ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УПРАВЛЕНЦЕВ И СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье раскрываются проблемы подготовки специалистов и управленцев различных уровней, обладающих технологическим мышлением и способных трудиться в условиях формирующегося технологического суверенитета. Предложено осуществлять подготовку и переподготовку кадров с применением инновационной технологии «Скиллант». Рассмотрены основные преимущества данной технологии, особенности алгоритма внедрения, кратко освещен опыт ее применения в системе дополнительного профессионального образования Уральского государственного горного университета.

Ключевые слова:
инновационные подходы, управленцы, специалисты, технологическое мышление, технологический суверенитет, управленческие системы, инновационная методика «Скиллант»
Текст

Введение. В 2023 году Россия взяла курс на формирование технологического суверенитета. Много и правильно говорится о создании собственных, уникальных, глобальных конкурентных решений в медицине, экологии, энергетике, сельском хозяйстве, промышленности, в области безопасности, в первую очередь в сфере IT [1].

Совершенно естественно и понятно, что данная задача не может быть решена без грамотного управления процессами создания и внедрения необходимых технологий [2,3].

Поэтому существует ещё одна важнейшая сфера технологического суверенитета: формирование технологического подхода к управлению, развитие технологического мышления специалистов-управленцев.

Опыт построения управленческих систем на предприятиях показывает, что технологизации производственных, управленческих и бизнес-процессов недостаточно, их эффективность не будет высокой, если не сформированы технологичные «мягкие» навыки у каждого управленца.

Эффективно работающая схема любого процесса [4] выглядит следующим образом, рис. 1.

 

Рисунок 1 – Универсальная эффективно работающая схема любого процесса

Только при соблюдении всех этих пяти условий процесс может привести к нужному результату и сделать этот результат достаточно эффективным.

Методика исследования. В процессе проведенных исследований, изучения специальной литературы и наблюдений применялись общенаучные методы (монографический, а в отдельных случаях контент-анализ).

Результаты исследования. Одной из главных проблем, не позволяющей сегодня в должной мере выполнить задачу формирования технологического суверенитета, является отсутствие у специалистов и управленцев технологического мышления. Это выражается в том, что далеко не все управленцы понимают, что технологизировать можно не только производственные процессы, но и все остальные, включая личные управленческие навыки. Причина этого, в том числе, в том, что при обучении управленцев не используются методики обучения, позволяющие сформировать нужный технологический подход.

К чему приводят такие ошибки на практике:

  1. Руководители не могут спланировать реальные результаты и поставить конкретные задачи исполнителям, соответственно, нет понимания того, как должен пройти процесс достижения результата.
  2. Руководители не могут правильно и эффективно организовать процессы, в том числе и по созданию новых технологий. Как следствие, часть действий, необходимых и обязательных для получения результата, не фиксируется и не выполняется, соответственно, результат становится либо недостижимым, либо случайным.
  3. Руководители не могут правильно выбрать, оценить и проконтролировать применение необходимых инструментов. По этой причине результаты становятся неэффективными, либо слишком затратными.
  4. Руководители не могут выстроить правильный алгоритм действий, что приводит к остановке процесса до тех пор, пока нужное действие не будет сделано в свою очередь.
  5. Руководители не могут организовать работу своих подчиненных так, чтобы они мотивированно и эффективно выполняли действия с должным уровнем усилий и компетенций.

В результате, огромные затраты финансов и человеческих ресурсов тратятся впустую, а. главное, теряется время, необходимое для скорейшего создания системы технологической безопасности страны.

В ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» решили исправить данную ситуацию с помощью внедрения инновационной методики формирования технологического мышления при подготовке специалистов и управленцев «Скиллант».

