ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Геометро-графическая подготовка является неотъемлемой частью образования студентов технических специальностей. Она направлена на развитие навыков работы с геометрическими и графическими моделями, что позволяет студентам успешно решать задачи, связанные с проектированием и конструированием. В данной статье рассмотрены направления развития геометро-графической подготовки в современных условиях, а также ее влияние на формирование профессиональных компетенций у студентов. Описывается исследование, проведенное в 2022–2023 учебном году в Уральском государственном университете путей сообщения (г. Екатеринбург) с целью выявить недочеты существующей методики геометро-графической подготовки и разработать предложения по ее корректировке. В основу современной педагогической деятельности легли информационные технологии, системы электронного обучения, интерактивные методы преподавания. Много говорится о требованиях, предъявляемых к студентам для успешного изучения дисциплины (начальная подготовка, умение работать с информацией, быстрое овладение навыками работы в специализированных программах), но также стоит выделить и качества, необходимые преподавателю для обеспечения успешного образовательного процесса: умение вести электронный учебный курс, общение со студентами опосредованно через специальные учебные платформы, способность перестраиваться к новым вызовам современного мира (внедрение электронного обучения, пандемия COVID-19, изложение материала на понятных для современных студентов примерах). Современные требования к инженерам и конструкторам высоки – им необходимо обладать широким спектром знаний и навыков для эффективного выполнения проектной работы. Грамотное использование графических программ и приложений, а также умение работать с трехмерными моделями – это лишь некоторые из ключевых компетенций в данной области. Развитие геометро-графической подготовки позволяет студентам овладевать этими навыками уже на этапе обучения, что придает им преимущество при поиске работы и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Ключевые слова:
высшее образование, геометро-графическая подготовка, начертательная геометрия, инженерная графика, компьютерная графика
Список литературы

1. Белавина Т.В. Роль дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» в развитии пространственного мышления у студентов инженерных специальностей [Текст] / Т.В. Белавина, М.Р. Саляхова // Гуманитарные науки в XXI веке. — 2023. — № 22. С. 30–41. — URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_50526657_75914895.pdf (дата обращения:06.10.2023)

2. Бояшова Е.П. Особенности дистанционного обучения геометро-графическим дисциплинам с использованием методов конструктивного геометрического моделирования [Текст] / Е.П. Бояшова // Геометрия и графика. — 2021. — Т. 9. — № 3. — С. 46–56. — DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-3-46-56 EDN: https://elibrary.ru/BMQLPO

3. Вышнепольский В.И. Методические системы подготовки и проведения олимпиад и развития интеллектуальных способностей студентов в РТУ МИРЭА [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.С. Кадыкова, А.В. Ефремов, К.Т. Егиазарян // Геометрия и графика. — 2023. — Т. 11. № 1. — С. 44–60. — DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2023-111-44-60 DOI: https://doi.org/10.12737/2308-4898-2023-11-1-44-60; EDN: https://elibrary.ru/LJSLHB

4. Игнатьев С.А. Повышение наглядности представления изучаемых в начертательной геометрии объектов [Текст] / С.А. Игнатьев, Э.Х. Муратбакеев, М.В. Воронина // Геометрия и графика. — 2022. — Т. 10. — № 1. С. 44–53. — DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-1-44-53 EDN: https://elibrary.ru/CZOCAK

5. Игнатьев С.А. Технологии тестирования в оценке предметной готовности студентов к изучению геометро-графических дисциплин вуза [Текст] / С.А. Игнатьев, З.О. Третьякова, А.И. Фоломкин. // Геометрия и графика. — 2019. — Т. 7. — № 4. — С. 65–75. — DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-65-75 EDN: https://elibrary.ru/ULRDAU

6. Игнатьев С.А. Электронная обучающая среда MOODLE как эффективное средство организации обучения начертательной геометрии в условиях пандемии COVID-19 [Текст] / С.А. Игнатьев, А.И. Фоломкин, З.О. Третьякова, К.О. Глазунов // Геометрия и графика. — 2020. — Т. 8. — № 3. — С. 52–66. — DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-52-66 EDN: https://elibrary.ru/FIFSXI

