ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УПРАВЛЕНЦЕВ И СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье раскрываются проблемы подготовки специалистов и управленцев различных уровней, обладающих технологическим мышлением и способных трудиться в условиях формирующегося технологического суверенитета. Предложено осуществлять подготовку и переподготовку кадров с применением инновационной технологии «Скиллант». Рассмотрены основные преимущества данной технологии, особенности алгоритма внедрения, кратко освещен опыт ее применения в системе дополнительного профессионального образования Уральского государственного горного университета.

Ключевые слова:
инновационные подходы, управленцы, специалисты, технологическое мышление, технологический суверенитет, управленческие системы, инновационная методика «Скиллант»
Текст

Введение. Условием обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства в современных реалиях является достижение суверенитета в сфере семеноводства основных сельскохозяйственных культур. Это требует проведения масштабных мероприятий по формированию общей стратегии импортозамещения, согласованной научно-технологической, единой аграрной политики Союзного государства, что предполагает гармонизацию законодательства, нормативно-правовой базы, программно-целевых документов, расширение взаимодействия в сфере научно-технологического развития Союзного государства, что в свою очередь обусловливает существенные инвестиции в сферу НИОКР и обеспечение необходимых мер поддержки проведения научно-исследовательских работ и коммерциализацию результатов их проведения [1].

Основными проблемами развития семеноводческой отрасли в странах Союзного государства являются недостаточный объем выделяемых инвестиций в НИОКР, дефицит специалистов, закрытый доступ к зарубежным технологиям недружественных стран, неразвитость системы маркетинга и продвижения результатов инновационной деятельности и селекционно-семеноводческой продукции среди сельхозтоваропроизводителей.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности России, целевой показатель самообеспечения семенами основных сельхозкультур должен быть на уровне не менее 75%, тогда как в 2022 г. на российскую селекцию по большинству культур приходилось менее 50% в структуре посевов [2, 3].

В Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г. одним из критериев достижения цели по развитию национальной продовольственной безопасности является снижение импортной составляющей в затратах на производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 18–20% к 2030 году [4]. Однако по ряду сельскохозяйственных культур, например, овощным культурам, импорт семян достигает 85% [5].

Развитие проектов импортозамещения в сфере семеноводства под патронажем министерств сельского хозяйства России и Республики Беларусь, способно улучшить сельскохозяйственное производство в обеих странах, обеспечив их собственными семенами и гибридами сельскохозяйственных растений. В современных геополитических условиях становится важным иметь стабильное производство продовольственных товаров и достаточный запас сельскохозяйственного сырья. Сотрудничество и обмен опытом в странах Союзного государства могут помочь в обеспечении устойчивого развития и обеспечении продовольственной безопасности. Однако, чтобы реализовать все эти перспективы, необходимо учитывать национальные особенности и различия в аграрных сферах стран Союзного государства, а также преодолевать торговые и экономические барьеры санкционного противодействия.

Таким образом, в странах Союзного государства вопросы импортозамещения в сфере семеноводства являются в настоящее время весьма актуальными. При этом интерес представляет сравнительная оценка мер поддержки сельского хозяйства с развитыми зарубежными странами и перспективные направления развития семеноводческой отрасли Союзного государства.

Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: экономико-статистические, монографический, сравнительного анализа и экспертных оценок. В ходе работы использовались нормативно-правовые документы, материалы аналитических агентств, научные и информационно-аналитические статьи. Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики России, Федеральной таможенной службы России, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Организации экономического сотрудничества и развития.

Результаты и обсуждение. В период экономических реформ национальная селекция и семеноводство Союзного государства не получала должного развития, на протяжении более 30 лет отмечалось существенное недофинансирование отрасли, а рынок семян заняли зарубежные высокопродуктивные аналоги. После 2022 г. начался процесс перехода стран Союзного государства на импортозамещающие стратегии развития АПК, что было продиктовано необходимостью достижения технологического суверенитета с целью обеспечения национальной безопасности, а также обусловлено введением многочисленных санкций.

Под «импортозамещением понимается стратегия, ориентированная на удовлетворение внутристрановых потребностей за счет стимулирования внутренних факторов экономического развития. Применительно к АПК импортозамещение означает укрепление производственного потенциала комплекса на основе активизации внутренних факторов для увеличения объемов, а также повышения качества и доступности продовольствия, одновременно снижая зависимость страны от иностранных ресурсов» [6].

