Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 378.11 Руководство высшими учебными заведениями. Ученый совет. Ректоры, проректоры. Деканы
В настоящей статье раскрываются проблемы подготовки специалистов и управленцев различных уровней, обладающих технологическим мышлением и способных трудиться в условиях формирующегося технологического суверенитета. Предложено осуществлять подготовку и переподготовку кадров с применением инновационной технологии «Скиллант». Рассмотрены основные преимущества данной технологии, особенности алгоритма внедрения, кратко освещен опыт ее применения в системе дополнительного профессионального образования Уральского государственного горного университета.
инновационные подходы, управленцы, специалисты, технологическое мышление, технологический суверенитет, управленческие системы, инновационная методика «Скиллант»
Введение. В 2023 году Россия взяла курс на формирование технологического суверенитета. Много и правильно говорится о создании собственных, уникальных, глобальных конкурентных решений в медицине, экологии, энергетике, сельском хозяйстве, промышленности, в области безопасности, в первую очередь в сфере IT [1].
Совершенно естественно и понятно, что данная задача не может быть решена без грамотного управления процессами создания и внедрения необходимых технологий [2,3].
Поэтому существует ещё одна важнейшая сфера технологического суверенитета: формирование технологического подхода к управлению, развитие технологического мышления специалистов-управленцев.
Опыт построения управленческих систем на предприятиях показывает, что технологизации производственных, управленческих и бизнес-процессов недостаточно, их эффективность не будет высокой, если не сформированы технологичные «мягкие» навыки у каждого управленца.
Эффективно работающая схема любого процесса [4] выглядит следующим образом, рис. 1.
Рисунок 1 – Универсальная эффективно работающая схема любого процесса
Только при соблюдении всех этих пяти условий процесс может привести к нужному результату и сделать этот результат достаточно эффективным.
Методика исследования. В процессе проведенных исследований, изучения специальной литературы и наблюдений применялись общенаучные методы (монографический, а в отдельных случаях контент-анализ).
Результаты исследования. Одной из главных проблем, не позволяющей сегодня в должной мере выполнить задачу формирования технологического суверенитета, является отсутствие у специалистов и управленцев технологического мышления. Это выражается в том, что далеко не все управленцы понимают, что технологизировать можно не только производственные процессы, но и все остальные, включая личные управленческие навыки. Причина этого, в том числе, в том, что при обучении управленцев не используются методики обучения, позволяющие сформировать нужный технологический подход.
К чему приводят такие ошибки на практике:
- Руководители не могут спланировать реальные результаты и поставить конкретные задачи исполнителям, соответственно, нет понимания того, как должен пройти процесс достижения результата.
- Руководители не могут правильно и эффективно организовать процессы, в том числе и по созданию новых технологий. Как следствие, часть действий, необходимых и обязательных для получения результата, не фиксируется и не выполняется, соответственно, результат становится либо недостижимым, либо случайным.
- Руководители не могут правильно выбрать, оценить и проконтролировать применение необходимых инструментов. По этой причине результаты становятся неэффективными, либо слишком затратными.
- Руководители не могут выстроить правильный алгоритм действий, что приводит к остановке процесса до тех пор, пока нужное действие не будет сделано в свою очередь.
- Руководители не могут организовать работу своих подчиненных так, чтобы они мотивированно и эффективно выполняли действия с должным уровнем усилий и компетенций.
В результате, огромные затраты финансов и человеческих ресурсов тратятся впустую, а. главное, теряется время, необходимое для скорейшего создания системы технологической безопасности страны.
В ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» решили исправить данную ситуацию с помощью внедрения инновационной методики формирования технологического мышления при подготовке специалистов и управленцев «Скиллант».
Суть методики состоит в следующем:
- Формируется результат, которому необходимо обучить специалиста, например, «Как ставить задачи и организовать процесс их выполнения».
- Определяются основные навыки, которыми должен владеть специалист для получения нужного результата. Например, для данной поставленной задачи:
- Как отличить задачу от цели и принять решение о ее выполнении;
- Как определить желаемый результат и его критерии;
- Как правильно сформулировать задачу;
- Как выбрать оптимального исполнителя задачи;
- Как правильно поставить задачу исполнителю;
- Как мотивировать исполнителя на выполнение задачи;
- Как проверить понимание исполнителем задачи и процесса выполнения;
- Как организовать контроль выполнения задачи;
- Как правильно провести оценку выполнения задачи;
- Как подготовить исполнителя к выполнению следующих задач.
- По каждому навыку разрабатывается технологический процесс, включающий в себя обязательные действия, необходимые для получения результат, в определенном алгоритме.
- Внутри технологического процесса фиксируются точки входа, процессные действия и результаты каждого действия.
- При необходимости точки входа и результаты каждого действия оцифровываются и становятся измеримыми, позволяя контролировать достижение и эффективность каждого полученного результата.
- Внутри технологических действий предлагаются основные инструменты, позволяющие обеспечить необходимую эффективность каждого действия и результата.
- Освоение курса проходит в форме практического пошагового выполнения обучаемым всех технологических действий применительно к собственной конкретной задаче.
- Для формирования и закрепления технологического подхода к организации процессов, обучающая методика не позволяет перейти к выполнению следующего действия, не сделав предыдущего. Таким образом, гарантируется выполнение всех необходимых действий, без которых получение результата невозможно.
- При необходимости обучаемый выходит на обратную связь и преподавателем, который легко может определить какие действия не сделаны, либо какие инструменты применены не до конца, чтобы быстро скорректировать обучающий процесс.
- Освоение курса заканчивается получением обучаемым нужного результата решения собственной конкретной задачи.
Отличительные признаки и преимущества применения инновационной методики «Скиллант» представлены на рис.2.
Рисунок 2 – Отдельные преимущества применения методики «Скиллант». Разработано авторами по: [5]
Ещё одна важнейшая особенность применения методики «Скиллант» заключается в возможности замера и контроля навыков освоения и применения полученных знаний слушателями в реальных ситуациях на практике. Поэтапная технология освоения получаемых знаний не только формирует измеряемые устойчивые навыки, но и повышает мотивацию слушателей на дальнейшее освоение специальности за счёт получения опыта положительного решения существующих реальных задач. Данный подход позволяет усилить перевод полученных теоретических знаний в практическую плоскость, как того требует сегодняшняя ситуация и направленность на технологизацию российской промышленности.
На текущий момент в ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» дисциплины на основе инновационной методики «Скиллант» внедряются в рамках дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление», «Управление человеческими ресурсами», «Охрана труда». В новом учебном году планируется расширить перечень программ дополнительного профессионального образования, в которых будут внедрены дисциплины на базе данной методики.
Заключение. Таким образом, можно сделать обоснованный вывод о необходимости внедрения подобных инновационных методик во всех учебных заведениях России.
Результатом такого инновационного обучения будет приход на предприятия специалистов, обладающих необходимым технологическим мышлением и умеющих решать задачи формирования технологического суверенитета России, поставленные руководством страны.
1. Россия взяла курс на технологический суверенитет [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/news/569/108256/ (дата обращения: 15.08.2024).
2. Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. – Владим. Гос. ун-т им. А.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. – 119 с.
3. Дятченко, Л. Я. Теоретические аспекты формирования социально-технологической культуры и социально-технологического мышления менеджеров / Л. Я. Дятченко, В. П. Бабинцев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2011. – № 2(97). – С. 110-120.
4. Эффективно работающая схема любого процесса [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-223835416_20 (дата обращения: 15.08.2024).
5. Отличия Скиллант от существующих методик и программ обучения [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-223835416_21 (дата обращения: 15.08.2024).