7. Козлова И.А. Графические дисциплины и информатизация инженерного образования [Текст] / И.А. Козлова, Р.Б. Славин, Б.М. Славин // Геометрия и графика. 2022. — Т. 10. — № 4. — С. 35–45. — DOI:https://doi.org/10.12737/23084898-2022-10-4-35-45 DOI: https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-4-35-45; EDN: https://elibrary.ru/FXHKNJ

8. Мальцева Г.А. Исследование олимпиад по графическим дисциплинам для развития интеллектуальных и творческих способностей студентов [Электронный ресурс] / Г.А. Мальцева, О.В. Бразговка, Н.В. Кнапнугель, Д.В. Сорокин // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. — Т. 11. — № 3. — URL: https://mir-nauki.com/ PDF/34PDMN323.pdf (дата обращения: 06.10.2023).

9. Милюков П.А. Роль начертательной геометрии в развитие графической культуры новый взгляд на графические образы [Текст] / П.А. Милюков // Педагогический журнал. — 2023. — Т. 13. — № 5. — С. 351–361. DOI:https://doi.org/10.34670/AR.2023.28.51.038 EDN: https://elibrary.ru/RADHTG

10. Назарова Ж.А. Графическая подготовка студентов с применением форм дистанционного обучения [Текст] / Ж.А. Назарова // Геометрия и графика. 2022. — Т. 10. — № 4. — С. 59–66. — DOI:https://doi.org/10.12737/23084898- 2022-10-4-59-66 DOI: https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-4-59-66; EDN: https://elibrary.ru/QRXWFM

11. Назарова Ж.А. Начертательная геометрия — неотъемлемая составляющая современного технического образования или пережитки прошлого? [Текст] / Ж.А. Назарова // Современные наукоемкие технологии. — 2022. — № 1. — С. 166–170. — DOI: 10.17513/ snt.39027 DOI: https://doi.org/10.17513/snt.39027; EDN: https://elibrary.ru/JVYYZH

12. Назарова Ж.А. Перспективы развития графической подготовки студентов технических вузов [Текст] / Ж.А. Назарова // Омский научный вестник. — 2023. № 2. — С. 67–72. — DOI:https://doi.org/10.25206/1813-8225-2023-18667-72 DOI: https://doi.org/10.25206/1813-8225-2023-186-67-72; EDN: https://elibrary.ru/CEZKNC

13. Палий Н.В. Системный подход к обучению студентов возможностям современного системного проектирования [Текст] / Н.В. Палий // Геометрия и графика. 2023. — Т. 11. — № 4. — С. 52–60. — DOI:https://doi.org/10.12737/23084898-2024-11-4-52-60 DOI: https://doi.org/10.12737/2308-4898-2024-11-4-52-60; EDN: https://elibrary.ru/CCSXLF

14. Савельев Ю.А. Вычислительная графика в решении нетрадиционных инженерных задач [Текст] / Ю.А. Савельев, Е.Ю. Черкасова // Геометрия и графика. 2020. — Т. 8. — № 1. — С. 33–44. — DOI:https://doi.org/10.12737/23084898-2020-33-44 DOI: https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-33-44; EDN: https://elibrary.ru/YBMQZU

15. Савельев Ю.А. Компьютерная методика изучения начертательной геометрии. Техническое задание [Текст] / Ю.А. Савельев, Е.В. Бабич // Геометрия и графика. — 2018. — Т. 6. — № 1. — С. 67–74. — DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5ad09d62e8a792.47611365 EDN: https://elibrary.ru/YWMSER

16. Сальков Н.А. Основные причины плохого усвоения начертательной геометрии [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. — 2021. — Т. 9. — № 2. — С. 3–11. DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-2-3-11 EDN: https://elibrary.ru/WSYIIX

17. Сальков Н.А. Роль начертательной геометрии в техническом образовании [Текст] / Н.А. Сальков // Журнал естественно-научных исследований. — 2023. — Т. 8. № 2. — С. 27–33. EDN: https://elibrary.ru/TGILVL

18. Семагина Ю.В. Начертательная геометрия сегодня: проблемы и перспективы [Текст] / Ю.В. Семагина, Е.С. Козик, М.А. Ванчинова // Геометрия и графика. — 2023. — Т. 11. — № 4. — С. 43–51. — DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2024-11-4-43-51 EDN: https://elibrary.ru/QGRKGV