Согласно данным ФТС РФ в 2022 г. в страну было импортировано семян подсолнечника на сумму 597,28 тыс. долл. США в количестве 2945 кг, основными поставщиками были ЕС, Турция, Китай, Грузия; семенного картофеля на сумму 1745,35 тыс. долл. США в количестве 1067 кг, основные поставщики Финляндия, Франция, Кыргызстан, Великобритания; семян кукурузы на сумму 2217,58 тыс. долл. США в количестве 3128 кг, основные поставщики Польша, Молдова, Грузия, ЕС [7]. В 2021 г. Россия закупила за рубежом свыше 4 тыс. т семян сахарной свеклы на сумму 106,5 млн долл. США, основными поставщиками выступили Франция, Германия, Италия, Турция, Австрия, Беларусь [8]. В 2022 г. доля отечественных семян сои составила 46%, рапса – 31%, подсолнечника – 22%, картофеля – 6,7%, кукурузы – 43%, сахарной свеклы – 1,8% (рис.) [9].

 

Рис. – Доля отечественных семян и гибридов в общей площади посевов в 2023 г., %

Источник: составлена автором с использованием материалов [9].

 

В 2023 г. импорт семян различных сельскохозяйственных культур в России сократился почти на треть, например, импорт семян подсолнечника и кукурузы сократился на 38 и 45% соответственно. Это было обусловлено уходом с российского рынка ряда зарубежных семеноводческих компаний из недружественных стран (США, ЕС: Австрия, Венгрия, Франция). При этом в структуре импорта семян увеличилась доля дружественных государств. Например, Турция нарастила поставки семенной кукурузы – в два раза и подсолнечника – на 15% [10, 11].

В рамках Постановления Правительства РФ от 27 января 2024 г. №72 О введении временного количественного ограничения на ввоз отдельных видов семян сельскохозяйственных растений импорт из недружественных стран с января 2024 г. квотируется [12]. В феврале 2024 г. Россия ввела квоты на импорт семян картофеля – 16 тыс. т, ячменя – 0,6 тыс. т, кукурузы – 5 тыс. т, рапса – 2 тыс. т, подсолнечника – 7,5 тыс. т, сахарной свеклы – 2 тыс. тонн до 31 декабря 2024 года. Эта мера позволит регулировать объемы иностранных семян на российском рынке, создавая выгодные условия для российских производителей, но не допуская дефицита и роста цен на посевной материал. По мере развития отечественного семеноводства и наращивания внутреннего производства объем ввозимых семян планируется уменьшать. Предполагается, что в 2025 г. сельхозтоваропроизводители России будут обеспечены 80-85% отечественными гибридами подсолнечника и 40-50% гибридами сахарной свеклы [13, 14].

С 1 марта 2024 г. иностранные семенные компании могут работать в России только через совместные предприятия, контролируемые российскими партнерами на 51 процент. Эти изменения уже привели к сокращению импорта базовых сельскохозяйственных культур более чем в два раза и повышению цен на семена. Ожидается, что до 2027 г. Россия достигнет самообеспеченности не менее 75% по семенам ключевых культур. Несмотря на достаточное производство семян пшеницы, российская селекция других важных культур, таких как кукуруза, картофель и сахарная свекла, все еще остается зависимой от зарубежных аналогов.

Ожидается, что объемы квот и перечень поставщиков на следующий год будут определены до конца текущего года исходя из потребностей рынка, а также с учетом наличия у поставщика плана по локализации производства на территории России. Согласно постановлению Правительства РФ от 16.05.2023 г. №754 О правилах локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории РФ, иностранные производители обязаны были представить планы до 1 марта 2024 года. Крупнейшие семеноводческие компании, на протяжении многих лет работающие в России, начали эту работу заблаговременно. Например, завод французской компании «Лидеа» уже начал локализацию родительских линий подсолнечника и кукурузы. Об аналогичных планах в ближайшей перспективе заявила компания «Лимагрен» - французский производитель семян подсолнечника, кукурузы, рапса и др. [15].

Для решения этой проблемы требуются инвестиции в развитие отечественного семеноводства, улучшение нормативно-правовой базы, государственная поддержка и развитие межотраслевой кооперации [16].

