ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуются основы базового и старейшего принципа обучения – принципа наглядности, а также показана важность применения разнообразных средств наглядности для образованного процесса в целом и для уроков истории в частности.

Ключевые слова:
принцип наглядности, средства наглядности, визуализация, учебный процесс, преподавание истории
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Педагогический словарь. М.: Изд-во Акад.наук РСФСР. 1960. 782 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. М.: Научное изд-во «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1993. 607 с.

3. Гусейнов А.З., Турчин Г.Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Известия Саратовского университета. Т. 7. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1. 2007. С. 64-67. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-printsipa-naglyadnosti-v-istorii-pedagogiki (дата обращения: 02.03.2024)

4. Коменский Я.А. Великая дидактика. Смоленск: Изд-во «Наркомпроса РСФСР» 1939. 320 с. [Электронный ресурс]:https://docviewer.yandex.ru/view/0/ (дата обращения: 05.03.2024)

5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М. 1982. С. 302-303.

6. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. М.: К.И.Тихомиров.1911. 756 с.

7. Гусейнов А.З., Турчин Г.Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Известия Саратовского университета. Т. 7. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1. 2007. С. 64-67. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-printsipa-naglyadnosti-v-istorii-pedagogiki (дата обращения: 02.03.2024)

8. Дистервег Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.

9. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащих. Собрание сочинений. М., 1974. [Электронный ресурс]: http://www.biografia.ru/arhiv/105.html (дата обращения - 08.03.2024).

10. Гусейнов А.З., Турчин Г.Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Известия Саратовского университета. Т. 7. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1. 2007. С. 64-67. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-printsipa-naglyadnosti-v-istorii-pedagogiki (дата обращения: 02.03.2024)

11. Гусейнов А.З., Турчин Г.Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Известия Саратовского университета. Т. 7. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1. 2007. С. 64-67. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-printsipa-naglyadnosti-v-istorii-pedagogiki (дата обращения: 02.03.2024)

12. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз,1960. 311 с.

13. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. Практическое пособие для учителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 176 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-OOO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения: 03.03.2024).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-OOO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения: 03.03.2024).

16. Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А., Зиганшина Г. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2015. С. 47-50. [Электронный ресурс]: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7797/ (дата обращения: 03.03.2024).

17. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. Пособие для учителей (Изд. 2-е). М.: Просвещение. 1978. 319 с. [Электронный ресурс]: http://padaread.com/?book=183076&pg=8 (дата обращения: 02.03.2024)

18. Мурзаев В.С. Рисунки на классной доске в преподавании истории. М.: Гос. учеб.- пед. изд-во. 1946. 112 с.

19. Берсенева М.С. Методические рекомендации использование приема «Фишбоун» технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания. Куртамыш. 2018. // Инфоурок. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-ispolzovaniya-priema-fishboun-trkm-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-2897046.html (дата обращения: 02.03.2024)

20. Шагапова О.В. Использование кластеров для формирования познавательных УУД на уроках истории // WWW.BOOK.LIB-I.RU. [Электронный ресурс]: http://book.lib-i.ru/25istoriya/607585-1-shagapova-olga-vladimirovna-uchitel-istorii-obschestvoznaniya-ispolzovanie-klasterov-dlya-formirovaniya-poznavatelnih-u.php (дата обращения: 05.03.2024)

21. Шагапова О.В. Использование кластеров для формирования познавательных УУД на уроках истории // WWW.BOOK.LIB-I.RU. [Электронный ресурс]: http://book.lib-i.ru/25istoriya/607585-1-shagapova-olga-vladimirovna-uchitel-istorii-obschestvoznaniya-ispolzovanie-klasterov-dlya-formirovaniya-poznavatelnih-u.php (дата обращения: 05.03.2024)

22. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для вузов / М. Т. Студеникин. М: ВЛАДОС, 2000. 239 с. [Электронный ресурс]: https://www.twirpx.com/file/444109/ (дата обращения: 01.03.2024).

23. Андреевская Н.В. Методика преподавания истории в семилетней школе / под ред. Н. В. Андреевская и В. Н. Бернадский. М.: Учпедгиз, 1947. 216 с. [Электронный ресурс]: https://sheba.spb.ru/shkola/metod-ist7-1947.htm (дата обращения: 01.03.2024).

24. Петрова, Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.В. Петрова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 208 с. [Электронный ресурс]: http://pedlib.ru/Books/4/0029/4-0029-139.shtml (дата обращения: 06.03.2024).

25. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для вузов / М. Т. Студеникин. М: ВЛАДОС, 2000. 239 с. [Электронный ресурс]: https://www.twirpx.com/file/444109/ (дата обращения: 01.03.2024).

26. Историко-культурный ​стандарт. [Электронный ресурс]: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08 (дата обращения: 08.03.2024).

27. Огородников И. Т. Педагогика: учеб. для учит. ин-тов / под ред. И. Т. Огородников, П. Н. Шимбирев. М.: Учпедгиз, 1950. 430 с. [Электронный ресурс]: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=ogorodnikov_pedagogika_1950 (дата обращения: 08.03.2024).

28. М. И. Мальцева Использование мультимедийных средств наглядности в преподавании истории // Вестник Марийского государственного университета. 2009. № 3. C 150-152. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-multimediynyh-sredstv-naglyadnosti-v-prepodavanii-istorii (дата обращения: 08.03.2024).

29. Субботина Н.И. Использование мультимедийных презентаций на уроках истории / Учительский портал. СПб. [Электронный ресурс]: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2615 (дата обращения: 08.03.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?