с 01.01.2022 по 01.01.2022
Красноярск, Красноярский край, Россия
В статье рассмотрен феномен самоопределения старшеклассника с точки зрения актуальной педагогической науки. Выделены такие компоненты готовности старшеклассника к самоопределению, как личностно-направленный, содержательно-когнитивный и деятельностно-результативный. Определены структура, содержание, пути применения цифрового учебно-методического комплекса «Школа skills. Proпрофессии» в контексте формировании готовности старшеклассника к самоопределению через реализацию педагогических стратегий «актуализация», «обогащение» и «активизация». Приведены результаты лонгитюдного исследования по уровню сформированности готовности к самоопределению старшеклассников 10 и 11-х классов МАОУ «Средняя школа № 148 им. Героя Советского Союза И.А. Борисевича» г. Красноярска. Использованные методики: Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И. Моросановой и Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ). Результаты исследования убедительно доказывают теоретическую и практическую значимость разработанного педагогического обеспечения формирования готовности старшеклассника к самоопределению.
самоопределение; цифровой учебно-методический комплекс; ценности; мотивация; индивидуальный маршрут; педагогическая стратегия; готовность к самоопределению
1. Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Технология самоопределения школьников (теория и практика) [Текст] : моногр. – М.: изд. ООО «ИМЦ Арсенал образования», 2007. – 288 с.
2. Ельцова В. А. Развитие социальной активности учащихся как фактор формирования ценностноориентационной составляющей личностного самоопределения [Текст] : автореф. дис. …канд. психол. наук. – Самара, 2003. – 25 с.
3. Позднякова О.К. Категориальный анализ понятия «самоопределение личности» в контексте проблемы ориентации обучающихся на нравственное самоопределение // Самарский научный вестник. – 2021. – Т. 10. – № 3. – С. 269-273.
4. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности [Текст] : Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1986. – 156 c.
5. Гинзбург М.Р. Ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты развития в подростковом и юношеском возрастах // Мир психологии. – 2017. – № 1 (89). – С. 125 – 129.
6. ДубровинаИ.В.Школьнаяпсихологическаяслужба: Вопросы теории и практики [Текст] : М., 1991. – 230 с.
7. Климов Е.В. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 304.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. –2-е изд. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
9. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодежи / В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, С.А. Волошин // Педагогика. – 2013. – № 5. – С. 33 – 37.
10. Пряжников Н.С., Молчанов С.В. Психологическое обоснование проектирования методик профессионального самоопределения в подростковом возрасте // Вестник современных исследований. – 2018. – №12 –13(27). – С. 217 –222.
11. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность в образовании: вопросы теории и практики [Текст] : монография. – Красноярск, 2019. – 180 с.
12. Ильина Н.Ф., Ключникова А.А. К вопросу о тиражировании инновационных практик в краевой системе образования // Красноярское образование: вектор развития. – Красноярск, 2021. – № 1 (4). – С. 27–31.
13. Поваренков Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков // Идея системности в современной психологии. – М.: ПИ РАО. – 2005. – С. 260-285.
14. Гимпель Л.П. Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности [Текст] / Л. П. Гимпель // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск : СибАК, 2010.