Проблема импортозамещения в сфере семеноводства в странах Союзного государства стоит очень остро, особенно это справедливо в отношении таких культур как сахарная свекла, картофель, масличные и овощные культуры, кукуруза. Например, в 2000-х годах рынок семян сахарной свеклы постепенно начал заполняться зарубежными одноростковыми более продуктивными гибридами, постепенно вытесняя отечественные сорта. Сахарная свеклы - двухлетняя культура, ее семена вызревают на второй год, и в России и Беларуси очень мало климатически пригодных зон для их продуктивного размножения. Как правило, все компании мира, которые занимаются семенами сахарной свеклы, выращивают их на севере Италии и юге Франции. В России для этих целей подходят лишь некоторые районы возле Сочи и в Крыму. Селекцией сахарной свеклы в России занимается ВНИИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л. Мазлумова, Рамонская селекционная станция (Рамонь, Воронежская область), Первомайская селекционно-опытная станция сахарной свеклы (Краснодарский край) и Льговская селекционная станция (Курская область). Однако в этих организациях существуют серьезные проблемы с финансированием и обеспеченностью кадрами [17].

Однако в настоящее время происходят серьезные финансовые вложения в семеноводство сахарной свеклы, решаются кадровые и технические вопросы. По словам специалистов АО «Щелково Агрохим» – крупной компании-производителя российских гибридов сахарной свеклы, компания готова предложить рынку семенной материал сахарной свеклы в объеме не менее 350 тыс. п.е., то есть около 30% от потребности рынка [17]. В случае государственной поддержки производства и квотирования импорта семян к 2027 г. данная компания планирует занять 75% отечественного рынка семян сахарной свеклы, вырастив около 975 тыс. посевных единиц.

Российские сорта картофеля, которые выращиваются в рамках программы поддержки семеноводства с 2018 г., уже не уступают импортным. На селекцию и семеноводство картофеля из федерального бюджета направлено более 11 млрд руб., также делают вложения частные инвесторы. Селекционерам была поставлена задача к 2025 г. вывести не менее 12 сортов картофеля и поставить на рынок не менее 15 тыс. т сортов семян уровня элита. На текущий момент в Госреестр уже введено более 20 сортов картофеля и поставлено 15 тыс. т семян уровня элита. Однако в среднесрочной перспективе особое внимание стоит уделить выведению отечественных сортов картофеля для производства чипсов и картофеля фри. Около 30 перспективных российских сортов картофеля находятся в различной стадии регистрации и выпуска на российский рынок, картофелеводы готовы к 2030 г. обеспечить 75% отечественного рынка [17].

В Государственном реестре селекционных достижений числится более 350 сортов и гибридов масличных культур селекции ФГБНУ Всероссийского НИИ масличных культур им. В.С. Пустовойта (ФГБНУ ВНИИМК), включая родительские линии. Все они допущены к возделыванию в различных регионах России от Калининградской области, Северного Кавказа до Дальнего Востока, а объем произведенных семян будет зависеть от спроса сельхозпроизводителей [9]. В 2023 г. в России создан Национальный селекционно-семеноводческий консорциум по обеспечению сельхозтоваропроизводителей семенами подсолнечника отечественной селекции. В консорциум вошли ООО «РуСидс», ГК «Эфко» и агрокорпорация «Био-тон», а также ФГБНУ ВНИИМК [18].

Импортозамещением семян кукурузы и подсолнечника занимается Национальная ассоциация производителей семян, которая предусматривает расширить посевы кукурузы до 6 млн га и производить зерна кукурузы не менее 25 млн тонн. Для достижения цели по импортозамещению кукурузы производство ее семян должно составлять не менее 120 тыс. тонн [8].

Республика Беларусь обеспечивает себя семенами основных сельскохозяйственных культур, которые производят 50 элитпроизводящих организаций, поставляя семена на рынок ЕАЭС. Например, в Госреестр РФ включено порядка 50 сортов различных культур белорусской селекции: сорта озимой и яровой пшеницы, озимой ржи, озимого и ярового тритикале, овса, ячменя, ярового рапса, редьки масличной, сурепицы озимой, горчицы белой, гречихи, свеклы кормовой, многолетних трав, картофеля. Поставщиками семенного материала по картофелю являются Научно-практический центр Национальной Академии наук Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству, крупные сельхозпредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако, проблемы существуют в овощеводстве, свыше 85% семян республика импортирует [19].

Основным проблемным аспектом развития белорусского семеноводства в овощеводческой сфере является отсутствие размножения элитных семян овощных культур. В 1996 г. в республике было 23 специализированных хозяйства по производству семян овощных культур. К настоящему времени практически полностью ликвидировано главное звено – производство репродукционных семян овощей и посадочного материала. Так, из приватизированных в 2008 г. семи организаций «СортСемОвощ» в настоящее время функционирует только одна. В стране имеется система создания сортов и гибридов овощных культур, их первичное семеноводство (получение оригинальных семян) и внедрение в производство, а также система реализации семян, однако отсутствует производство репродукционных семян и посадочного материала.

