкультурной компетенции студентов-иностранцев на основе технологии смешанного обучения [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Е.С. Шушарина. — Воронеж, 2018. — 192 с.
13. Ampatuan R.A., San Jose A.E. Role Play As An Approach In Developing Students’ Communicative Competence. International Journal for Innovation Education and Research, 2016, v. 4, no. 1, pp. 18–24.
14. Furkó B.P., Mónos K. The teachability of communicative competence and the acquisition of pragmatic markers — a case study of some widely-used Business English coursebooks. Argumentum, 2013, no. 9, pp. 132–48.
15. Farooq M.U. Creating a Communicative Language Teaching Environment for Improving Students’ Communicative Competence at EFL/EAP University Level. International Education Studies, 2015, v. 8, no. 4, pp. 179–192. DOI:https://doi.org/10.5539/ies.v8n4 p.179
16. Susanto J. Communicative competence in teaching speaking. Journal of Arabic and English Language Teaching, 2012, v. 3, no. 1. URL: https://ejournal.uin-suska.ac.id/index.php/jealt/ article/view/142 (accessed: 12.06.2024).
17. Qing X.U. Role Play — An Effective Approach to Developing Overall Communicative Competence = Jouer le role d'une approche efficace pour le developpement global des competence communicative. Cross-Cultural Communication, 2011, v. 7, no. 4, pp. 36–39. DOI:https://doi.org/10.3968/j.ccc.1923670020110704.317
18. Voevoda E.V. Intercultural communication in multicultural education space. Training, Language and Culture, 2020, v. 4, no. 2, pp. 11–20. DOI:https://doi.org/10.22363/2521-442X-2020-4-2-11-20
19. Wang Q., Castro C.D. Classroom interaction and language output. English Language Teaching, 2010, v. 3, no. 2, pp. 175–186.