Суть методики состоит в следующем:

  1. Формируется результат, которому необходимо обучить специалиста, например, «Как ставить задачи и организовать процесс их выполнения».
  2. Определяются основные навыки, которыми должен владеть специалист для получения нужного результата. Например, для данной поставленной задачи:
  • Как отличить задачу от цели и принять решение о ее выполнении;
  • Как определить желаемый результат и его критерии;
  • Как правильно сформулировать задачу;
  • Как выбрать оптимального исполнителя задачи;
  • Как правильно поставить задачу исполнителю;
  • Как мотивировать исполнителя на выполнение задачи;
  • Как проверить понимание исполнителем задачи и процесса выполнения;
  • Как организовать контроль выполнения задачи;
  • Как правильно провести оценку выполнения задачи;
  • Как подготовить исполнителя к выполнению следующих задач.
  1. По каждому навыку разрабатывается технологический процесс, включающий в себя обязательные действия, необходимые для получения результат, в определенном алгоритме.
  2. Внутри технологического процесса фиксируются точки входа, процессные действия и результаты каждого действия.
  3. При необходимости точки входа и результаты каждого действия оцифровываются и становятся измеримыми, позволяя контролировать достижение и эффективность каждого полученного результата.
  4. Внутри технологических действий предлагаются основные инструменты, позволяющие обеспечить необходимую эффективность каждого действия и результата.
  5. Освоение курса проходит в форме практического пошагового выполнения обучаемым всех технологических действий применительно к собственной конкретной задаче.
  6. Для формирования и закрепления технологического подхода к организации процессов, обучающая методика не позволяет перейти к выполнению следующего действия, не сделав предыдущего. Таким образом, гарантируется выполнение всех необходимых действий, без которых получение результата невозможно.
  7. При необходимости обучаемый выходит на обратную связь и преподавателем, который легко может определить какие действия не сделаны, либо какие инструменты применены не до конца, чтобы быстро скорректировать обучающий процесс.
  8. Освоение курса заканчивается получением обучаемым нужного результата решения собственной конкретной задачи.

Отличительные признаки и преимущества применения инновационной методики «Скиллант» представлены на рис.2.

 

 

Рисунок 2 – Отдельные преимущества применения методики «Скиллант». Разработано авторами по: [5]

 

Ещё одна важнейшая особенность применения методики «Скиллант» заключается в возможности замера и контроля навыков освоения и применения полученных знаний слушателями в реальных ситуациях на практике. Поэтапная технология освоения получаемых знаний не только формирует измеряемые устойчивые навыки, но и повышает мотивацию слушателей на дальнейшее освоение специальности за счёт получения опыта положительного решения существующих реальных задач. Данный подход позволяет усилить перевод полученных теоретических знаний в практическую плоскость, как того требует сегодняшняя ситуация и направленность на технологизацию российской промышленности.

На текущий момент в ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» дисциплины на основе инновационной методики «Скиллант» внедряются в рамках дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление», «Управление человеческими ресурсами», «Охрана труда». В новом учебном году планируется расширить перечень программ дополнительного профессионального образования, в которых будут внедрены дисциплины на базе данной методики.

Заключение. Таким образом, можно сделать обоснованный вывод о необходимости внедрения подобных инновационных методик во всех учебных заведениях России.

Результатом такого инновационного обучения будет приход на предприятия специалистов, обладающих необходимым технологическим мышлением и умеющих решать задачи формирования технологического суверенитета России, поставленные руководством страны.

 

Список литературы

1. Россия взяла курс на технологический суверенитет [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/news/569/108256/ (дата обращения: 15.08.2024).

2. Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. – Владим. Гос. ун-т им. А.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. – 119 с.

3. Дятченко, Л. Я. Теоретические аспекты формирования социально-технологической культуры и социально-технологического мышления менеджеров / Л. Я. Дятченко, В. П. Бабинцев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2011. – № 2(97). – С. 110-120.

4. Эффективно работающая схема любого процесса [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-223835416_20 (дата обращения: 15.08.2024).

5. Отличия Скиллант от существующих методик и программ обучения [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-223835416_21 (дата обращения: 15.08.2024).


Войти или Создать
* Забыли пароль?