Система мер по развитию рынка семян овощных культур в Республике Беларусь включает следующие составляющие: стимулирование развития сферы размножения семян овощных культур; совершенствование учета движения товарных потоков на рынке семян овощных культур; интеграция страны в мировую систему товарного семеноводства овощных культур; обеспечение прослеживаемости оборота семян на основе цифровизации; развитие комплексного технико-экономического подхода осуществления производственной деятельности; проведение мониторинга рынка семян овощных культур [5].

Кроме того, в Республике Беларусь остро стоит проблема формирования кормовой базы для животноводства, а именно обеспеченность белковыми компонентами на основе сои. В 2021 г. предприятия АПК республики импортировали свыше 422 тыс. т соевого шрота на сумму 228,4 млн долл. США. Согласно разработанной белорусскими учеными стратегии адаптации аграрного производства к изменяющимся климатическим условиям на период до 2030 г. откроются новые возможности для выращивания сои в Брестской и Гомельской областях. Однако есть противники выращивания сои, считающие природно-климатические условия республики неподходящими. Кроме того, в республике пока отсутствует взаимодействие между производителями соевого зерна, его переработчиками, потребителями, научными учреждениями и государством, не развито семеноводство сои. Объем производства собственных семян этой культуры незначителен. Для решения вышеуказанных проблем белорусские ученые предлагают сформировать систему семеноводства сои, представляющей собой совокупность технико-технологических, организационно-экономических и управленческих элементов, ориентированных на обеспечение потребности соесеющих организаций в высококачественных элитных и репродукционных семенах сортов белорусской селекции, адаптированных к климатическим условиям республики. Предложенная система семеноводства также должна включать в себя маркетинговое обеспечение, консультационное сопровождение, систему обучения и повышения квалификации специалистов агрономических служб и руководящих кадров сельскохозяйственных организаций [20, 21].

Республиканское объединение «Белсемена» совместно с государственными органами и организациями выполняет организационные функции госуправления в сфере семеноводства сельскохозяйственных культур [22]. Государственное регулирование в области селекции и семеноводства в Республике Беларусь осуществляет Государственная семенная инспекция, которая по аналогии с российской Госсорткомиссией, занимается вопросами сортового и семенного контроля [23].

Данные таблицы 1 подтверждают наличие достаточно развитой нормативно-правовой базы для развития семеноводческой отрасли в странах Союзного государства, включающей как национальные законы и программы, так и наднациональные – на уровне Евразийского экономического сотрудничества (ЕАЭС).

Таблица 1

Законодательство в сфере семеноводства в странах Союзного государства

на современном этапе

Нормативно-правовые документы Российской Федерации

Нормативно-правовые документы Республики Беларусь

Доктрина продовольственной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 21.01.2020 г. №20.

 

Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.12.2017 г. №962.

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 25.08.2017 г. №996 (подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства картофеля в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства масличных культур в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства технических культур в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства зерновых культур в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства овощных культур в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства кукурузы»).

Государственная программа «Аграрный бизнес» на 2021–2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.02.2021 г. № 59 (подпрограмма № 2 «Развитие семеноводства сельскохозяйственных растений»).

Федеральный закон «О семеноводстве» от 30.12.2021 г. №454, вступивший в силу 1.09.2023 г., за исключением норм о генетическом паспорте, которые вступают в силу 01.09.2025 г. и Порядка хранения, производства и использования семян с.-х. растений, который вступает в силу 01.09.2024 г.

Закон «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» от 07.05.2021 г. №102.

Правила локализации производства семян с.-х. растений на территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.05.2023 г. №754.

Закон «О государственной аграрной политике» от 17.07.2014 г. №347.

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.

Соглашение об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза от 07.11.2017 г.

Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 годы» от 29.01.2024 г.

Единый информационный реестр сортов сельскохозяйственных растений, допущенных (или рекомендованных) к использованию в государствах ЕАЭС (готовится вводится в действие)

Источник: составлено с использованием данных [2, 4, 21, 24, 25, 26].

