В статье рассматривается компетентностный подход к подготовке персонала, определяющий, в конечном счете, уровень образованности граждан в государстве. Рефлексия рассматривается в статье как один из важных факторов в формировании компетентности. Для реализации компетентностного подхода необходимо массово привлекать к образовательному процессу практиков.
слова: рефлексия, компетенции, уровень образованности, преобразование знаний в компетенции
Рефлексия — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; … в конечном счете, есть осознание практики, предметного мира культуры [1].
Рефлексия — обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, … входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д. [2].
Как видно из приведенных определений, рефлексия непосредственно связана с полученными знаниями и с обращением человеком этих знаний на самого себя. По мнению авторов, следует увязать рефлексию с получаемыми знаниями и превращением их в компетенции.
По мнению Г. П. Щедровицкого, «…надо воспитывать через обучение, реально этого сделать нельзя … я должен поработать с отстающими, дать задание, рассказать новый материал, — в лучшем случае лишь немного индивидуализации, ничего больше. И я должен передавать им знания» [3].
И далее Щедровицкий поясняет «… был учитель, который одновременно выступал и как ученый. И он передавал знания применительно к некоторым ситуациям. А в ситуациях действовал его ученик.
…Теперь … учит один, а вырабатывает знания другой … ученый производит знания не для той ситуации, в которой обучает учитель, и не для той ситуации, в которой ученик применяет знания. Он начинает производить «знания вообще» [3].
1. Большая советская энциклопедия.
2. Википедия.
3. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. 800 с.
4. Карпенко М. П. Монография «Когномика» (глава 5). obr-econ.muh.ru›content/doc/110620_eo_04.doc (дата обращения: 26.05.2013).
5. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2001. 296 с.
6. Комаров Н. М., Иванова Н. В., Сафронов В. М., Комаров К. Н. Инфографическое моделирование конкурентоспособности специалистов. http://naukovedenie.ru/PDF/75evn113.pdf (дата обращения: 26.05.2013).
7. Комаров Н. М., Иванова Н. В., Сафронов В. М., Новожонов С. Г. Влияние высокотехнологичности на формирование требований к профессиональной компетентности специалистов // Науковедение. 2012. № 4 (Экономика и менеджмент).