19. Славин Р.Б. Разработка системы полуавтоматического моделирования трехмерных изображений [Текст] / Р.Б. Славин, Н.С. Каргин, Б.М. Славин // Геометрия и графика. — 2023. — Т. 11. — № 2. — С. 47–55. — DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2023-11-2-47-55 EDN: https://elibrary.ru/MGENNJ

20. Столбова И.Д. К вопросу о готовности преподавательских кадров к цифровому обучению [Текст] / И.Д. Столбова, К.Г. Носов, Л.С. Тарасова // Геометрия и графика. — 2022. — Т. 10. — № 1. — С. 24–35. — DOI:https://doi.org/10.12737/23-08-4898-2022-10-1-24-35 DOI: https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-1-24-35; EDN: https://elibrary.ru/TPDHDG

21. Сухомлинова В.В. Графическая подготовка как ступень в приобретения профессии [Текст] / В.В. Сухомлинова // Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса: Юбилейный сборник научных трудов XV Международ. науч.-практич. конф. (Ростов-на-Дону, 2–4 марта 2022 г.) / Редколлегия: И.М. Донник [и др.]. — Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ-ПРИНТ, 2022. — С. 391–393. — DOI: 10.23947/ interagro.2022.391-393 DOI: https://doi.org/10.23947/interagro.2022.391-393; EDN: https://elibrary.ru/DRUXXW

22. Туркина Л.В. Витагенно-ориентированный подход в развитии пространственного мышления при изучении начертательной геометрии [Текст] / Л.В. Туркина // Международный журнал экспериментального образования. — 2023. — № 3. — С. 32–37. EDN: https://elibrary.ru/JFXTAA

23. Турутина Т.Ф. Применение информационных технологий в методике проверки графической грамотности будущих специалистов [Текст] / Т.Ф. Турутина, Д.В. Третьяков // Геометрия и графика. — 2020. Т. 8. — № 1. — С. 45–56. — DOI:https://doi.org/10.12737/2308-48982020-45-56 DOI: https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-45-56; EDN: https://elibrary.ru/IESXDP

24. Фисунова Л.В. Современная подготовка будущих инженеров агропромышленного комплекса на примере изучения начертательной геометрии [Текст] / Л.В. Фисунова, М.Д. Ширшова // Неделя молодежной науки — 2023: Сб. тр. Всерос. науч.-практич. конф. (Тюмень, 1–31 марта 2023 г.). — Тюмень: Гос. аграрный ун-т Северного Зауралья. — 2023. — С. 1165–1171. EDN: https://elibrary.ru/WEOPRW

25. Hüseynov Z.Q.O. Rİyazİyyat təlİmİ prosesİndə məntİqİ təfəkkürün və fəza təsəvvürünün formalaşmasinda qurma məsələsİ həllİnİn rolu [Текст] / Z.Q.O. Hüseynov, S.N.O. Əfəndİ // Elmi Xəbərlər. Sosial və Humanitar Elmlər Bölməsi. 2022. V. 18. I. 3, рр. 87–90.DOIhttps://doi.org/10.54758/16801245_2022_18_3_87 EDN: https://elibrary.ru/RGGJDM

26. Борбоева Г.М. Геометриялык фигуралардын “ыңгайлуу” сүрөттөлүшү мейкиндик ой жүгүртүүнү калыптандыруу каражаты катары [Текст] / Г.М. Борбоева, А. Сулайман Кызы, Б.К. Исманова // Вестник Ошского государственного университета. — 2023. — № 1. — С. 151–157. DOI:https://doi.org/10.52754/16948610_2023_1_18 EDN: https://elibrary.ru/ZNLIAS

27. Төрөгельдиева К.М. Маалыматтык технологияларды колдонуу менен жогорку класстын окуучуларынын мейкиндиктик ой жүгүртүүсүн калыптандыруу жана өнүктүрүү [Текст] / К.М. Төрөгельдиева, Г.Т. Жуманова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. — 2022. — № 5. — С. 182–186. — DOI: 10.26104/ NNTIK.2019.45.557 DOI: https://doi.org/10.26104/NNTIK.2019.45.557; EDN: https://elibrary.ru/HYMITE

Войти или Создать
* Забыли пароль?