 

Нормативно-правовая база регулирования системы селекции и семеноводства в России представлена широким перечнем документов, среди которых уже упомянутая Доктрина, Стратегия научно-технологического развития, ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ФЗ «О семеноводстве», Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы (ФНТП). По таким культурам как картофель, сахарная свекла, масличные, зерновые, овощные, технические культуры, кукуруза в рамках ФНТП разработаны соответствующие подпрограммы, направленные на получение высококачественного семенного материала отечественной селекции на основе применения высокотехнологичных российских разработок и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла [24]. В стране необходимо создавать больше селекционных центров и семеноводческих хозяйств. Фундаментальные исследования, научные разработки, сохранение биологического разнообразия должны финансироваться за счет государства, тогда как выведение новых сортов – в рамках государственно-частного партнерства. При этом техническое задание на разработки научным учреждениям должен формулировать бизнес, который также финансово поддержит проекты импортозамещения. Научные организации в этой ситуации смогут улучшить свое финансовое положение за счет роялти [17].

Общий объем бюджетного финансирования ФНТП составил около 34,7 млрд руб., еще около 34 млрд руб. будут выделены из внебюджетных источников. Данная программа рассчитана до 2030 г. и исполняется путем реализации 13 подпрограмм, 7 из которых – селекционные (картофель, сахарная свекла, кукуруза, зерновые, овощные, технические, масличные культуры).

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что за 2024-2030 гг. семеноводческой отрасли России предстоит колоссальная работа по производству семян основных видов сельскохозяйственных культур. Так, к 2030 г. наиболее масштабные объемы предстоит нарастить по производству семян масличных культур – до 15 тыс. т или в 9 раз больше показателя 2024 г., семян сахарной свеклы – до 62,63 тыс. п.е. или в 4 раза к показателю 2024 г., семян кукурузы – до 5,37 тыс. т или в 3 раза больше (табл. 2).

Таблица 2

Некоторые целевые индикаторы ФНТП по производству семян основных видов сельскохозяйственных культур

Вид с.-х. культуры

Единицы измерения

2024

2030

2030 г. к 2024 г., %, разы

Семенной материал картофеля

тыс. тонн

315*

512

62,5%

(в 1,6 раз больше)

Семена гибридов сахарной свеклы

тыс. посевных единиц

16,15**

62,63

288%

в 4 раза больше

Семена сортов и гибридов масличных культур (подсолнечник, соя, рапс, лен масличный)

тонн

1642,5

15145,7

822%

в 9 раз больше

Семенной материал сортов (гибридов) овощных культур (капуста, морковь, свекла столовая, томат, огурец, лук репчатый

тонн

56,93

100,86

77%

(в 2 раза больше)

Семена гибридов кукурузы

тыс. тонн

1,8

5,37

198%

в 3 раза больше

*2027 г.; **2025 г.

Источник: составлено с использованием данных [24].

 

Представляет интерес оценка государственной поддержки сельского хозяйства России и некоторых зарубежных стран с развитой семеноводческой отраслью. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что показатели поддержки сельского хозяйства России существенно уступают зарубежным странам. Так, в 2022 г. в России на поддержку сельского хозяйства в целом было направлено 6280 млн долл. США. При этом за период 2018-2022 гг. она сократилась в 1,75 раза, а ее доля в ВВП снизилась с 0,67 до 0,31%. Для сравнения в США на общую поддержку сельского хозяйства в 2022 г. было выделено 134142 млн долл. США, то есть в 21 раз больше российского показателя, в Китае – 305348 млн долл. США, или в 49 раз больше, чем в России. При этом объемы выделяемой финансовой помощи на развитие сельского хозяйства за период 2018-2022 гг. в США увеличились на 42%, в Китае – на 38% (табл. 3).

 

 

 

Таблица 3

Сравнительная характеристика основных мер государственной поддержки сельского хозяйства в России и некоторых зарубежных странах,

2018-2022 гг., млн долл. США

 

Страна

Показатель

2018

2019

2020

2021

2022

Россия

Показатель поддержки с.-х. производителей

8892

7599

6357

3361

3796

Поддержка общих услуг, в т.ч.

1891

1912

1620

1555

1955

– с.-х. образование и инновации

709

632

623

617

670

– маркетинг и продвижение продукции

54

90

64

116

159

Общая поддержка с.-х.

11015

9729

8152

5346

6280

% от ВВП

0,67

0,58

0,55

0,30

0,31

США

Показатель поддержки с.-х. производителей

37607

40187

38369

53011

40887

Поддержка общих услуг, в т.ч.

