Рассматривается одна из важнейших частей педагогического опыта российской военной эми грации — вовлечение молодежи в историко-культурную работу в музейной, военно-мемориальной и литературно-издательской сфере. Активность военной эмиграции в области педагогики может расцениваться как существенный компонент исторического наследия российского зарубежья в целом и как поле для развития общественно-культурного диалога с миром наших соотечественников за рубежом. Педагогическая деятельность российской военной эмиграции, осуществлявшаяся в рамках культурно-просветительных, военно-спортивных и благотворительных организаций охватывала широкие круги эмигрантской молодежи в различных странах мира и способствовала сохранению авторитета воинских обществ и союзов в социуме российского зарубежья.
сфера образовательных услуг, просвещение, сфера учебно-воспитательной работы, военная эмиграция
Политика модернизации Вооруженных сил Российской Федерации в XXI веке включает создание и внедрение в практику современных концепций воспитательной работы с молодежью как в допризывном возрасте, так и непосредственно в период воинской службы, направленных на формирование личности будущих защитников Отечества на основе идей патриотизма, демократических ценностей, отечественных военно-культурных традиций. Так, Президент России В. В. Путин в ходе визита в Краснодарское Президентское кадетское училище 12 сентября 2012 года подчеркнул, что российское руководство оказывает всемерную поддержку системе кадетских корпусов и развитию российских традиций военного образования и воспитания [4]. При этом значительное внимание уделяется возрождению опыта дореволюционной России и российского зарубежья, которое сохраняло отечественные традиции воспитания молодежи, сложившиеся до 1917 года, адаптируя их к условиям жизни в изгнании в различных странах мира.
Вся российская эмигрантская система воспитания и образования была в значительной степени интегрирована с миром военного зарубежья в идейном, организационном и кадровом отношении. Прежде всего, за рубежом продолжили свою деятельность существовавшие в структуре белых армий кадетские корпуса, которые явились одной из наиболее прочных и эффективных институциональных систем российской военной эмиграции. Показательно, что в конце ХХ века воспитанники зарубежных кадетских корпусов, в том числе представители поколений, родившихся уже в изгнании, активно участвовали в установлении культурного диалога российского зарубежья с исторической родиной. Наряду с кадетскими корпусами, которые выполняли, прежде всего, функции общеобразовательной средней школы, российская военная эмиграция создавала структуры военного образования, целью которых было воспроизводство за рубежом офицерских кадров. Несколько военных училищ, также существовавших как подразделения белых армий в изгнании, не смогли развернуть полноценную образовательную деятельность, но продолжали существовать как мемориальные воинские организации, объединявшие несколько поколений выпускников.
1. Бегидов A.M. Военное образование в зарубежной России. 1920-1945. М., 2001.
2. Вестник Общества русских ветеранов Великой войны в г. Сан-Франциско. 1993. № 272. Военная жизнь в провинции // Часовой. 1939. № 236-237.
3. Встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Краснодар, 12 сентября 2012 г. [Электронный ресурс]. http://npe-зидент.рф (дата обращения: 27.07.2013).
4. Дети эмиграции: Воспоминания. Сб. статей / Под ред. проф. В.В. Зеньковского. М., 2001.
5. Ершов В. Ф. Быт и социальная адаптация российских военных беженцев в Восточной и Центральной Европе в 1920-30-е годы // Россия: идеи и люди. Сб. научных трудов МГУС. Вып. 3. М., 1998.
6. Ершов В.Ф. Деятельность российских эмигрантских Высших военно-научных курсов (ВВНК) профессора Н.Н. Головина в Париже в 1920-30-е годы // История ученых степеней в России и Западной Европе (XII- XX вв.): Материалы научной конференции 14 февраля 1998 года. М., 1998.
7. Кадетские корпуса за рубежом. 1920-1945. Монреаль, 1970.
8. Пивовар Е.И. Российское зарубежье. Социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии. М., 2008.
9. Пивовар Е.И.Российское зарубежье. Социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии. М., 2008.
10. Полчанинов Р.В. Молодежь русского зарубежья. Воспоминания. 1941-1951. М., 2009.
11. Русские памятники и музеи в Югославии // Часовой. 1939. № 236-237.
12. Русское зарубежье. Франция. Хроники научной, культурной и общественной жизни. М., 1995. Т. 2.
13. Сотников С.А. Российская военная эмиграция во Франции в 1920-1945 годы: Дис. ...канд. ист. наук. М., 2006.
14. Часовой. Париж-Брюссель, 1939. № 228-229.