Пензенская область, Россия
Людьми с особыми образовательными потребностями принято считать тех, кто в силу различных обстоятельств не может получать образовательные услуги традиционным способом или на общем основании. В числе прочих к такой категории потребителей следует отнести людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Данная статья посвящена проблемам оказания образовательных услуг в системе дополнительного образования еще более специфичной категории потребителей – детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Основное внимание в статье сосредоточено на направлениях повышения качества предоставляемых услуг, которые вырабатываются под воздействием многочисленных факторов объективного и субъективного характера.
управление качеством, дополнительное образование, особые образовательные потребности
Основная цель развития системы дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями состоит в обеспечении их адаптации к окружающей среде и социализации, позволяющей стать полноправными членами общества. Система дополнительного образования детей способна соединить в себе стихийную социализацию, связанную с желаниями, интересами и потребностями детей и их родителей, с управляемой социализацией, обеспечивающей становление детей полноправными членами общества. На наш взгляд, обеспечить управляемость процессов социализации в дополнительном образовании детей возможно через систему социального заказа [4].
Социальный заказ следует рассматривать как экономико-правовой механизм реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально значимых проблем, обеспеченных в основном за счет бюджетных средств, путем заключения контрактов на конкурсной основе [3].
Обоюдный интерес к социальному заказу в сфере образования государства и образовательных учреждений обусловлен следующими обстоятельствами. Со стороны государства социальный заказ, по сути, является реализацией его потребностей в общественно значимых мероприятиях, к числу которых можно отнести и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Дополнительное образование детей, включая детей с особыми образовательными потребностями, сегодня социально востребовано, но пока еще не может в полной мере удовлетворять условиям современной экономики и поэтому требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства.
1. Михалев И. В. Внедрение механизма социального заказа в систему государственного регулирования сферы услуг в условиях рынка // Электронное периодическое издание «Сервис в России и за рубежом». Вып. 10 (37), 2012, С. 74-82.
2. Петровская Е. Социальный заказ и его место в системе социального регулирования общественных отношений // Практика. Выпуск от 16.03.2006.
3. Платонова Н. А., Харитонова Т. В. Региональные целевые программы повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере развития системы дополнительного образования) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. № 2 (21). 2012. С. 41-52.