10896

11216

9536

11823

13573

– с.-х. образование и инновации

2455

2732

2726

2924

3013

– маркетинг и продвижение продукции

1319

1846

1586

2231

2260

Общая поддержка с.-х.

94328

96378

101011

130404

134142

% от ВВП

0,46

0,45

0,48

0,56

0,53

Китай

Показатель поддержки с.-х. производителей

185801

200038

250277

289292

273634

Поддержка общих услуг, в т.ч.

35838

29530

35360

32335

31713

– с.-х. образование и инновации

7492

7062

6102

4538

4492

– маркетинг и продвижение продукции

380

417

548

429

421

Общая поддержка с.-х.

221639

229568

285636

321627

305348

% от ВВП

1,60

1,61

1,95

1,81

1,69

Источник: составлено с использованием данных https://data-explorer.oecd.org [33].

 

Показатель поддержки сельхозтоваропроизводителя в России в 2022 г. составил 3796 млн долл. США, что более чем в 10 раз ниже, чем в США и в 72 раза ниже, чем в Китае. При этом за период 2018-2022 гг. данный показатель в России сократился более чем в два раза, в США – вырос на 9%, в Китае – на 32%.

Как уже было отмечено выше, узкими местами в сфере развития селекции и семеноводства являются распространение соответствующих знаний и разработку инноваций, а также система продвижения и маркетинга селекционно-семеноводческой продукции среди сельхозтоваропроизводителей. Согласно данным таблицы на сельскохозяйственное образование и инновации в России в 2022 гг. выделено 670 млн долл. США, причем этот показатель за 2018-2022 гг. снизился на 5,5%; на маркетинг и продвижение – 159 млн долл. США, за 2018-2022 гг. показатель увеличился в три раза.

Для сравнения приведем соответствующие показатели поддержки зарубежных стран. Итак, в США на сельскохозяйственное образование и инновации в 2022 г. было выделено 3013 млн долл. США, то есть в 4,5 раза больше, чем в России, на маркетинг и продвижение – 2260 млн долл. США, или в 14 раз больше, чем в России. При этом за 2018-2022 гг. выделяемые финансовые средства на поддержку сельскохозяйственного образования и разработку инноваций в США увеличились на 23%, на маркетинг и продвижение – в 1,7 раза.

В Китае на сельскохозяйственное образование и инновации в 2022 г. было выделено 4492 млн долл. США, то есть в 6,7 раза больше, чем в России, на маркетинг и продвижение – 421 млн долл. США, или в 2,6 раза больше, чем в России. При этом за 2018-2022 гг. выделяемые финансовые средства на поддержку сельскохозяйственного образования и разработку инноваций в Китае сократились в 1,7 раза, на маркетинг и продвижение – увеличились на 11%.

Таким образом можно заключить, что для России характерен существенный разрыв в сфере поддержки сельского хозяйства по сравнению со странами-лидерами по развитию сельского хозяйства, что свидетельствует о необходимости повышения уровня выделяемых финансовых средств на поддержку сельского хозяйства в целом, и в частности – на развитие системы профессионального образования и поддержку научных учреждений и компаний разработчиков инноваций в сфере сельского хозяйства, а также на систему маркетинга и продвижения продукции, что даст существенный толчок развития системы импортозамещения в сфере селекции и семеноводства.

Финансовое обеспечение в рамках Государственной программы «Аграрный бизнес» на 2021–2025 годы в Республике Беларусь в российских рублях составляет около 10 млрд рублей. Источниками финансирования выступают средства республиканского бюджета, в том числе субвенции, передаваемые из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей на финансирование расходов по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности; бюджетные кредиты областным бюджетам; средства местных бюджетов, включая бюджет г. Минска; кредиты банков; кредиты открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»; собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства; средства внебюджетного централизованного инвестиционного фонда Министерства энергетики и другие источники финансирования, не запрещенные законодательством [25].

Одним из направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 гг. является осуществление аграрной политики и обеспечение продовольственной безопасности под контролем Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. С этой целью в том числе будут сформированы соответствующие правовые основы Союзного государства; проведена научно-техническая и производственная кооперация в сфере сельского хозяйства Союзного государства; обеспечена передача информации в области фитосанитарного контроля в рамках интеграции Федеральной государственной информационной системы «Аргус-Фито» со стороны России и автоматизированной информационной системы «БЕЛФИТО» со стороны Республики Беларусь; унифицированы нормативные правовые акты в области обеспечения наблюдений за карантинным фитосанитарным состоянием территорий Союзного государства [27, 28].

В 2021 г. главы государств ЕАЭС определили направления унификации законодательства в сферах испытания сортов и семеноводства до 2026 года. На заседании ЕЭК в декабре 2023 г. приняты рекомендации по унификации требований к упаковке и маркировке семян сельскохозяйственных растений. «В частности, предложены общие подходы к унификации требований к видам и качеству упаковки (тары), ярлыку (этикетке) и содержанию информации в нем, обеспечивающих идентификацию семян и являющихся носителями сведений об их происхождении и качестве в зависимости от категорий (этапов воспроизводства сорта, этапов размножения семян) и назначения использования семян» [29]. Это будет способствовать развитию общего рынка семян в странах ЕАЭС.

Согласованность национального законодательства с нормами права ЕАЭС в странах Союзного государства достигается посредством использования терминологического единства понятийного аппарата, установления правил ввоза и вывоза продукции [21].

С целью успешного импортозамещения в сфере семеноводства Союзного государства необходимо следующее:

– формирование единой информационной системы в сфере семеноводства;

– унификация методик оценки сортовых и посевных качеств семян;

- создание единого реестра сортов сельскохозяйственных растений;

- создание единого рынка семян;

– обеспечение гармонизации норм национального законодательства с нормами права ЕАЭС в сфере семеноводства [21];

– обеспечение правовой охраны селекционных достижений и прав селекционеров на получаемые сорта с выплатой роялти, которая означает не просто повышение зарплаты сотрудникам селекционных компаний, а в первую очередь развитие материально-технической базы. Роялти позволит получить селекционным центрам дополнительно 7-9 млрд руб., а затраты аграриев на гектар при уплате роялти увеличатся всего на 0,5% [17, 30];

– разработка международного договора в рамках ЕАЭС о генетических ресурсах растений, что позволит формировать единый банк данных, унифицировать законодательство государств-членов в этой сфере [22].

Для ускорения процессов импортозамещения семян и гибридов в странах Союзного государства предусмотрен широкий спектр мер государственной поддержки. Однако ускоренный переход на отечественные семена и гибриды может создать дополнительные риски падения эффективности производства в агропромышленном комплексе Союзного государства в случае, если отечественные сорта и гибриды будут уступать по продуктивности импортным.

Поддержка импортозамещения в сфере селекции и семеноводства России включает следующие меры:

- увеличен размер возмещения по капитальным затратам на строительство селекционно-семеноводческих центров с 20 до 50%;

- стимулируется спрос на семена, произведенные в рамках ФНТП, за счет возмещения до 70% затрат на их приобретение;

– льготное кредитование;

– квотирование импорта семян зарубежной селекции;

– модернизация научной инфраструктуры.

Модернизация научной инфраструктуры включает создание селекционно-семеноводческих центров, приобретение специализированной сельскохозяйственной техники [31].

С целью прослеживаемости семян вводится информационная система ФГИС «Семеноводство», где с 1 сентября 2024 г. для всех участников российского рынка семян регистрация обязательна. Эта база данных будет включать сведения о производителе, месте производства, истории создания конкретных семян и гибридов, что позволит располагать информацией о современных селекционных достижениях, наличии посевного материала с конкретными характеристиками, зарубежных семенах и гибридах [31].

В свою очередь, исследование зарубежного опыта позволило российским ученым выявить характерные особенности развития семеноводческой отрасли. Так, в развитых странах селекционная работа представлена в университетах, научных центрах, и частных фирмах с первичным семеноводством в высокоспециализированных компаниях и вторичным семеноводством в репродукторных хозяйствах, размещенных в наиболее благоприятных агроклиматических условиях. При этом существует четкая диверсификация деятельности в сфере семеноводства: фундаментальные селекционные исследования, обучение, организация информации, контроль качества осуществляются преимущественно в госучреждениях; производство семенной продукции, доработка, распределение, маркетинг – в частных семеноводческих фирмах. Эффективное функционирование семеноводческой отрасли развитых стран обеспечивается интеграцией государственного и частного секторов. Финансирование осуществляют государственные агентства и учреждения, банки государственного и частного секторов, различные кредитные агентства [30].

Поддержка импортозамещения в сфере селекции и семеноводства Республики Беларусь включает следующие меры:

– введение семян отдельных культур (картофель, рожь, пшеница, сахарная свекла и др.) в качестве одной из приоритетных групп продуктов, по которым должна обеспечиваться продовольственная и национальная безопасность Республики Беларусь (в том числе путем изменения и дополнения Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г. и иных актов законодательства);

– увеличение сумм ассигнований из государственного бюджета на раздел «Финансирование научно-исследовательской работы», а также количества грантов, выделяемых на проведение селекции и семеноводства по полному циклу работ;

– освобождение доходов и прибыли субъектов, занятых селекцией и семеноводством, от всех видов налогов в течение первых десяти лет, получаемых от основных результатов их деятельности;

– определение возможности направления средств инновационных фондов не только профильных министерств и ведомств, но и остальных субъектов, на проведение НИР в области селекции и семеноводства;

– повышение материальной заинтересованности и изменение систем оплаты труда кадров, задействованных при выполнении НИР и НИОКР в области селекции и семеноводства, а также смежных сферах;

– освобождение от всех видов таможенно-тарифного регулирования ввоза на территорию Республики Беларусь (и ЕАЭС) семян (в том числе используемых при селекции) сельскохозяйственных растений, не производимых в ЕАЭС;

– развитие патентного законодательства и механизмов капитализации прав интеллектуальной собственности на новые сорта (в том числе создание системы роялти);

– создание условий для открытия семеноводческих заводов, на которых производимые семена сельскохозяйственных культур будут соответствовать мировым стандартам качества;

– внедрение механизма единой субсидии для товаропроизводителей овощной продукции (стимулирующего и компенсирующего характера);

– разработка целевых показателей и индикаторов производства сельскохозяйственной продукции с применением семян белорусской селекции [32].

В целях развития семеноводческой отрасли Союзного государства нужно разработать меры поддержки как государственных, так и частных организаций, занимающихся селекцией и семеноводством в России и Республике Беларусь, а также механизм частно-государственного сотрудничества. Для стимулирования развития частной селекции нужно: организовать выделение грантов на разработку конкретных сортов; открыть селекционерам доступ к государственным коллекциям генетических ресурсов растений; субсидировать часть затрат на обновление материально-технической базы; создать нормативно-правовые условия, гарантирующие права и доходность деятельности селекционера и максимально защищать его права на государственном уровне как внутри страны, так и за рубежом.

В сфере государственной селекции необходимо определить объем требуемых сортов и размещать государственные заказы на их производство; оказывать государственную поддержку на этапе доработки, продвижения, логистики и хранения семян; своевременно обновлять материально-техническую базу; совершенствовать систему подготовки кадров в сфере селекции [34].

Заключение. Импортозамещению в сфере семеноводства способствуют углубляющиеся многосторонние торгово-экономические связи между Россией и Республикой Беларусь, что позволяет существенно облегчить движение товаров и услуг, создает благоприятные условия для разработки совместных научно-инновационных проектов по модернизации и техническому перевооружению субъектов агропромышленного комплекса, обмену опытом и передаче передовых технологий. Необходимыми условиями для успешного проведения импортозамещения в сфере семеноводства Союзного государства являются следующие: гармонизация законодательства двух стран с целью снижения различий в правовом регулировании, устранений административных барьеров и облегчения взаимодействия между производителями обеих стран; масштабная государственная поддержка, включающая целевые федеральные программы, достаточный объем инвестиций, льготные и налоговые кредиты для селекционно-семеноводческих организаций; развитие информационно-консультационной деятельности; внедрение инноваций и цифровых технологий; совершенствование системы подготовки кадров; развитие маркетинга в сфере продвижения национальных сортов и гибридов, включая сервисную составляющую. Это приведет к созданию конкурентоспособной системы семеноводства стран Союзного государства, которая позволит обеспечить достижение установленных целевых показателей самообеспечения семенами основных сельскохозяйственных культур.

Список литературы

1. Россия взяла курс на технологический суверенитет [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/news/569/108256/ (дата обращения: 15.08.2024).

2. Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. – Владим. Гос. ун-т им. А.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. – 119 с.

3. Дятченко, Л. Я. Теоретические аспекты формирования социально-технологической культуры и социально-технологического мышления менеджеров / Л. Я. Дятченко, В. П. Бабинцев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2011. – № 2(97). – С. 110-120.

4. Эффективно работающая схема любого процесса [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-223835416_20 (дата обращения: 15.08.2024).

5. Отличия Скиллант от существующих методик и программ обучения [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-223835416_21 (дата обращения: 15.08.2024).


Войти или Создать
* Забыли пароль?